Главная страница
Навигация по странице:

  • Тест Роршаха

  • Тест «Дерево»

  • дерево

  • Интерпретация II («психология деталей»)

  • Интерпретация III теста «Дерево» (комплексная, по Р. Стора)

  • Психологическое значение фигур (по Р. Стора)

  • 1. Личностного опросника mmpi; Проективных методик_ Дом. Дерево.. 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево


    Скачать 2.2 Mb.
    Название1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево
    Дата10.05.2023
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Личностного опросника mmpi; Проективных методик_ Дом. Дерево..docx
    ТипДокументы
    #1119898
    страница7 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20

    6) При выполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 сек.; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

    После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

    1. Скажи, кто тут нарисован?

    2. Где они находятся?

    3. Что они делают? Кто это придумал?

    4. Им весело или скучно? Почему?

    5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

    6. Кто из них самый несчастный? Почему?

    Последние два вопроса провоцирую ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). При этом, по возможности, следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.).

    После опроса ребенку предлагается решить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные.

    1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

    2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

    3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

    4. Ты имеешь «N» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

    5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

    6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?


    1. Тест Роршаха

    2. используется для диагностики свойств и качеств личности. Данная методика  служит одним из лучших индикаторов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятельности в условиях ненаправленного ассоциирования. Т. е. тестирование основано на анализе продуктов творчества, в которых отражаются (проецируются) некоторые индивидуальные особенности человека


    3. Исследование должно проводиться в спокойной и непринужденной обстановке в отсутствие посторонних. При необходимости присутствия третьего лица желательно предупредить об этом испытуемого и получить его согласие. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента, исключить телефонные звонки и другие отвлекающие моменты. Если испытуемый пользуется очками, надо заранее позаботиться, чтобы они были под рукой. Испытание лучше проводить при дневном свете. В тех случаях, когда проводится развернутое психологическое исследование, тест Роршаха рекомендуется предлагать испытуемому в первую очередь.

    Экспериментатор садится за стол под прямым углом по отношению к испытуемому или рядом с ним так, чтобы видеть таблицы одновременно с испытуемым. Таблицы предварительно кладутся слева от экспериментатора вниз изображением.

    Прежде чем начать опыт, надо спросить испытуемого, знаком ли он с методикой, слышал или читал о ней. Перед показом таблиц в предварительной беседе следует установить контакт с испытуемым. Чрезвычайно важно также знать о физическом (усталость, болезнь) и психическом состоянии субъекта во время показа таблиц.

    Происхождения таблиц обычно не объясняют. Если испытуемый спрашивает, не является ли данный эксперимент проверкой интеллекта, следует ответить отрицательно, но можно согласиться с мнением, что испытание представляет собой проверку фантазии. От вопросов испытуемого в ходе эксперимента следует уклоняться и откладывать их разрешение «на потом».

    Работа с испытуемым состоит из четырех этапов: 1) собственно выполнение, 2) опрос, 3) использование аналогий, 4) определение пределов чувствительности.

    1. Посмотрите по очереди на предлагаемые картинки и ответьте для каждой из них на следующие вопросы. На что похоже это пятно? Укажите то, что вы на нем видите: в целом или по частям. Что напоминает пятно по форме или цвету, статично оно или движется? Время просмотра каждого рисунка не ограничено. Закончив с одним рисунком, переходите к другому, запомнив или зафиксировав свой ответ. 

    2. В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использует сферу перцепции. На материале индивидуального построения образа он разрабатывает свою систему диагностики личности. Исследователь считает, что за индивидуальными особенностями конструирования представлений стоят отдельные личностные свойства и качества. По его мнению, сведения об отдельных качествах дает и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных элементов в тот или иной образ, и содержание самого образа.  Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пятен) какой-то определенный предмет, образ или картину, которые в дальнейшем рассматриваются как проекции отдельных качеств его личности.  Предполагается, что в создании такого образа или развернутой картины участвует ряд психических актов и тех психических особенностей человека, которые несут на себе наиболее яркую печать индивидуальности. В первую очередь это избирательность восприятия, особенности протекания ассоциативных процессов и особенности установки. С момента предъявления пятна и до создания образа возникает связанная цепь процессов. Прежде всего сама неопределенность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь частично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяются в сложные образы. Наконец, определившийся образ дает новое направление ассоциациям, в результате чего создаются законченные, логические обоснованные картины.  Это основная схема теста Роршаха, которая отличает его от других проективных тестов по системе и структуре в проекции. По характеру же проекции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, независимым от внешних влияний. Предполагается, что неопределенность и бесформенность пятна (неконструированный раздражитель) исключает внешнюю объективную направленность ассоциаций, проводящих к созданию образа - картины. Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключительно за счет субъективных факторов.  Материал, получаемый по тесту Роршаха, оценивается последовательно двумя типами оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию. Формальные оценки основаны на анализе особенностей организации восприятия, оценки по содержанию - на анализе материала конкретных ассоциаций.  Принцип раздельных оценок играет существенную роль при диагностике личности, поскольку за каждый из них стоит различный механизм, формирующий ответ. Поэтому один и тот же ответ должен последовательно оценен и с формальной, и с содержательной стороны.  По формальным оценкам ответы отражают одну из следующих особенностей организации восприятия:        а) особенности оперирования и ориентировки в пространстве (в одном случае для построения образа берется все пятно в целом, в другом - только его часть);        б) избирательность реакций (например, исключительно сильная реакция на цвет или преимущественно на цвет);        в) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы);        г) статичность или динамичность или неподвижны, или в картинах усматривается движение).  Оценки по содержанию входят в одну из четырех категорий - люди, животные, предметы и фантастические образы - и свидетельствуют о тех особенностях ассоциативного процесса, в результате проявления которых на основе действия превалирующих представлений и понятий складывается один из типичных образов. Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в приведенные ниже таблицы.  Пояснения к шифровке ответов при исследовании по тесту Роршаха (типы ответов).  Формальные характеристики               Ц (целостность) - так шифруются ответы, основанные на восприятии всего пятна таблицы в целом, при четком ограничении пятна от фона таблиц.        Д (деталь) - ответы, основанные на восприятии части пятна без учета других его частей.        Ф (форма) - четко выраженная форма (описание людей, животных, растений и др.).        Фн - нечетко воспринятая форма.        Фцв (форма-цвет) - ответы, в которых преобладает форма и упоминается цвет.        Цвф (цвет-форма) - ответы, в которых преобладает цвет, но упоминается и форма.         Характеристики по содержанию               Ж - категория "животные". Сюда вводят упоминания о любых представителях животного мира - млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, насекомых.        Ч - категория "человеческие фигуры". Упоминания о человеческих существах в любой форме - называнием пола (мужчина, женщина, маленькая девочка, мальчуганы), возраста (старик, старуха, юноша); профессии (кузнец, балерина); с заменой местоимением (кто-то согнувшийся, здесь танцующие) или причастием (работающий, дерущиеся, указывающий); с группировкой (драка, демонстрация, зрительный зал, полный публики).        П - категория "предметы". Упоминания предметов любого назначения, размера, свойства, материала, положения.        Фан - категория "фантастические образы" - упоминающиеся испытуемыми фантастические существа и т.д. (ведьма, колдун, кентавры, король подземного царства).        Дв - категория "движение". Включает движение, перемещение позы, иногда ракурс, состояние, реже - мимические движения. Обработка результатов               1. Все ответы шифруются (см. шифровку выше и таблицу ниже).        2. Производится подсчет количества ответов различных категорий.        3. Вычисляется процент ответов различных категорий из общего числа всех ответов.        4. Выявляются сочетания ответов по формальным оценкам и оценкам по содержанию.        5. Определяются индивидуальные характеристики тестируемого и количество отклонений от нормы.        6. Составляется заключение о личности тестируемого. Интерпретация (расшифровка) теста Роршаха. Протокол Наименование характеристики (категория) Формальные характеристики Характеристики по содержанию Ц (целое) Д (деталь) Ф (четкая форма) Фн (нечеткая форма) Ф - Цв (форма - цвет) Цв - Ф (цвет - форма) Дв (движение) Ж (животное) Ч (человек) П (предмет) Фан (фантазия) Количество ответов                       Выраженность (в%)                       Показатели нормы 65-70% 25-30% 75-80% 25% 50% 25% 60% 30-35% 25% 1-2 отв. 3-4 отв. Диагностические показатели (по формальным оценкам - "значение клякс Роршаха") Ц (целое) - большое количество целостных образов - показатель способности и стремления к интеграции, обозревающий, охватывающий тип восприятия, синтетический способ мышления, умение абстрагироваться. Д (деталь) - а) большое количество деталей - показатель "дробности" внимания, его узости, разрозненности и нелогичности мышления; б) восприятие белых промежутков и построение по ним образов - показатель негативизма или оборонительной позиции испытуемого. Ф (форма) - большое количество ответов с преобладанием указания на формы: а) показатель господства мысли над чувством; б) показатель компенсаторных явлений, когда путем размышления, рассуждения "гасят" или пытаются угасить аффект или эмоцию. В этом случае можно диагностировать скрываемые страх, тревогу, боязнь "распустить" эмоции. Очень высокий процент ответов Ф, наоборот, показатель импульсивности. Дв (движение) - ответы с усмотрением движения - показатель интраверсивной тенденции субъекта, показатель богатства и гибкости ассоциативного процесса. Признак самостоятельной ассоциативной работы, часто без внешних импульсов. Цв (цвет) - ответы с высоким процентом Цв являются показателями захваченности человека аффектом и эмоциями. Свидетельство преобладания аффективных процессов над другими психическими процессами. Признак "суженного сознания", импульсивности и отсутствия контроля.



    3. Стимульный материал к методике Роршаха.












    1. Тест «Дерево»

    2. выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

    3. Материал: лист бумаги размером 15x10 см; ручка или карандаш.

    С помощью теста «Дерево» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

    1. “Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным.

    2. Интерпретация рисунка



    1. Тип 1 – «ель». Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множеством веток и вырисованных иголок. Для людей, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.

    2. Тип 2 – «синтетическое». Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы – это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое встречается у людей, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще это люди, имеющие философское образование или обладающие склонностью к «философствованию», т. е. обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль».

    3. Тип 3 – «педантичное». Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, со множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большому числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у людей, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как «аналитический когнитивный стиль».

    4. Тип 4 – «зимнее». Для этого типа характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.

    5. Тип 5 – «пикническое». Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще людям, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у людей интуитивного типа.

    6. Тип 6 – «эстетическое». Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.

    7. Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами.

    8. Тип 7 – «пальма», «экзотический тип». Обычно встречается у молодежи, у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные суждения, склонны к романтизму.

    9. Тип 8 – «характерное дерево». Изображение данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.

    10. Тип 9 – «сюжетный». Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем – солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т. д.

    11. Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

    12. Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.

    13. Интерпретация II («психология деталей»)

    14. Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.

    15. Какие детали и признаки можно выделить по данным нашего обследования?

    16. Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.

    17. Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часто у людей, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево – чей‑то дом. Для таких людей характерно стремление ухаживать за животными, растениями.

    18. Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности

    19. Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании либо хирургической операции.

    20. Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие варианты выполнения.

    21. Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося отреагировать противоположным действием, контрвопросом и др. «Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень». Можно иногда услышать комментарии: «Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую».

    22. Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также часто – дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.

    23. Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости.

    24. Слишком большие размеры изображения – внутренняя раскованность, свобода.

    25. Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках близнецов или людей, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы. Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.

    26. Интерпретация III теста «Дерево» (комплексная, по Р. Стора)

    27. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: «Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку». Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова «еще», которое может послужить стимулом к повторению изображений предыдущего дерева.)

    28. Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.

    29. В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе нарисовать «дерево мечты» (т. е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается рисовать с закрытыми глазами. При этом считается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.

    30. Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие.

    31. Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т. д.

    32. Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т. п.

    33. Интересы: интеллектуальные, художественные.

    34. Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т. д.

    35. Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость и т. д.

    36. Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т. п.

    37. Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание. Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:

    38. I. 1‑6с вобода от инструкции;

    39. II. 6‑10 почва;

    40. III. 10‑корни;

    41. IV. 15–22 симметрия;

    42. V. 23–26 кресты;

    43. VI. 26–35 расположение на странице;

    44. VII. 35–69 форма листвы;

    45. VIII. 69–78 штриховка;

    46. IX. 78–97 ствол;

    47. X. 97‑101 общая высота дерева;

    48. XI. 101–113 высота листвы;

    49. XII. 113–120 ширина листвы;

    50. XIII. 1 20‑1 25 выступающие части;

    51. XIV. 1 25‑1 46 особенности линий;

    52. XV. 147–149 разные признаки.

    53. Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.

    54. Приводимый ниже вариант интерпретации мы считаем полезным дополнением, хотя заранее предупреждаем читателя, что эта версия не прошла достаточную апробацию. Тем не менее этот материал дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II.

    55. Психологическое значение фигур (по Р. Стора)

    56. I. Свобода от инструкции

    57. 1. Множество деревьев (не связанных почвой – детское поведение; не подчиняется инструкциям).

    58. 2. Два дерева – может символизировать «он и другие» (см. расположение на странице и использованные фигуры).

    59. 3. Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева – воображение, эмоциональность.

    60. 4. Пейзаж вокруг дерева – чувствительность.

    61. 5. Поворачивание листа по горизонтали – независимый ум, признак ума, рассудительность.

    62. II. «Основание»

    63. 6. Одной чертой – фиксируется на одной цели, принимает какой‑либо приказ, указание.

    64. 7. Разные основания (разные линии особой формы) – навязывает себе свои правила, потребность в идеале.

    65. 7а. Несколько линий оснований до края листа – спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.

    66. 8. Подъем основания в правый верхний угол – задор, энтузиазм, увлеченность.

    67. 9. Основание вниз – отсутствие рвения, подавленность, разбитость.

    68. III.Корни

    69. 10. Корни меньше, чем ствол, – хочет узнать, что от него скрыто.

    70. 11. Корни на высоте ствола – любопытство, вызывающее проблемы.

    71. 12. Корни больше, чем ствол, – большое любопытство, вызывающее тоску.

    72. 13. Корни, нарисованные одной чертой, – инфантильное поведение с желанием узнать секрет.

    73. 14. Корни, нарисованные двумя чертами, – способен различать и распознавать реальность.

    74. IV.Симметрия

    75. 15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и расположены напротив друг друга – силится казаться в согласии с окружением.

    76. 16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но расположены симметрично – напряженное усилие над агрессивностью.

    77. 17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочередно с обеих сторон – колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность – источник внутреннего конфликта.

    78. 18. Угольное чередование – подвижность, сопровождающаяся блокировкой. Моральные проблемы.

    79. 19. Прямоугольная симметрия листвы.

    80. 20. Угольная симметрия листвы.

    81. 21. Прямоугольное чередование листвы.

    82. 22. Угольное чередование листвы.

    83. Примечание.Наличие листвы в этих четырех фигурах, свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, никак не проявляемой внешне.

    84. V. Крест

    85. 23. Крест в корнях.

    86. 24. Крест в стволе.

    87. 25. Крест в листве.

    88. Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и форма.

    89. VIРасположение на странице

    90. (страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)

    91. 26. Чисто левая позиция – привязанность к прошлому, к матери, к тому, что связано с ее образом.

    92. 27. Левая позиция с тенденцией к центру – двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.

    93. 28. Центральная позиция с тенденцией влево – желание найти баланс между покровительством и независимостью.

    94. 29. Центральная позиция с тенденцией вправо – желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При доминировании наклона слева направо – направленность к внешнему миру, будущему.

    95. 29а. Строго центральная позиция свидетельствует о потребности в строгой систематизации на основе привычек.

    96. 30. Правая позиция – потребность опереться на авторитет.

    97. Иногда – мать, не обеспечивающая безопасности.

    98. З0а. Правая позиция с тенденцией к центру – поиск согласия с окружением.

    99. 31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) – компенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск самообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.

    100. 32. Нижняя позиция (целиком в нижней половине) – впечатление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность.

    101. 33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.

    102. 34. Левая позиция, центральная и правая позиции, несколько деревьев – может быть сомнение в своем поведении или богатство воображения, в соответствии с качеством линии и оригинальностью форм.

    103. 34а. Центр дерева – личный способ поиска равновесия.

    104. VIIФорма листвы

    105. 35. Маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола – нежная эмоциональность, чувствительность.

    106. 36. Маленькие букетики без кругов – фрустрированная нежность.

    107. 37. Круги в листве – словесная активность, поиск ободряющих переживаний и прощения.

    108. 38. Падающие (или упавшие) листья – чувствует себя покинутым, разочарован.

    109. 39. Опускающаяся листва – отчаяние, бессилие.

    110. 40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) – порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.

    111. 41. Листья во все стороны – ищет уверенности в разнообразных контактах. Распыляется. Возбужден.

    112. 42. Открытая листва (не замкнутая) – чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.

    113. 42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) – ловкость, более или менее проявляющаяся в решении проблем.

    114. 43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях – при‑

    115. нятие, открытость к другому.

    116. 43а. Листва, следующая форме страницы, – немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им.

    117. 44. 3акрытая и открытая листва – умение получать и давать. Поиск объективности.

    118. 45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) – сохранение самообладания инфантильным способом.

    119. 46. Пустая закрытая листва (пустой круг) – непроявляемая агрессивность.

    120. 47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые), – инфантильные суждения, которые ставят незначимую личную точку зрения выше общепринятой.

    121. 48. Однообразные детали – тенденция к повторению.

    122. 49. Разнообразные детали в листве – разнообразит свои зна‑

    123. ния. Память.

    124. 49а. Детали на стволе – помнит о мелочах в повседневной жизни.

    125. 50. Множество серий деталей – тенденция к систематической деятельности.

    126. 51. Явное дерево, подстриженное шапкой, – круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны, – инфантильный поиск покровительства.

    127. 52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено) – потребность в поддержке.

    128. 52а. «Инфантильное» дерево, подстриженное шапкой, – просто изображен круг на вершине ствола с лучами вокруг – нормально для детей 7 лет. Признаки отставания – после 7 лет.

    129. 53. Ветви на одной линии – побег от неприятной реальности, приукрашивание ее или трансформация.

    130. 54. Ветви из одной и двух линий в одном рисунке – поиск точности. Нюансы оценивания.

    131. 55. Ветви из двух линий – хорошее различение мечты и реальности.

    132. 55а. Обрезанная ветвь – аффективная травма.

    133. 56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве – неудовлетворенные желания отрицаются.

    134. 57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии – менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый осознает свою неудовлетворенность.

    135. 58. Ромбы из одной и двух линий + круги – отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенсации нежности.

    136. 59. Ромбы из одной и двух линий без кругов – больше зрелости, которая помогает перенести фрустрацию.

    137. 60. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий + круги – испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противоположными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство.

    138. 61. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий без кругов – умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.

    139. 62. Листва в виде гирлянд – находится в обороне; остается вежливым и не атакует в лоб.

    140. 63. Петлевидная листва – желание пользоваться своим обаянием для победы.

    141. 64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям – осторожный и сдержанный, настороже.

    142. 65. Нитевидная листва – ловкость в избегании того, что не нравится.

    143. 65а. Листва с прогрессирующим расширением – поиск прогресса через улучшение.

    144. 65б. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве – общее, захватывающее чувство беспокойства, тревоги.

    145. 65 в. Листва, подобная вышивке – женское начало, обаяние, любезность.

    146. 65 г. Переделанная листва (если листва сначала нарисована, а потом рисунок исправлен) – хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков.

    147. 65д. Листва с цветами на дереве или вне его – мягкость, сентиментальность, нежность.

    148. 65е. Утолщенные замкнутые ветви – внезапные гневные реакции, более или менее предвидимые.

    149. 65ж. Пальма – желание путешествий.

    150. 65з. Плакучая ива – отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.

    151. 66. Листва, направленная вправо, – желание прочной поддержки и поиск позитивных контактов.

    152. 67. Листва, направленная влево, – возврат к прошлому и опыту детства.

    153. 68. Листва без четкого направления – затрудненный выбор.

    154. VIII. Штриховка

    155. 69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе или в корнях, – интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее напряженное беспокойство.

    156. 70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная, – акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.

    157. 71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или нет) – значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулируется злоба, тоска от покинутости.

    158. 72. Равномерная штриховка – значимость ощущений, впечатлений. Живет в мечтах и воображении для самоутешения.

    159. 73. Черное и белое – ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ограничить себя.

    160. 74. Штриховка в виде петли – детская зависимость, покорность, отчаяние.

    161. 75. Прямолинейная штриховка – желание предвидеть, любовь к планированию.

    162. 76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) – страх перед невозможностью сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может реагировать внезапным гневом.

    163. 77. Штриховка в мелких деталях – повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.

    164. 77а. Заштрихованные круги – неудовлетворенность аффективных потребностей. Проблемы по поводу пищи.

    165. IX. Ствол

    166. 78. Изолированная ветвь на стволе слева – желание быть похожим на мать или поступать так же, как она.

    167. 79. Изолированная ветвь на стволе справа – желание быть похожим на отца, сравняться с ним в силе.

    168. 80. Шрам на стволе – сознание пережитых провалов, которые оставили след.

    169. 81. Ствол, отделенный от листвы чертой, – чувствует воспитательное принуждение, отрицает или принимает его.

    170. 82. Ствол в форме конуса – оппозиция с целью доказать свою силу.

    171. 82а. Ствол в форме раздавленного купола – сильно чувствует внешнее принуждение и «проваливается» в желание ему противиться, противостоять.

    172. 83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, – пассивность, мягкость, принятие.

    173. 84. Ствол из одной линии – отказ видеть существующую реальность и учитывать ее.

    174. 85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии – видит реальность, но не считает ее соответствующей своим желаниям, старается избежать ее в мечтах или в игре.

    175. 86. Открытый ствол, соединенный с листвой, – хороший интеллект, нормальное развитие.

    176. 87. Ствол, входящий в листву, – желание сохранить то, что имеет, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.

    177. 88. Ствол, висящий над почвой, – отсутствие контакта с миром.

    178. 88а. Листва, висящая над стволом, – повседневная и интеллектуальная жизнь плохо связаны.

    179. 89. Ствол, отделенный от почвы чертой, – чувствует себя

    180. изолированным, несчастным.

    181. 90. Ствол с наклоном влево – отступает в страхе от нападок.

    182. 91. Ствол с наклоном вправо – ищет поддержки.

    183. 92. Если ствол в одной части наклонен вправо, а в другой ‑

    184. влево – напряженное сомнение. Может внезапно перейти от

    185. одного состояния к противоположному.

    186. 93. Ствол, поднимающийся вверх, – дух предприимчивости.

    187. 94. Ствол, опускающийся вниз, – разочарование, грусть.

    188. 95. Ствол, расширенный внизу, – поиск прочной позиции в своей среде.

    189. 96. Ствол, суженный у основания, – чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.

    190. 97. Высота 1 – зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.

    191. 98. Высота 2 – зависимость и робость, менее заметные, чем

    192. в предыдущем случае.

    193. 99. Высота 3 – хорошая адаптация в среде.

    194. 100. Высота 4 – хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться.

    195. 100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев у одного испытуемого) – амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или оставаться незамеченным.

    196. XI. Высота листвы

    197. (страница разделена на восемь частей в направлении высоты)

    198. 101. Листва 1‑й высоты – отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.

    199. 102. Листва 2‑й высоты – способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.

    200. 103. Листва 3‑й высоты – хороший контроль и рефлексия.

    201. 104. Листва 4‑й высоты – интериоризация, компенсаторные мечты.

    202. 105. Листва 5‑й высоты – интенсивная интеллектуальная жизнь. Подчеркивает значение 104.

    203. 106. Листва 6‑й высоты – интеллектуальное напряжение.

    204. 107. Листва 7‑й высоты – высота листвы находится в прямой связи с интеллектуальным развитием и интересом к духовным объектам. Если листва занимает всю страницу или почти всю – возможен уход в мечты. Тогда нужно проследить ее связь со стволом и особенности рисунка интерпретировать в этом направлении.

    205. 108. Ствол больше листвы – живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении.

    206. 109. Ствол явно больше листвы, например в 2 или 3 раза, – сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, которую трудно сдерживать.

    207. 110. Ствол равен высоте листвы – поиск равновесия. Хочет удовлетворять требованиям среды.

    208. 111. Листва больше ствола – рефлексия помогает в поисках автономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции.

    209. 112. Листва явно больше ствола – высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый сказочный мир, склонность к бреду и психозу.

    210. XII.Ширина листвы

    211. (страница разделена на четыре части в направлении ширины)

    212. 113. Листва 1‑й высоты – сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты.

    213. 114. Листва 2‑й высоты – мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект.

    214. 115. Листва 3‑й высоты – хороший интеллект, но может трудно объясняться. Сложности в контактах.

    215. 116. Листва 4‑й высоты – любит говорить, привлекать внимание, быть замеченным.

    216. 117. Листва первого дерева широкая, второго – узкая – проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребностью зависеть от других. Осознание конфликтов.

    217. 118. Листва первого дерева узкая, второго – широкая – упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показной силой, оставаясь внутренне напряженным и зажатым. Поиск автономии.

    218. 119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся перевернутым V, – защита от опасности, настоящей или воображаемой, воспринимающейся как атака на личность.

    219. XIII.Выступающие части

    220. 120. Листва, выступающая слева, – одновременно привязанность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворенность.

    221. 121. Листва, выступающая справа, – желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.

    222. 122. Выступающий верх – хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.

    223. 123. Ствол, выступающий внизу страницы, – поиск безопасности для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки. Потребность в нежности.

    224. 124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол – существует одновременно чувство «раздавленности» и поиск внешней компенсации.

    225. XIV. Характер линии

    226. 1 25. Расширяющиеся линии в листве – агрессивность, которая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление или освобождение разрядки.)

    227. 126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве – возможно, говорит об агрессивности, прошлой или назревающей.

    228. 127. Заостренные линии в листве – агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений).

    229. 128. Заостренные линии на стволе или на почве – разочарование в жизни. Обвинение других и себя.

    230. 129. Заостренная листва вправо и вверх.

    231. 129а. 3аостренная влево листва.

    232. 130. Листва, заостренная вниз. Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, проявляемую или скрытую, в зависимости от направления и формы линий. Если заострения в листве, агрессивность больше чувствуется, чем проявляется.

    233. 131. Жирные линии на стволе – «пропитывается» средой, плохо ей сопротивляется.

    234. 132. Жирные линии на стволе и в листве – значимые впечатления препятствуют деятельности.

    235. 133. Легкие линии ствола – страх самоутвердиться и действовать свободно.

    236. 134. Легкие линии в листве – чувствительность. Поддается влиянию.

    237. 135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол, – решительность, деятельность.

    238. 136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол, – ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит.

    239. 137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол, – замедленная активность из‑за беспокойства и чувства непреодолимости препятствий.

    240. 138. Двойные линии – тенденция к скрытности с целью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.

    241. 139. Плохо выполненные исправления ствола – выявляет ошибки из‑за потребности быть наказанным. Различные амбивалентности. Неблагоприятные суждения о себе.

    242. 139а. Плохо выполненные исправления на листве или корнях – то же значение, что и в случае 139. (Учитывается место, где есть исправления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)

    243. 140. Хорошо выполненные исправления на стволе – поиск улучшения. Желание скрыть неблагоприятное с целью представить то, что имеет ценность в глазах другого.

    244. 141. Изорванная линия, очерчивающая ствол, – реактивный страх перед реальной травмирующей ситуацией. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с отношением упрямства).

    245. 142. Разные линии, очерчивающие ствол, – вариативность состояний из‑за внутренних противоречий. Противостоят агрессивность и пассивность.

    246. 143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол, – активность и самоутверждение.

    247. 144. Арки, дуги и своды в листве – скрытность, недоверчивость.

    248. 145. Прямые и четкие линии на стволе – решительность, активность.

    249. 146. Геометрические фигуры на стволе или листве – тенденция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фигур на дереве.

    250. XV. Разные признаки

    251. 147. Тень от дерева на земле – доказательство некоторых

    252. тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.

    253. 148. Отсутствие ветвей – трудность установления контактов.

    254. 149. Круг в основании ствола – чувствует себя защищенным


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20


    написать администратору сайта