Главная страница
Навигация по странице:

  • 19. Образ Тамары Ивановны в повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана».

  • 22. Идейно-художественное своеобразие книги С. Довлатова «Наши».

  • Герой и обстоятельства

  • Отношение человека к родине

  • 23. Идейно-художественное своеобразие пьесы. А. Арбузова «Сказки старого Арбата».

  • 24. Идейно-художественное своеобразие пьесы. В. Розова «Гнездо глухаря».

  • 27. Идейно-художественное своеобразие пьесы А. Вампилова «Старший сын».

  • Тенденции. 1. Литература постмодернизма основные понятия, особенности, персоналии


    Скачать 91.46 Kb.
    Название1. Литература постмодернизма основные понятия, особенности, персоналии
    Дата17.04.2022
    Размер91.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТенденции.docx
    ТипЛитература
    #480686
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Краткое содержание Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»

    Беда пришла, откуда не ждали. Тамара Ивановна стояла у окна, на сердце было тревожно. Стояла глубокая ночь, а ее дочери Светланы, все еще не было дома. Девочке было шестнадцать лет, и она всегда возвращалась домой вовремя. Мать очень беспокоилась, в голову лезли плохие мысли, душа была не на месте.

    Вскоре пришел Анатолий, отец Светы. Он привел с собой своего товарища Демина. Мужчины вдвоем отправились на другой конец города, к подруге дочери, надеясь ее там застать или узнать хоть какие - то вести.

    Тамара родилась и выросла в деревне. Ее отец был мастером на все руки. Тамара, глядя на своего родителя научилась многим полезным вещам. Она без особого труда могла бы отремонтировать автомобиль.

    Совсем юной девушкой, Тамара переехала в город. Сначала она работала телеграфисткой, но работа оказалась рутинной, она быстро надоела девушке и она уволилась. Отучившись в автошколе, Тамара стала водителем больших грузовых автомобилей. Эта работа оказалась ей по душе. Девушка была строга с противоположным полом. Анатолий целый год добивался ее руки. Потом они поженились, родились у них двое детей. Светка старшая и Иван, на год младше сестры.

    Светлана отучилась всего девять классов и ушла со школы. Она окончила курсы продавца, но работу найти не могла, ее никуда не брали, так как она была маленькая. Вместе со своими безалаберными подружками она скиталась по рынкам, пытаясь найти хоть какой-нибудь заработок. Тамара корила себя, за то, что не настояла на дальнейшем обучении Светки.

    Опасения матери оказались не напрасны. Подружка Лиза сказала, что Светка ушла с каким-то азербайджанцем. Прождав целую ночь зря, родители утром сообщили в милицию. Они места себе не находили от пропажи дочери. После Светка нашлась. Ее вызвали на допрос к следователю. Тамара, находясь в милиции, узнала, что ее дочь была похищена, избита и изнасилована.

    Преступника практически сразу арестовали, родители надеялись на справедливое наказание. Вскоре им сообщили, что азербайджанец не причем, а их дочь сама виновата. Тамара, краем глаза увидела, что родственники арестованного дают взятку следователю.

    Тамара сделала для себя выводы и успокоилась.

    Преступника решили освободить, Тамара ждала в коридоре. Когда она поравнялась с обидчиком дочери, прогремел выстрел. Тамара убила преступника. Справедливость восторжествовала.

    19. Образ Тамары Ивановны в повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана».

    Тамара Ивановна отражена, именно отражена - как в зеркале, - из жизни, в повести Распутина, так живо правдиво и точно, словно, читатель не к образу прикасается, но знакомится с живым человеком. И от этого знакомства счастливо и радостно. И уже легче за Россию, несмотря на весь рынок и мрак: Мы - Живы! Пока есть в России такие Дочери и Матери. А они есть. И их не единицы, их много. И мы видим этих женщин. Просто не задумываемся о них. Они и сами, порой, не подозревают, какие силы таят в себе.

    Образ Тамары Ивановны раскрыт перед нами полностью. Мы видим ее и в детстве, и в девичестве, когда вызревает в ней тонкое сокровенное женское свечение, и в замужестве. Постигать образ Тамары Ивановны - это наслаждение для исследователя и для читателя. Столько в ней чистоты, света, уверенности. Отметим важнейшее: поступок, совершенный Тамарой Ивановной, - не есть проявление отчаянья, срыва, нет, - это спокойное, но столь же и неотвратимое действие размеренной, хорошо осознающей себя силы, силы напоенной почвой, корнями, тысячелетней историей русского рода. «Виновата -- буду ответ держать. Сделанного не воротишь. А я и не жалею о сделанном. Теперь мне каторга шесть лет, а если бы насильник ушел безнаказанным, -- твердо подчеркнула она, -- для меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой». Все это убедительно показано Распутиным.

    Значимость и привлекательность образа Тамары Ивановны, неизбежность читательского преклонения перед этим женским образом, способно привести нас к некоторым, на мой взгляд, ошибкам в толковании повести. Мужчин-де уже нет, женщина вот истинная спасительница и защитница России и ее детей. Все это и так, и не совсем так.

    Я считаю, что Распутин подразумевает за образом Тамары Ивановны саму Россию в ее материнской и дочерней сущности. Тамара Ивановна, и такие женщины, - это проявление России, свидетельство жизни России, затаенной ее силы и непокорености. Но служение и долг Тамары Ивановны не в возмездии насильнику (это неизбежная и необходимая, но частность), а в воспитании сына, Ивана. И вот здесь «Иван» это не только имя сына, но символ русского человека. И в воспитании не просто в духе пригодном для сегодняшней жизни (рынка), но в традиции рода, в том, что дочерне воспринято ей от отца - Ивана (здесь имя тоже символ): «Вот, Иван! Скажи ты мне на свой молодой ум… скажи, отчего это у нас в народе кровь такая молчаливая… такая вялая на родство? Будто и родных нет, а все троюродные да сводные. Или это неправда?

    -- Не знаю, -- смешался Иван. -- Не думал. По-моему, неправда. Вон мама… И мы с тобой…»

    То есть женщина как связующее звено русского рода. От деда к внуку. От Ивана к Ивану. Даже и сам выстрел - возмездие, явная его сторона, а сущность - воспитание: «Мать не испугалась и тем самым как бы и ему наказала не бояться». Не дочь, а - сын (мужчина!) усваивает материнский урок. Думает Иван и об отце: «Иван, присматриваясь к отцу, невольно спрашивал: а мог ли он, отец, решиться на поступок, совершенный матерью? Не трус ли он? И отвечал себе: нет, отец не трус и на любой решительный поступок он способен, если… Если до него додумается. А он мог и не додуматься не от недостатка ума, а от какого-то особого положения ума, не посягающего на взлеты». Рядом с образом Тамары Ивановны, образ Анатолия бледен, читатель видит его только растерянным, «потерянным» (как все его поколение?). У Анатолия в повести нет даже отчества (важная деталь). То есть род идет по матери, мать и сохраняет и защищает род. Из испытаний выпавших на семью Воротниковых Тамара Ивановна и Иван, мать и сын, выходят только крепче, а вот Анатолий и Светлана, отец и дочь, - надломлены, им уже не подняться.

    22. Идейно-художественное своеобразие книги С. Довлатова «Наши».

    Повесть «Наши» написана в 1983 году в Америке. 
    Двенадцать глав "Наших" создавались Довлатовым годов как самостоятельные рассказы. Герои - реальные люди, отсюда и один из вариантов названия будущей книги - "Семейный альбом".
    В повести «Наши» мы видим предков и родственников автора. Прадед его – Моисей, сын Моисея – Исаак. Прадед – крестьянин-еврей, сын Исаак переселяется в город Владивосток, породив по пути, в Харбине, сына Доната – отца автора. В тридцатые деда арестовали. И расстреляли. В преданиях осталась необыкновенная сила старика, способного в одиночку переставить грузовик. Дед Степан (по матери) – с Кавказа. Он никому не подчинялся, даже стихийным бедствиям. Во времятифлиского землетрясения он остается в своем доме. Умер он загадочно, как и жил. Однажды он встал и направился к оврагу, откуда сурово шагнул в реку. Легендарные деды автора напоминают представителей рода Буэндиа из «Ста лет одиночества»

    Согласно изначальному замыслу автора, главы этой книги создавались как самостоятельные рассказы и печатались в периодических изданиях во второй половине 1980-х годов.

    Каждая глава Наших посвящена реальным лицам, родственникам Сергея Довлатова - его дедушкам и бабушкам, родителям, дядям и теткам, жене, дочери и даже любимой собачке Глаше. Эта книга - своего рода портрет семьи писателя.

    Герой и обстоятельства

    Судьбы всех этих людей развивались в условиях жизни в Советском союзе и, как следствие, оказались не слишком счастливыми. Сам Довлатов, эмигрировавший в Соединенные штаты, уже пишет о своем отношении к родине с некоторым сарказмом, вспоминая политическую агитацию, нехватку продуктов и жизнь в коммунальных квартирах.

    Об этом же он вспоминает, когда пишет о своих родственниках, сопоставляя жизнь зарубежную и жизнь в Союзе.

    Также он описывает подарки, которыми обменивались эти братья, а также то, как впервые встретился с дядей Леопольдом за границей. По этим эпизодам видно, насколько менялось отношение человека к родине после переезда в США.

    Отношение человека к родине

    Однако именно в эмиграции становится понятно, что в общем-то Довлатов любит эту странную родину, вместе со всеми ее проблемами и неприятностями.

    Особенно трогательно это показано в главе, посвященной любимой собачке Довлатова, фокстерьершеГлаше: ...иногда тихонько стонет. Возможно, ей снится родина. Например, мелкий частик в томате. Или сквер в Щербаковом переулке....

    Но обстоятельства не позволяют там остаться: сам Довлатов, его жена, мать и дочь, а также верная собачка, вынуждены эмигрировать. 

    Довлатов воспринимает как родину не только Советский союз. Очевидно, некоторой своей прародиной он считает Армению, и это подчеркивается в рассказе, посвященном дедушке, воспитание и горячий кавказский нрав которого Довлатов вспоминает.

    Другой же его дед был крестьянином, и от него Довлатов перенял множество странных привычек, за которые позднее ругала его жена.

    Развитие внутреннего мира героя

    В сборнике рассказов также видно, что у Довлатова с детства были условия для развития своей личности, для образования: его тетя была редактором, мать - корректором, отец иногда писал стихи. 

    Довлатов в каждом рассказе обращает внимание читателя на то, что семья его была словно политически неуместной в Советском союзе. Поэтому писатель и оказался в Америке, где родился его младший сын - уже гражданин США. Это то, к чему пришла моя семья и наша родина - пессимистично завершает Довлатов повествование о своих родных.

    23. Идейно-художественное своеобразие пьесы. А. Арбузова «Сказки старого Арбата».

    «Сказки старого Арбата» — очень сентиментальное, и, в то же время, мудрое произведение. Это сказка о молодости и старости, любви, дружбе и творчестве.

    Главный герой всю жизнь свою посвятил любимому делу. Федору Кузьмичу уже шестьдесят пять лет, но он не чувствует себя старым, ведь душой он молод. И как можно постареть, всю жизнь создавая куклы.

    Он живет на Старом Арбате. У него есть взрослый сын Кузьма, который тоже пошел по стопам отца. Сын даже надеется со временем превзойти своего учителя.

    Федору Кузьмичу помогает в работе давний друг Христофор Иванович. С ним он знаком уже более четверти века. Друг настоятельно советует мастеру отдохнуть, расслабиться, уйти в отпуск. Тем более, что он уже давно не отдыхал, никуда не ездил.

    Но как только было решено отправиться в Астрахань на теплоходе, неожиданно к ним в дом постучалась незнакомка. Оказалось, девушка ищет соседку Федора Кузьмича. Но та уехала со своим женихом.

    Незнакомка назвалась Виктошей. Хозяин предложил ей остаться в его доме, пока он будет в отъезде. С появлением девушки в доме, все значительно меняется.

    24. Идейно-художественное своеобразие пьесы. В. Розова «Гнездо глухаря».

    «Гнездо глухаря» была написана в 1978 году. Чтобы глубже понять это произведение, необходимо вспомнить, что оно было создано в период глубокого экономического застоя. Драматург очень остро ощутил нравственный разлад в нашем обществе.

    В основе пьесы лежит столкновение разных взглядов на жизнь членов семьи Степана Алексеевича Судакова. Карьеристским, мещанским устремлениям главы семьи и его зятя Егора противопоставлены человечные и чистые помыслы Прова и Искры, детей Судакова. На первый взгляд, здесь конфликт отцов и детей, характерный для творчества Розова, но всё оказывается гораздо глубже.

    Одна из проблем пьесы – нравственная деградация личности. Степан Алексеевич воевал во время Великой Отечественной войны, на фронте встретил свою будущую жену. Теперь он служит «в сфере работы с иностранцами», но очень трудно представить, в чём состоит его деятельность. Постоянное посещение квартиры иностранцами, звонки с различными просьбами, «блатмейстерство». Судаков сам понимает порочность всего этого: «Что это за вторая сигнальная система образовалась? Ты мне - доски, я тебе – гвозди…».

    Степан Алексеевич очень заботится о своей семье. Но он создал «гнездо», а не дом. Герой считает, что тот материальный достаток, которым он обеспечил жену и детей, делает их счастливыми. Судаков был просто поражён, когда узнал, что этого мало для счастья. Искра с деловым и перспективным мужем несчастна, даже Пров начинает выражать протест: он хочет самостоятельно принимать решения, а не использовать связи отца. Здесь становится очень значимой история самоубийства сына Хабалкина. Шестнадцатилетнего юношу погубила атмосфера семьи, вероятно, в чём-то похожей на семью Судаковых. Это самый трагический путь протеста. Смерть подростка звучит предупреждением взрослым людям.

    Самый страшный персонаж – Георгий Ясюнин. Его цель – личное благополучие. Для этого ему необходим высокий служебный пост. В своих корыстных целях он использует неблаговидные средства. Любовь женщины для Георгия всего лишь ступенька служебной лестницы. Детскими воспоминаниями герой пытается убедить себя в собственной правоте. Георгий – наиболее отвратительная разновидность типа «судаковых». Он образован, умён, нравится женщинам, а в душе у него лишь холодный расчёт. У Розова нет никаких иллюзий в отношении таких людей. В семидесятые годы именно они составляли значительную часть аппарата управления, поэтому оптимизма драматург не испытывает.

    Образ Прова типичен для творчества В. Розова: молодой человек вступает в борьбу со злом. Мне кажется, что Пров является предтечей главного героя драмы «Кабанчик». Этот персонаж (Пров) по сути трагичен. Он не знает, как изменить атмосферу своей семьи, его посещают мысли о самоубийстве. Именно с образами Прова и Зои связаны надежды автора на перемены в будущем.

    Искра – женщина со сломанной судьбой, но с сильным характером. Её не задело влияние отца и мужа, а лишь заставило страдать.

    Персонажи Розова проходят испытание на человечность. Смерть сына Хабалкина для Судакова и Георгия – очередное продвижение по служебной лестнице. Прова же это ранит очень глубоко, он даже испытывает чувство вины.

    В конце пьесы семья разрушается. Это становится потрясением для Судакова, а Георгий в полном порядке. По мысли автора, «георгии» в нашем мире живут и здравствуют. Таким образом, в основе пьесы лежит конфликт двух мировоззрений: потребительского, античеловечного и гуманного, деятельного.

    Жанр пьесы – семейно – психологическая сатирическая драма. По своей природе произведение реалистично.

    Спектакль начинается и заканчивается похожими сценами встречи с иностранцами. Но настроение этих сцен совершенно разное. Встреча с Дзирелли является предвестием последующих событий. Хозяева ведут себя неестественно, как на официальном приёме, видно, что они действуют по привычной инструкции. Никакого интереса к итальянцу они не испытывают. Эта сцена, как и весь спектакль, пронизана острой сатирой. Гостю показывают жизнь «простых советских людей» в шестикомнатной квартире. Судаков с гордостью вещает о принципах нашего общества, которые во многом существуют только на бумаге. Степан Алексеевич (А. Папанов) ведёт себя очень уверенно, ни в чём не сомневается. Искра так комментирует этот эпизод: «Ну, представление окончено?». В первой сцене уже царит настроение, атмосфера всего спектакля. Это атмосфера напряжённости, непонимания, фальши.

    Финал спектакля драматичен. Судаков произносит заученные фразы и сам понимает их лживость: «Живём мы хорошо…».

    27. Идейно-художественное своеобразие пьесы А. Вампилова «Старший сын».

    Пьеса «Старший сын» имеет богатую творческую предысторию. Произведение А.В. Вампилова имеет несколько редакций. Первый вариант пьесы, получивший название «Мир в доме Сарафанова», был опубликован в 1964 году. Второй вариант – «Женихи» – был напечатан газетой «Советская молодежь» в 1965 году. Следующий вариант был выпущен в 1968 году альманахом «Ангара» и имел заглавие «Предместье». Лишь в 1970 году писатель окончательно дорабатывает произведение, называет его «Старшим сыном» и выпускает отдельным изданием.

    Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын» в чем-то является продолжением проблематики пьесы «Прощание в июне».

    Сам А.В. Вампилов называет свою пьесу комедией. Жанрообразующим компонентом становится анекдот, который способствует новеллизации жанра. Однако стоит отметить, что комедийной специфики подвергается лишь первые сюжетные картины. Пьеса постепенно перерастает в философскую историю или притчу, где появляются библейские мотивы о блудном сыне. Причем притча в произведении «Старший сын» трансформируется.

    Как отмечено, названий у пьесы А.В. Вампилова было достаточно, однако именно «Старший сын» является самым удачным, так как это заглавие передает главную мысль произведения. Для писателя было важным не место действия, а участники событий. Старшим сыном представляется Бусыгин, который попадает в дом семейства Сарафановых. В финале произведения выдававший себя за сына Сарафанова Бусыгин фактически принимает все обязанности сына и чувствует себя родным человеком в доме.

    Главная мысль, пронизывающая пьесу «Старший сын», заключена в том, что духовная близость оказывается важнее, чем кровное родство. Родство душ намного сильнее и крепче официальных семейных отношений. Способность слушать и понимать, помогать и поддерживать, а главное, любить – вот основные компоненты семейных отношений.

    А.В. Вампилов поднимает вечные общечеловеческие проблемы добра, совести, справедливости. Здесь же писатель поднимает проблему правды и лжи. В пьесе разрушается представление о том, что «горькая правда» лучше, чем «сладкая ложь».

    Помимо нравственной проблематики, поднимается и семейная. Так, с этим связана тема отцов и детей, которая рассматривается нетрадиционно. Писатель поднимает семейные проблемы, которые рассматриваются не в контексте официальных отношений, а в контексте родства душ.

    Сюжет пьесы отличается своей спонтанностью. Он рождается из различных случайностей, которые приводят незнакомых людей в одно место. Совпадения являются главным двигателем всего сюжета, а стечения обстоятельств – кульминационными событиями пьесы «Старший сын».

    Судьба Сарафанова становится главной в повествовании. Именно она является авторским идеалом, так как герой – человек чести и совести. Это и является причиной того, что Бусыгин не может расстаться с Сарафановым. Сначала прагматичный, герой понимает, что «отец» - хороший человек.

    В «Старшем сыне» выделяются два центральных образа: Сарафагин и Бусыгин. Между ними есть родство душ, способность понимать друг друга.

    Бусыгин сначала представлен в повествовании как нахальный молодой человек.

    Сарафанов – человек, который не умеет притворяться, он всегда честен и искренен. Именно он способствует преображению Бусыгина. Герой открывается совершенно с новой стороны. Человек не только называет себя сыном Сарафанова, но и становится им. Бусыгин находит человека, которого может называть отцом. Он понимает, что не хочет оставлять дом его семейства.

    Основным местом действия становится дом Сарафановых. Действие пьесы «Старший сын» занимает три дня. За это время героям пришлось пережить многое, однако все события были тесно переплетены с семейным гнездом Сарафанова. Его дом будто держит Бусыгина и его друга, останавливает и не отпускает. В финале произведения читателю вообще кажется, что Бусыгин – реальный сын Сарафанова, так как совпадений действительно много.

    Особенностью пьесы А.В. Вампилова является сюжетная напряженность. Нравственная проблематика соединяется с общечеловеческими и вечными вопросами. При характеристике Бусыгина автор использует прием психологизации, который позволяет герою эволюционировать.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта