Методическая разработка. методическая разработка. 1 Методические принципы организации работы по развитию речи на уроках русского языка
Скачать 472 Kb.
|
Формирующий этап эксперимента Цель формирующего этапа эксперимента – сформировать образно-выразительные средства речи учащихся. Составляя систему работы по формированию образно-выразительных средств речи у школьников мы опирались на труды М.М. Алексеевой, А.М. Бродич, Л.Г. Соловьевой, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной по методике развития речи детей, использовали работу Ю.Г. Илларионовой по формированию у детей способности составлять и отгадывать загадки, а также методические разработки и рекомендации Л.А. Горбушиной и А.П. Николаичевой по проблеме выразительного чтения и рассказывания детям младшего школьного возраста. В своей работе мы постарались учесть основные особенности развития и принципы коррекции, адаптируя опыт работы ученых под особенности развития связного монологического высказывания и систему работы по формированию образно-выразительных средств речи у школьников. Формирующее обучение проходило в несколько этапов. Опишем их в виде таблицы 6. Таблица 6 Этапы и содержание по формированию образно-выразительных средств речи
Примеры конспектов занятий и упражнений по формированию образно-выразительных средств речи см. в приложении. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки). Ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях . Поиск путей формирования образности связной речи школьников на основе использования разных жанров литературы, устного народного творчества, фразеологизмов составил основную цель нашего исследования. Использование некоторых образных средств в речи младших школьников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности и эмоциональности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи школьников. Своей образной сущностью, иносказательностью фразеологизмы сближаются с пословицами и поговорками, художественная сила которых заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Первым условием формирования выразительных средств речи мы предлагаем использование изобразительной деятельности так как ознакомление с произведениями изобразительного искусства и сама изобразительная деятельность детей оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие словесного творчества. Именно наличие специфических эмоционально-экспрессивных средств в произведениях литературы и искусства помогают нам включать вдохновение, нажимая на «кнопочки» (А. Нестеренко, 1997) трёх каналов восприятия (зрительного, слухового, осязательного), строить системную картину мира и переводить её в «зазеркальный» мир образов. Второе условие предусматривает создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей. Необходимо вызвать у детей интерес к выразительным средствам языка и изобразительной деятельности, эмоциональный отклик, ассоциирование с собственным опытом, чувствами и представлениями. Третье условие предполагает углубление индивидуального подхода в формировании средств образной выразительности речи детей младшего школьного возраста. Четвёртое условие предусматривает подбор речевого материала, отвечающего следующим требованиям: небольшой объём произведения; описание знакомого или несложного незнакомого образа; лаконичное, меткое изображение образов при помощи эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, повторов; произведения разных жанров Использование разнообразного речевого материала позволяет организовать речевое общение детей в различных ситуациях учебных, игровых, бытовых, в свободной деятельности детей и способствует закреплению освоенных навыков. Пятое условие учитывает взаимосвязь в работе педагогов и родителей по формированию творческого отношения к слову. Предложенные условия формирования средств образной выразительности способствуют повышению качества связной речи и развитию творческого отношения к слову. Основными методами обогащения средств образной выразительности являются следующие: 1. Чтение учителя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автоpa, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. 2. Рассказывание учителя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. 3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. Развитая речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в младшем школьном возрасте. Особенности развитой речи детей: – наличие представлений у детей о средствах выразительности; – понимание детьми смыслового богатства слова; смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении; – понимание и овладение переносным значением многозначных слов; – способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности; – использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения); – владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; – умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов); – использование в речи синонимов и антонимов. Методика работы со сказкой. Формировать образцовую, развитую речь детей мы решили при помощи волшебной сказки. Выбор данного литературного жанра не случайный. Именно в волшебной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности. Именно волшебная сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Волшебная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Волшебная сказка – великолепный учитель, лекарь душ, просто добрый и умный собеседник. Значение сказки различно для разных людей и даже для одного и того же человека в различные периоды его жизни – от раннего детства и до старости. Она – как бесценный клад, из которого каждый возьмет только то, что ему необходимо, что он способен понять, усвоить, оценить. Но наиболее ценны и необходимы уроки волшебных сказок детям. Волшебная сказка отражает культурное наследие человечества, веками отсеивая наносное, неважное и бережно храня крупицы истинно ценного. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, она помогает ему взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию, эмпатии. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый – или злой, хороший – или плохой. В стороне остаться невозможно. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, поэтому чаще ребенок отождествляет себя именно с ним. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону – сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств. Для того чтобы восприятие волшебных сказок было более глубоким, а речь образной, яркой нами был разработан план работы по формированию образности у детей экспериментальной группы. Система работы по формированию образно-выразительных средств речи велась в двух направлениях: 1. Обучение на специально-организованных занятиях. 2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни. Знакомство ребёнка со сказкой начиналось с выразительного чтения её взрослым. Исходя, из поставленных перед нами задач, мы использовали сочетание разных методов. Целенаправленное наблюдение. В этом методе воспитатель совместно с детьми рассматривал, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Учили детей словесному рисованию по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Мы стремились прожить сказку вместе с ребенком, задействовав все органы его чувств. Просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например, они «не видят» ни леса, через который пробирается Иван-царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае нам помогли иллюстрации, но они есть не в каждой книге, да и не каждый сказочный сюжет привлекает внимание художников. Поэтому с детьми после чтения сказки стали рисовать, восстанавливая в памяти различные ее эпизоды. И увидели, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс пересказывания самой сказки, ее сюжет. Сопровождали мы рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями. При использовании метода сравнение детям были предложены игры на сравнение «Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого – самое неожиданное и в то же время точное?». Также ребятам предлагалось сравнить иллюстрации разных художников к одному и тому же тексту. С целью актуализации читательского опыта детям было предложено сравнить две сказки: русскую народную «Морозко» и башкирскую народную «Падчерица», и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают? Метод узнавания и воспроизведения стилистических особенностей включал в себя узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное. Эксперимент с художественным образом. При использовании данного метода традиционный пересказ прочитанного модифицировался в данном случае благодаря возможности как бы проигрывания разных ролей. Ребенок учитывал в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами книги. Оценка и суждение. Вспомнив прослушанную сказку, дети аргументированно доказывали достоинства своего героя, выделяли любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных. Работа со сказкой включала в себя 3 основных направления работы. Знакомство со сказкой. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи. Это направления включали в себя следующие виды работы: а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй; б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов. в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности. Методика работы с малыми фольклорными жанрами. Процесс формирования развитой речи требует целенаправленной деятельности в течение продолжительного времени, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, высокого самоконтроля. Зачастую, это довольно скучно и нудно. Чтобы повысить интерес детей, необходимо использовать инновационные методы, такие как метод моделирования сказок, проведение викторины. Прежде всего надо сказать об умелом отборе пословиц и поговорок: с учетом их доступности детям по содержанию и языку. Пословицу не следует заучивать с детьми — нужно неоднократно употреблять ее к месту. Не стоит объяснять ее переносный смысл. Иногда целесообразно подчеркнуть ее меткость, образность. Методика работы с загадками иная. Загадка — краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности. Задача учителя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Сначала школьники отгадывают загадки, опираясь на восприятие самых простых знакомых предметов. Учитель подбирает предметы и располагает их перед детьми. После того как предметы будут рассмотрены, педагог загадывает о них загадку, например: «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Далее еще раз рассматривает с детьми ножницы, поясняет загадку. Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития школьников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения. |