Главная страница

Методическая разработка. методическая разработка. 1 Методические принципы организации работы по развитию речи на уроках русского языка


Скачать 472 Kb.
Название1 Методические принципы организации работы по развитию речи на уроках русского языка
АнкорМетодическая разработка
Дата18.04.2023
Размер472 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодическая разработка.doc
ТипМетодическая разработка
#1070622
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ гимназия № 114. Констатирующий этап эксперимента мы проводили в 1 классе. Нами были отобраны 10 детей. На констатирующем этапе эксперимента были сформированы экспериментальные и контрольные группы, состоящие из детей в количестве 5 человек в каждой.

Контрольная и экспериментальная группа формировались по принципу равномерного распределения в группы как более подготовленных детей с достаточным уровнем развития связного высказывания, так и менее подготовленных, с целью создания примерно одинаковых условий проведения эксперимента и соблюдение его чистоты и достоверности.

Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление уровня сформированности образной речи у детей 6–7 лет.

С целью определения уровня сформированности образно-выразительных средств речи у детей 6–7 лет нами использовалась методика, предложенная Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой.

Детям контрольной и экспериментальной групп были предложены задания для выявления особенностей образно-выразительных средств речи.

Диагностический этап состоял из двух блоков. Первый блок выявлял текстовосприятие образно-выразительных средств. Второй блок выявлял умение текстообразования с использованием образно-выразительных средств.

Критерии, показатели и методики диагностики сведены в таблицу 1.

Организация опытно-экспериментального изучения образно-выразительных средств речи.

Таблица 1

Критерии

Показатели

Методики диагностики

I блок

Общий уровень восприятия образно-выразительных средств

Выявление понимания жанровых отличий произведений (сказка, рассказ, стихотворение, пословица, загадка).

Методики:

«Что прочитали?»

Прослушивание нескольких литературных произведений (текстов) различного жанра, ответы на вопросы.

«О ком/о чём так можно сказать?»

«Что значит пословица?»

«Отгадай загадку»

II блок

Употребление образно-выразительных средств.

I серия заданий выявляет умение детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку, используя выразительные средства.

II серия заданий определяет понимание детьми значений пословиц, фразеологизмов; их адекватное употребление в речи.

III серия заданий выявляет умения детей сочинять и понимать образное содержание загадок, вычленять средства художественной выразительности из текста загадки.

Методики:

«Придумай сказку/рассказ и дай ей название»

«Подбери пословицу»

«Сочини загадку»

Уровни использования образно-выразительных средств в речи детьми 6–7 лет могут быть условно градуированы как высокий, средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется следующими параметрами: Ребенок правильно и самостоятельно подбирает сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; умеет правильно воспринимать и понимать художественную информацию, в логической последовательности излагать своё высказывание, точно передавать художественный замысел произведения; умеет правильно построить простые и сложные предложения в своем высказывании умеет использовать разнообразные средства связи; умеет правильно использовать в своем высказывании изобразительно-языковые средства (эпитеты, сравнения, метафоры, эмоционально-оценочные слова);

Средний уровень характеризуется следующими параметрами: Ребенок в основном правильно умеет подбирать сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; иногда обращается за помощью к педагогу; умеет без затруднений воспринимать и понимать художественную информацию, передавая самые общие представления о художественном замысле произведения, умеет правильно строить предложения в своем высказывании, умеет частично использовать разнообразные средства связи, умеет частично использовать в своем высказывании изобразительные языковые средства;

Низкий уровень характеризуется следующими параметрами: Ребенок затрудняется в подборе сравнения, эпитетов, синонимов и антонимов. Постоянно обращается за помощью к педагогу. Ребенок не умеет правильно воспринимать художественную информацию, испытывает трудность в логической последовательности излагать своё высказывание. Не умеет передавать художественный замысел произведения; не умеет правильно строить предложения в своём высказывании; не умеет использовать средства связи; не умеет использовать изобразительные языковые средства в речи, повторяемость одних и тех же слов.

Результаты анализа выполнения заданий детей позволили определить исходный уровень сформированности развитой речи у школьников: высокий уровень соответствует 10–12 баллам, средний уровень 9–6 балла, низкий уровень 4–5 балла. Результаты представлены на рисунке 1.

Результаты выполнения заданий в экспериментальной и контрольной группах выглядят следующим образом.

Таблица 2

Результаты сформированности у детей контрольной группы необходимых речевых умений

Ф.И ребенка

Умение сравнивать и подбирать эпитеты

Умение подбирать синонимы

Умение подбирать антонимы

Речевые умения

Общее кол-во баллов

Наталья А.

1

1

1

1

4

Вадим Б.

1

2

1

1

5

Егор М.

1

1

1

1

4

Пётр Б.

2

1

1

1

5

Никита П.

1

1

1

1

4

Средний балл

1,3

1,2

1,4

1,2

4,8


Таблица 3

Результаты сформированности у детей экспериментальной группы необходимых речевых умений

Ф.И. ребёнка

Умение сравнивать и подбирать эпитеты

Умение подбирать синонимы

Умение подбирать антонимы

Речевые умения

Общее кол-во баллов

Влад Н.

2

1

1

2

6

Ольга Р.

2

2

1

2

7

Елена К.

2

2

2

2

8

Виктор Л.

1

1

1

1

4

Тимур Ф.

1

1

2

1

5

Средний балл

1,5

1,3

1,4

1,7

5,7



Рис. 1. Распределение детей контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности необходимых речевых умений на констатирующем этапе эксперимента

Как видно, детей с высоким уровнем сформированности нет в обеих группах.

Анализ ответов детей показывает, что у многих детей обеих групп вызвало затруднение задание по подбору синонимов. Так, 3 детей экспериментальной группы и 5 детей контрольной из 10 предложенных слов, правильно подобрали синонимы лишь к 4 словам; 3 детей экспериментальной и 3 детей контрольной групп подобрали менее 4 синонимов.

Затруднение вызвало задание по подбору антонимов. В контрольной группе не справились с этим заданием 3 детей (60%), а в экспериментальной 2 детей (30%), 4 детей (40%) в контрольной и 7 (70%) детей справились с этим заданием частично.

Качественный анализ результатов выполнения третьего задания показал, что в рассказах недостаточно присутствует субъективное отражение эстетически значимого объекта действительности, воплощенного в художественных произведениях. Многие дети испытывали затруднение при рассказывании сказки, редко использовали в своей речи синонимы, антонимы и обобщающие слова.

Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа сказки, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т.д.).

У 4 детей (80%) контрольной группы трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.). Исследование выявило низкий уровень речевых умений, используемых детьми.

Речь детей поразила однообразием. Дети не проявляли желания рассказывать, а тем более показывать сказку. Художественные впечатления их бедны, они не обменивались впечатлениями от увиденного ими маленького спектакля, которые показывали их друзья. Речь детей была маловыразительной и непоследовательной.

У многих детей в рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации; сужение поля восприятия картинок (например, указания на действия только одного персонажа – деда, или колобка), что свидетельствует о недостаточной организации внимания в процессе речевой деятельности. Часто нарушалось смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. У 7 детей рассказы сводились к простому называнию действий персонажей.

Результаты выполнения третьего задания свидетельствуют о том, что у многих детей возникали трудности в полной и точной передаче сюжета, отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Один ребенок, несмотря на оказываемую помощь, совсем не смог выполнить задание. У 8 детей различные нарушения при составлении рассказа были резко выражены. В целом ряде случаев, при сочетании грубых нарушений, рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования.

При пересказе сказки наблюдались отдельные специфические нарушения (в логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения. Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий. Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение заданий творческого характера.

На основании проведенных исследований мы сделали следующий вывод: у детей контрольной группы отмечается значительное отставание в формировании образной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной воспитательно-образовательной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние образной речи детей, которые необходимо учитывать при проведении дальнейшей работы.

Выявление уровня образности речи детей в самостоятельных связных высказываниях, особенностей восприятия литературных произведений, в том числе малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, фразеологизмов, загадок), можно проводить в виде индивидуальных бесед с каждый ребенком с помощью пяти серий заданий.

I серия заданий выявляет умение детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку, используя выразительные средства. Проверяется, может ли ребенок логически последовательно развивать сюжет, в соответствии с темой, которую он сам выбрал, какие средства выразительности он будет использовать в своем сочинении.

После вводной беседы о любимых книгах ребенку предлагается придумать рассказ, сказку; дать название высказыванию, определить жанр и объяснить свой выбор.

Оцениваются представления детей о жанре (сказка, рассказ, стихотворение), умение выбрать тему, развернуть сюжет в логической последовательности; оценку получает также соблюдение композиции (наличие начала, середины, конца) и использование средств художественной выразительности — лексических, синтаксических, стилистических.

Для значительной части детских сочинений характерно нарушение логической последовательности, композиции текста, несоответствие содержания теме.

В процессе анализа творческих рассказов выделяется некоторая зависимость между уровнем связности как качественной характеристики текста и уровнем образности.

В своих связных высказываниях дети используют разнообразные средства образности: синтаксические (назывные и бессоюзные предложения, инверсию, прямую речь, уточнения, повторы), лексические (эпитеты, определения, эмоционально-оценочную лексику). Метафоры и сравнения не только в рассказах, но и в сказках детей встречаются в единичных случаях. Вместе с тем наблюдаются факты, свидетельствующие о влиянии языка художественных текстов на детские сочинения: дети используют специфические сказочные обороты, выражения.

Анализ детских сочинений с точки зрения образности показывает существование связи между уровнем художественного восприятия литературных произведений и уровнем выразительности творческих рассказов детей.

II серия заданий направлена на выявление особенностей восприятия детьми литературных произведений разных жанров.

Детям предлагаются литературные произведения разных жанров: стихотворения А. Балонского «В лесу» и И. Бунина «Листопад» (отрывок), рассказ М. Пришвина «Полянка в лесу» (отрывок), сказка «Три поросенка» в обработке СВ. Михалкова. Могут быть и другие произведения, но основным критерием выбора должна быть высокая степень образности, насыщенность средствами художественной выразительности. Задаются вопросы: «Что тебе прочитали? Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)? О чем говорится в ...? Как автор называет...?»

Оценивается умение различать жанр, понимать его специфические особенности, определять тему и основное содержание произведения.

Анализ ответов детей показывает, что у них не сформированы четкие представления о жанровых особенностях литературных произведений. Наиболее близким и понятным детям жанром является сказка. Легче всего дети справляются с выделением и воспроизведением эпитетов. Восприятие и выделение в тексте сравнений вызывает у них значительные затруднения, а понимание метафоры — самое трудное задание. Другие средства художественной выразительности (метонимия, олицетворение, гипербола) замечаются детьми в редких случаях.

III серия заданий определяет понимание детьми значения фразеологизмов: как в воду опущенный, дать слово, заячья душа, надуть губы, сломя голову, в поте лица, прибавить ходу. Сначала каждое выражение дается ребенку в изолированном виде, выясняется, как он его понимает, затем этот же фразеологизм предлагается в контексте. Глубину понимания ребенком фразеологизмов можно проверить через задание: «Придумай предложение или рассказ, в котором кто-то мог бы так сказать». Фиксируются и оцениваются правильные, буквальные, отрицательные ответы, точность словоупотребления, умение придумывать предложения с заданным выражением.

Анализ особенностей понимания значения фразеологизмов показывает, что значительная часть детей испытывает трудности в восприятии и понимании образного содержания фразеологизмов. Вместе с тем результаты обследования показывают возможность обучения детей осознанию образного содержания и обобщенного значения фразеологизмов.

IV серия заданий выявляет понимание пословиц: Трусливому зайке и пенек – волк. Едет Емеля, да ждать его неделю. Бедному Ванюшке везде одни камушки.

Ребенку предлагается вспомнить или придумать небольшую историю, в которой кто-то из героев мог сказать такие слова. Пословица дается детям сначала вне текста, а потом в тексте, который облегчает ее понимание. При анализе оценивается не только умение объяснить значение пословицы, но и способность включить ее в соответствующую речевую ситуацию.

Результаты обследования показывают, что детям 1 класса доступно понимание обобщенного значения пословиц.

V серия заданий выявляет умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, вычленять средства художественной выразительности из текста загадки. Детям предлагаются три загадки. Читается текст: «За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара». (Лиса.) Ребенок отгадывает (или нет) загадку, а . потом ему задаются вопросы: «Как ты догадался, что это лиса? (Понимание метафоры.) С чем сравнивают лису? Почему лису сравнивают с пламенем? (Выделение сравнений.) Как можно по-другому сказать о лисе? С чем ее можно сравнить?» Оценивается понимание детьми художественного образа, заключенного в загадке, вычленение сравнения, эпитетов, осознание метафор.

Анализ особенностей восприятия детьми разных жанров литературных произведений (стихотворения, рассказа, сказки), малых фольклорных форм (загадок, пословиц, поговорок, фразеологизмов) позволяет установить уровни восприятия детьми образно-выразительных средств речи. Такое обследование позволяет сделать вывод о том, что важным фактором формирования образности речи детей является взаимосвязь работы на речевых занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, а также в повседневной жизни. Ознакомление с малыми фольклорными жанрами (загадками, пословицами, поговорками, фразеологизмами), использование специальных упражнений, творческих заданий подводит детей к осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных и жанровых особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в художественном тексте.

Ответы детей можно интерпретировать с помощью балловых показателей (для всех серий заданий):

5 баллов – высокий,

3 – средний,

1 – низкий.

Результаты контрольной группы представим наглядно в виде таблицы №4.

Таблица 4

Результаты контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

Ф.И. ребёнка

1серия

2 серия

3 серия

4 серия

5 серия

Наталья А.

3

3

3

1

1

Вадим Б.

1

1

1

1

1

Егор М.

1

3

3

1

3

Пётр Б.

3

3

1

1

1

Никита П.

3

1

1

1

1

Средний балловый показатель

2,2

2,2

1,8

1

1,4


Результаты экспериментальной группы представим наглядно в виде таблицы №5.

Таблица 5

Результаты экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

Ф.И ребёнка

1 серия

2 серия

3 серия

4 серия

5 серия

Влад Н.

1

3

1

3

3

Ольга Р.

3

1

1

3

1

Елена К.

1

3

1

1

1

Виктор Л.

1

3

1

1

3

Тимур Ф.

1

1

3

1

1

Средний балловый показатель

1,4

2,2

1,4

1,8

1,8

Более наглядно результаты обследования можно представить в виде диаграммы на рисунке 2.

Хотя уровни по некоторым заданиям значительно отличаются, общие балловые суммарные показатели обеих групп равны (8,6).



Рис. 2. Данные контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

Исходя из всего вышесказанного, понятно, что дети обеих групп нуждаются в коррекции как связного монологического высказывания так и отдельной его стороны – формирования образно-выразительных средств высказывания.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта