Главная страница
Навигация по странице:

  • Позитивизм.

  • Р. Авенариус; — французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре; — английский математик и философ К. Пирсон.

  • уровни материи

  • Атрибутом материи является движение

  • Неотъемлемой формой существования материи является пространство и время

  • 14 Сознание: природа, св-ва, структура

  • Сознание

  • Сознание многофункционально

  • Основные качества сознания

  • Структура сознания

  • Отличия сознательного от бессознательного

  • В-16.

  • Виды познания

  • Практическое познание

  • №17единство чувст. и рационал.

  • Философия МГУ. filosofiya МГУ. 1. Мировоззрение


    Скачать 109.51 Kb.
    Название1. Мировоззрение
    АнкорФилософия МГУ
    Дата06.07.2020
    Размер109.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofiya МГУ.docx
    ТипДокументы
    #133857
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Основные модели философского мышления в XX в.:

    — позитивизм;

    — марксизм;

    — неотомизм;

    — экзистенциализм и др.

    Эти модели рассматривают проблемы, имеющие общечеловеческую ценность:

    — роль философского и научного познания;

    — человек и его жизнедеятельность;

    — взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного;

    — свобода и необходимость, необходимость и случайность, свобода и ответственность и т. д.Позитивизм.Вторая историческая форма позитивизма возникла в конце XIX — начале XX вв. Его основные представители:

    — немецкий физик Э. Мах;

    — швейцарский философ Р. Авенариус;

    — французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре;

    — английский математик и философ К. Пирсон.Этот позитивизм являлся философией реализма и утверждал, что любое научное знание (физическое, астрономическое, биологическое и т. п.) есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

    Эта форма позитивизма получила название махизма.В философии махизма преобладают субъективно-идеалистические идеи.

    Третья историческая форма позитивизма появляется в 20-е гг. XX в. Ее родоначальником стал Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета. В Венский кружок входили: М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн и др.

    Эта форма позитивизма получила название логического позитивизма.Логический позитивизм развивается как аналитическая философия,которая, в свою очередь, разрабатывается в двух направлениях:

    — логического анализа философии сприменением аппарата современной математической логики;

    — лингвистической философии,отвергающей логику как основной метод исследования и занимающейся исследованием типов выражений обыденного языка, в том числе когда он употребляется для разработки философских понятий. Марксизм.Марксистская философия выступает как учение о человеке и мире, обращается к прошлому, настоящему и будущему. Основная идея марксистской философии состоит не в конструировании какой-либо системы, а в тех законах развития общества, которые впервые в истории человечества открыл К. Маркс.

    Неотомизм.Неотомизм возник в конце XIX в. и имел широкое распространение в XX в. как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь.

    Основу неотомизма положила философия средневекового схоласта Фомы Аквинского. Неотомизм занимается:

    — философским обоснованием бытия Бога;

    — доказательством различных религиозных догм;

    — рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала;

    — толкованием естественно-научных теорий и социальной практики.

    Наиболее яркими представителями неотомизма являются Жак Маритен, Этьен Анри Жильсон, Юзеф Мария Бохенский, Густав Андреас Ветер.

    Экзистенциализм.Экзистенциализм — философия существования. Это антропологическая философия по своей направленности, ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма — помочь человеку и человечеству.
    13 материя. движение.пространство и время

    Понятие материи является основной категорией в философии, оно

    означает сущность мира, признание объективной реальности, существование

    независимо от сознания человека.

    В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

    1. логический – материя как философская категория;

    2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство

    объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

    3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно

    познать через копирование, фотографирование, отображение;

    4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от

    наших ощущений.

    .Материя несотворима и неуничтожима, перебывает в состоянии движения, существует в пространстве и времени.

    Фундаментальным свойством материи является возможность быть отражаемой. Высшей степенью отражения материи является сознание.
    В современной научной картине мира выделяют следующие типы материальных систем и соответствующие уровни материи: 1 уровень – неживой материи – элементарные частицы(атомы, молекулы), геологические системы, планеты, звезды.2 уровень – живой материи – ДНК, РНК, белки, клетки, биоценозы.
    3 уровень – социально-организованных материальных систем – человек, семья, объединения и организации, классы, нации, человечество в целом.
    Атрибутом материи является движение – это всякое изменение.

    Выделяют два типа движения материи:
    1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 
    2.- тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.
    Неотъемлемой формой существования материи является пространство и время. Время и пространство - основные формы существования материи. Время и пространство неотделимы от материи. В этом проявляются их универсальность и всеобщность.

    В истории философии, существовало 2 основных подхода к определению сути пространства и времени:
    - субстанциональная. Родоначальники – Демокрит, Платон. Пространство и время это самостоятельные субстанциональные сущности. Пространство – это пустое вместилище совокупных атомов. Время – это чистая длительность, равномерно текущая из прошлого в будущее является вместилищем событий.
    - реляционная. Пространство и время это не самостоятельные сущности, а система отношений, образуемая взаимодействующими субъектами (Аристотель).

    Обе эти концепции не отрицают объективного (не зависимого от нашего сознания) существования пространства и времени. Существует точка зрения, что пространство и время это субъективные формы в которых человек упорядочивает свои чувственные впечатления (Кант, Беркли, Юм, Мах) – зависят от принимающего субъекта - 3х мерное зрение человек, 2х мерное таракан.Новое время 17-19 вв – ньютоновские представления о пространстве и времени, а именно «ньютоновское пространство» - неподвижное, непрерывное, однородное, 3-х мерное вместилище материи, а время – однородная, равномерная, вечная неизменная длительность.
    В начале 20 в. появилась теория относительности Эйнштейна – она показала что время и пространство не существуют сами по себе, в отрыве от материи, они находятся в универсальной взаимосвязи, где теряют самостоятельность и выступают как относительные стороны единого и неделимого времени-пространства.
    Сознание:_природа,_св-ва,_структура'>14 Сознание: природа, св-ва, структура

    Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования. 
    1) Естественно-научный подход: сознание — проявление функций головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека. 
    2) Религиозно-идеалистический подход: сознание — первично, а человек «телесный» — его производная. 
    Сознание — это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание.

    В истории философии первым был термин душа.Через некоторое время философский анализ привел к необходимости наряду с понятием «души» как особой части человека выделить понятие «ум»как составляющую внеиндивидуальной, надындивидуальной, но духовной составляющей мира.

    Сознание — это одна из черт человека, определяющая его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус.

    Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру:

    — познание (одной из форм существования сознания является знание);

    — практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека;

    — ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм.

    Сознание многофункционально:

    — оно обеспечивает жизнедеятельность человека и .

    — оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов .

    — оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий.

    — оно способно увести человека в вымышленный мир.

    — оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир .

    Основные качества сознания:

    — когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;

    — целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;

    — интенциональная способность сознания, которая выражает направленность сознания на кого-либо, на что-либо или сознания о ком-либо, о чем-либо, отличает направленность сознания «вовне» и «вовнутрь», т. е. сознание должно быть ориентировано либо на внешний мир бытия человека, либо на его внутренний мир;

    Структура сознания:
    1. Совокупность знаний об окружающем нас мире в структуру сознания входят 
    познавательные процессы, с пом-ю которых человек познает мир, знание может быть предано другим.
    2. Различение субъекта и объекта (самосознание). Способность отделять «я» человека от его не «я». Способ-ть к самосознанию и самопознанию. Только человек способен отделять свое «я» от своего жизненного окружения, сделать свой мир предметом сознания и осмысленного анализа.
    3. Обеспечение целеполагающей деятельности человека(возможность к осуществлению Де). Человек осознанно формирует цели Де, способен скорректировать свои действия. 
    4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. Определенное 
    отношение к миру. У человека сущ-т устойчивое отношение к предметам, явлениям действительности. Только у человека есть чувства, в отличии от животных. 
    5. Наличие языка, второй сигнальной системы делает возм-ть сущ-я сознания 
    человека. Человек с нормальным сознанием воспринимает действительность с учетом 
    накопленных знаний, выделяет себя из среды, сохраняет сложившуюся систему 
    отношений и управляет своими действиями и поведением.

    15 Сознание и бессознательное.

    Сознание — способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. 
    Одно из важнейших свойств сознания человека — его активность. 
    Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека. 
    Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики — возникновение сознания человека — был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем. 
    Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя — он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием. 
    Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. 
    Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного. 
    Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. 
    Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др. 
    Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сновидений). 
    По мнению 3. Фрейда (1856—1939) — австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, — ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным. 
    Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях.. 
    Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения
    — когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; 
    — когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое); 
    — когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход; 
    — когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий. 
    Отличия сознательного от бессознательного: 
    1) Сознательное отделяет себя от объекта. Бессознательное не отделяет себя от объекта, сливается с ним в переживании. 
    2) Сознательное обладает механизмом психических связей. Бессознательное не обладает механизмом психических связей. 
    3) Сознательное - производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры. Бессознательное - не производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры. 
    4) Сознательное проявляется в желаниях, мыслях, намерениях, потребностях и др., которые осознаются субъектом. Бессознательное проявляется в простых психических реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях и др., которые не осознаются субъектом.

    В-16. Познание его возможности и границы

    Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

    Субъектом познания называется личность, которая формирует новое знание.

    Объектом познания называется часть действительности, которая оказалась в поле зрения субъекта.

    Предметом познания называется конкретное видение, которое дает возможность понять объект исследования.

    Виды познания: Варианты познания:

    1. Житейская возможность познания мира. Основывается на наблюдениях и эрудиции.

    2. Научное познание. Позволяет объяснить различные факты. Познание становиться научным, только когда оно полностью обосновано.

    3. Практическое познание. Тесно связано с научным познанием. Оно позволяет овладеть вещами, которые предназначены человеку с первых дней жизни.

    4. Художественное познание. Его суть заключается в целостном изучении мира.

    Ни смотря на ширину и возможности познания, протекает оно в определенных границах. Не все, что человек придумает или сделает, заслуживает на признание и использование в науке.

    На сегодняшний день существуют некоторые границы познания мира и его возможностей, которые формируются за счет научных понятий, гипотез или же теорий. Наиболее принципиальное ограничение заключается в том, что созданный творческий образ должен соответствовать своему объекту. Все это называется отражением любого объекта в искусственно созданном образе.

    В итоге можно сделать вывод, что возможности творческого познания не исключают творчества, а только предполагают его. Процесс познания является конечным результатом, который отображает изучаемый объект.


    №17единство чувст. и рационал. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: Познает окружающий мир непосредственно (т.е. открывает нечто новое для себя, либо для человечества); Познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы и пр.). 
    Начальной ступенью познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, ощущений и восприятий. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, а восприятие – это целостный образ отображаемого предмета. Представление формируется на основе памяти .Рациональная ступень познания опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех логических формах: понятия, суждения, умозаключения. Понятие – элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Суждения отражают связи и отношение между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо утверждают или отрицают. Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение. 
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта