Главная страница
Навигация по странице:

  • Главные герои Эдип

  • Креонт

  • Главные герои Антигона

  • Другие персонажи Исмена

  • Тиресий

  • Читательский дневник античная литература. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК. 1. мифы древней греции


    Скачать 317.34 Kb.
    Название1. мифы древней греции
    АнкорЧитательский дневник античная литература
    Дата28.05.2021
    Размер317.34 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК.pdf
    ТипДокументы
    #210912
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    СОФОКЛ «ЦАРЬ ЭДИП»
    Софо́кл (495 г. до н.э. – 405 г. до н. э.) – второй великий трагический поэт Афин V в., вместе с
    Эсхилом и Еврипидом образует триаду знаменитейших античных трагиков.
    Срединное место, которое Софокл занимал в трехзвездии аттических трагиков, отмечено старинным рассказом, сопоставляющим трех поэтов путем соотнесения их биографии с
    Саламинской битвой (480г.): сорокапятилетний Эсхил принимал личное участие в

    14.решительном бою с персами, утвердившем морское могущество Афин, Софокл праздновал эту победу в хоре мальчиков, а Эврипид в этом году родился.
    Для трагедий Софокла характерны редкие по мастерству диалоги, динамичность действия, естественность в развязывании сложных драматических узлов.
    Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. С наибольшей яркостью эта проблема разработана в трагедии «Царь Эдип», которая во все времена признавалась, наряду с «Антигоной», шедевром драматургического мастерства Софокла.
    Миф об Эдипе в свое время уже послужил материалом для фиванокой трилогии Эсхила, построенной на «родовом проклятии». Софокл, по своему обыкновению, отказался от идеи наследственной вины; его интерес сосредоточен на личной судьбе Эдипа.
    У Софокла те меры, которые Эдип принимает для того, чтобы избежать предсказанной ему судьбы, в действительности приводят лишь к осуществлению этой судьбы. Это противоречие между субъективным замыслом человеческих слов и действований и их объективным смыслом пронизывает всю трагедию Софокла. Ее непосредственной темой служат не преступления героя, а его последующее саморазоблачение. Художественное действие трагедии в значительной мере основано на том, что истина, лишь постепенно раскрывающаяся перед самим Эдипом, уже заранее известна греческому зрителю, знакомому с мифом.
    Пьеса Софокла сыграла огромную роль в истории античной драмы. Её героем стал человек, осознавший свою вину и казнящий себя за это. Трагедийный финал в пьесе Софокла не связан со страстями и пороками самого главного героя, а предопределен свыше судьбой.
    Главные герои
    Эдип – царь Фив, мудрый и справедливый правитель
    Иокаста супруга и мать Эдипа, сильная духом, мудрая женщина, которой суждено было пережить немало невзгод.
    Креонт – брат Иокасты, благородный мужчина, который превыше всего ценит дружбу и честь.
    Другие персонажи
    Тиресий – слепой старик, предсказатель.
    Вестник – гонец из Коринфа, раскрывший тайну рождения Эдипа.
    Пастух – слуга царя Лая, которому было поручено умертвить младенца
    Пролог
    Жители Фив, во главе со жрецом, обращаются за помощью к своему правителю – царю
    Эдипу. Они в страшном смятении, поскольку «смертельный мор постиг и мучит город»: гибнет урожай, чахнет скот, умирают нерожденные младенцы в утробах матерей. Фивяне не сомневаются, что только Эдип сможет спасти их город от страшной беды, и молят его о защите.
    Царь успокаивает своих подданных и говорит, что уже послал своего шурина Креонта к оракулу, чтобы тот узнал у бога Аполлона о причине обрушившейся эпидемии.
    Возвращается Креонт и сообщает, что ему поведал оракул: бог Аполлон разгневан на жителей Фив за то, что «град отягощен убийством», а они скрывают преступника – убийцу прежнего царя Лая. Узнав об этом, Эдип принимает решение «мстить за родину и бога» и возвратить своим подданным былое благоденствие.
    Эписодий первый

    15.Эдип созывает всех граждан и держит перед ними речь. Он объясняет им, кто «виновник скверны, поразившей город», и призывает выдать убийцу или же самому ему признаться.
    Перед своим народом царь дает клятву, что непременно отыщет и по всей строгости покарает убийцу Лая.
    Но как узнать, где скрывается преступник? Эдип обращается за помощью к старцу Тиресию, прорицателю, который «столь же прозорлив, как Аполлон державный». Слепой старик отказывается помогать Эдипу и не называет имени цареубийцы. Когда же разгневанный правитель обвиняет его в пособничестве преступнику, Тиресий, не выдержав оскорбления, бросает царю в лицо: «Страны безбожный осквернитель – ты!».
    Услышав эти слова, Эдип грозится наказать наглого насмешника, но, успокоившись, пытается узнать у прорицателя, что он имеет в виду, ведь царь прямого отношения к убийству своего предшественника не имеет. Тиресий дает понять, что проблема скрыта в происхождении Эдипа, но умалчивает о подробностях.
    Эписодий второй
    Эдип уверен, что преступником является Креонт, и он намеревается убить его или изгнать из
    Фив. После убийства Лая по закону он должен был занять его престол, однако это сделал
    Эдип, решивший загадку Сфинкса и освободивший город от чудовища. Возможно ли, что
    Креонт затаил обиду на своего соперника и сделал Тиресия орудием своих действий?
    Узнав о том, что Эдип подозревает его в преступлении, Креонт объясняет, что никогда не стремился стать царем, и предпочитал «всегда лишь долю власти». Однако Эдип не верит ему и собирается наказать изменника.
    В их спор вмешивается супруга Эдипа и родная сестра Креонта – царица Иокаста. Узнав о причине конфликта между мужем и братом, она пытается успокоить Эдипа и призывает не брать на веру предсказания. Иокаста, рассказывает, что в молодости сама стала жертвой прорицания, согласно которому ее муж Лай должен был погибнуть от руки их первенца. Царь приказал проколоть ноги их новорожденному сыну и оставить его на высокой скале, а между тем пал «от разбойников безвестных».
    Однако рассказ Иокасты вместо успокоения еще больше тревожит Эдипа. Он вспоминает свои юные годы, когда от оракула он узнал, что судьбой ему суждено «с матерью сойтись», родить детей и «стать отца родимого убийцей». В страхе покинул Эдип родителей и отправился странствовать по свету. Так случилось, что помимо воли ему пришлось убить возницу и старика, по описанию очень похожего на царя Лая. И если убитый им старец действительно был царем Фив, то Эдип вынужден немедленно покинуть город.
    Разрешить сомнения царя может лишь старый раб, который при нападении «спасся и бежал».
    Эписодий третий
    К Иокасте приходит вестник из Коринфа и сообщает о том, что коринфяне желают видеть своим царем Эдипа. Однако тот боится взойти на престол, поскольку хорошо помнит предсказания оракула. И если его отец, правитель Коринфа, пал не от его руки, то еще не разрешилась участь второй части предсказания, в которой Эдипу суждено разделить ложе с собственной матерью.
    Вестник пытается понять причины сомнений Эдипа и, когда узнает о предсказании, спешит обрадовать царя. Выясняется, что царская супружеская чета из Коринфа много лет назад усыновила младенца, которого на высокой скале нашел пастух. Приметой мальчика были
    «проколотые ноги».
    Услышав это, Иокаста пытается остановить Эдипа от дальнейшего расследования. Женщина готова до конца дней нести тяжкое бремя страшной тайны, однако царь непременно хочет узнать все подробности своего рождения.
    Эписодий четвертый

    16.Эдип вызывает старого пастуха, которому в свое время царь Лай поручил умертвить собственного сына. Пастух боится сказать правду повелителю, поскольку ему «весь ужас высказать придется».
    Раскрытая тайна рождения Эдипа приводит к помешательству Иокасты, которая кончает жизнь самоубийством. Ослепленный горем Эдип вонзает острие булавки в глазницы матери, которой суждено было стать и его женой. Невозможно передать страдания царя: «зрелище такое разжалобить способно и врага». Залитый кровью, ослепший Эдип прощается с детьми, которых он поручает заботам Креонта, а сам покидает Фивы.
    СОФОКЛ «АНТИГОНА»
    Характерным образцом драматургии Софокла может служить его трагедия
    «Антигона» (около 442 г.). Сюжет «Антигоны» относится к фиванскому циклу и является непосредственным продолжением сказания о войне «Семерых против Фив» и о поединке
    Этеокла и Полиника. В «Антигоне» действие трагедии начинается с того момента, как царское запрещение хоронить Полиника объявлено фиванцам через глашатая, и Антигона бесповоротно решила это запрещение нарушить. В трагедии зритель следит за развитием мотивов, намеченных в самом начале драмы, и внешняя развязка той или другой драмы могла быть легко предугадана зрителем. Каких-либо неожиданностей, запутанных осложнений автором не вводится в трагедию. Но при этом С. даёт нам не отвлечённые воплощения той или другой страсти или склонности; герои его – живые люди с присущими человеческой природе слабостями, со знакомыми каждому чувствами, отсюда неизбежные колебания, ошибки, преступления и т.д. Участвующие в действии прочие лица наделены каждое индивидуальными чертами.
    Софокл сталкивает между собой героев с разными жизненными принципами (Креонт и
    Антигона), противопоставляет друг другу людей с одинаковыми взглядами, но с разными характерами – для подчеркивания силы характера одного при его столкновении с другим, слабохарактерным (Антигона и Исмена).
    Хор не играет в «Антигоне» сколько-нибудь значительной роли; песни его, однако, не отрываются от хода действия и более или менее примыкают к ситуациям драмы.
    Главные герои
    Антигона – дочь бывшего царя Эдипа, милосердная, добрая девушка, ставящая долг превыше всего.
    Креонт – фиванский царь, деспотичный, суровый правитель.
    Другие персонажи
    Исмена – сестра Антигоны, менее решительная, чем Антигона.
    Эвридика – супруга Креонта, мать Гемона.
    Гемон – сын Креонта, жених Антигоны.
    Тиресий – слепой старец, провидец.
    Этеокл и Полиник – сыновья Эдипа, убившие друг друга в борьбе за трон.
    Пролог
    Антигона сообщает своей сестре Исмене, что «Полиника труп несчастный в поле поруганный лежит». Фиванский царь Креонт отдал приказ, чтобы никто не смел ни оплакивать, ни хоронить тело. Антигона, вопреки приказу, хочет «своей рукою мертвого зарыть». Исмена напоминает сестре, как погиб их отец Эдип, женившийся на собственной

    17.матери и тем самым навлекший гнев богов на весь свой род. Она предлагает смириться и не совершать необдуманных поступков.
    Эписодий первый
    После смерти Эдипа к власти приходят его сыновья – Этеокл и Полиник. Однако между ними разгорается борьба за трон, и Полиник собирает войско, чтобы сразиться с родным братом. В решающей битве погибают оба, и власть переходит к Креонту, который при жизни царя
    Эдипа был его советником и чей сын должен был взять в супруги Антигону.
    Став царем, «как родственник ближайший» умершего правителя, он первым делом решает сурово наказать братоубийцу Полиника и лишить его тело погребения. И вместе с тем «героя
    Этеокла за то, что пал он, за страну сражаясь», новый царь хочет похоронить со всеми возможными почестями.
    Креонт прекрасно понимает, насколько сурова его кара по отношению к Полинику.
    Считалось, что непогребенное тело обрекает душу на вечные муки в загробном мире. Однако
    Креонт думает в первую очередь об интересах государства и укреплении собственной власти.
    Царь сообщает народу о своем решении и отдает приказ взять под стражу тело изменника. В этот момент появляется испуганный стражник и докладывает, что мертвый Полиник формально погребен – «лишь сверху был тонким слоем пыли он покрыт». Разгневанный
    Креонт приказывает отыскать «виновника запретных похорон».
    Эписодий второй
    Вскоре к царю приводят Антигону, которая не отпирается от обвинений. Она напоминает царю о значимости законов богов, но Креонт не слушает ее. В качестве наказания он хочет замуровать девушку в пещере.
    Появляется Исмена, у которой «над бровями печаль, словно туча, нависла». Она готова разделить с сестрой страшную участь. Креонт обвиняет ее в помощи Антигоне, но Исмена отрицает свое участие в погребении брата. Антигона, желая уберечь сестру от наказания, берет всю вину на себя.
    Эписодий третий
    Тем временем Креонт вызывает своего сына Гемона и сообщает, что его невеста будет наказана по всей строгости – того требует порядок. Не только молодой человек возмущен таким решением – простой народ также ропщет на царя, который хочет погубить Антигону
    «за подвиг столь прекрасный».
    Эписодий четвертый
    Однако Креонт остается верен своему слову, и Антигону должны заживо замуровать в пещере. Идя «в последний, подневольный путь», девушка горько плачет – не такой она представляла свою судьбу. Ей горестно оттого, что по воле Креонта ей не дано изведать «ни сладких уз супружества, ни неги материнства». Кроме того, она в одиночестве, «без дружеской слезы» должна встретить свою печальную участь – никто из близких не решился прийти оплакать Антигону.
    Однако она не сожалеет о содеянном, поскольку поступила по совести и согласно законам богов. Антигона морально готова встретиться со своими родителями в мрачном царстве
    Аида.
    Эписодий пятый
    Тиресий сообщает Креонту о пророчестве, согласно которому над страной сгустится мгла из- за жестокого поступка царя. Боги недовольны подобным развитием событий и готовы жестоко покарать не только Креонта, но и всех его подданных.
    Слепой старец просит повелителя опомниться и изменить свое решение: «Не в позор ошибка
    – нет, это общий всех людей удел». Однако гордый и самолюбивый Креонт не боится небесного суда, поскольку уверен, что «не властен смертный бога осквернить».

    18.Услышав эти слова, Тиресий сообщает царю решение богов: «Будет отдан отпрыск царской крови ответной данью мертвецам». Испугавшись за своего сына, Креонт отдает приказ как можно скорее привести его. Однако слуги нигде не могут отыскать Гемона.
    Понимая, что неразумно преступил грань дозволенного, Креонт соглашается выполнить волю богов, но уже слишком поздно что-то изменить.
    Царь со слугами отправляется к пещере и застает страшную картину: Антигона покончила жизнь самоубийством, повесившись на собственной повязке, а возле ее тела рыдает Гемон, проклиная «суд суровый своего отца». Не в силах смириться с тяжелой утратой, он вонзает меч себе в грудь.
    Узнав о смерти горячо любимого сына, протыкает себя мечом и жена Креонта Эвридика.
    Перед смертью она обвиняет во всех смертях своего «детоубийцу-мужа». Креонт раздавлен обрушившимся на него горем.
    ЭВРИПИД «МЕДЕЯ»
    Эврипи́д (также Еврипи́д, 480-406 до н.э.) – древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.
    «Медея» (431 г.) принадлежит к числу самых сильных трагедий Эврипида. Медея – мифологическая фигура из цикла сказаний об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руном: она дочь колхидского царя Ээта, внучка Гелиоса, чародейка, способная на самые страшные преступления. Эту «варварку» с ее необузданными страстями Эврипид уже в 455 г. сделал героиней своей первой (несохранившейся) драмы «Пелиады»; в 431 г. он вернулся к образу Медеи и дал трагедию страстно любившей, но обманутой женщины.
    «Медея» показательна для драматургии Эврипида во многих отношениях. Изображение борьбы чувств и внутреннего разлада – то новое, что Эврипид внес в аттическую трагедию.
    Наряду с этим – многочисленные рассуждения о семье, браке, отцовстве, о гибельности страстей: рассуждает не только Медея, но и хор, и даже старуха-кормилица. Отход от монументальных фигур Эсхила и Софокла совершается в двух направлениях – в сторону редкого, исключительного, патологического (образ Медеи) и в сторону приближения действующих лиц к бытовому уровню (Ясон). Характерно и свободное отношение поэта к традиционному мифу, сюжетные рамки которого становились уже стеснительными.
    Старинное предание об убийстве детей Медеи гласило совершенно иначе: Медея правила в
    Коринфе, И жители, недовольные владычеством «чародейки», убили ее детей.
    Эврипиду пришлось радикально изменить сюжет для того, чтобы сделать его носителем новой проблематики. Афинская театральная публика холодно отнеслась ко всем этим новшествам, и «Медея», признававшаяся впоследствии одной из самых замечательных трагедий античности, получила в 431 г. лишь третий приз, равносильный провалу.
    В поисках Золотого Руна, Ясон, герой древнегреческого эпоса, добрался до царства под названием Колхида. Здешний царь не собирался так просто расстаться со своим сокровищем и придумал для Ясона смертельное испытание. Но герою на помощь пришла дочь царя, которую звали Медея. Она влюбилась в Ясона и была готова сбежать с ним. Заполучив Руно
    Ясон забрал с собой Медею, но их стали преследовать слуги царя во главе с братом девушки.
    Она убила брата и это остановило преследователей.
    Вернувшись на родину к Ясону, Медея помогла ему взойти на трон. Для этого она обманом призвала дочек местного царя убить его, обещая воскресить его в новом теле и молодым. Но не выполнила свое обещание. Царь погибает от рук своих дочерей, и разгневанные горожане изгнали отцеубийц.

    19.Ясон стал царем, Медея его женой, у них родились дети. Но счастье длится не долго.
    Местные жители считали Медею ведьмой и подняли восстание. Нашим героям вместе с детьми пришлось спасаться бегством и укрыться в городе Коринф. Там местному правителю тоже не нравилось, что Медея имеет колдовские навыки, и он долго настраивал Ясона против своей жены. Со временем ему это удалось. Ясон сам начинал бояться свою супругу. Он развелся с Медеей и взял в жены дочку царя Коринфа. После этого Медею заставили покинуть город. Она сделала вид, что смирилась с выбором мужа и не держит на него зла.
    Приют она нашла в Афинах. Местный царь не мог иметь детей. Царь Афин приютил Медею, дал ей новый дом, потому что она пообещала, что приютив ее он со временем обретет наследника. Получив новое убежище Медея решила отомстить бывшему супругу. Ради него она покинула родину, предала семью и свой народ. А он поменял ее на новую жену, когда подвернулась возможность заключить выгодный брак. Она придумала изощренный план мести и приступила к его выполнению.
    Появившись вновь в Коринфе, Медея сделала вид, что счастлива за молодоженов и даже приготовила подарок для новой жены Ясона. Она решила подарить плащ и повязку. Но перед этим покрыла их чарами. Она попросила своих детей вручить подарки своей мачехе. Те с радостью выполнили просьбу. Новая жена Ясона тут же решила примерить красивый плащ, но чары незамедлительно подействовали и тот вспыхнул пламенем, а в месте с ним и женщина. На помощь к той бросился отец и тоже стал жертвой волшебного пламени. Отец и дочь сгорели заживо. Тем временем дети вернулись к Медее. Она плакала прощаясь с ними, а затем, испытывая сильные душевные муки, убила. Тем самым она хотела лишить Ясона всего, что у него тогда было: детей, супруги и власти. Она хотела, чтобы он испытал те же мучения, что и она. В конце повествования Ясон бежит за Медеей, но она схватив тела убитых детей скрывается от него на колеснице.
    В этом произведении автор хотел показать нам как душа человека борется между местью и любовью. Главная героиня сосредотачивает вокруг себя все эмоции и читателя завораживает эта сильная на поступки женщина. Медея показывает, как тяжело бывает контролировать свои чувства и действия, когда твоя жизнь рушится, а ты не в силах воспрепятствовать этому.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта