Главная страница
Навигация по странице:

  • Кодовое обозначение таблицы Описание изображения

  • 1. Личностного опросника mmpi; Проективных методик_ Дом. Дерево.. 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево


    Скачать 2.2 Mb.
    Название1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево
    Дата10.05.2023
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Личностного опросника mmpi; Проективных методик_ Дом. Дерево..docx
    ТипДокументы
    #1119898
    страница8 из 20
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20

    Тематический апперцептивный тест (ТАТ)


  • Диагностика личности (черты характера, особенности мотивации, желаний, конфликтов и др.)

  • Данный тест весьма громоздкий и занимает много времени, если проводить его полностью и анализировать по всем правилам, изложенным Леонтьевым Д.А. Такой порядок необходим при экспертной работе, исследовательской деятельности. Обычно на полный тест уходит целая встреча, а то и две (около двух часов).

    Часто психологи сокращают количество картин (что в целом не противоречит правилам) и упрощают интерпретацию данных. Это оправданно еще и потому, что тест не является стандартизированным и строгим инструментом, как тесты на интеллект, например. Критики ТАТ заявляют о субъективности интерпретации результатов, впрочем, эта критика применима ко всем проективным тестам. Тем не менее, на практике проективные тесты активно используются.

    Перед началом тестирования нужно заранее подобрать те картины, которые планируется использовать. Это зависит от пола и возраста испытуемого. Ориентироваться нужно на символы на обороте картин:

    BM – для мужчин и юнош от 14 лет;

    GF – для женщин и девушек от 14 лет;

    BG – для подростков от 14 до 18 лет;

    MF – для мужчин и женщин от 18 лет.

    Испытуемому не следует говорить, что ему предстоит пройти тест или, что это тест на характер – такая формулировка вызывает сильную защитную реакцию. Лучше сказать, что это задание на воображение или задание на работоспособность.

    1. Работа с ТАТ начинается с предъявления инструкции. Обследуемый удобно сидит, настроившись работать по меньшей мере час-полтора, несколько таблиц (не более 3—4) лежат наготове изображением вниз. Инструкция состоит из двух частей. Первая часть инструкции должна зачитываться дословно наизусть, причем два раза подряд, невзирая на возможные протесты обследуемого. Текст первой части инструкции:

    «Я буду показывать Вам картины, Вы посмотрите на картину и, отталкиваясь от нее, составите рассказик, сюжет, историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом рассказике упомянуть. Вы скажете, что, по-Вашему, это за ситуация, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми. Кроме того, скажете, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем скажете, что будет после этой ситуации, в будущем по отношению к ней, что будет потом. Кроме того надо сказать, что чувствуют люди, изображенные на картине или кто-нибудь из них, их переживания, эмоции, чувства. И еще скажете, что думают люди, изображенные на картине, их рассуждения, воспоминания, мысли, решения».

    Эту часть инструкции нельзя изменять (за исключением формы обращения к обследуемому — на "вы" или на "ты", — которая зависит от конкретных отношений между ним и психологом). М.З.Дукаревич, которой принадлежит этот вариант инструкции, комментирует его следующим образом. Формула "отталкиваясь от нее" важна в связи с тем, что наша система школьного образования приучает нас сочинять рассказы по картинкам, здесь же задание принципиально иное — не расшифровывать то, что заложено в изображении, а, отталкиваясь от него, вообразить нечто. Слово "рассказик" намеренно употребляется с уменьшительным суффиксом, чтобы снять ассоциации с рассказом как литературной формой и тем самым принизить значимость задания, ослабить внутреннюю напряженность, которая может возникать у обследуемого. С этой же целью дается синонимический ряд "рассказик, сюжет, историю". В зависимости от своих индивидуальных особенностей обследуемый может связать смысл задания с любым из этих трех слов, что избавляет от риска неправильного понимания смысла задания, возможного в том случае, если ограничиться любым одним обозначением.

    Инструкция содержит выделение пяти моментов, которые должны присутствовать в рассказах: 1) момент (настоящее), 2) прошлое, 3) будущее, 4) чувства, 5) мысли. Многословность инструкции и большое число связующих и разделительных оборотов служат цели четко разграничить эти 5 моментов, избежав при этом нумерации: "во-первых, во-вторых и т.п." Инструкция предполагает возможность свободно варьировать порядок изложения. Каждый из этих пяти моментов также задан в виде синонимического ряда, допускающего широкий спектр индивидуальных интерпретаций и тем самым способствующего проекции на содержание рассказов индивидуального образа мира и индивидуальных способов переработки информации. Так, например, ряд "до этого момента, в прошлом по отношению к нему, раньше" открывает возможность говорить как о непосредственном прошлом, измеряемом часами или минутами, так и об отдаленном, даже историческом прошлом. То же относится к будущему и остальным пунктам инструкции. Например, одному ничего не говорит слово "эмоции", зато понятно слово "чувства", для Другого слово "чувства" относится к чему-то возвышенному, зато слово "переживания" вполне употребительно, для третьего же слово "переживания" обязательно означает что-то конфликтное, болезненное, а вот слово "эмоции" более нейтрально. Разные слова имеют для разных людей Разный личностный смысл. Употребление синонимических рядов позволяет избежать излишней смысловой однозначности ситуации для обследуемого и способствует тем самым проекции его собственных смыслов.

    После повторения дважды первой части инструкции следует своими словами и в любом порядке сообщить следующее (вторая часть инструкции):

    • "правильных" или "неправильных" вариантов не бывает, любой рассказ, соответствующий инструкции, хорош;

    • рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать заранее весь рассказ, а начинать сразу говорить первое, что придет в голову, а изменения или поправки можно ввести потом, если будет в этом нужда;

    • литературная обработка не требуется, литературные достоинства рассказов оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь. Какие-то частные вопросы можно будет задать по ходу. Последний пункт не вполне соответствует истине, поскольку в действительности логика рассказов, лексика и т.п. входят в число значимых диагностических показателей.

    После того, как обследуемый подтвердит, что он понял инструкцию, ему дается первая таблица. В том случае, если какие-то из пяти основных пунктов (например, будущее или мысли героев) будут отсутствовать в его рассказе, то основную часть инструкции следует повторить еще раз. То же самое можно сделать еще раз после второго рассказа, если и в нем будет упомянуто не все. Начиная с третьего рассказа инструкция больше не напоминается, а отсутствие в рассказе тех или иных моментов рассматривается как диагностический показатель. Если обследуемый будет задавать вопросы типа "Все ли я сказал?", то на них следует отвечать: "Если Вы считаете, что все, то рассказ закончен, переходите к следующей картинке, если считаете, что нет, и что-то нужно добавить, то добавьте". Такая конструкций должна присутствовать во всех ответах психолога на вопросы обследуемого: проговариваются все альтернативы. Иная форма ответа будет подталкивать обследуемого к определенному решению, что нежелательно.

    После окончания первого и второго рассказов следует спросить у обследуемого, не было ли других вариантов. Вопрос задается обязательно в прошедшем времени, чтобы обследуемый не воспринял его как задание. Если варианты были, их следует записать. После этого стоит переспросить об этом еще раз через некоторое время, пропустив несколько рассказов, и уже больше к этому не возвращаться.

    При возобновлении работы в начале второго сеанса необходимо спросить у обследуемого, помнит ли он, что нужно делать, и попросить его воспроизвести инструкцию. Если он правильно воспроизводит основные 5 пунктов, то можно начинать работать. Если какие-то моменты оказываются пропущены, необходимо напомнить "Вы забыли еще...", и после этого приступить к работе, более не возвращаясь к инструкции.

    Мюррей предлагает давать на втором сеансе измененную инструкцию с усиленным акцентом на свободе воображения: "Ваши первые десять рассказов были прекрасны, но Вы слишком ограничивали себя обыденной жизнью. Хотелось бы, чтобы Вы отвлеклись от нее и дали большую свободу своему воображению". Давать такую дополнительную инструкцию имеет смысл в том случае, если действительно первые рассказы отличались явной зажатостью и скудостью воображения. В противном случае она может сыграть негативную роль. Здесь, как и во всех других случаях, необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности обследуемого.

    Специальные инструкции требуются при работе с таблицей 16 (чистое белое поле). Нередко она не смущает обследуемого, и он без дополнительных инструкций дает полноценный рассказ. В этом случае единственное, что следует сделать — это по окончании рассказа попросить представить другую ситуацию и сочинить еще один рассказ. Когда и он будет завершен, следует попросить сделать то же самое в третий раз. Дело в том, что таблица 16 выявляет актуально значимые проблемы обследуемого. Однако в том случае, если работают механизмы психологической защиты» препятствующие свободному проявлению в этом рас сказе личностных проблем, то эта актуальная проблематика в первом сюжете вытесняется, а во втором и особенно в третьем проявляется наиболее ярко. Если защита не настолько сильна, то наиболее информативным будет первый вариант.

    Обследуемый может после некоторой паузы начать абстрактно-философские рассуждения о белом свете или о таких вещах как свет, чистота и т.п. В этом случае, когда он кончит эти рассуждения, ему следует сказать: "Дело не в том, что это белое, чистое и т.д., а в том, что Вы можете представить себе на этом месте любую картину, и дальше работать с ней как с остальными. Что Вы здесь представляете себе?" Когда обследуемый даст описание ситуации, его следует попросить составить рассказ. Если он начнет сразу с рассказа, после его окончания следует попросить обследуемого описать воображаемую картину, послужившую основой для рассказа. Следует пресекать попытки представить на белом поле какую-то известную, реально существующую картину. "Это Репин, а Вы сочините свое — что бы Вы изобразили, если бы были художником". В этом случае также требуются три варианта рассказов, причем философствования на тему белого цвета в счет не идут.

    Возможна, наконец, реакция удивления или даже возмущения: "Здесь же ничего не изображено!", "Что же мне рассказывать!". В этом случае следует выждать некоторое время, и если обследуемый не начнет составлять рассказ по придуманной картине самостоятельно, ему следует дать инструкцию представить себе на этом листе любую картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. Затем спрашивайте второй и третий вариант.

    Наконец, после завершения рассказа по последней, двадцатой таблице, Мюррей рекомендует пройтись по всем сочиненным рассказам и спросить обследуемого, каковы были источники каждого из них — опирался ли рассказ на личный опыт, на материал прочитанных книг или кинофильмов, на рассказы знакомых или же является чистой выдумкой. Эта информация не всегда дает что-либо полезное, но в ряде случаев помогает отделить заимствованные сюжеты от продуктов собственной фантазии обследуемого и тем самым приблизительно оценить степень проективности каждого из рассказов. Мюррей также рекомендует использовать этот опрос для стимулирования свободных ассоциаций обследуемого по поводу сочиненных рассказов, однако это выходит за пределы собственно процедуры ТАТ и может использоваться как дополнительная процедура при глубинном клиническом обследовании.

    1. Анализируется наличие и характер следующих параметров рассказов:

    1. Параметры из инструкции: 1) описание настоящего, 2) прошлого, 3) будущего, 4) чувства, 5) мысли. Согласно правилу проекции, испытуемый идентифицируется с героем картины и приписывает ему свои чувства и мысли.

    2. Из сюжета рассказов нужно выделить часто встречающиеся темы (например: отношение к сексу, агрессия, детско-родительские отношения, тревога, соперничество и др.). Характер этих тем отражает мотивы и желания обследуемого.

    3. Обратить внимание необходимо на умолчания описаний прошлого, или настоящего, или чувств героев, или чего-то другого, что однозначно указывает на проблемную зону испытуемого.

    4. Насколько хорошо испытуемый идентифицируется с героем, или описывает картину формально.



    ТАТ направлен на диагностику черт характера, но можно отметить и общие тенденции для нормы и патологии:

    В норме взрослый человек в целом соблюдает инструкцию, дает связный рассказ, идентифицируется с героями, приписывает им переживания, стремления, смысл действий и т.д.

    У больных шизофрений описания часто формальные, т.е. испытуемый не идентифицируется (или плохо идентифицируется) с героями, вместо эмоционального рассказа описывает детали картины (например, обстановку в комнате, одежду).

    У страдающих тревожными расстройствами и невротическими состояниями рассказы интимные, содержательные, реакции на картины высокоэмоциональные.

    В целом, чтобы работать с этим тестом, исследователю нужно иметь довольно богатый жизненный опыт, высокий интеллект, позволяющий анализировать сюжеты и выделять общее в них, не имея ясных критериев для этого.

    Кодовое обозначение таблицы

    Описание изображения

    Типичные темы и признаки, проявляющиеся в рассказе

    1

    Мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку.

    Отношение к родителям, соотношение автономии и подчинения внешним требованиям, мотивация достижения и ее фрустрация, символически выраженные сексуальные конфликты.

    2

    Деревенская сцена:на переднем плане девушка с книгой, на заднем — мужчина работает в поле, женщина постарше смотрит на него.

    Семейные отношения, конфликты с семейным окружением в контексте проблемы автономии-подчинения. Любовный треугольник. Конфликт стремления к личностному росту и консервативной среды. Женщина на заднем плане часто воспринимается как беременная, что провоцирует соответствующую тематику. Мускулистая фигура мужчины может провоцировать гомосексуальные реакции. Полоролевые стереотипы. В российском контексте нередко возникают сюжеты, связанные с отечественной историей и с профессиональным самоутверждением.

    3BM

    На полу рядом с кушеткой — скорчившаяся фигура скорее всего мальчика, рядом на полу револьвер.

    Воспринимаемый пол персонажа может свидетельствовать о скрытых гомосексуальных установках. Проблемы агрессии, в частности, аутоагрессии, а также депрессии, суицидальных намерений.

    3GF

    Молодая женщина стоит около двери, протянув к ней руку; другая рука закрывает лицо.

    Депрессивные чувства.

    4

    Женщина обнимает мужчину за плечи; мужчина как бы стремится вырваться.

    Широкий спектр чувств и проблем в интимной сфере: темы автономии и неверности, образ мужчин и женщин вообще. Полуобнаженная женская фигура на заднем плане, когда она воспринимается как третий персонаж, а не как картина на стене, провоцирует сюжеты, связанные с ревностью, любовным треугольником, конфликтами в сфере сексуальности.

    5

    Женщина средних лет заглядывает через полуоткрытую дверь в старомодно обставленную комнату.

    Выявляет спектр чувств, связанных с образом матери. В российском контексте, однако, часто проявляются социальные сюжеты, связанные с личной интимностью, безопасностью, незащищенностью личной жизни от чужих глаз.

    6ВМ

    Невысокая пожилая женщина стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза.

    Широкий спектр чувств и проблем в отношениях мать—сын.

    6GF

    Молодая женщина, сидящая на краю дивана, оборачивается и смотрит на стоящего у нее за спиной мужчину средних лет с трубкой во рту.

    Картина задумывалась как симметричная предыдущей, отражающая отношения отец—дочь. Однако она воспринимается отнюдь не так однозначно и может актуализировать достаточно разные варианты отношений между полами.

    7ВМ

    Седой мужчина смотрит на молодого мужчину, который смотрит в пространство.

    Выявляет отношения отец—сын и производные от них отношения к авторитетам мужского пола.

    7GF

    Женщина сидит на кушетке рядом с девочкой, говоря или читая ей что-то. Девочка с куклой в руках смотрит в сторону.

    Выявляет отношения между матерью и дочерью, а также (иногда) к будущему материнству, когда кукла воспринимается как младенец. Иногда в рассказ бывает вставлен сюжет сказки, которую мать рассказывает или читает дочери, и, как отмечает Беллак, эта сказка и оказывается наиболее информативной.

    8ВМ

    Мальчик-подросток на переднем плане, сбоку виден ствол ружья, на заднем плане нечеткая сцена хирургической операции

    Эффективно актуализирует темы, связанные с агрессией и честолюбием. Неузнавание ружья свидетельствует о проблемах с контролем агрессии.

    8GF

    Молодая женщина сидит, опершись на руку, и смотрит в пространство.

    Может выявлять мечты о будущем или текущий эмоциональный фон. Беллак считает все рассказы по этой таблице поверхностными, за редкими исключениями.

    9ВМ

    Четверо мужчин в комбинезонах лежат вповалку на траве.

    Характеризует отношения между сверстниками, социальные контакты, отношения с референтной группой, иногда гомосексуальные тенденции или страхи, социальные предубеждения.

    9GF

    Молодая женщина с журналом и сумочкой в руках смотрит из-за дерева на другую нарядно одетую женщину, еще моложе, бегущую по пляжу.

    Выявляет отношения со сверстницами, часто соперничество между сестрами или конфликт матери с дочерью. Может выявлять депрессивные и суицидальные тенденции, подозрительность и скрытую агрессивность, вплоть до паранойи.

    10

    Голова женщины на плече мужнины.

    Отношения между мужчиной и женщиной, иногда скрытая враждебность к партнеру (если в рассказе тема расставания). Восприятие двух мужчин на картине заставляет предположить гомосексуальные тенденции.

    11

    Дорога, идущая по ущелью между скалами. На дороге — неясные фигуры. Из скалы высовывается голова и шея дракона.

    Актуализирует инфантильные и примитивные страхи, тревоги, страх нападения, общий эмоциональный фон.

    12М

    Молодой человек лежит на кушетке с закрытыми глазами, над ним склонился пожилой мужчина, его рука протянута к лицу лежащего.

    Отношение к старшим, к авторитетам, страх зависимости, пассивные гомосексуальные страхи, отношение к психотерапевту.

    12F

    Портрет молодой женщины, за ней пожилая женщина в платке со странной гримасой.

    Отношения к матери, хотя чаще всего женщина на заднем плане описывается как свекровь.

    12BG

    Лодка, привязанная к берегу реки в лесистом окружении. Людей нет.

    Беллак считает эту таблицу полезной только лишь при выявлении депрессивных и суицидальных тенденций.

    13MF

    Молодой человек стоит, закрыв лицо руками, за ним на кровати полуобнаженная женская фигура.

    Эффективно выявляет сексуальные проблемы и конфликты у мужчин и женщин, страх сексуальной агрессии (у женщин), чувства вины (у мужчин).

    13В

    Мальчик сидит на пороге хижины.

    Во многом аналогична таблице 1, хотя менее эффективна.

    13G

    Девочка поднимается по ступенькам.

    Беллак считает эту таблицу мало полезной, как и остальные чисто подростковые таблицы ТАТ.

    14

    Силуэт мужчины на фоне освещенного оконного проема.

    Беллак считает, что фигура может восприниматься и как женская, что говорит о половой идентичности обследуемых, однако наш опыт не подтверждает этого — фигура однозначно воспринимается как мужская. Таблица актуализирует детские страхи (темноты), суицидальные тенденции, общефилософские и эстетические наклонности.

    15

    Немолодой человек с опущенными руками стоит среди могил.

    Отношение к смерти близких, собственные страхи смерти, депрессивные тенденции, скрытая агрессия, религиозные чувства.

    16

    Чистая белая таблица.

    Дает богатый разносторонний материал, однако лишь для обследуемых, не испытывающих сложностей со словесным выражением мыслей.

    17ВМ

    Обнаженный мужчина взбирается или спускается по канату.

    Страхи, тенденция к бегству от опасности, гомосексуальные чувства, образ тела.

    17GF

    Женская фигура на мосту, склонилась над перилами, позади высокие здания и маленькие человеческие фигурки.

    Полезна для выявления суицидальных тенденций у женщин.

    18ВМ

    Мужчина схвачен сзади тремя руками, фигуры его противников не видны.

    Выявляет тревоги, страх нападения, страх гомосексуальной агрессии, потребность в поддержке.

    18GF

    Женщина сомкнула руки на горле другой женщины, похоже, сталкивая ее с лестницы.

    Агрессивные тенденции у женщин, конфликт матери с дочерью.

    19

    Смутное изображение хижины, занесенной снегом.

    Польза под вопросом.

    20

    Одинокая мужская фигура ночью у фонаря.

    Как и в случае таблицы 14, Беллак указывает, что фигура нередко воспринимается как женская, но наш опыт это не подтверждает. Страхи, чувство одиночества, иногда оцениваемое положительно.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20


  • написать администратору сайта