Главная страница
Навигация по странице:

  • 29. Идейно-художественное своеобразие пьесы Л. Петрушевской «Три девушки в голубом».

  • 30. Идейно-художественное своеобразие пьесы В. Арро «Смотрите, ко пришел».

  • Тенденции. 1. Литература постмодернизма основные понятия, особенности, персоналии


    Скачать 91.46 Kb.
    Название1. Литература постмодернизма основные понятия, особенности, персоналии
    Дата17.04.2022
    Размер91.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТенденции.docx
    ТипЛитература
    #480686
    страница4 из 4
    1   2   3   4
    28. Идейно-художественное своеобразие пьесы «Прошлым летом в Чулымске».

    Пьеса «Прошлым летом в Чулимске» была написана в 1971 году. Она стала последним произведением А.В. Вампилова. Впервые оно было опубликовано уже после смерти писателя, в 1972 году.

    Автор называет свое произведение драмой, о чем свидетельствует конфликт пьесы. Если сужать определение драмы, то пьеса относится к так называемой драме нравов.

    Однако жанровая специфика не так проста, «Прошлым летом в Чулимске» - объединение элементов комедии, признаков трагедии и даже притчи.

    Вся пьеса «Прошлым летом в Чулимске» наполнена протестом – против человеческого эгоизма, против черствости характеров, против людского равнодушия. Автор поднимает проблему выбора. Именно перед выбором становятся герои пьесы, они ищут свой жизненный путь самостоятельно. Писатель показывает, как важно выбрать правильный путь на перекрестке дорог. Когда в финале произведения появляется Валентина, А.В. Вампилов обращает внимание на необходимость и значимость в мире доброты, сострадания и простого внимания.

    Действия произведения разворачиваются в таежном райцентре. В центре повествования стоит любовный конфликт. Молодая девушка Валентина неравнодушно относится к следователю Шаманову, который сначала не замечает чувств героини. Конфликт усложняется тем, что за Валентиной начинают ухаживать Мечеткин и Пашка. Шаманов проявляется интерес к Валентине, понимая, что она - «луч света из-за туч». Появление героини в его жизни становится причиной возрождения души.

    Центральным образом в драме «Прошлым летом в Чулимске» становится Валентина. Это нравственно чистая девушка, которая хочет сохранить в себе душу. На это же указывает и тот факт, что Валентина на протяжении всего повествования старается починить палисадник, который каждый раз вытаптывают люди. Главная героиня – символ красоты, но красоты поруганной.

    За Валентину борются несколько героев. Пашке и Мечеткину совершенно не важны чувства героини, для них она является предметом, нужным для корыстных целей. Все это говорит о том, что персонажи готовы топтать сердце Валентины, как палисадник, который героиня будет стараться оставить в чистоте.
    В борьбу за сердце Валентины вступает и Шаманов. Писатель показывает эволюцию этого образа. Равнодушный после жизненных неудач к своему существования Шаманов, встретившись с Валентиной, понимает цену жизни. Он близок к духовному возрождению.

    Пьеса «Прошлым летом в Чулимске» включает в себя два действия. Драма имеет единство места и времени. За одни сутки происходит множество насыщенных событий.

    Композиционно произведение А.В. Вампилова имеет открытую завязку, так как о жизни героев до повествования известно очень мало, а также открытый финал, который останавливает повествование там, где требуется продолжение.

    А.В. Вампилов в пьесе использует прием антитезы для разных функций. Автор хотел отразить столкновение крайностей, характерное для современного ему общества. Это позволяет писателю совместить эпические элементы с драматическими.

    Огромное значение А.В. Вампилов уделяет образам-символам, среди которых выделяется палисадник.

    В отношении языка пьеса наполнена различными формами диалогов, которые передают основной конфликт произведения.


    29. Идейно-художественное своеобразие пьесы Л. Петрушевской «Три девушки в голубом».

    Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах: в дачном домике («Три девушки в голубом», 1980).

    Внутреннее богатство её главных героинь, враждующих между собой родственниц, состоит в том, что они оказываются способны жить вопреки обстоятельствам, по велению сердца.

    Петрушевская показывает в своих произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную противоположность. Поэтому у неё выглядят естественными сюрреалистические элементы, прорывающие реалистическую драматургическую ткань.

    Три женщины «за тридцать» живут летом с маленькими сыновьями на даче. Светлана, Татьяна и Ира — троюродные сестры, детей они воспитывают в одиночку (хотя у Татьяны, единственной из них, есть муж). Женщины ссорятся, выясняя, кому принадлежит половина дачи, чей сын обидчик, а чей — обиженный... Светлана и Татьяна живут на даче бесплатно, зато на их половине течёт потолок. Ира снимает комнату у Федоровны, хозяйки второй половины дачи. Зато ей запрещено пользоваться принадлежащим сёстрам туалетом.

    Ира знакомится с соседом Николаем Ивановичем. Тот ухаживает за ней, восхищается ею, называя королевой красоты. В знак серьёзности своих чувств он организует строительство туалета для Иры.

    Ира живёт в Москве с матерью, которая постоянно прислушивается к собственным болезням и попрекает дочь тем, что та ведёт неправильный образ жизни. Когда Ире было пятнадцать лет, она убегала ночевать на вокзалы, да и сейчас, приехав с больным пятилетним Павликом домой, оставляет ребёнка с матерью и незаметно уходит к Николаю Ивановичу. Николай Иванович тронут рассказом Иры о её юности: у него тоже есть пятнадцатилетняя дочь, которую он обожает.

    Поверив в любовь Николая Ивановича, о которой он так красиво говорит, Ира едет за ним в Коктебель, где её возлюбленный отдыхает с семьёй. В Коктебеле отношение Николая Ивановича к Ире меняется: она раздражает его своей преданностью, время от времени он требует ключи от её комнаты, чтобы уединиться с женой. Вскоре дочь Николая Ивановича узнает об Ире. Не в силах выдержать дочкину истерику, Николай Иванович прогоняет надоевшую любовницу. Он предлагает ей деньги, но Ира отказывается.

    По телефону Ира говорит матери, что живёт на даче, но не может приехать за Павликом, потому что размыло дорогу. Во время одного из звонков мать сообщает, что срочно ложится в больницу и оставляет Павлика дома одного. Перезвонив через несколько минут, Ира понимает, что мать не обманула ее: ребёнок один дома, у него нет еды. В симферопольском аэропорту Ира продаёт свой плащ и на коленях умоляет дежурного по аэропорту помочь ей улететь в Москву.

    Светлана и Татьяна в отсутствие Иры занимают её дачную комнату. Они настроены решительно, потому что во время дождя их половину совершенно залило и жить там стало невозможно. Сестры снова ссорятся из-за воспитания сыновей. Светлана не хочет, чтобы её Максим вырос хлюпиком и умер так же рано, как его отец. Неожиданно появляется Ира с Павликом. Она рассказывает, что мать положили в больницу с ущемлением грыжи, что Павлик оставался один дома, а ей чудом удалось вылететь из Симферополя. Светлана и Татьяна объявляют Ире, что теперь будут жить в её комнате. К их удивлению, Ира не возражает. Она надеется на помощь сестёр: ей больше не на кого рассчитывать. Татьяна заявляет, что теперь они по очереди будут закупать продукты и готовить, а Максиму придётся прекратить драться. «Нас теперь двое!» — говорит она Светлане.

    30. Идейно-художественное своеобразие пьесы В. Арро «Смотрите, ко пришел».

    Пьеса В. Арро «Смотрите, кто пришел!» с самого момента ее публикации стала одним из главных объектов полемики о «новой волне» в драматургии, развернувшейся в периодической печати. Едва ли не центром полемики стала проблема авторской позиции.

    Главной темой драматургии Арро является тема трудного, мучительного поиска высшего духовного начала, объединяющего людей в потоке обыденной жизни. С этим поиском связан о возвращение исконного смысла привычным понятиям Хлеб, Дом, Любовь, наполнение их символическим содержанием. В пьесе «Смотрите, кто пришел!» таким понятием-символом, внутренним камертоном становится Дом как обитель духовного родства, культуры, памяти — ценность, не подлежащая обмену. Этот центральный образ-символ пьесы включен автором в систему литературных ассоциаций, главной из которых является чеховский образ вишневого сада. Автор в пьесе «Смотрите, кто пришел!» проецирует ситуацию чеховской комедии на новую социальную действительность. Продажа дачи писателя Табунова становится не только внешним импульсом к зарождению внутреннего конфликта, но и дает возможность автору «подсказать» читателю угол зрения на героев и исследуемые проблемы путем пробуждения литературных ассоциаций. Известная ситуация, таким образом, дает ключ к исследованию пьесы.

    Действие происходит на даче покойного писателя Табунова, где ныне живут его брат с женой Софьей Игнатьевной, их дочь Алина и ее муж Лев Шабельников. Дача скоро будет продана вдовой писателя. Покупатель — Королев, или Кинг, как его все называют, «чемпион Европы по парикмахерскому спорту», как саркастически именует его Алина.

    Драматургия В. Арро и других авторов «новой волны» вывела на сцену непривычного героя, вернее, пересмотрела его «права» на сцене. Значительным открытием в драматургии было появление в «Утиной охоте» А. Вампилова литературного предшественника Кинга — официанта Димы. Этот двойник главного героя позволил автору обнажить не только неожиданные стороны характера Виктора Зилова, но и значительные социальные проблемы.

    В пьесе В. Арро этот тип героя перемещается со второго на первый план, он уже не «двойник», а один из главных героев пьесы, он — в центре пристального внимания автора. Центр внимания значительного пласта литературы теперь словно раздваивается: бывшие «двойники» героев-интеллигентов, под чьим давлением интеллигенты «олукьянивались», совершали обыденные предательства, эти «герои второго плана» теперь становились равноправными объектами исследования литературы. Подобное «перемещение» героя с одного плана на другой объясняется в значительной мере изменением социальных условий.

    В пьесе В. Арро «Смотрите, кто пришел!» основным принципом исследования характера героя является принцип антиномии, унаследованный от чеховской драматургии. Внутренняя противоречивость, столкновение противоположных начал в характере становятся доминантой образов.

    Пьеса лишена единого центра, в ней нет главного героя. Все герои включаются автором в систему взаимных отражений. Включаясь в эту систему, герои проходят несколько «уровней конкретизации». Так, Кинг проходит эти «уровни» в столкновении с Табуновым, в сопоставлении с Шабельниковым, Алиной и своими приятелями Робертом и Левадой.

    «Смотрите, кто пришел!» можно назвать пьесой-диспутом. Давая возможность каждому из героев открыто высказать свои взгляды, автор оставляет за собой право не отождествлять свои представления об истине с представлениями кого-либо из героев, а искать истину, отталкиваясь от их суждений. Он словно ведет внутренний спор с самим собой устами различных героев, на каком-то этапе поиска соглашаясь с одним из них, затем расходясь с ним с оценках, соглашаясь с другим, вновь вступая в спор.

    Особенности героев и способов выражения авторской позиции в пьесе В. Арро «Смотрите, кто пришел!» связаны с попыткой драматурга обнажить серьезные социальные и нравственные проблемы, стоящие перед нашим обществом. Но Арро идет не по пути упрощения ситуаций, расстановки резких акцентов, а по пути тщательного исследования героев и разрешаемых ими проблем. Этот путь — исследовательский — определяет принципы изображения героев и способы выявления авторской' позиции: герои Арро живут, действуют, спорят в обыденной, бытовой обстановке, предельно приближены друг к другу этой обстановкой; герои мало действуют, их характеры, взгляды, симпатии и антипатии раскрываются в спорах.

    Авторское сознание выявляется на различных уровнях пьесы: в ремарках, паузах, символике, во взаимных и самохарактеристиках героев, подтексте, сопоставлениях и взаимоотражениях героев, в композиции. Авторская позиция лишена декларативности, но вполне определенна, она пронизывает всю художественную ткань пьесы «Смотрите, кто пришел!».
    1   2   3   4


    написать администратору сайта