Главная страница
Навигация по странице:

  • Песнь 17. Подвиги Менелая

  • Песнь 18. Изготовление оружия

  • Песнь 19. Отречение от гнева

  • Песнь 21. Приречная битва

  • Песнь 22. Умерщвление Гектора

  • Песнь 23. Игры в честь Патрокла

  • Елена Прекрасная Самая красивая из женщин, пользуется популярностью у мужчин, но, в основном, все ее ненавидят. Одиссей

  • Смысл названия

  • Время и место действия

  • Полифем

  • Цирцея

  • Менелай, Елена

  • Евриклея

  • ЭСХИЛ «ПРИКОВАННЫЙ ПРОМЕТЕЙ

  • Главные герои Прометей

  • Власть и Сила

  • Читательский дневник античная литература. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК. 1. мифы древней греции


    Скачать 317.34 Kb.
    Название1. мифы древней греции
    АнкорЧитательский дневник античная литература
    Дата28.05.2021
    Размер317.34 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК.pdf
    ТипДокументы
    #210912
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Песнь 16. Патроклия
    Патрокл «проливает слезы» и дрогнувший Ахиллес позволяет ему облечься в собственные доспехи, столь хорошо знакомые каждому троянцу, и дает ему своих коней. В бою Патрокл убивает Сарпедона, сына Зевса. Ахейцы побеждают, тушат первый загоревшийся корабль, однако Аполлон не дает троянцев в обиду. Он помогает сначала ранить, а после, рукой
    Гектора, и убить Патрокла.
    Песнь 17. Подвиги Менелая
    Гектор порывается забрать тело Патрокла «на поругание», Менелай не отдает его. В конечном счете, Гектор уходит с доспехами Ахиллеса, в которые облачается сам. Он ведет воинов отбить тело Патрокла, завязывается грандиозная битва, после которой ахейцы бегут, унося мертвеца с собой. Тем временем, Ахиллесу сообщают о смерти Патрокла.
    Песнь 18. Изготовление оружия
    Ахиллес предается плачу по другу, рвется отомстить. Мать удерживает его, обещает ему новые доспехи, выкованные самим Гефестом (богом-кузнецом). Ахиллес устрашает троянцев одним своим появлением и криком. Вместе с прочими ахейцами Ахиллес подготавливает
    Патрокла к погребению.
    Песнь 19. Отречение от гнева
    Утром мать передает сыну изготовленные на Олимпе доспехи. На совете он примиряется с
    Агамемноном. Тот возвращает Брисеиду «неприкосновенной», подносит ему дары. Но
    Ахиллес не смотрит на них. Не может он и есть. Чтобы воин не ослабел, ему с Олимпа посылают нектар. Наконец, герой всходит на свою колесницу, и слышит от одного из вещих коней, что скоро ему суждено умереть.
    Песнь 20. Битва богов
    12.Зевс позволяет богам участвовать в великой битве. Аполлон оберегает Гектора, и тот, дважды сойдясь с Ахиллесом, остается невредимым. Ахиллес, не достигнув своей цели, крушит врагов.
    Песнь 21. Приречная битва
    Ахиллес в одиночку гонит множество врагов к городу. Оказавшись в реке, он переполняет ее трупами. Двенадцать пленников он предназначает для жертвоприношения в честь Патрокла.
    В какой-то момент волны едва не заливают его самого. Только вмешательство Геры спасает его. Все боги, кроме Аполлона, покидают битву. Он же спешит к Трое, чтобы остановить
    Ахиллеса: тот не должен ворваться в город. Пока троянцы спешно принимают бегущих,
    Аполлон морочит Ахиллеса, обернувшись одним из воинов.
    Песнь 22. Умерщвление Гектора
    Ворота Трои затворяются. В поле остается один Гектор. Тщетно родители зовут его в город.
    Гектору страшно, но он должен сразиться с Ахиллесом. Зевсу жаль Гектора, но по жребию ему выпала смерть. В ходе боя Ахилл копьем сражает сына Приама. Тот успевает предсказать герою скорую гибель. Ахиллес привязывает тело Гектора к колеснице, и кони волокут убитого в стан ахейцев. Вся Троя, и его семья, оплакивают Гектора.
    Песнь 23. Игры в честь Патрокла

    8.Сама душа Патрокла является Ахиллесу и просит о скорейшем погребении тела. Ахиллес устраивает пир и состязания в честь друга. Наконец, тело его предают огню.
    Песнь 24. Выкуп Гектора
    Безутешный Приам узнает от богов, что тело его сына осталось невредимым. Он спешит забрать его, плачет в ногах Ахиллеса, напоминает ему об отце. Сам отец, Приам говорит, что из множества сыновей «ни единого мне не осталось!» Заплакал и Ахиллес. Он принял выкуп, отдал тело Гектора, пообещал 12-дневное перемирие на церемонию похорон. Приам возвращается в опечаленный город, совершает погребение и устраивает поминальный пир по сыну. «Так погребали они конеборного Гектора тело».
    Ахилл
    В Илиаде герой, в котором уживаются агрессия и милосердие, это Ахилл. У этого персонажа благородный и сильный характер, но порою, он бывает излишне вспыльчивым и торопливым.
    Ахилл – отважный и храбрый герой, потомок Пелея и морской богини Фетиды. Он не приемлет лицемерия и хитрости, честный и искренний герой, отрицающий лживость и подлость. Ахилл способен жестоко и безжалостно отомстить за смерть друга, жертвуя собственной жизнью, как и ради славы, о которой он грезит. От его руки погибает Гектор.
    Гектор
    Противник Ахилла. От сына богини моря его отличает человечность. Это разумный, честный и справедливый герой. Храбрый и мужественный воитель, ему близки искренние человеческие чувства. Его сердце охватывает печаль, когда он должен оставить свою семью ради защиты Трои. Гектор – ответственный и отважный воин. Его убивает Ахилл. Во время погребения тела отважного героя, между воинствующими войсками, объявляется временное перемирие.
    Царь Агамемнон
    Микенский самовлюбленный правитель, эгоистичный и жестокий. Агамемнон похитил
    Хрисеиду и превратил ее в свою рабыню. Хрис умоляет Аполлона об отмщении, и тот подвергает войско мору. Собрание греков решает умилостивить бога, и вернуть Хрисеиду отцу. Агамемнон подчиняется требованию собрания, возвращает Хрисеиду, но взамен забирает у Ахилла его Брисинду, любимую рабыню великого воина.
    Менелай
    Царь Спарты, приходится братом Агамемнону, муж Елены Прекрасной. Прожил с Еленой почти десять лет, пока ее не похитил Парис. Собрал бывших поклонников жены, и отправился выручать Елену. Пандар ранил Менелая, он, фактически, нигде не участвует, кроме того, как защищает убитого Патрокла. Он один из воинов, которые прячутся в деревянном коне. Когда Троя пала, убил Делфоба, мужа Елены после Париса.
    Второстепенные персонажи
    Елена Прекрасная
    Самая красивая из женщин, пользуется популярностью у мужчин, но, в основном, все ее ненавидят.
    Одиссей
    Самый изворотливый, хитрый и умный царь Итаки. Это Одиссей изобрел деревянного коня, благодаря которому и пала Троя. Он коварный и красноречивый герой, разумный и практичный, Одиссей вдохновенный оратор и отважный лидер. Непревзойденный мастер приспосабливаться к любым сложившимся обстоятельствам, владеет даром убеждения, талантливо умеет обходиться с людьми.
    Парис

    9.Потомок Гекубы и Приама. Родителям Париса предсказали, что сын их станет виновником падения Трои, и, чтобы избежать этого, Приам и Гекуба бросили Париса на съедение диким зверям, на горе Иде. Но Парис остался жив, и его вырастил пастух. Афродитой ему было присуждено овладеть прекраснейшей из женщин. Парис возвратился в Трою, где его признали родители. Погостив в Греции у Менелая, он похитил у царя его жену Елену, и стал зачинщиком троянской войны. Его убил метким выстрелом из лука Филоктет, лучший из лучников.
    Патрокл
    Самый близкий друг Ахилла. Патрокл сильно переживал о гибели ахейцев, которые были убиты троянцами, и слезно умоляет послать его с дружиной на битву с троянскими воинами.
    Ахилл знает предсказание о несчастной доле Патрокла, но, после того, как Лякс не смог победить Гектора, отпускает его. Патрокл отважно сражается с врагами, но его лишает оружия бог Аполлон, и отдает его Гектору, от рук которого тот и погибает. Ахилл отомстил за смерть друга, убив Гектора.
    Нестор
    Убеленный сединами старец, мудрейший царь Пилоса. Хранитель традиций и прямой участник настоящих событий. Его роль неоценима как советчика, к мнению которого прислушиваются сильные мира сего.
    ГОМЕР «ОДИССЕЯ»
    Такое же стремление к концентрации обширного материала в рамках короткого действия наблюдается и во второй «гомеровской» поэме — «Одиссее», но материал этот не столько
    «героический», сколько бытовой и сказочный. Темой «Одиссеи» являются странствия и приключения «хитроумного» Одиссея, царя Итаки, возвращающегося из троянского похода; в это время к его верной жене Пенелопе сватаются многочисленные женихи, и сын Одиссея
    Телемах отправляется на поиски отца. Основной сюжет «Одиссеи» относится к широко распространенному в мировом фольклоре типу сказаний о «возвращении мужа»: муж после долгих и чудесных странствий возвращается домой к моменту, когда его жена уже готова выйти замуж за другого, и — мирным или насильственным путем — расстраивает новую свадьбу. С этим сюжетом в «Одиссее» объединена часть другого сюжета, не менее широко распространенного у разных народов, — о «сыне, отправляющемся на поиски отца»; сын, родившийся в отсутствие отца, отправляется искать его, отец и сын встречаются и, не зная друг друга, вступают в бой, заканчивающийся в одних вариантах трагически — гибелью отца или сына, в других — примирением сражающихся. В греческих сказаниях об Одиссее сюжет этот представлен полностью, но «гомеровская» поэма дает лишь часть сюжета, не доводя его до боя отца с сыном.
    «Одиссея» в известной мере является продолжением «Илиады»; действие поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои, но в рассказах действующих лиц упоминаются те эпизоды, время которых приурочивалось к периоду между действием «Илиады» и действием
    «Одиссеи». Все важнейшие герои греческого стана «Илиады», живые и мертвые, выведены и в «Одиссее». Как и «Илиада», «Одиссея» была разбита античными учеными на 24 книги.
    По композиции «Одиссея» сложнее «Илиады». Сюжет «Илиады» подан в линейной последовательности, в «Одиссее» эта последовательность сдвинута: повествование начинается со средины действия, а о предшествующих событиях слушатель узнает лишь позже, из рассказа самого Одиссея о его странствиях. Центральная роль главного героя выдвинута в «Одиссее» резче, чем в «Илиаде».
    Смысл названия: «Одиссея» — поэма о герое Одиссее.

    10.Литературный жанр: эпическая поэма.
    Жанровые особенности: «Одиссея», как и «Илиада», написана шестистопным гекзаметром.
    Время и место действия: Действие происходит в Трое, в Египте, на Итаке и на западе
    Средиземного моря. Время действия — рубеж XIII-XII вв. до н. э
    содержание
    Нимфа Калипсо насильно удерживает Одиссея на острове. В это время на Итаке к жене
    Одиссея Пенелопе сватаются толпы женихов, считающих Одиссея погибшим. Чтобы отсрочить замужество, Пенелопа говорит, что не вступит в брак, пока не окончит рукоделие, и каждую ночь распускает свою работу. Богиня Афина велит сыну Одиссея Телемаху отыскать отца. Телемах узнаёт, что Одиссей в плену у Калипсо.
    Бог Гермес приходит к Калипсо с требованием отпустить Одиссея. Одиссей едва не погиб во время морского путешествия (Посейдон враждебно относится к герою) и попадает к феакам, знакомится с дочерью тамошнего царя Навсикаей. Во дворце царя феаков Одиссей рассказывает о своих приключениях.
    Одиссей побывал в стране лотофагов, где растут особые лотосы: попробуешь такой лотос — и сразу забудешь родину. Потом Одиссей и его товарищи попали к циклопу-людоеду
    Полифему. Одиссей спасся хитростью: назвался именем Никто, напоил и ослепил Полифема.
    Когда другие циклопы прибежали спрашивать, кто же поступил с Полифемом так жестоко, тот отвечал: «Никто!».
    Бог ветров Эол дал Одиссею мешок с ветрами, но кто-то из спутников героя неосторожно развязал мешок, чем продлил их путешествие. Затем Одиссей с товарищами пристал к острову богини Кирки (Цирцеи), которая превратила всех мужчин в свиней. Одиссей чудом сохранил свой облик. Год он жил с Киркой. Потом герою нужно было найти в царстве мёртвых провидца Тиресия, и так Одиссею удалось повидать покойную мать и погибших друзей.
    Ещё Одиссею приходится проплыть мимо сирен, которые своим чарующим голосом завлекают моряков, и те разбиваются о скалы, а также проплыть между двумя чудовищами —
    Сциллой и Харибдой.
    Царь феаков помогает Одиссею доплыть домой, но богиня Афина превращает героя в нищего пастуха. Одиссей встречается у свинопаса Эвмея со своим сыном Телемахом. Одиссей прибывает домой. Его никто не узнаёт, кроме старушки-няни Эвриклеи (узнала по шраму на ноге). Женихи Пенелопы насмехаются над «нищим».
    Тем временем Пенелопа меняет условия замужества: она выйдет за того, кто выпустит стрелу из лука Одиссея так, чтобы стрела прошла через 12 колец. Одиссей вызывается, выполняет задание и убивает женихов. Пенелопа и Одиссей воссоединились, а души женихов оказались в преисподней.
    Главные герои поэмы Гомера «Одиссея»
    Одиссей – царь острова Итаки. Автор называет его многомудрым, хитроумным и богоподобным. Его мать — Артемида, отец — Лаэрт. По преданию, дедом героя был сам
    Зевс, верховный бог Олимпа.
    Пенелопа – жена Одиссея, красавица, состоящая в родстве с Еленой. Небывалая по тем временам верность, с которой Пенелопа ждала мужа двадцать лет, сделала имя героини символом супружеского постоянства. Во время отсутствия Одиссея Пенелопу осаждали толпы женихов. Среди них были представители знатных домов Итаки и приезжие с других островов.

    11.Женихи бесчинствуют: пируют в доме в отсутствие хозяина, грабят его добро и требуют от
    Пенелопы выбрать себе мужа из их компании. Слабая женщина, оказавшись в затруднительном положении, прибегла к хитрости. Она пообещала женихам сделать выбор, как только завершит ткать погребальный наряд для Лаэрта, отца Одиссея. Но то, что
    Пенелопа соткала днём, она распускала ночью. Так она морочила женихов три года. В связи с этим в поэме имя Пенелопы сопровождает определение «разумная».
    Телемах – сын царя Одиссея. Как положено царскому сыну, он храбр, честен, умелый и отважный воин. Юноша дорожит семейными узами, помнит о своём долге наследника власти.
    Второстепенные герои поэмы Гомера «Одиссея»
    Полифем — сын Посейдона, чудовищный циклоп, великан с одним глазом. Могучий, но глупый.
    Калипсо — нимфа, у которой Одиссей прожил в плену семь лет. Калипсо обещала ему бессмертие, если он останется с ней.
    Цирцея — волшебница на острове Эя, превратившая спутников Одиссея в свиней. Самого героя от этой участи избавил Гермес.
    Антиной, Евримах — самые активные женихи Пенелопы
    Лаэрт — отец Одиссея.
    Менелай, Елена — царская чета Лакедемона, хорошие друзья Одиссея.
    Алкиной, Арета — царь и царица феакийцев, приютившие Одиссея.
    Навсикая — дочь феакийских царей. Добра и прекрасна.
    Евриклея — старая нянька Одиссея.
    Евмейслуга преклонного возраста, пастух.
    Боги, вмешивающиеся в судьбу Одиссея
    Зевс — верховное божество древних греков.
    Гелиос — бог солнца.
    Гермес — лукавый сын Зевса и Майи, одной из Плеяд. Вестник богов, покровитель плутов.
    Он дал Одиссею чудесный корешок, который избавил его от чар Цирцеи.
    Афина — дочь Зевса, богиня мудрости. В поэме она покровительствует Одиссею, ходатайствует за него пред отцом Зевсом, чтобы он помог герою вернуться домой. Богиня не оставляет Одиссея своей помощью и на Итаке, когда он стал истреблять наглых женихов
    Пенелопы. Она же помогает Телемаху, спасая от женихов, вознамерившихся его убить за порицание их непристойного поведения.
    Посейдон — брат Зевса, повелитель морей. Он покровительствовал Трое, поэтому враждебно относился к Одиссею, принявшему активное участие в падении Илиона. Кроме того, герой провинился перед ним, лишив единственного глаза его сына Полифема.
    Эол — бог ветров. Помог Одиссею волшебными мехами.
    В поэме автор прославляет человека, не убоявшегося изменчивых и своенравных богов античности, его настойчивость и мужество, символом которых стал Одиссей.
    ЭСХИЛ «ПРИКОВАННЫЙ ПРОМЕТЕЙ»
    Эсхи́л (525 г. до н.э. – 456 г. до н.э.) – древнегреческий драматург, поэт эпохи становления афинского государства и греко-персидских войн, является основоположником античной трагедии в ее установившихся формах, подлинным «отцом трагедии».
    Материалом для Эсхила служат героические сказания. Однако, заимствуя сюжеты из эпоса,
    Эсхил не только драматизирует сказания, но и переосмысляет их, пронизывает своей проблематикой. В свете этой проблематики становится понятным и направление

    12.драматургических новшеств Эсхила. Аристотель в уже цитированной 4-й главе «Поэтики» суммирует их следующим образом: «Эсхил первый увеличил количество актеров от одного до двух, уменьшил партии хора и придал первенство диалогу».
    Из трилогии «Прометей» сохранилась лишь вторая (по мнению Вестфаля – первая) трагедия:
    «Прикованный Прометей». Прозорливый титан, зная, что Зевс только в человеке может найти спасителя от угрожающей его царству гибели, хочет поднять человеческий род и для этого дарит ему эфирный огонь, похищая его с небесных высот; Зевс, видя в этом похищении нарушение всемирного договора и не зная решений рока, в наказание приковывает его к скалам Кавказа; Прометей выносит все муки и не выдаёт преждевременно своей тайны, зная, что со временем Зевс оценит его услугу. Это – единственная божественная трагедия, которая нам сохранена из древности: по грандиозности своей концепции она превосходит все прочие трагедии нашего поэта и сильно заинтересовала мыслителей и поэтов новой Европы. Не все, однако, в ней нам ясно – главным образом потому, что её продолжение, «Освобожденный
    Прометей», содержавшее решение загадок, до нас не дошло.
    В трагедии появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами, получает большее развитие диалог, создаются прологи, более четкими становятся и образы эпизодических фигур.
    Главные герои
    Прометей – отважный, бескомпромиссный, решительный титан, пожертвовавший собой ради счастья людей.
    Другие персонажи
    Зевс – главный бог Олимпа, жестокий и деспотичный.
    Власть и Сила – верные прислужницы Зевса.
    Океаниды – прекрасные нимфы, дочери Океана.
    Океан – титан, могущественное речное божество.
    Ио – бывшая возлюбленная Зевса, превращенная в корову.
    Гермес – верный помощник Зевса, бог хитрости, ловкости и красноречия.
    Пролог
    По приказу великого громовержца Зевса его верные слуги – Власть и Сила – привели скованного Прометея в глухие скифские земли на самый край земли, чтобы «к скалистым здешним кручам крепко-накрепко железными цепями приковать навек». Проступок Прометея очень тяжелый – «огонь похитил он для смертных».
    Помимо своей воли Гефест приковал своевольного титана к высокому утесу. Оставшись один, Прометей «в цепях, без крова, опозоренный», принялся оплакивать свою горькую участь. Со стороны моря появились Океаниды, которые стали утешать мученика.
    Эписодий первый
    Океаниды попросили Прометея поведать им причину, по которой Зевс столь сурово наказал его. Он рассказал им, как помог Зевсу одержать верх в битве с титанами, и его «стараньем в черной пасти Тартара бесследно сгинул древний Крон». Однако Зевс позабыл об этой неоценимой услуге и жестоко наказал Прометея, когда тот решил помочь людям.
    Узнав, что Зевс хотел полностью уничтожить людей, «чтобы новый род растить», Прометей стал единственным, кто встал на их защиту. Кроме того, он «у смертных отнял дар предвиденья», наделив слепыми надеждами. Но самое главное – это то, что от Прометея люди получили величайший дар – огонь, с помощью которого овладели многими знаниями, ремеслами и искусствами.

    13.Океаниды поинтересовались, как долго продлится жестокое наказание, и Прометей ответил: «Один лишь срок: покуда не смягчится Зевс». Со стороны моря на крылатом коне прилетел старик Океан, который также хотел утешить мученика. Он посоветовал Прометею смириться и покаяться перед Зевсом и не лезть на рожон, когда «у власти непреклонный и жестокий царь».
    Океаниды принялись петь скорбную песнь, а вместе с ними оплакивали незавидную судьбу
    Прометея и все люди.
    Эписодий второй
    Прикованный Прометей уверял, что у него «ни спеси, ни бахвальства нет». Его терзали не только физические муки, но и сознание несправедливости богов, которым он «в удел назначил и почет и власть».
    Вина Прометея была в том, что он посмел пробудить в дотоле глупых людях «ум и сметливость». Ранее они жили, словно муравьи, копошась в своих подземных пещерах. Люди были лишены разума и чувств, и только благодаря Прометею они приобрели несметные богатства: способность творить, учиться, размышлять, плавать по морям, приручать диких животных, врачевать, извлекать из земных недр разнообразные сокровища. «Богатство, знание, мудрость» – все это приобрел род человеческий благодаря сострадательному
    Прометею.
    Решая помочь людям, Прометей знал, что неизбежно навлечет на себя кару Зевса. Также ему был известен и срок его наказания – «Только после тысяч мук и после тысяч пыток плен мой кончится». Однако это не остановило его.
    Эписодий третий
    К скале, на которой был распят Прометей, подбежала Ио. Когда-то она была красивой девушкой, возлюбленной самого Зевса. Однако ревнивая супруга вседержителя – богиня Гера
    – превратила девушку в телку, сохранив при этом человеческий разум. С тех пор Ио скиталась по свету, преследуемая оводом, чьи болезненные укусы доставляли ей невыносимые страдания.
    Незаслуженные мучения девушки заставили позабыть Прометея о собственной участи. Он пожалел Ио и решил раскрыть тайну, каковыми окажутся все «ее скитанья и какой им срок сужден». Прометей рассказал, что возлюбленной Зевса суждено проделать еще немалый путь из Европы в Азию. Кроме того, ей предстояло еще пережить «бушующее море неизбывных мук». Услышав это, несчастная Ио была готова покончить жизнь самоубийством. Однако
    Прометей успокоил ее, сказав, что их мучениям придет конец, как только Зевс лишится владычества.
    Тайна судьбы вседержителя была хорошо известна Прометею, и Зевс, испугавшись за свое будущее, подослал к нему Гермеса выведать ее. Прикованный к скале титан с презрением выслушал гонца и не ответил ни на один его вопрос. Гермес пытался выведать судьбу своего хозяина и хитростью, и угрозами, но у него ничего не вышло.
    Тогда Зевс обрушил на упрямца все подвластные ему стихии: загрохотал гром, засверкали молнии, поднялся сильный ветер. В скалу, к которой был прикован Прометей, ударила молния, и титан провалился под землю.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта