Главная страница
Навигация по странице:

  • 21.Русская философия XVIII века. Философские взгляды М.В.Ломоносова.

  • 22.Русская философия первой половины XIX века: П.Я. Чаадаев, западничество и славянофильство как течения русской философской мысли.

  • 23.Русская религиозная философия.

  • 24.Философия русского зарубежья

  • история философии. философия этапы. 1. Мировоззрение понятие и сущность. Систематизирующая роль философии в мировоззрении врача


    Скачать 93.52 Kb.
    Название1. Мировоззрение понятие и сущность. Систематизирующая роль философии в мировоззрении врача
    Анкористория философии
    Дата19.06.2021
    Размер93.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия этапы.docx
    ТипДокументы
    #219032
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    20.Русская философия: основные направления и особенности развития.

    Русская философия, пожалуй, одна из немногих философий, которая носит ярко выраженный национальный характер, ставит во главу угла национальные проблемы и вопросы места и роли России в мировом философском процессе. Русская философия очень самобытна. Основные ее особенности таковы. 1. Русская философия является духовной наследницей византийской мысли. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Но дальше этого дело не пошло. Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских обществ, относительно позднее прохождение стадий социально-экономического развития тормозили развитие культуры. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама. 2. Русская философия почти всегда развивалась в недрах религии. Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. «Русская мысль, – справедливо писал В.В. Зеньковский, – всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли». 3. Русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Она всегда отличалась глубоким и существенным религиозным интересом к человеку, его судьбе и путям, целям и смыслу его жизни. Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Только такому человеку доступно цельное познание, т.е. постижение сверхрационального бытия. В русской философии человек не обособляется от других людей. Все индивиды интегрированы, они не изолированы друг от друга. Сущность и специфика русского духа – в его соборности. 4. Русскую мысль традиционно тревожит проблема «правды», ибо в ней сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятого социально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа. Правда – это поиск святости, душевной чистоты, справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании, а в переживании. Правда для них – не только сфера разума, но и сердца. 5. Русских философов всегда интересовал поиск смысла истории, ответа на вопрос о месте России в мировом историческом процессе. Многие русские мыслители верили в исключительную роль России, ссылаясь на то, что она является единственной носительницей православного христианства. Ни в одной стране мира философы не уделяли столько внимания национальным проблемам. Русские мыслители искали «русскую идею» – идею, на основе которой можно построить и реализовать русский проект всецивилизационного масштаба. В вопросе о периодизации русской философии существует два основных мнения. Одни философы (В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, Г.Г. Шпет и др.) считают, что самостоятельная национальная философская мысль сложилась в России только во второй половине XVIII в. и начале XIX в. До этого времени, до Петровской эпохи, утверждают они, Россия не имела и не могла породить по причине своей отсталости собственную философию. Другие (А.А. Галактионов, М.Н. Громов, П.Ф. Никандров, А.Д. Сухов) придерживаются противоположного мнения. Они относят начало русской философии к X ‑ XI вв., непосредственно связывают ее истоки с принятием христианства. Так или иначе, в русской философии можно выделить два больших периода: период предфилософии, или период становления русской идеи, и собственно философский период. Исходя из этого, периодизацию русской философии можно представить следующим образом.

    • Период предфилософии (XI – XVII вв.) характеризуется глубокими и тесными связями элементов философского творчества с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями византийского христианства.

    • Философия русского Просвещения XVII XVIII вв. Русское Просвещение охватывает период с середины XVII в. до первой трети XIX в., до восстания декабристов. В этот период происходит становление светской философии: зарождение секуляризма и западнорусское влияние, «петровское западничество», вырвавшее Русь из мощных объятий православного Востока и создавшее особый национально-духовный мир – «Российскую Европию», и, наконец, время Екатерины II, связанное с «открытыми заявлениями гуманных принципов» и «научно-гуманитарного движения». Среди просветителей: Ф. Скорина (1490 – 1551), А.М. Курбский (1528 – 1588 ), М. Смотрицкий (1577 – 1633), Феофан Прокопович (1681 – 1736) и В.Н. Татищев (1686 – 1750) – идеологи «Ученой дружины» Петра I. Базовая, типичная черта любого Просвещения, без которой оно просто немыслимо, – гуманизм. Но в России он представлял собой, к сожалению, не объединяющую общество тенденцию, а поле борьбы, поскольку отношение к освобождению крестьян (а именно в этом основной пафос российского гуманизма) оказалось диаметрально противоположным у разных философских течений. Внимание к проблеме человека, его освобождения неизбежно порождает антропологизм, который делает единичного человека точкой отсчета философских систем.

    • Вторая половина XIX в. – 10-е гг. XX в. – расцвет русской философии. В этот период окончательно оформляется оригинальная национальная философия, ядром которой является русская религиозная философия выдающихся представителей В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Лосского, Л. Шестова, Н. Федорова и др.

    21.Русская философия XVIII века. Философские взгляды М.В.Ломоносова.

    Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:

    философию эпохи петровских реформ;

    материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

    Основной направленностью их философии была социально-политическая:

    вопросы устройства монархии;

    императорской власти, ее божественности и нерушимости;

    прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);

    войны и мира.

    Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др.

    К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В. Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

    М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им бы Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) – материальных монад.

    Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.ла заложе В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

    Значительное место в истории русской философии занимает Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Область его интересов чрезвычайно широка. Его интересовали как естественно-научные проблемы, так и гуманитарные науки, в частности, филология. На его взгляды повлияли такие великие философы, представители механистического мировоззрения, как Г. Галилей, Р. Декарт, Ф. Бэкон, И. Ньютон, Г. Лейбниц и др. Примечательно, что Ломоносов прослушал курс философии у Х. Вольфа.на материалистическая традиция в русской философии.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

    Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии», говорил, что тела состоят из мельчайших частиц − атомов, образующих корпускулы (молекулы). В этом усматривал детерминизм процессов в природе. Здесь проявляется диалектизм его взглядов. Первостепенное значение придавал опыту как критерию истины любых логически выстроенных с помощью анализа и синтеза теорий.

    Взглядам Ломоносова в объяснении явлений в окружающем мире свойственен деизм. «Нерассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтые научиться можно астрономии или химии.» Являлся одним из приверженцев просветительских взглядов.

    В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. “У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя” "3" . Ломоносов, как и И. Ньютон, провел четкую методологическую грань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения Ломоносова, нельзя решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике, химии и т.п., все время ссылаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог — главный “архитектор” мироздания. “Нерассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыре научиться можно астрономии или химии” "4".

    22.Русская философия первой половины XIX века: П.Я. Чаадаев, западничество и славянофильство как течения русской философской мысли.

    Начало западничеству положило философствование Петра Яковлевича Чаадаева (1794—1856). Чаадаев по праву может считаться основоположником русской религиозной философии XIX века в полном понимании этого смысла. Однако стоит отметить, что в своих установках Чаадаев выступает как пессимист.

    Чаадаев делает попытку проанализировать процесс мирового исторического развития и определить в нем место для России. Движетелем мировой истории Чаадаев называет не исторические причины, не личности, не народы, а Высший Разум, Божественный Разум, Провидение. Поэтому для философа христианство не просто этическая система, но суть исторического процесса, универсальная движущая сила.

    По мнению Чаадаева, Россия ничего не дала миру и хоть сколько значительно лишь благодаря своей географической широтой. Чаадаев указывает на тот факт, что Россия не интересна ни Востоку (Россия вовсе не следует духовному опыту Востока), ни Западу (Россия не следуют западной традиции разумности). Русский народ оказывается как бы лишним. Ему не предстоит вершить судьбу мира, ему уготована грустная участь послушно следовать за западным миром, повторяя — с огромным отставанием — давно пройденные Западом этапы исторической жизни.

    Единственным выходом Чаадаев видел скорейшее сближение России с Западом, воссоединение православной церкви с католической, строгая организация которой более соответствует Божьему Царству.

    Мысли Чаадаева воистину разбудили общественное мышление и в том числе и сугубо философское. У Чаадаева появились как сторонники, так и ярые противники.

    К сторонникам Чаадаева относились западники, которые утверждали идею о том, что для развития России необходим западный опыт.

    Славянофильство — неотъемлемая органическая часть русской общественной мысли и культуры XIX в. В своем споре с русскими западниками и в критике современно­го им Запада крупнейшие славянофилы А.С. Хомяков, И.В. Кире­евский, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин опирались и на собственное глубокое знание западной духовной традиции, и на накопленный в ее же русле опыт критического осмысления путей и целей развития европейской цивилизации. В лице славянофилов послепетровская русская культура актив­но и страстно включилась в общеевропейский спор-диалог о смысле истории, подлинном и мнимом прогрессе, национальном и общечеловеческом в культуре.

    Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном отличии развития России от всей западной цивилизации. И здесь на передний план выходит религиозное начало. Западные народы, извратив символ веры, тем самым предали забвению соборное начало. А это, в свою очередь, породило недостатки европейской культуры и преж­де всего, распад общества на эгоистических индивидов, преследую­щих свои меркантильные интересы. Россия же, опираясь на право­славную духовную основу, идет своим особым путем, который должен привести ее к мировому лидерству. Это высокое предназначение России необходимо осознавать ее гражданам, ибо «право, дан­ное историей народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов».

    23.Русская религиозная философия.

    Расцвет русской религиозной философии был связан с подъёмом славянофильских настроений после победы России в Отечественной войне 1812 года. Успех русской армии в войне против французской коалиции сплотил аристократию вокруг ценностей славянства, выразившихся, в частности, в идее «соборности». Концепция соборности и жертвенности русского народа была раскрыта, например, в трудах славянофила А. С. Хомякова.

    И. В. Киреевский видел в зарождении русской религиозной философии выражение гармонии государственной и народной жизни в России. Он писал:

    Всё, что препятствует правильному и полному развитию Православия, всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё, что даёт ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом православия государственность России и её правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений.

    Герцен отмечал, что в российском славянофильстве первоначально присутствовал мощный оппозиционный, антиправительственный заряд. Выступая в защиту традиционных ценностей, они критиковали Петра I и династию Романовых как носителей европейского (прежде всего, немецкого) начала, противников подлинно русской (православной) культуры. Это спровоцировало их конфликт с властями, испуг перед репрессиями и переход на верноподданнические позиции. В частности, А. С. Хомяков по приказу свыше сбрил свою бороду - символ вызова петровской традиции.

    "Нам учиться был страшный досуг. Мы, кроме книги, ни за что и не брались; мы удалялись от дела, оно было или так черно, или так невозможно, что не было выбора; люди, как Чаадаев, как Хомяков, исходили болтовней, ездили из гостиной в гостиную спорить о богословских предметах и славянских древностях. Мы все были отважны и смелы только в области мысли. В практических сферах, в столкновениях с властью являлась большей частию несостоятельность, шаткость, уступчивость. Хомякову было за сорок лет, когда ему Закревский велел обриться, и он обрился"[2].

    К началу XX-го столетия русская религиозная философия пришла к новому подъему и снова постаралась синтезировать православную апологетику с немецкой или античной философией, что нередко встречало жесткое противодействие со стороны православной церкви (Лев Толстой был предан анафеме, религиозно-философские собрания у Мержковского и Гиппиус былы запрещены Синодом и т. п.). Большое влияние на русскую религиозную философию в XX-ом веке оказала «философия всеединства» В. С. Соловьева, тяготевшего к экуменизму и обращавшегося к широким пластам западноевропейской религиозной литературы.

    24.Философия русского зарубежья.

    Бердяев, Николай Александрович, - писатель. Родился в 1874 г.; учился в Киевском университете, но курса не кончил, будучи арестован в 1898 г. В 1900 г. вышла его первая книжка: "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии". Затем Бердяев напечатал целый ряд статей в журналах, которые в 1907 г. вышли книжкой под общим заглавием: "Sub specie aeternitatis". Другой сборник статей Бердяева вышел в том же 1907 г. под заглавием: "Новое религиозное сознание и общественность". В 1911 г. им издана "Философия свободы". Из статей, не вошедших в эти издания, интересна статья Бердяева в сборнике "Вехи". Бердяев участвовал в редактировании журналов "Новый Путь" и "Вопросы Жизни" (1904 - 05); часто выступал в религиозно-философском обществе в Петербурге. В короткое время Бердяев прошел эволюцию, характерную для целой группы литераторов нашего времени. Будучи человеком философски образованным, он стремится разрешить злободневные социальные вопросы на почве критической философии, подчиняемой изменчивым его взглядам. Он начал с критики взглядов Михайловского , с точки зрения "исторического материализма" и философского критицизма, которые он нашел возможным примирить. В последующих статьях Бердяев отводит марксизму место все более узкое. Сначала он признает за историческим материализмом, сознавшим свои границы, значение чисто исторической теории; для социологии, по мнению Бердяева, он дает важные материалы, хотя не может быть речи о материалистической социологии, - но он совсем не может быть философией истории ("Борьба за идеализм", "Мир Божий", 1901). Затем Бердяев все более поддается влиянию философского и общественного идеализма, понимая последнее слово в том широком значении, в каком оно противополагается материализму и в каком под него подойдут и Кант, и Ницше, и Толстой , и Владимир Соловьев , влияние которых мы находим в статьях Бердяева. В последнее время проповедь религиозного понимания жизни занимает у Бердяева первое место. В течение всей этой эволюции Бердяев не покидает почвы Кантовой философии, иной раз расходясь с нею, однако, в некоторых основных вопросах. Так, например, в статье "Этическая проблема в свете философского идеализма" Бердяев ставит в упрек Канту, что он не стоит на почве метафизического отрицания зла. Философские статьи Бердяева не являются ни научными исследованиями, с которыми должен был бы посчитаться философ, ни живой публицистикой, интересной для современников. Для последней они слишком тяжеловесны и требуют серьезной философской подготовки, для первых же допускают слишком много произвольных и недоказанных положений, как, например: индивидуальность есть субстанция вневременная, "чего не посмел признать даже Шопенгауэр", или, что "свобода есть субстанциальная мощь" ("О новом русском идеализме", "Вопросы философии и психологии", 1904). В последние годы в мировоззрении Бердяева более всего заметно влияние Влад. Соловьева. Марксизм, как обожествленная государственность, отвергается окончательно; проповедуется теократия, которая должна заменить "злое начало" государственности, но не должна быть и "отвлеченной" антигосударственностью" т. е. принудительную государственность она должна заменить союзом любви. Все более или менее выдающиеся течения современной религиозно-философско-общественной мысли нашли у Бердяева отклик и сочувствие; но он не принимает ни одного из них со всеми его логическими выводами, вследствие чего остается неясным способ их воплощения в жизни, но зато сохраняется вся их отвлеченная нравственная чистота. М.

    Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой в России.[1]

    ЕВРАЗИ́ЙСТВО — течение обществ. мысли, появившееся в Рус. Зарубежье в нач. 20-х гг. 20 в. Идейными предтечами евразийцев были славянофилы, особенно поздние — Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев. На формирование концептуальных основ Е. оказали влияние воззрения В. И. Ламанского, О. Шпенглера.

    Оформление и прокламирование евразийских взглядов ознаменовалось выходом в 1921 в Софии сборника "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев", авторами к-рого были П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, кн. Н. С. Трубецкой и Г. В. Флоровский. В последующем, с 1922 по 1931, вышел еще ряд сб. статей, в т. ч. четыре — под названием "Евразийский временник". В них были опубликованы статьи Г. В. Вернадского, М. В. Шахматова, В. Н. Ильина, Л. П. Карсавина, Я. Д. Садовского, кн. Д. П. Святополк-Мирского и др. Заметным явлением в процессе становления и развития евразийских взглядов стал сборник "Россия и латинство" (1922). В 1926 увидела свет брошюра "Евразийство", ставившая целью всесторонне охарактеризовать программу евразийцев (в философском, политическом, социальном, религиозном и др. аспектах).

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта