Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Философия, её возникновение и место в системе знаний. Философия как форма общественного сознания. Философия и медицина.

  • 3. Предмет философии. Основные темы и главные философские направления.

  • 4. Проблема метода в философии. Функции философии.

  • 5. Космоцентризм и натуралистический период греческой философии.

  • 6. Философия Древней Греции. Система Платона.

  • 7. Философия Древней Греции. Афинская школа.

  • история философии. философия этапы. 1. Мировоззрение понятие и сущность. Систематизирующая роль философии в мировоззрении врача


    Скачать 93.52 Kb.
    Название1. Мировоззрение понятие и сущность. Систематизирующая роль философии в мировоззрении врача
    Анкористория философии
    Дата19.06.2021
    Размер93.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия этапы.docx
    ТипДокументы
    #219032
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1. Мировоззрение – понятие и сущность. Систематизирующая роль философии в мировоззрении врача.

    Мировоззрение, кратко говоря, — это система воззрений (взглядов) на мир со стороны людей. С другой стороны, понятие мировоззрения можно сформулировать более развернуто. Тогда мировоззрение – это система различных представлений людей о самих себе, о природных явлениях, о том обществе, которое их окружает. Все эти представления в итоге складываются в набор характерных образов, идеалов, убеждений и ценностей. Они формируются постепенно, по мере развития общества или в течение всей жизни человека. Мировоззрения включает в себя представления о мире с точки зрения: а) общества в целом, б) отдельных людей, каждый из которых впитывает общие предпосылки. Формироваться система мировоззрения человека может двумя путями: а) осознанный путь (через целенаправленное осознание и понимание взглядов) и б) стихийный пусть (когда человек не ставит целью принять данные воззрения на мир). Среди факторов, которые влияют на формирование мировоззрение человека, обычно выделяют микро-социальную среду, которая окружает человека (близкие люди, учителя, друзья), а также макросреду социума (политические убеждения власти, экономические условия, государственное устройство и пр.). Сущность мировоззрения заключается в том, что оно является одним из важнейших способов познания мира со стороны человека. В отличие от логики и рационального мышления (то есть мышления, основанного только на разуме), мировоззрение основано на комплексе всех чувств и знаний о мире (чувства, убеждения, ценности, знания). Мировоззрение – это как духовная призма, с помощью которой люди воспринимают мир и формируют отношение ко всему, что происходит вокруг. С помощью мировоззрения мы строим принципы своего поведения, ведем себя определенным образом, совершаем поступки. Изучение философии обеспечивает формирование и развитие мировоззренческо-методологических, духовно-нравственных, эстетических установок, гуманистических идеалов и ценностных ориентаций врача, с помощью которых он мог бы успешно решать экзистенциальные и профессиональные задачи. Изучение философии является апробированной многовековым опытом человечества школой разумного мышления, позволяющей сформировать современное научное гуманистическое мировоззрение, философские основы клинического мышления, врачебное профессиональное поведение, основанное на профессиональной этике и общечеловеческой морали.

    2. Философия, её возникновение и место в системе знаний. Философия как форма общественного сознания. Философия и медицина.

    Возникновение, становление (генезис, от греч. – рождение, происхождение) философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение "от мифа к логосу". Возникновение философии связано с особенностями как развития индивидуального человеческого бытия и сознания, так и с историческим развитием общественного бытия. Поэтому необходимо назвать те предпосылки, благодаря которым стало возможным появление философии и философского сознания. Речь идет об источниках философии.

    Первый из них – психологическиий – удивление. Сущность его кратко можно выразить как знание о незнании. Только там и тогда, где и когда человек четко определил и отделил то, что он знает, от того, что он не знает, возникают основания для движения в познании, для озарения в сопричастности к чему-то удивительному. Знание о незнании – это не только источник удивления, но и источник принципиально нового отношения к действительности, к знанию.

    Второй источник – теоретический. Однако среди философов нет единодушия по поводу того, какой именно является определяющим в развитии философии. Часть философов придерживается мифогенной концепции генезиса философии (философия произошла из мифологии), другая – гносеогенной концепции (философия возникла из накопившихся знаний о природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой).

    Общественное сознание воспринимается как отражение производственных связей.

    Различные формы общественного сознания

    Религия

    Наука

    Искусство

    Мифология

    Мифологическая форма сознания первична, из нее вырастают все остальные формы. Каждая из этих форм несет определенную функцию. Личное сознание всецело определяется сознанием общественным, которое, в свою очередь, зависит от производственных.

    Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе

    -медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации – общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),

    -теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

    -а так же теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии.

    Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа. В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

    Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.

    3. Предмет философии. Основные темы и главные философские направления.

    В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом «самого общего и предельного» в наши дни).

    Тем не менее, нужен диалог взглядов, ведь все они по-своему верны и якобы все как один идут от человека к миру, а не наоборот, как в науке. Значит, можно определить предмет философии так ‑ «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».

    Структура философии (якобы традиционная сегодня):

    - онтология (учение про общие принципы и основания всего сущего - бытия);

    - гносеология (теория познания);

    - эпистемология (методология научных исследований);

    - философская антропология (человековедение);

    - аксиология (учение о ценностях);

    - праксиология (учение о человеческой деятельности - взаимодействии с миром);

    - социальная философия (учение об обществе и культуре).

    В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

    объективный идеализм;

    субъективный идеализм;

    материализм;

    вульгарный материализм;

    дуализм;

    деизм;

    гносеологической (познавательной) стороны:

    гностицизм;

    агностицизм;

    эмпиризм (сенсуализм);

    рационализм.

    4. Проблема метода в философии. Функции философии.

    Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп:

    1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. Наблюдение,эксперимент. Анализ. Синтез. Абстрагирование. Аналогия. Моделирование.

    2.Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках.

    3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности.

    4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы.

    Метафизика - учение о высших принципах познания (онтология), о Боге, о первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли, причем до Канта все названные вопросы рассматривались догматически, допуская возможность абсолютного познания. Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. В качестве метода мышления, противоположного диалектике, Метафизика. впервые была истолкована в идеалистической форме Гегелем. Маркс, Энгельс и Ленин показали научную несостоятельность метафизического метода мышления.

    Диалектика от греческого - искусство вести беседу, спор. учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Диалектика, начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике Ленина, Диалектика - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи.

    Эклектика, от греческого - способный выбирать, выбирающий. соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Термин "Эклектика" ввёл Потамон из Александрии, который назвал свою школу эклектической. Истоки Эклектики - в подмене одних логических оснований другими. Пустоту и бесплодность таких построений отмечали многие философы, начиная с Сократа и Аристотеля. Э. резко критиковали классики марксизма-ленинизма.

    Софистика (от греческого - умение хитро вести прения), философское течение в Древней Греции, созданное софистами. Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов.

    Основные функции философии: мировоззренческую, методологическую и имагинативную.

    Мировоззрение каждого человека начинает формироваться вместе с осознанием им окружающего мира. Оно является важной составной частью духовного мира человека. В нем сосредоточены его главные ценностные установки или жизненные ориентиры. Философия здесь- средство рационального прояснения, структурного упорядочения и систематического развертывания мировоззренческих взглядов, принципов, идеалов.

    Методологическая вкл организующую и направляющую роль тех принципов, которые составляют философский метод - "как" философии. В методологической функции философии убедительно воплощается аристотелевское понимание философии как "первой и последней науки". "Первой" - потому что она, выявляя первоначала, логически предшествует всем другим наукам; "последней" - потому что приобщение к ней предполагает знание других наук, определенное обобщение их теоретических достижений. Имагинативная - раскрепощение и творческое расширение сознания. без развитого воображения и продуцируемых им альтернатив нельзя успешно отвечать на вызовы времени и, как следствие, изменять мир к лучшему. Философия расширяет сознание человека, раздвигает горизонты его бытия до некоего свободно-творческого "предела". Целостность (целое) философского знания Философское знание - знание целостное, знание целостности или целого. Философия - внутренне расчлененное образование, состоящее из относительно самостоятельных дисциплин: онтологии (учении о бытии как таковом); эпистемологии, или теории познания; аксиологии (теория ценностей); социальной философии и т.д.

    Социальная философия, скажем, изучает направление исторического процесса (куда идет история), парадигмы, т.е. модели-образцы, общественного бытия людей, эпистемология (гносеология) - единое целое познания, познание как таковое, аксиология - природу и взаимосвязь человеческих ценностей, и т. д. В любых своих проявлениях философия учит "целостному мышлению", интегральной интерпретации всех сторон существующего, всех аспектов человеческого бытия.

    5. Космоцентризм и натуралистический период греческой философии.

    I. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-«досократиков»:

    1. милетской школы - "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);

    2. Гераклита Эфесского;

    3. элейской школы;

    4. атомистов (Демокрита, Левкиппа).

    Досократики - это условное понятие, введенное в ХХ веке. Оно охватывает философов и философские школы, предшествовавшие Сократу. К ним относят философов ионийской школы, пифагорейцев, элеатов, Эмпедокла, Анаксагора, атомистов и софистов.

    Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа - древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.

    Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) - принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Основные проблемы, которыми занимались «досократики»: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю – в этой форме он и представляет субстанциальность воды, она буквально пребывает подо всем, на ней все плавает. С другой стороны, это не просто вода, а вода «разумная», божественная. Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги действуют в мире силы, они также души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит, согласно философии Фалеса, имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств».

    Впервые выдвинули идею Первоначала – нечто единое с природой. Сама природа, а не что-то неприродное рассматривается ими как причина всего сущего. Первоначало у: Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь, Анаксимандр-некоторое беспредельное и вечное начало, анейрон. Соединив в Первоначале субстанцианальную основу (то, что является причиной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего сделаны вещи), первые греческие философы положили конец теогонистической трактовке мира, т.к. миф был заменен логосом, разумным словом, философским понятием.

    6. Философия Древней Греции. Система Платона.

    Платон: Мир по природе двойствинен: мир изменчивых предметов (они появляются и исчезают) и мир идей (которые остаются неизменными).

    Идея – центральная категория в философии Платона. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные чувственно воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии. Идея вещи есть нечто идеальное. Идея – это смысл, сущность вещи. Идеи управляют Вселенной. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Высшая идея – это идея абсолютного добра – она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества.

    Кроме того Платон подробно разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна его связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий. Он впервые выдвинул систему из пяти основных категорий: Сущее, движение, покой, тождество, различие.(ранее в качестве философских категорий рассматривались стихии: земля, вода, огонь, воздух, эфир).

    Платон разрабатывал проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы. Жизнь в таком государстве строго регламентирована, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами, частное подчинено общественному. В государстве Платона высшей целью выступала забота о благе граждан, причем это благо понималось как воплощение идей справедливости и разума (это учение – утопия). Платон выделял:

    а) «идеальное государство» (или приближающееся к идеальному) – аристократия, в т.ч. аристократическая республика, и аристократическая монархия;

    б) нисходящую иерархию государственных форм – тимократия (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархия (власть богатых), демократия (власть толпы), тирания (власть тирана).

    Этические взгляды: по Платону, чувственный мир несовершенен – он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым.

    7. Философия Древней Греции. Афинская школа.

    Под названием «афинская школа» в историю философии вошли учения великих мыслителей античности Сократа, Платона, Аристотеля.

    Сократ: излагал свое учение только устно, в беседе или споре. Главным предметом его речей и бесед были вопросы этики – вопросы о том, как следует жить. Нравственными ценностями для Сократа выступали бескорыстие, следование своему долгу, служение добру. Даже перед лицом смерти его нравственная и гражданская позиция была непоколебимой. Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности, выявить их сущность. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове одного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ назвал майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. Учение Сократа дошло до нас в изложениях его учеников – Ксенофонта, Платона.

    Аристотель (384-322 до н.э.). Ученик Платона, однако подверг критике теорию идей Платона – Платон совершил ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель первым стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет:

    первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах;

    вторую философию,предметом которой является природа.

    Предмет первой философии («метафизики») – то, что существует сверх природы – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. В центре первой философии стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего:

    Формальная причина (обуславливает «суть бытия» или ее первую сущность, то, без чего вещи нет).

    Материальная причина (рассматривалась в двух планах: а) как первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы, стать всем; б) как то, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал).

    Движущая причина (является столь же необходимой для полного определения вещи, как материальная и формальная причины. Аристотель признавал наличие самодвижности, самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи).

    Ни бытие вещи, ни ее движение немыслимы без целевой причины, направляющей движение к определенной цели.

    В представлении Аристотеля все процессы обладают внутренней направленностью и обусловленностью через цель. Завершает аристотелевскую концепцию четырех первопричин учение об абсолютном Уме, под которым Аристотель понимал Бога, пребывающего в постоянной деятельности, в самой лучшей вечной жизни – деятельности мышления. Ум выступает в качестве триединой формально-движущей целевой причины. Как формальная причина Ум есть «форма всех форм», предельное понятие о бытии, как движущая – Перводвигатель, который движет решительно все, но сам неподвижен, как целевая – всеобщая цель, которая в то же время является и высшим благом. Единый божественный Ум обусловливает целесообразность мирового процесса и направляет его к единой цели, т.е. к себе как к высшему благу.

    Этические взгляды: Настоящая цель человеческой жизни – не наслаждение, а блаженство, которое достигается в умозрительной деятельности души. Этическим идеалом для Аристотеля выступает мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели – достижению блаженства путем созерцания истины.

    Заслуга Аристотеля кроме этого заключается еще и в том, что он заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создаышим систематическую науку о природе – физику, заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта