Философия12. 1. Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 0.64 Mb.
|
31. Категории диалектики.Диалектика является не только учением о бытии, но и основанным на нем методом мышления, характеризующимся искусством классификации понятий. Ее категории образуют ядро философского знания. Впервые их выделил Аристотель, занимаясь классификацией всего сущего по родам. Категории диалектики — предельно широкие философские понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи, законы развития природы, общества и мышления. Основные категории диалектики: Единичное и общее; Явление и сущность; Часть и целое; Система, элемент, структура; Форма и содержание; Причина и следствие; Случайность и необходимость; Возможность и действительность; Единичное — особенное — общее (всеобщее) Единичность означает неповторимость предмета или явления. Среди множества листьев, например, нельзя найти два абсолютно тождественных. В то же время предметы содержат в себе и некоторые общие признаки, свойства, позволяющие объединять их в классы, роды, виды. Действительность характеризуется также и общностью (всеобщностью). Например, любой человек — носитель тех признаков, на основании наличия которых мы можем считать его человеком. Предмет, взятый в своей конкретной целостности, выступает как единство единичного и всеобщего, как особенное. Эти характеристики предметов взаимосвязаны, единичное может стать общим, общее — единичным. Всеобщее — это понятие для обозначения таких свойств и отношений, которые присущи всем предметам, процессам, явлениям. С помощью всеобщего нельзя отличить один предмет или процесс от других. Примером всеобщего являются категории «материя», «движение». Часть — целое В качестве целого выступает связь между предметами, которые являются его частями. Целое не сводимо к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождает новые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части. В качестве неорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные системы, галактики. В живой природе целостностью обладают организмы, социальные общности. В живой природе целое характеризуется органичностью, то есть делает невозможным отдельное самостоятельное существование своих частей. Так, например, рука как важнейший компонент человеческого организма в отдельности представляет лишь мёртвое тело. Форма — содержание Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов, а также связи между этими элементами. Содержанием картины является совокупность художественных образов, выражающих определённую тему. Форма — это определённая организация содержания, связи между элементами системы. Каждый предмет относительно устойчив, имеет структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит своё выражение и во внешним облике объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее, а как отношение содержания данного предмета к содержанию других — внешнее. Ведущей стороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или, напротив, содействуя его развитию. Учёт этих сторон чрезвычайно важен в практической деятельности. Причина — следствие В результате общественно-исторической практики постепенно складывалось понимание, что явление, порождающее или видоизменяющее другое, выступает как причина, а другое — как следствие, то есть результат действия причины. Существует многообразие причинных связей, различающихся как по результатам, так и по формам проявления. Причинная связь реализуется только при наличии определённых условий. Условия сами по себе не могут вызвать следствие, но тем не менее необходимы для его осуществления. Так, для успешного проведения экономических реформ требуются определённые социально-политические условия (согласие в обществе, ясное понимание целей и задач проводимых мероприятий). Необходимо отличать от причины повод, который является только внешним толчком. Например, поводом Первой мировой войны было убийство эрцгерцога Фердинанда, действительные же её причины заключались совершенно в другом. Необходимость — случайность Необходимость — это внутренняя, существенная связь между явлениями. Это то, что должно обязательно произойти в данных условиях. Случайность — это несущественная связь между явлениями. В данных условиях она может произойти так или иначе, а может и не произойти. Случайность характеризуется множеством возможных следствий. Например, количество горошин в стручке, цвет глаз. Необходимость и случайность нужно рассматривать во взаимосвязи: нет ни чистых необходимостей, ни чистых случайностей. Необходимость пробивает себе путь через массу случайностей. То, что было необходимым, может стать случайным, и наоборот. Возможность — действительность Возможность — это потенциальная действительность. Например, жёлудь — возможность дуба. Действительность — это объективно существующий предмет как реализация некоторой возможности. Следует различать возможности реальные (конкретные) и формальные (абстрактные). К реальным относятся возможности, выражающие закономерную, существенную тенденцию развития объекта и условия, способствующие их реализации. Каждый молодой человек имеет возможность получить высшее образование, но для тех, кто обучается в вузе, она является реальной. Формальная возможность отражает несущественную тенденцию в развитии объекта. Вероятность её осуществления может быть ничтожно мала, но тем не менее для её осуществления нет принципиальных препятствий. В этом коренное отличие возможности от невозможности. Невозможно, например, конструирование вечного двигателя. Невозможность — это то, что ни при каких условиях не может превратиться в действительность. Сущность — явление Под сущностью понимается глубинная, внутренняя, существенная, относительно устойчивая сторона объекта, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление — это внешние, наблюдаемые характеристики объекта, это форма обнаружения сущности. Явление существенно, а сущность проявляется. Но это не означает их совпадения, тождества. Напротив, явление иногда искажает сущность. Восход и заход солнца является как движение последнего вокруг Земли. Но по существу дело обстоит наоборот. В действительности явление выглядит всегда иначе, нежели вызвавший его глубинный процесс. Каким же образом в сознании человека происходит переход от явления к сущности? Реальная возможность перехода от явлений к сущности осуществляется в результате практической деятельности человека, через анализ явлений познания и существенных связей между ними. Процесс познания сущности почти всегда осуществляется постепенно, человек всегда движется от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее. |