музыка зачет. 1. Музыка как вид искусства. Музыка как вид искусства. Сущность и специфика музыкального искусства. Функции музыкального искусства. Художественное содержание музыкального произведения. Музыкальный образ
Скачать 198.79 Kb.
|
Майкл Джексон Michael Jackson 29 августа 1958 Знак зодиака: Дева шт. Индиана, США Майкл Джексон родился 29 августа 1958 - 25 июня 2009. Американский артист и бизнесмен. Часто упоминается как король поп-музыки. Джексон признан самым успешным артистом всех времен Книгу рекордов Гиннеса. Один из самых успешных исполнителей в истории, обладатель 13 премий Грэмми и сотен других премий. В 2009 году официально признан Легендой Америки и Иконой Музыки. Адриано Челентано Adriano Celentano 6 января 1938 Знак зодиака: Козерог Милан, Италия Адриано Челентано родился 6 января 1938 года в Милане, является итальянский певец, композитор, комик, актер, режиссер и телеведущий. В Италии получил прозвище «Molleggiato» (итал. на пружинах) — за свою манеру двигаться на сцене. Адриано Челентано был вегетарианец с 2005 года и защищает права животных.. Уитни Хьюстон Whitney Houston 9 августа 1963 Знак зодиака: Лев Ньюарк, США Уитни Элизабет Хьюстон родился 9 августа 1963 — 11 февраля 2012, Беверли-Хиллз. Американская поп, соул и ритм-н-блюзовая певица, актриса, продюсер и модель. Хьюстон был одним из самых продаваемых исполнительниц в истории мировой музыки. В 2009 году в Книгу р Шарль Азнавур Charles Aznavour 22 мая 1922 Знак зодиака: Близнецы Париж, Франция Шарль Азнавур родился 22 мая 1922 году. Армяно-французская певец, автор песен, актер, общественный деятель и дипломат. Помимо того, что одна из самых популярных певцов и прочный Франции, он также является одним из самых известных певиц в мире. Создал около тысячи песен и продал более 100 миллионов записей.екордов Гиннесса привел ее в качестве наиболее награжден женский акт все время. Пол Маккартни Sir James Paul McCartney 18 июня 1942 Знак зодиака: Близнецы Ливерпуль, Великобритания Пол Маккартни родился в 18 июня 1942 году. Британский музыкант, певец-песенник и композитор. Ранее о The Beatles (1960-1970) и Wings (1971-1981), Маккартни занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «самый успешный музыкант и композитор в истории популярной музыки", с 60 золотыми дисками и продаж в 100 миллионов синглов в Великобритания в одиночку. Алла Пугачева Alla Pugacheva 15 апреля 1949 Знак зодиака: Овен Москва, СССР Пугачева Алла Борисовна родилась в Москве 15 апреля 1949 года. Советская и Российская эстрадная певица, композитор, поэт-песенник, продюсер, киноактриса. Заслуженная артистка РСФСР (1980), Народная артистка РСФСР (1985), Народная артистка СССР (1991), Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995). Мадонна Madonna 16 августа 1958 Знак зодиака: Лев Мичиган, США Американская певица, автор песен, актриса и предприниматель. Мадонна продала более 300 миллионов пластинок по всему миру и признан самым продаваемым в мире певица запись всех времен Книгу рекордов Гиннеса. Считается одним из "25 самых влиятельных женщин прошлого века" заслуженно носящая звание «Королевы поп-музыки». Элтон Джон Elton Hercules John 25 марта 1947 Знак зодиака: Овен Мидлсекс, Великобритания Сэр Элтон Джон родился 25 марта 1947 г. Английский рок-певец и автор песен, композитор, пианист и иногда актер. Рыцарь-бакалавр и кавалер ордена Британской империи . Он продал более 250 млн пластинок; 54 его сингла входили в британский Топ-40. Элвис Пресли Elvis Presley 8 января 1935 Знак зодиака: Козерог Тьюпело, Миссисипи, США Элвис Пресли родился 8 января 1935 года в Тьюпело, — 16 августа 1977, Мемфис. Американский певец и актёр, один из самых коммерчески успешных исполнителей популярной музыки XX века. Культурной иконой, он широко известен под одним именем Элвиса. Его часто называют «королем рок-н-ролла» или просто «Король». Находится на третьем месте среди величайших исполнителей всех времён и народов и величайших вокалистов по версии журнала Rolling Stone. Выдающиеся мировые инструменталисты. Всемирно известный инструменталист Янни Хрисомаллис (Yanni Hrisomallis), основавший музыкальную группу "Yanni", в минувший понедельник выступил с сольным концертом в концертном зале "Крокус Сити Холл". Ю́рий Леони́дович Нау́мов (3 мая 1962, Свердловск) — российский гитарист, композитор и поэт, лидер группы «Проходной двор». Уникальный и самобытный музыкант, создатель жанра «русский блюз». Один из немногих представителей русского рока который не имитировал стиль западных рок-групп, но сумел сделать равнозначный вклад в мировую музыкальную культуру. Виды оркестров. Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава. В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования: -симфонический оркестр (большой и малый), -камерный, оркестр народных инструментов, -духовой, -эстрадный, -джазовый. В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы: I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы. IV. Ударные: а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”. б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста. V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд. VI. Добавочная группа: арфа. 5. Стили и направления в мировом музыкальном искусстве. Понятие стиля и направления в музыке. Стиль как историческая категория: средневековая музыка, возрождение, борокко, классицизм. Романтизм, реализм, импрессионизм. Русские композиторы 19 начала 20 вв. Направление – определение дающее музыкальному произведению, указание на принадлежность к определенному виду произведений. Принадлежность определят тип и место применения или исполнения произведения. Первая, обобщающая степень. Дает ответ на вопрос: “какая это музыка?” Пример музыкальных направлений: “духовная музыка”, “этническая музыка”, “классическая музыка” Стиль - вторая степень градации. Дочернее понятие музыкального направления. Понятие “стиль” дает более подробный ответ на вопрос о принадлежности музыкального произведения. Стиль является личностным идентификатором композиции. Дает ответ на вопрос: “где и кто пишет и исполняет эту музыку?” Пример стиля в направлении: “русский народный” стиль в направлении “этническая музыка”. В музыке существует 7 музыкальных направлений: 1.Духовная музыка 2.Этническая музыка 3.Классическая музыка 4.Стилевая музыка 5.Прикладная музыка 6.Коммерческая музыка 7.Военная музыка Музыкальный стиль борокко Б а р о к к о итальянское barocco — «странный», «причудливый»; португальское perola barroca — «жемчужина неправильной формы». (существуют и другие предположения о происхождении этого слова). Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». В эпоху бароко произошел взрыв новых стилей и технологий в музыке. Дальнейшее ослабление политического контроля католической церкви в Европе, которое началось в эпоху Возрождения, позволило процветать нерелигиозной музыке. Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инструменты должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров. Один из самых важных типов инструментальной музыки, который появился при барокко был концерт. Изначально концерт появился в церковной музыке в конце эпохи Возрождения, и вероятно это слово имело значение 'контрастировать' или 'бороться', но в эпоху Барокко он утвердил свои позиции и стал самым важным типом инструментальной музыки. Двумя из самых великих композиторов концертов того времени были Корелли и Вивальди, их творчесво пришлось на конец эпохи Барокко, и они установили и упрочили концерт как способ продемонстрировать всё мастерство солиста. Музыкальный стиль эпохи Возраждения Музыкой эпохи Возрождения или музыкой Ренессанса, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1400 и 1600 годами. В Италии начало новой эпохи наступило для музыкального искусства в XIV веке. Нидерландская школа сложилась и достигла первых вершин в XV, после чего ее развитие все ширилось, а влияние так или иначе захватывало и мастеров иных национальных школ. Признаки Возрождения отчетливо проявились во Франции в XVI веке, хотя ее творческие достижения были велики и бесспорны еще в предыдущие столетия. К XVI веку относится подъем искусства в Германии, Англии и некоторых других странах, входящих в орбиту Возрождения. И все же со временем новое творческое движение стало определяющим для Западной Европы в целом и по-своему отозвалось в странах Восточной Европы. Музыке Возрождения оказались совершенно чужды грубые и резкие звуки. Законы гармонии составили ее главную суть. Ведущее положение по-прежнему занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения. В эпоху Возрождения она сохранила основные темы средневековой музыки: хвалу Господу и Творцу мира, святость и чистоту религиозного чувства. Главная цель такой музыки, как говорил один из ее теоретиков, - «услаждать Бога». Основу музыкальной культуры составляли мессы, мотеты, гимны и псалмы. Светская музыка Возрождения была представлена различными жанрами: мадригалами, песнями, канцонами. Музыка, перестав быть «служанкой церкви», теперь стала звучать не на латинском, а на родном языке. Наиболее популярным жанром светской музыки стали мадригалы (итал. Madrigal - песнь на родном языке) – многоголосые хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания. Чаще всего для этой цели использовались стихотворения прославленных мастеров: Данте, Франческо Петрарки и Торквато Тассо. Мадригалы исполнялись не профессиональными певцами, а целым ансамблем любителей, где каждую партию вел один певец. Основное настроение мадригала – печаль, тоска и грусть, но встречались и радостные, оживленные сочинения. В эпоху Возрождения было положено начало профессиональному композиторскому творчеству. Ярким представителем этого нового веяния несомненно является Палестрина (1525-1594). Его наследие составляет множество произведений духовной и светской музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов. Он является автором двух томов светских мадригалов на слова Петрарки. Долгое время он работал руководителем хора в соборе Святого Петра в Риме. Созданную им церковную музыку отличают чистота и возвышенность чувств. Светская музыка композитора проникнута необыкновенной одухотворенностью и гармонией. Эпохе Возрождения мы обязаны формированием инструментальной музыки как самостоятельного вида искусства. В это время появляется ряд инструментальных пьес, вариаций, прелюдий, фантазий, рондо, токкат. Среди музыкальных инструментов особой популярностью польюзутся орган, клавесин, виола, различные виды флейт, а в конце XVIв. – скрипка. Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы. Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре. А произошло это так. В итальянском городе Флоренция в конце XVIв. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты. Никто из них тогда не помышлял о каком-либо открытии. И все-таки именно им суждено было совершить настоящий переворот в театральном и музыкальном искусстве. Возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, они стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы. Члены камераты (так называлось это общество) тщательно продумывали музыкальное сопровождение монологов и диалогов мифологических персонажей. От актеров требовалось исполнение разговорных партий речетативом (декламацией, речью нараспев). И хотя слово продолжало играть ведущую роль по отношению к музыке, был сделан первый шаг к их сближению и гармоническому слиянию. Подобное исполнение позволяло в большей степени передавать богатство внутреннего мира человека, его личные переживания и чувства. На основе таких вокальных партий возникли арии – законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере. Оперный театр быстро завоевал любовь и стал популярным не только в Италии, но и в других странах Европы. Музыкальные стили эпохи Средневековья В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа — феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор. Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях. Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.). Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, XIII век), в Германии — миннезингеров (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, XII-XIII века), а также городских ремесленников. В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и др.). Лютнист. Манускрипт XIII века Входят в быт новые музыкальные инструменты, в том числе пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.), возникают ансамбли (нестабильных составов). В крестьянской среде расцветает фольклор. Действуют также «народные профессионалы»: сказители, странствующие синтетические артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи). Музыка вновь выполняет главным образом прикладные и духовно-практические функции. Творчество выступает в единстве с исполнительством (как правило — в одном лице) и с восприятием. И в содержании музыки, и в её форме господствует коллективность; индивидуальное начало подчиняется общему, не выделяясь из него (музыкант-мастер — лучший представитель общины). Во всём царят строгая традиционность и каноничность. Закреплению, сохранению и распространению традиций и эталонов (но также и их постепенному обновлению) способствовал переход от невм, лишь приблизительно указывавших характер мелодического движения, к линейной нотации (Гвидо д'Ареццо, XI век), позволившей точно фиксировать высоту тонов, а затем и их длительность. Постепенно, хотя и медленно, обогащаются содержание музыки, её жанры, формы, средства выразительности. В Западной Европе с VI-VII веков. складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки на основе диатонических ладов (григорианское пение), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны). На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры: органум, мотет, кондукт, затем месса. Во Франции в XII веке образуется первая композиторская (творческая) школа при Соборе Парижской богоматери (Леонин, Перотин). На рубеже Возрождения (стиль ars nova во Франции и Италии, XIV века) в профессиональной музыке одноголосие вытесняется многоголосием, музыка начинает понемногу освобождаться от сугубо практической функций (обслуживание церковных обрядов), в ней усиливается значение светских жанров, в том числе песенных (Гильом де Машо). Средневековой музыке Европы посвятили свои труды многие музыковеды (в т. ч. Пьер Обри). Музыка в эпоху классицизма Классицизм - стиль и направление в искусстве XVII - начала XIX вв. Слово это произошло от латинского classicus - образцовый. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в том, что человеческая натура гармонична. Свой идеал классики видели в античном искусстве, которое считали высшей формой совершенства. К этому времени относятся становление и утверждение национальной школы - в Австрии. Новая школа получила название "венской классической". Величайшими представителями этой школы стали Гайдн, Моцарт и Бетховен. Их творчество явилось высшей стадией развития классицизма. Главным их завоеванием стали также жанры, как сонаты и симфонии. Благодаря беспредельной вере в возможности человеческого разума и силу знания 18 век стали называть веком Разума или веком Просвещения. Человек 18 века считал, что разум, на который он привык полагаться, надёжнее веры, которой руководствовались в своей жизни его отцы, деды, прадеды. Поэтому герой века Просвещения не слишком доверял прошлому. Он не любил оглядываться назад и во всём, в том числе и в искусстве, предпочитал новое 6 то, что создано сегодня, казалось ему более совершённым, чем рождённое вчера. Молодому поколению творчество Баха и Генделя казалось тяжеловесным и преувеличенно серьёзным. Начиная с 30-х годов нового столетия творческая практика уходила всё дальше от барочного стиля, чей расцвет остался в 17 веке. Музыка классицизма чрезвычайно театральна, она как будто копирует искусство театра, подражает ему. Мелодии композиторов 18 века даже в музыке, предназначенной для инструментов, напоминают человеческую роль, интонации и жесты актёров, играющих различные роли. Иногда эти мелодии похожи на оперные арии, которые исполняют на сцене актёры-певцы. Разделение классической сонаты и симфонии на крупные разделы - части, в каждой из которых происходит много Музыкальных "событий", подобно делению спектакля на действия и сцены. В музыке классического века часто подразумевается сюжет, некое действие, которое развёртывается перед слушателями так же, как действие театральное развёртывается перед зрителями. Слушателю только остаётся включить воображение и узнать в "музыкальной одежде" персонажей классической комедии или трагедии. В музыке 18 века уже нет мощного, торжественного звука органа, уменьшилась роль хора. Музыка классического стиля звучит легко, в ней гораздо меньше звуков, как будто она "меньше весит", чем грузная, многослойная музыка прошлого. Звучание органа и хора сменилось звучанием симфонического оркестра; возвышенные арии уступили место музыке лёгкой, ритмичной и танцевальной. |