Главная страница
Навигация по странице:

  • Титаны

  • Олимпийцы

  • Боги смерти и подземного мира

  • Песнь 2. Сон. Беотия, или Перечень кораблей

  • Песнь 4. Нарушение клятв. Обход войск Агамемнона

  • Песнь 5. Подвиги Диомеда

  • Песнь 6. Свидание Гектора с Андромахой

  • Песнь 7. Единоборство Гектора и Аякса

  • Песнь 8. Собрание богов. Прерванная битва

  • Песнь 11. Подвиги Агамемнона

  • Песнь 12. Битва за стену

  • Песнь 13. Битва при кораблях

  • Песнь 14. Обольщение Зевса

  • 7.Песнь 15. Оттеснение от кораблей

  • Читательский дневник античная литература. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК. 1. мифы древней греции


    Скачать 317.34 Kb.
    Название1. мифы древней греции
    АнкорЧитательский дневник античная литература
    Дата28.05.2021
    Размер317.34 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК.pdf
    ТипДокументы
    #210912
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1.МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
    Рели́гия и мифоло́гия Дре́вней Гре́ции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.
    Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады - воительницы, относятся к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими периодами являются: древнейший хтонический, или дофессалийский, доолимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой
    Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.
    Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:
    «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода, Паросский мрамор, «Толкование снов»
    Артемидора Далдианского, «Библиотека» Псевдо-Аполлодора, «Метаморфозы» Овидия.
    Первое поколение богов. Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея
    (Земля), Никта(Нюкта) (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море). Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали.
    Второе поколение богов. Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День),
    Гипнос (Сон), Керы (несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида
    (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Апата
    (Обман).
    Титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан.
    Титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида.

    2.Дети титанов (второе поколение титанов): Астерия, Атлас, Гелиос (персонификация солнца), Лето, Менетий, Прометей, Селена, Эос (персонификация утренней зари), Эпиметей.
    Олимпийцы Аид Гермес Аполлон Гестия Арес Гефест Артемида Деметр Афина Дионис
    Афродита Зевс Гера Посейдон
    Боги и божества водной стихии
    Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона
    Лимнады — нимфы озёр и болот
    Наяды — нимфы родников, источников и рек
    Нереиды — морские нимфы
    Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену
    Океаниды — дочери Океана
    Понт
    Посейдон — бог морей
    Речные боги — боги рек сыновья, Океана и Тефиды
    Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид
    Тритоны
    Тритон
    Боги смерти и подземного мира
    Аид — бог подземного царства мёртвых
    Персефона — супруга Аида, богиня царства мёртвых, дочь Деметры
    Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейств
    Керы — демоны смерти
    Танатос — бог смерти
    Гипнос — бог забвения, брат близнец Танатоса
    Эринии — богини мести
    Музы Каллиопа Клио Эрато Эвтерпа Мельпомена Полигимния Терпсихора Талия Урания
    Герои. Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного
    мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными)
    физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к
    прорицаниям и т.п.
    Ахилл Геракл Одиссей Персей Тесей Ясон
    Соответствие греческих и римских богов
    Греция — Функция — Рим
    Аид — бог царства мертвых — Плутон
    Аполлон — бог солнца и покровитель искусств — Аполлон
    Арес — бог войны — Марс
    Артемида — богиня охоты — Диана
    Асклепий — бог врачевания — Эскулап
    Афина — богиня мудрости и справедливой войны — Минерва
    Афродита — богиня любви и красоты — Венера
    Борей — бог северного ветра — Аквилон

    3.Геба — богиня юности — Ювента
    Гера — царица богов, богиня семейных уз — Юнона
    Геракл — герой, совершивший знаменитые 12 подвигов — Геркулес
    Гермес — бог торговли и ловкости, посланник Зевса — Меркурий
    Гестия -- богиня домашнего очага — Веста
    Гефест — бог огня и кузнечного ремесла — Вулкан
    Гея — богиня земли — Теллус
    Деметра — богиня полей и плодородия — Церера
    Дионис (Вакх) — бог виноградарства и виноделия — Бахус, Либер
    Зевс — верховный бог, бог неба и грома — Юпитер
    Зефир — бог западного ветра — Фавоний
    Кронос — бог времени — Сатурн
    Мойры — богини человеческой судьбы — Парки
    Музы — покровительницы наук, поэзии и искусств — Камены
    Ника (Нике) — богиня победы — Виктория
    Одиссей — герой, главное действующее лицо “Одиссеи” — Улисс
    Пан — бог лесов, охотников и пастухов, всей природы — Фавн
    Персефона — богиня плодородия и царства мертвых — Прозерпина
    Полидевк — герой, один из Диоскуров, брат-близнец Кастора — Поллукс
    Посейдон — бог морей и землетрясений — Нептун
    Селена — богиня луны — Диана
    Тихе (Тиха, Тюхе) — богиня случая и судьбы — Фортуна
    Хариты — богини красоты и изящества — Грации
    Эос -- богиня утренней зари — Аврора
    Эринии — богини мщения. —- Фурии
    Эрот (Эрос) — бог любви — Амур, Купидон
    Древнегреческий божественный пантеон был основой развития общества не только Древней
    Греции и Рима, но и отображал историю и развитие одной из первых древних цивилизаций мира. Рассмотрев богов, божеств и героев древнегреческой мифологии можно увидеть развитие современного общества, как оно меняло свое восприятие вселенной и мира, как относилось к общности и индивидуализму. Благодаря мифологическим историям Древней
    Греции, возможно, увидеть, как формировалась теология и космология человечество, как менялось отношение человека к тем стихиям и проявлениям природы, которое оно
    (человечество) не могло объяснить с помощью логики и науки. Мифология Древней Греции важна тем, что она подтолкнула человечество к умственному развитию, к появлению множеств наук (математики, логики, риторики и мн. др.).
    ГОМЕР «ИЛИАДА»
    Гомер – легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание
    «Илиады» и «Одиссеи».
    О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Ясно, однако, что «Илиада» и
    «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI в. до н.э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, – приблизительно VIII век до н.э.
    6.Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» – «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддем Францевичем Зелинским. Он состоит в том,

    4.что «У Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное, а не двойное, квадратное измерение». Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы. бюст Гомера в Лувре
    Исследователи отмечают связность произведений, последовательное развитие действия и цельные образы главных героев. Сравнивая словесное искусство Гомера с изобразительным искусством той эпохи, нередко говорят о геометрическом стиле поэм. Впрочем, о единстве композиции «Илиады» и «Одиссеи» высказываются и противоположные мнения.
    Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.
    В середине XIX века в науке господствовало мнение, что «Илиада» и «Одиссея» неисторичны. Однако раскопки Генриха Шлимана на холме Гиссарлык и в Микенах показали, что это неверно. Позднее были открыты хеттские и египетские документы, в которых обнаруживаются определенные параллели с событиями легендарной Троянской войны.
    Дешифровка слоговой микенской письменности (Линейное письмо Б) дало много информации о жизни в эпоху, когда происходило действие «Илиады» и «Одиссеи», хотя никаких литературных фрагментов этой письменностью найдено не было.
    Действие «Илиады» (т.е. поэмы об Илионе) отнесено к 10-му году Троянской войны, но ни причина войны, ни ход ее в поэме не излагаются. Сказание в целом и основные действующие фигуры предполагаются уже известными слушателю; содержанием поэмы является лишь один эпизод, в пределах которого сконцентрирован 7.огромный материал сказаний и выведено большое количество греческих и троянских героев. «Илиада» состоит из 15 700 стихов, которые впоследствии были разбиты античными учеными на 24 книги, по числу букв греческого алфавита. Тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения:
    Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына.
    Ахилл (Ахиллес), сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды, храбрейший из ахейских витязей, является центральной фигурой «Илиады». Он «кратковечен», ему суждена великая слава и скорая смерть. «Гнев» Ахилла, его отказ участвовать в военных действиях, служит, таким образом, организующим моментом для всего хода действия поэмы, так как лишь бездействие Ахилла позволяет развернуть картину боев и показать весь блеск греческих и троянских витязей.
    Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом — под Троей и божественном — на Олимпе.
    Песнь 1. Язва. Гнев
    Действие происходит в конце почти десятилетней осады греками города-крепости Трои
    (Илиона). Поводом для войны послужило похищение царицы Елены троянским царевичем
    Парисом. Любовь Елены он получил от Афродиты, богини любви. На свадьбе родителей
    Ахиллеса богиня раздора подбросила гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей».
    Парис вручил его Афродите, обидев других богинь – Геру и Афину.
    Ахиллес (Ахилл) из рода героев (рожденный от связи богов со смертными) требует, чтобы царь Микен Агамемнон, вождь ахейцев (греков) вернул за выкуп украденную дочь жреца

    5.Аполлона. Только так можно прекратить насланную Аполлоном язву (мор, эпидемию).
    Раздраженный тем, что Ахилл собрал греков и смеет ему указывать, царь готов отдать жреческую дочь, но в отместку требует для себя прекрасную пленницу самого Ахилла –
    Брисеиду.
    Ахилл больше не желает сражаться за интересы Агамемнона. Он просит свою мать, морскую нимфу Фетиду, наказать ахейцев: пусть троянцы берут над ними верх до тех пор, пока
    Агамемнон не ответит за свою наглость. Та взывает к 8.верховному божеству Зевсу – и Зевс обещает выполнить ее просьбу. Богиня Гера, его жена, против: она, как и Афина, покровительница греков.
    Песнь 2. Сон. Беотия, или Перечень кораблей
    Зевс обольщает Агамемнона сном, в котором обещает победу над троянцами. Царь рад, что сможет обойтись без помощи великого воина Ахилла. Однако понимает, насколько войско утомлено продолжительной осадой. Но речь хитроумного воина Одиссея воодушевляет ахейцев. Греческие корабли выходят в море. Их несметная туча, как и прославленных героев и воинов, готовых насмерть сражаться с троянцами.
    Троянский царь Приам, узнав о приближении врага, выдвигает навстречу свою армию.
    Песнь 3. Клятвы. Смотр со стены. Единоборство Александра и Менелая
    Сын царя Приама Парис (Александр) предлагает лучшему ахейскому воину сразиться с ним и решить, наконец, исход всей войны. Также в награду победителю достанется прекраснейшая царица Елена. Менелай, супруг Елены, принимает вызов. Парис проиграл бой, и только вмешательство Афродиты спасло его от гибели.
    Торжествующий Агамемнон ждет исполнения клятвы: возвращения Елены и увезенных с нею сокровищ.
    Песнь 4. Нарушение клятв. Обход войск Агамемнона
    Однако в планы богинь такой исход войны не входил. Они упросили Зевса столкнуть ахейцев и троянцев в очередном противостоянии. Афина (богиня войны, дочь Зевса) уговорила троянского воина «стрелою ударить в царя Менелая». Менелай ранен, разгневанный
    Агамемнон ведет войско в бой, страшные потери несут обе стороны. Боги участвуют в битве вместе с людьми.
    Песнь 5. Подвиги Диомеда
    Среди троянцев особой доблестью отличаются Гектор (еще один сын царя Приама) и
    Сарпедон (сын самого Зевса). Ахеец Диомед, вдохновленный Афиной, разит троянцев.
    Полученную им рану богиня исцеляет. Настигая Энея (сына Афродиты), Диомед ранит его мать-богиню. Достается от него и Аресу (бог 9.войны). Последний даже жалуется на дерзкого обидчика Зевсу.
    Песнь 6. Свидание Гектора с Андромахой
    Троянцы дрогнули под натиском ахейцев. Прорицатель упросил Гектора покинуть поле боя и поспешить в город, чтобы все живущие в нем умоляли Афину о защите. Гектор выполняет его просьбу. В городе он встречает брата Париса, стыдит его – и Парис, вооружившись, покидает дом и бежит к месту боя. Общается Гектор и с супругой Андромахой и сыном.
    Настроен он мрачно: «Будет некогда день, и погибнет Священная Троя», однако Гектор обязан исполнить свой долг. Близких он поручает заботе богов, а сам возвращается к месту битвы.
    Песнь 7. Единоборство Гектора и Аякса
    Прорицатель советует Гектору бросить вызов сильнейшему воину-ахейцу. Однако противник,
    Аякс, вначале ранит Гектора, а после сбивает с ног градом камней. Павшая на поле боя ночь прекращает их схватку. Агамемнон ликует и считает Аякса победителем поединка.

    6.Удрученные троянцы готовы вернуть и Елену, и все богатства, захваченные с ней. Парис возражает и предлагает другое решение: отдать только сокровища.
    Вестник с таким предложением отправляется к ахейцам. Заодно он высказывает просьбу о перемирии для сожжения тел погибших. Оба враждующих стана сжигают своих мертвых, а после пируют.
    Песнь 8. Собрание богов. Прерванная битва
    Зевс требует от богов предоставить исход битвы людям. Однако сам, не утерпев, бросает с неба молнию, знаменуя поражение ахейцев. Обрадованные троянцы обращают врагов в бегство. Боги рвутся изменить ход битвы, но Зевс грозит им еще худшим поражением ахейцев. Спускается ночь и бой прерывается.
    Песнь 9. Посольство
    Агамемнон считает себя разгромленным. Однако ему напоминают об Ахилле, способном переломить ход любого сражения. Царь посылает к нему трех послов, обещает вернуть
    Брисеиду. Ахилл, наигрывая на лире, равнодушно 10.слушает их речи. Только Аякс смог найти для него нужные слова, однако и после них великий воин не идет на выручку
    Агамемнону.
    Песнь 10. Долония
    На совете у Агамемнона решено послать в разведку Диомеда и Одиссея. В пути они встречают лазутчика с троянской стороны, Долона. Изловив его и хорошенько расспросив о расположении троянского войска, они убивают Долона. С помощью полученных от него сведений они легко проникают в стан царя Реза, убивают его вместе с приближенными и уводят с собой царских коней.
    Песнь 11. Подвиги Агамемнона
    На заре Вражда, посланная Зевсом, зовет ахейцев на бой. Выпавшая кровавая роса – зловещий знак гибели множества славных воинов. Агамемнон в ударе: он разит врагов напропалую. Вдохновленные его примером, ахейцы прорывают оборону троянцев. Гектор повинуется велению Зевса не вступать в гущу боя, бьется в отдалении от основных сил.
    И только после ранения Агамемнона Гектор гонит ахейцев прочь.
    Слаженные действия Одиссея и Диомеда укрепляют дрогнувшие ряды ахейцев. Когда раненый Диомед удаляется с поля боя, Одиссей остается один на один с толпой врагов. Лишь помощь Менелая и Аякса избавляют его от тяжкой раны, а то и смерти.
    Между тем, Ахилл переживает за исход битвы. Он расспрашивает воина и друга Патрокла о происходящем.
    Песнь 12. Битва за стену
    Ахейцы укрываются за стенами лагеря. Троянцы атакуют ее с разных сторон, ища слабые места, и постепенно разрушая. Наконец, Гектор камнем разбивает одни из ворот и врывается к ахейцам – те в ужасе бегут.
    Песнь 13. Битва при кораблях
    Видя покровительство Зевса троянцам, в ход боя вмешивается Посейдон (морской бог), выступающий на стороне «ахеян». С его поддержкой ахейцы отражают атаку Гектора.
    Впрочем, силы практически равны и никто не может одержать верх.
    Песнь 14. Обольщение Зевса
    Нестор, один из царей, воевавших на стороне ахейцев, сообщает Агамемнону о прорыве стены. Тот в панике готов снарядить корабли и бежать. Посейдон укрепляет его мужество, а
    Гера идет на обман самого Зевса. Вначале она, в поясе Афродиты, склоняет его к любовным утехам, а после насылает сон. Пока Зевс почивает, ахейцы дают отпор троянцам. Особенно отличаются в битве два друга-тезки: 11.«Аякс великий», который камнем сшиб самого
    Гектора, и Аякс младший, убивший множество бегущих троянцев.

    7.Песнь 15. Оттеснение от кораблей
    Пробудившийся Зевс гневается на жену свою Геру. Он напоминает ей, что участь «Трои святой» предрешена: ее завоюют ахейцы. Однако прежде он должен исполнить просьбу
    Фетиды «сына прославить ее, Ахиллеса», оскорбленного Агамемноном. Зевс также предсказывает гибель Патрокла и Гектора. Чтобы все предреченное сбылось, троянцам в помощь послан Аполлон (бог солнца и искусств). Он приводит в чувство Гектора и тот со своими людьми теснит ахейцев к кораблям.
    Встревоженный Патрокл бежит к Ахиллесу с новостью о вероятном разгроме греков.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта