музыка зачет. 1. Музыка как вид искусства. Музыка как вид искусства. Сущность и специфика музыкального искусства. Функции музыкального искусства. Художественное содержание музыкального произведения. Музыкальный образ
Скачать 198.79 Kb.
|
3. Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали, конкурсы. Богослужения. Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая и современная музыка. Музыка серьезная и «легкая». Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня. Основной задачей изучения народных традиций через фольклорные праздники является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков. Функции народных праздников: - развивающая; - информационно-просветительная; - культурно-творческая; - рекреативно-оздоровительная. Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков. Быт народа складывается под влиянием многих факторов - природных, исторических, социальных и других. Концерт (от итал. concertare — состязаться) — крупное музыкальное произведение виртуозного характера для 1 или нескольких исполнителей-солистов в сопровождении оркестра. Важное значение в спектакле имеет звуковое оформление. «Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Можно сказать, если спектакль немузыкален, неритмичен, значит, это плохой –¬ спектакль. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце». Эти слова Ю. А. Завадского подтверждают то верное положение, что музыка в театре, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью искусства театрального, то есть она подчиняется логике как музыкального развития, так и законам построения драматического спектакля. Отсюда следует, что музыка в спектакле не самоценна, важна ее созвучность с данным драматическим действием. Часто какой-нибудь номер театральной музыки сам по себе не имеет особых музыкальных достоинств, но, написанный для конкретной пьесы, оттеняя игру актеров, производит большое впечатление на зрителя. Музыка к драматическому спектаклю создается композитором в тесном содружестве с режиссером, исполнителями и художником. Но если художник создает зрительные образы, иногда вызывающие в зале аплодисменты, то композитор в драматическом театре дает музыкальные образы, редко вызывающие подобную реакцию. И это естественно — театральная музыка должна участвовать в создании общей тональности спектакля незаметно, лишь оттеняя. его драматическое и эстетическое звучание. Степень ее воздействия будет тем сильнее и непосредственнее, чем меньше ее будут слушать, не переставая слышать. Иными словами, музыка в драматическом театре неизбежно занимает подчиненное положение. Но, несмотря на это, в спектакле она должна давать самостоятельное толкование происходящих событий, по-своему интерпретировать содержание, тему произведения, помогать развитию сюжетных линий и тем самым активно влиять на восприятие зрителя. Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает действию. Даже если музыка — всего лишь фон, она должна выполнить это свое скромное, но необходимое по отношению ко всем остальным компонентам назначение. Фестивали - одна из самых популярных в мире форм культурно-массовых мероприятий. Фестиваль - (франц. Festival, от лат. Festivus праздничный) массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, циркового или киноискусства. Очень важно различать понятия «фестиваля» и «праздника». Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. Основное отличие заключается в том, что праздник - это событие, которое дает повод к проведению фестиваля. В зависимости от масштабности проведения фестивали подразделяются на городские, региональные, областные, всероссийские, международные, а так же этнические и межкультурные. В зависимости от идейной направленности: - профессиональные (фестивали по профессиональной направленности, могут быть посвящены новым технологиям, используемым в профессиональной сфере - РR технологии, рекламные приемы, и т.д.) - исторические, ретроспективные (воссоздающие историческое событие, эпоху, легенды и обряды местности, на которых этот фестиваль проводится). Примером могут служить фестиваль средневековья в Старой Ладоге, фестиваль саамов в п. Ловозеро, фестиваль викингов в Финляндии; - фестивали современных технологий (демонстрация лучших достижений в области развития техники, транспорта, компьютерных технологии). Примером является британский фестиваль машин, канадский фестиваль «Arcadia», посвященный компьютерным технологиям, международный фестиваль мультипликации в Бразилии. В зависимости от основной аудитории: детские, юношеские, категорийные (в зависимости от категории, профессии, квалификации участников), всеобщие. Музыкальные конкурсы оставляют море эмоций на празднике. Пение – сольное, хоровое, под музыку, акапельное, помимо, все возможные танцевальные жанры – от балета до рок-н-ролла – это все, что начиняет музыкальные конкурсы. Аудитория, на которую рассчитаны музыкальные конкурсы – не имеет границ. Это универсальная забава, не оставит равнодушным никого. В настоящее время духовная музыка, в частности, музыка православного богослужения, стала объектом пристального внимания и глубочайшего изучения. Вызвано это тем, что духовная музыка, призванная в высших своих проявлениях выражать сверхчувственный мир является достоянием как русской культуры, нашей национальной гордостью, так и непреходящей ценностью мирового искусства. К тому же она значительно повлияла и на светскую музыкальную культуру России. В течение долгих лет в нашей стране была ограничена многовековая традиция православного богослужения. Сегодня духовная музыка и церковное искусство являются широко доступной и духовно значимой областью отечественной культуры, проводятся фестивали православной музыки, оживляется концертная практика, происходят изменения в клиросном репертуаре, повышается композиторский интерес к духовно-музыкальному творчеству. В музыкальных училищах и консерваториях изучаются художественные законы богослужебного пения, отличные от законов общей вокальной хоровой музыки. Многие студенты и выпускники музыкальных училищ и консерваторий несут послушание на клиросах храмов в качестве певчих и регентов. В связи с этим возрастает актуальность изучения эстетических аспектов богослужебного пения. Понятно, что мы не можем в полной мере охватить все пространство православной музыкальной эстетики, но уже сегодня в состоянии выявить главные ее компоненты в их историческом контексте. Музыкальная эстетика православного богослужения предполагает анализ теоретических суждений о богослужебном пении (имплицитной музыкальной эстетики православия), особенных законов художественного творчества и конкретных закономерностей православной музыки. Богослужебное пение значительное эстетическое явление. На Руси причастных к певческому искусству называли избранными, мудрыми и особо посвященными и относились ко всему, связанному с пением, как к таинству. Сегодня мы ясно сознаем, что человек, воспринимая богослужение, а тем более участвуя в нем, гармонично соприкасается не только с религиозными аспектами службы, но, прежде всего, с художественной ценностью музыкального искусства как такового. С этих эстетических позиций мы и рассматриваем православное богослужебное пение. Следует сразу отметить различие между богослужебным церковным пением, духовной и светской музыкой. Многие авторы отождествляют церковное и богослужебное пение. Но, строго говоря, церковное пение - это вообще все, что поется в Церкви (на службах, молебнах, крещении, венчании и т. д.). Богослужебное пение является частью церковного пения и к нему относится только то, что поется на службах. Под «богослужебным пением» мы имеем ввиду один его вид - клиросно-хоровое пение, хотя оно существует наряду с чтением нараспев псаломщика, возгласами священника, алтарным пением и прочими более простыми формами богослужебного пения. Актуальность исследования обусловлена так же выявлением эстетической сущности православного богослужебного пения, пониманием назначения пения в храме, проблемой творчества в богослужебной практике. Конкретно-чувственное восприятие слушателем богослужебного пения приводит к духовному наслаждению, которое всегда сопровождает эстетический опыт. Слушатель реально переживает свою причастность к «полноте бытия». Народная и композиторская. Народная музыка, музыкальный фольклор, или фолк-музыка (англ. folk music) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической. КОМПОЗИТОРСКАЯ МУЗЫКА – музыка, у которой есть автор, композитор, сочинивший ее. Известно, что к сфере духовной музыки относятся прежде всего вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы. К этой сфере принадлежат и духовные стихи – жанр русского народного песенного творчества, получивший большое распространение среди православных верующих. В XVI—XVIII веках появляется термин «камерная музыка» (итал. musicadacamera) применялся этот термин по отношению к любой светской музыке и противопоставлялся музыке церковной (итал. musicadachiesa). Ка́мерная му́зыка (от итал. camera — комната, палата) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов. Слово «классика» происходит от латинского classicus, что значит образцовый. Есть несколько определений классической музыки. Помимо общеизвестного и несколько примитивного определения «серьезная музыка» мы узнаем, что это: - образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем; - музыкальные произведения, написанные в определенный исторический период в искусстве (от Барокко до Модернизма); - музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами. Классическая музыка разнообразна по жанрам: симфонии, сюиты, сонаты, этюды, ноктюрны, фантазии, фуги, оперы, балеты, духовная музыка. Основными инструментами для исполнения классической музыки являются струнные, клавишные, духовые и ударные инструменты: скрипка, виолончель, пианино, флейта, гобой, кларнет, труба, литавры, цимбалы, барабан и, конечно же, орган. Современная музыка – музыка созданная в наше время, и актуальная на данный отрезок времени. Чтоб познать понятия легкая и серьезная музыка, надо показать различия между ними. Вопрос о соотношении легкой и серьёзной музыки - это острый вопрос, особенно в молодежной среде, так как массовая культура играет отрицательную роль: трудно отличить низкопробную легкую музыку от музыки высокого качества, что между ними нет четкой границы, хотя есть существенный признак - развлекательность. Легкая музыка, легка по содержанию и легка по восприятию, это важно, так как серьезные, глубокие по содержанию произведения не вполне доступны. Музыка светская и духовная. Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного, церковного. Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка всегда была связана с богослужением. Первые профессиональные музыканты — композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) — вплоть до XVIII в., как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви. Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра. Светская музыка. С 16 в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. Camera комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную светскую музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. — сформировались классические виды инструментального ансамбля - соната, трио, квартет и др. Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер музыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах. Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф. Шуберта, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, романсы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое. Музыка серьезная и «легкая». Вопрос о соотношении легкой и серьзной музыки - это острый вопрос, особенно в молодежной среде, так как массовая культура играет отрицательную роль: трудно различить низкопробную легкую музыку от музыки высокого качества, что между ними нет четкой границы, хотя есть существенный признак - развлекательность. Легкая музыка, легка по содержанию и легка по восприятию, это важно, так как серьезные, глубокие по содержанию произведения не вполне доступны. Дети должны задуматься над проблемой в поп-музыке - не поддаваться ее гипнозу, оценивать ее вместе с детьми, с духовно-человеческих социальных позиций, чтобы дети опирались на запас знаний и интонационный, слуховой опыт. Рассматривать проблему вокально-инструментальных ансамблей, чтобы они поняли, что интерес, рост и количество не всегда подкрепляются ростом профессиональной подготовки: сочинителей, исполнителей и слушателей. Слушателями поощрялся невысокий уровень исполнителей и композиторов, те же, в свою очередь, снижают музыкальный уровень слушателей, которые не умели отличить хорошее от плохого, отсюда низкопробность и безграмотность. Рассмотреть с детьми проблему обработок народных песен. Объяснить, что это композиторское понимание народной музыки. Конечно, это зависит от таланта, от мастерства и бережного обращения к ней. 4. Музыкальное исполнительство. Понятие о певческих голосах. Классификация голосов по тембру и высоте. Хор и его основные характеристики. Выдающиеся мировые исполнители. Состав симфонического оркестра. Инструменты, не входящие в оркестровые группы. Выдающиеся мировые инструменталисты. Виды оркестров. Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь. В отличие от речи, звуки голоса певческого имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться голосом певческим человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Различают голос певческий бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»). Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества голоса певческого., как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д. Определяющие качества голоса певческого - красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса. Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов. Самый высокий женский голос - сопрано, • средний - меццо-сопрано, • самый низкий - контральто. Среди мужских голосов самый высокий - тенор, o средний - баритон o низкий - бас. Хор - это вокально-организованный исполнительский коллектив, основа которого составляет ансамбль интонационно, динамически и темброво слитных групп, обладающих художественно-техническими навыками, необходимыми для воплощения в живом звучании музыкально-поэтического текста произведения. По составу голосов хор бывает одноголосным (мужским, женским, детским) и смешанным (т.е. состоящим из мужских и женских или из мужских и детских голосов). Нормальный полный смешанный хор состоит из четырех партий: сопрановой, альтовой, теноровой и басовой. Но иногда в смешанном хоре отсутствует одна или даже две хоровые партии из разнородных групп голосов. Состав симфонического оркестра. Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В большинстве случаев струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива. В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, труба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащая его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой. Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты. Основная их функция - ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру колористическими эффектами. По характеру звучания ударные делятся на 2 типа: одни имеют определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.), другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки). Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты. Эстрадные и джазовые оркестры в практической деятельности встречаются трех основных видов: большой оркестр, включающий пять саксофонов — два альта, два тенора, один баритон, четыре трубы, четыре тромбона, ритм-группу средний оркестр: четыре саксофона — два альта, два тенора или — альт, два тенора и баритон, три трубы, один-два тромбона, ритм-группа; малый оркестр: три саксофона, две трубы, тромбон, ритм-группа. Нередко в состав эстрадных и джазовых оркестров включают такие инструменты, как флейта, валторна, вибрафон, аккордеон, а ударная группа дополняется литаврами, маракасами и другими Ударными инструментами. Эстрадно-симфонический и эстрадный оркестры по сравнению с ансамблями обладают значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для них типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов. Классификация голосов по тембру и высоте. Профессиональный певческий голос должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста. Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов. Самый высокий женский голос - сопрано, средний - меццо-сопрано, самый низкий - контральто. Среди мужских голосов самый высокий - тенор, средний - баритон низкий - бас. В каждом типе голоса более высокие и светлые по звучанию голоса носят название лирических, а более низкие, густые и тёмные - драматических. Выдающиеся мировые исполнители. |