Философия12. 1. Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 0.64 Mb.
|
4. Натурфилософия милетской школы античности.: Античная философия зародилась в городе Милете. И Первым представителем милетской школы был -Фалес (640 - 562 гг. до н.э.). Фалес, много путешествуя, изучал достижения в различных сферах знания. Его заслуга состояла в том, что он привез в Милет знания, собранные в восточных странах. Будучи одним из «семи мудрецов», предсказал лунное затмение в 585 г. до н. э. и определил высоту пирамиды. В своей философии утверждал, что первоначалом всему является вода. Все состоит из воды. Ничто не может жить без воды — вода занимает большую часть земли. Также, Фалес считал, что все имеет душу. Все одушевленно, а боги правят Вселенной. Вторым философом этой школы и учеником Фалеса был Анаксимандр. Анаксимандр был весьма активным во многих сферах жизни: был изобретателем, правителем одной из колоний Милета на побережье Черного моря, создателем географических карт. Анаксимандр критиковал своего учителя и за первоначало брал уже не воду а нечто беспредельное, сверхразумное не имеющее границ – Апейрон (от греч. — «Беспредельное»). Он высказал предложение, что люди в далекой древности были другими. Следовательно, не только один человек меняется от рождения до старости, но и все человечество от поколения к поколению претерпевает изменения с точки зрения телесной и умственной организации каждого его индивида. Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен. Анаксимен (2-я пол. VI в. до н. э.) утверждал, что первоначалом является воздух. Воздух Анаксимен сравнивал с дыханием. Утверждая, что душа будучи дыханием, держится у нас в теле. И дает нам жизнь. Землю Анаксимен представляет как плоский диск, удерживающийся воздухом 5. Две линии в Античной философии: Демокрит и Платон.В античной философии существовало два противоположных направления: материализм (линия Демокрита) и идеализм (линия Платона). Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.), ученик одного из создателей античной атомистики Левкиппа (V в. до н. э.). Демокрит признавал два начала – атомы и пустоту (небытие). Греческое слово «atomos» означает «неделимый», «неразрезаемый на части». Согласно Демокриту, атомы – суть элементы, из которых состоит вся природа. При этом атомы, то есть неделимые частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, порядком и положением. Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Только благодаря движению и происходит возникновение и развитие мира. Благодаря движению атомов в пустоте слагаются атомные массы, возникают и другие миры. Материализму присущи: созерцательность (непосредственное восприятие действительности), метафизичность (сверхчувственные принципы и начала бытия), механицизм (признание механической формы движения единственно объективной) стихийность (бессознательная убежденность подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира). Платон (428-347 гг. до н. э.), ученик основоположника объективного идеализма Сократа, родился в Афинах. Главным в наследии Платона является учение об идеях. Идеи — сущность вещей, т. е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон употребляет термин «парадигма» (от греч. парадигма — пример, образец), указывая, что идеи образуют вещь, какой она должна быть. Мир идей, следовательно, образует в своей совокупности «истинное бытие», а чувственный, материальный мир вторичен по отношению к нему. Изменений по Платону не происходит, идеальный мир постоянен. Идеализм Платона метафизичен. Существует не вещь реально видимая и осязаемая, а идея вещи — вот главное в идеализме Платона. На вершине находится идея бога как высшего добра. В этом отношении показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический, теологический характер. Платон говорит, что существует лишь один мир, который управляется демиургом (от греч. демиургос — мастер, ремесленник, творец). Теория познания противоположна материалистической. В ее основе лежит учение о бессмертии души. Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и, погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что видела в мире идей. Источник знаний — в воспоминаниях души. |