Философия12. 1. Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 0.64 Mb.
|
6. Сократ: философский метод, проблема человека.Сократ (469-399 гг. до н.э.) – афинский философ. Метод Сократа — метод, основывающийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывает суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение. Сократов метод — это метод элиминирования гипотез, где инициатива одной из сторон была направлена в одних случаях на то, чтобы умерить самоуверенность собеседника, мнящего себя знающим, и доказать ему, что он не только ничего не знает, но более того: оставаясь недалёким человеком, не подозревает о своём невежестве; в других случаях оно имело целью ориентировать собеседника на самопознание, а также на обнаружение и уяснение того, что в нём самом до этого оставалось скрытым, неясным и дремлющим. Этому методу Сократ давал название «обличие». Первый случай назывался «ирония». Последний же случай Сократ рассматривал как средство, с помощью которого можно содействовать «рождению» истины в голове собеседника. Этот метод он называл «майевтикой». Аристотель приписывал Сократу открытие методов определения и индукции, которые Аристотель рассматривал как основу научного метода. Всего можно насчитать пять шагов «сократовской» беседы: 1. Собеседник Сократа утверждает тезис, например «Мужество — это стойкость души», который Сократ считает ложным. 2. Сократ путём общих определений указывает оппоненту на его противоречивый тезис, например «Мужество — это хорошо» и «Упорство без благоразумия — это плохо». 3. Оппонент соглашается с противоречивостью своих суждений. И обращается к Сократу за советом. 4. Сократ показывает своё незнание в данном аспекте, тем самым ставя оппонента в тупиковую ситуацию («Я знаю, что ничего не знаю»). 5. Далее Сократ путём беседы с наводящими вопросами способствует «зарождению» новой истины у оппонента. Такое исследование может привести к новому, улучшенному высказыванию, которое опять будет исследоваться, в данном случае «Мужество есть благоразумное упорство». Точная цель испытания является предметом многих обсуждений, в частности, положительный ли это метод, приводящий к знанию, или же отрицательный, используемый только для опровержения ложных знаний. Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этого направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение (“я знаю, что ничего не знаю”) должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию (“познай самого себя”). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, нестоящее внимания философа. Главным человеческим качеством Сократ считает добродетель, - умение правильно, хорошо поступать, а для этого необходимо знать, какие поступки являются добродетельными. Поэтому причину аморальных поступков, плохого поведения он видит в незнании. Если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно - таково убеждение философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, но никто не делает ошибок добровольно. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание - источник нравственного совершенства. Вот почему философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства. Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти) 2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности) 3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих) 7. Философия Аристотеля.Аристотель (384-382 до н.э.), ученик Платона, учитель Александра Македонского. Аристотель критикует теорию идей Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). Аристотель не сомневается в существовании реального мира. Но его основой является материя, как бесформенная основа для создания конкретных предметов и явлений. Материя является вечной, существует объективно, но сама по себе пассивна, инертна. Она содержит в себе только возможность возникновения различных предметов. Развитие материи, превращение заложенных в ней возможностей в реальные предметы, происходит благодаря форме. Форма и материя неразрывно связаны между собой. Весь мир представляет собой ряд форм, которые находятся в тесной связи друг с другом. Формой всех форм является Бог. Он - вершина мироздания. Аристотель придерживался той точки зрения, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т.е. растениям, животным и человеку. Душа имеет три различных уровня: вегетативный - душа растений, чувственный, преобладающий в душах животных, разумный, присущий лишь человеку. Всего Аристотель выделял 6 основных видов движения: Возникновение Гибель Увеличение Уменьшение Перемена Изменение Аристотель вывел следующие законы мышления: 1. Закон противоречия: если два суждения противоположны, то только одно из них истинно 2. Закон исключающего третьего: невозможно, чтобы были истинны суждение и его отрицание 3. Закон тождества: невозможно ничего мыслить, если не мыслить чего-то одного 4. Закон запрещения: не может одно и то же сразу быть и не быть 5. Закон отрицания: невозможно чего-нибудь одновременно утверждать и отрицать Аристотель определил в логическом познании 2 ступени: создание понятий формирование суждений и умозаключений |