Философия12. 1. Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 0.64 Mb.
|
1. Мировоззрение, его исторические типыМировоззрение – система взглядов человека на мир, выражающая отношение человека к миру и систему его ценностей. Уровни мировоззрения: -мироощущение (самый примитивный) -мировосприятие (ясные, логические представления) -миропонимание (умозаключения о системе мира) Виды мировоззрения: -обыденное -концептуальное Исторические типы мировоззрения: 1) обыденное (житейское) − Носители - вселюди. − Положения передаются через воспитание и образование и строятся на здравом смысле и житейской логике. − Цель - адаптироваться в окружающем мире. 2) мифологическое (эпоха палеолита) − Человек не выделяет себя из природного мира, что приводит к антропоморфизации природного мира. − Время не делится на прошлое, настоящее и будущее. Существует только сакральное (священное) и профанное (вечное настоящее) − Все воззрения человека на мир определяют общественное устройство, индивидуальное бытие и выражаются во всех сферах человеческой жизнедеятельности. − В современном мире мифология сохраняет свое значение, проявляясь на бытовом уровне, в идеологических системах и в искусстве. 3) религиозное (эпоха верхнего палеолита) − Структурирование мира − Развитие абстрактного мышления − Формирование специального языка − Наличие священного писания, в котором четко зафиксирована истина − Сосредоточение внимания на бытии человека (мир и человек не одно целое) − Человек осознает, что он может познавать и преобразовывать, он осознает, что он слабее физически − Человек признал свою индивидуальность − Оно определило социально - политическое устройство человечества и оказало влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности 4) научное (возникает в эпоху верхнего палеолита) − Утверждает, что можно дать объективную картину мира, которая будет истинной − Стремление доказывать свои положения наглядно − В основе любой науки – абстрактная конструкция − Научные истины объявляются истинами в последней инстанции, или абсолютной истиной − Связано с социальной системой и часто является основой идеологии 5) философское (эпоха верхнего палеолита) − Эпоха расцвета – сер. I тыс. до н.э., когда в древних цивилизациях формируются первые философские направления и создаются первые философские тексты (Др. Китай – «Лунь Юй» Конфуция, «Веды» в Др. Индии, трактаты «О Природе» в Др. Грецииитд) 2.Предмет философии. Круг проблем философии. Функции философии.Философия – наука о человеке, обществе, системе мироздания и о познании. Предмет философии – это всеобщие характеристики (стороны) различных типов отношений, складывающихся между человеком и миром. Предмет философии – эпохальная проблематика. − Человек − Человечество − Мир − Процесспознания Круг проблем философии охватывает следующие разделы философского знания: 1.Онтология - учение о бытии. Этот раздел философского знания изучает мир, взаимосвязь общества и природы, что такое материальное, духовное. 2.Гносеология – учение о познании. Этот раздел философского знания изучает: что такое знание, что представляет собой процесс познания, критерии истинного знания, виды истины и пр. 3.Аксиология изучает мир ценностей человека, их происхождение, специфику духовных ценностей – свобода, выбор, предназначение, смысл жизни, самореализация и т.п. и их значение для человека. 4.Антропология – учение о человеке, его специфике, формах его бытия. 5.Логика – наука о законах и принципах мышления. 6.Этика – наука о морали и нравственных отношениях. 7.Социальная философия – учение о происхождении и сущности общества. Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. 3. Основной вопрос философии и его две стороны.Философская традиция, а именно в марксизме было введено понятие – основной вопрос философии, который заключается в отношении мышления к бытию Первое ядро – бытие, второе – мышление. В зависимости от решения этого вопроса можно выделить три направления, которые отражают онтологическую сторону вопроса: 1.Материализм (материальное – первичное) 2.Идеализм (духовное – первичное) 3.Дуализм (учение, в котором материальное и духовное существует независимо друг от друга) Второй стороной основного вопроса философии является гносеологическая, которая ставит проблему познавания мира (философский оптимизм – мир абсолютно познаваем, агностицизм, скептицизм) Основной вопрос философии имеет две стороны: I.Что первично – сознание или материальный мир? Ученые разделились на два лагеря, соответственно сформировались два направления в философии: материализм и идеализм. Материалистическое мировоззрение проявляется в двух формах: диалектический материализм и метафизический материализм. Идеалистическое мировоззрение проявляется в двух формах: объективный идеализм и субъективный идеализм. Ни одно из этих направлений нельзя назвать заблуждением или ошибкой. В рамках каждого из них выдвигались глубокие аргументы, ценные идеи, которые заслуживают серьезного внимания. II. Дают ли наши знания истинную информацию о внешнем мире и о человеке? Может ли человек познать мир и самого себя? В решении этой проблемы сформировалось несколько направлений: 1. Тех, кто считал, что мир непознаваем, называют агностиками (в переводе с греческого a – не, gnosis – знание). 2. Гносеологические оптимисты утверждают принципиальную возможность познания мира, они стремятся к высокой истине, к познанию без пределов и запретов. Скептики, опираясь на постоянную изменчивость мира, заявляют о неправомочности постановки этого вопроса. · Решение 1-ой стороны овф – что первично: бытие или сознание Монизм Материя первична; сознание вторично - Материализм (Гераклит, Демокрит, Дидро, Маркс) Материя зависит от духовного начала – Идеализм: Субъективный (Беркли, Юм, экзистенциализм, неопозитивизм) Объективный (Платон, Гегель, неотомизм) Дуализм Материальное и духовное начало существуют независимо (Декарт) · Решение 2-ой стороны овф – познаваем ли мир (природа, общество) Мир познаваем – Оптимизм (материалисты, некоторые идеалисты) Достоверное познание мира невозможно – Агностицизм (Д. Юм. И. Кант): скептицизм |