Главная страница
Навигация по странице:

  • 13. Музыкальное искусство мира. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.

  • музыка зачет. 1. Музыка как вид искусства. Музыка как вид искусства. Сущность и специфика музыкального искусства. Функции музыкального искусства. Художественное содержание музыкального произведения. Музыкальный образ


    Скачать 198.79 Kb.
    Название1. Музыка как вид искусства. Музыка как вид искусства. Сущность и специфика музыкального искусства. Функции музыкального искусства. Художественное содержание музыкального произведения. Музыкальный образ
    Анкормузыка зачет.docx
    Дата21.04.2018
    Размер198.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламузыка зачет.docx
    ТипДокументы
    #18325
    страница10 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    12. Жанровое и содержательное разнообразие белорусской музыки. Белорусские композиторы, исполнители и исполнительские коллективы.

    Народное музыкальное искусство Белоруссии соприкасается с народной музыкой русского и украинского народа, западных и южных славян, значительная группа старинных песен связана с календарными обрядами, существовавшими у земледельческих народов. Распространены колядки, щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, косарские, осенние песни. Многообразны песни семейно-обрядового цикла: свадебные, крестинные, колыбельные, причитания. Широко представлены хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни. Лирические песни разделяются на жанрово-тематические группы: любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, чумацкие, песни крестьянской вольницы. В развитии белорусского музыкального фольклора большую роль сыграла русская революционная рабочая песня начала 20 в. Она оказала влияние на мелодику белорусской народной песни. Некоторые народные песни созданы на слова белорусских поэтов (М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, К. Буйло). При Советской власти появились новые народные песни, развивающие традиции дореволюционных песен и черпающие содержание из современной жизни. Многие песни созданы самодеятельными композиторами и народными хоровыми коллективами (хоры сёл Большое Подлесье, Озёрщина, Присынки и др.). Старинные народные белорусские песни в своей основе одноголосны. Для них характерна волнообразная мелодика сжатого диапазона с постепенным движением и скачками, развитая орнаментика, гибкость ритмики, разнообразие исполнительских приёмов. Наиболее характерны чётные размеры, разнообразная метрика. Встречаются сложные и сметанные такты. Многоголосие в народной песне Белоруссии начало развиваться в 80-е гг. 19 в. Основная мелодия проводится в нижнем голосе, а в верхнем (т. н. "подводке") - сольная импровизация. Встречаются 3-голосные созвучия. Песни в быту исполняются без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, которые поются под аккомпанемент гармоники (баяна). Ряд белорусских народных песен использован в произведениях русских и польских композиторов-классиков: в "Большой фантазии" Шопена, Первой симфонии Глазунова, операх "Снегурочка" и "Млада" Римского-Корсакова, "Литовской рапсодии", "Трёх симфонических песнях" Карловича, операх Монюшко (уроженца Белоруссии) и других.

    Белорусские композиторы.

    У. Г. Мулявін (1941-2003)

    Нарадзіўся ў гор. Свярдлоўску (1941), памер — 2003 г., г. Мінск.

    Закончыў Свярдлоўскае музычнае вучылішча па класу гітары (1952).

    Народны артыст Беларусі (1979).

    Заслужаны дзеяч культуры Рэспублікі Польшча (1991).

    Член СК Беларусі (1986).

    Асноуныя творы: опера-прытча «Песня пра долю»,музычны спектакль «На ўвесь голас»,вакальны цыкл «Я — не паэта», песенна-інструментальная кампазіцыя «Ванька — Встанька», «Праз ўсю вайну», «Вянок Багдановічу», песні, апрацоўкі беларускіх народных песень, музыка да драматычных спектакляў, кінафільмаў.

    У. У. Алоўнікаў (1919-1996) Нарадзіўся ў гор. Бабруйску (1919).

    Закончыў Беларускую дзяржаўную кансерваторыю па класу кампазіцыі прафесара В. А. Залатарова (1941).

    Заслужаны артыст Беларусі (1955).

    Заслужаны дзеяч мастацтваў Беларусі (1957).

    Народны артыст Беларусі (1970).

    Прафесар (1980).

    Член СК Беларусі (1940).

    Памёр у Минску (1996).

    Уладзімір Алоўнікаў адносіцца да плеяды кампазітараў, якія вызначалі мастацкае аблічча беларускай песні ў пасляваенны перыяд. Творчасці кампазітара ўласдіва змястоўнасць, актуальнасць тэм. У яго творах адчуваюцца магутныя традыцыі рускай кампазітарскай школы, якія У. Алоўнікаў успрыняў ад свайго настаўніка В. А. Залатарова — вучня М. А. Рымскага-Корсакава і М. А. Балакірава. У той жа час У. Алоўнікаў — глыбока нацыянальны мастак. Яго музыка, шчырая і душэўная, стрыманая і строгая, мужная і праўдзівая, атрымала водгук у слухачоў, увайшла ў рэпертуар прафесійных і самадзейных калектываў.

    Яўген Паплаўскі

    Яўген Паплаўскі нарадзіўся 20 верасня 1959 года ў мястэчку Поразава Гродзенскай вобласці. Скончыў Беларускую кансерваторыю (Беларускую дзяржаўную акадэмію музыкі) па класу Ігара Лучанка і Дзмітрыя Смольскага ў 1986 годзе. Стажыраваўся пад кіраўніцтвам Сяргея Сланімскага ў Санкт-Пецярбургскай кансерваторыі і тамсама браў удзел у майстар-класах Тон дэ Леюва.

    У 1991 годзе па яго ініцыятыве быў арганізаваны ў Мінску Міжнародны фестываль сучаснай камернай музыкі, які праводзіўся кожныя два гады да 1995.

    3 1997 па 1999 атрымліваў стыпендыю Польскага Урада, на падставе чаго працаваў у Гданьску ў Акадэміі музыкі імя Ст. Манюшкі над творам для сімфанічнага аркестра «Барбара Радзівіл» і Студыі электраакустычнай музыкі Акадэміі музыкі ў Кракаве над уласным творчым праектам. Удзельнічаў у летніх курсах Аcanthe 2000 / Ircam.

    Тикоцкий Евгений Карлович

    Биография:

    Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

    Евгений Карлович Тикоцкий родился 26 декабря 1893 года в Петербурге. Способности к музыке проявились у него очень рано. Однако, закончив в 1911 году реальное училище, он по настоянию отца поступил на естественное отделение психоневрологического института в Петербурге, выговорив себе право заниматься одновременно и в музыкальном училище. Первое знакомство с музыкально-теоретическими основами, а также искренняя дружба с композитором В. Дешевовым вызвали у Е. Тикоцкого желание сочинять. Он начинает писать небольшие пьесы для фортепиано, пробует гармонизовать русские народные песни, более года работает над своей юношеской симфонией. В феврале 1915 года Е. Тикоцкого призывают в армию, и он попадает на фронт. Летом 1919 года вступает в ряды Красной Армии, осенью в составе Восьмой дивизии принимает участие в освобождении Белоруссии от белополяков.

    Чуркин Николай Николаевич

    Биография:

    Николай Николаевич Чуркин (1869-1964)

    Николай Николаевич Чуркин, отдавший служению музыке восемь десятков лет, родился 22 мая 1869 года в небольшом местечке Джелал-Оглы на юге Тифлисской губернии (теперь город Степанован Армянской ССР). В 1881 году его приняли в Тифлисскую военно-фельдшерскую школу. При школе был духовой оркестр, хор, класс рисования, увлекавшие мальчика гораздо больше, чем будущая медицинская карьера. И когда в 1885 году Н. Чуркин закончил школу, его оставили воспитателем и руководителем школьного духового оркестра. В 1888 году Н. Чуркин поступает в класс композиции М. Ипполитова-Иванова Тифлисского музыкального училища.

    Зарицкий Эдуард Борисович

    родился 9 февр каля1946 в г. Красный Кут Саратовской обл.

    Композитор.

    В 1964 окончил Минское муз. училище, в 1970—Белорус. конс. по кл. композиции А. В. Богатырева.

    С 1970 работает в Белорус. филармонии (дирижер-консультант).Соч.: кантата (для сопрано, хора и орк.) — Красная площадь (сл. Б. Штормова, 1970); для орк. — симфония (1969), Вариации (1968); для гобоя с орк. — концерт (1970); для ф-п. — 6 прелюдий (1965), Вариации (1967), Фуга на две темы (1968); для влч. и ф-п. — соната (1968); для флейты и ф-п. — Рондо (1966); для цимбал и ф-п. — концертино (1971); для голоса и ф-п. — вок. циклы на сл. А. Вертинского (1971), на сл. Л. Хьюза (1967); обр. белорус. нар. песен.

    Лученок Игорь Михайлович

    Год рождения: 1938

    Биография:

    Игорь Михайлович Лученок (р. 1937)

    Закончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции профессора А.В. Богатырева (1961), ассистентуру-стажировку Ленинградкой консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова под руководством профессора В.Н. Салманова (1965), аспирантуру Белорусской государственной консерватории под руководством профессора Т.Н. Хренникова. Лауреат премии Ленинского комсомола БССР (1969), лауреат премии Всесоюзного Ленинского комсомола (1972), заслуженный деятель искусств БССР (1973), лауреат Государственной премии БССР (1976). Народный артист БССР (1982). Народный артист СССР (1987).

    Дзмітрый Браніслававіч СМОЛЬСКІ

    Нарадзіўся ў гор. Мінску (1937)

    Закончыў Беларускую дзяржаўную кансерваторыю по класу кампазіцыі прафесара А. В. Багатырова (1960), аспірантуру пад кіраўніцтвам прафесара Маскоўскай кансерваторыі М. І. Пяйко (1967).

    Лаўрэат прэміі Ленінскага камсамола Беларусі (1972).

    Заслужаны дзеяч мастацтваў Беларусі (1975).

    Лаўрэат Дзяржаўнай прэміі Беларусі (1980).

    Прафесар (1986).

    Народны артыст Беларусі (1987).

    Член СК Беларусі (1961).

    13. Музыкальное искусство мира. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.

    В новых течений мировой музыки присоединилась и украинская музыка Но это произошло гораздо позже украинская музыка конца на рубеже XIX-XX вв пережила большие изменения Несмотря на жесткую реакцию и ущемление ки, которые испытывала в этот период украинская культура, в музыкальном искусстве продолжалось развитие мощного фольклорного струи, который питала творчество украинских композиторов - Якова степных ого, Кирилла Стеценко и Николая Леонтовича. Гений Николая Леонтовича особенно ярко проявился в хоровом творчестве, прежде всего в области обработки песенного фольклора, блестящий знаток национальной хоровой культуры, композитор поднял обработку народной песни на уровень мировых музыкальных образцов.

    Бразилия - родина знаменитых карнавалов и «мыльных опер», родина отборных сортов кофе и родина замечательных людей, которые оставили после себя след не только в истории родной Бразилии, но и в истории целых народов и поколений. Как замечательна, ярка и загадочна история этой страны, как заманчивы ее огни городов и как манящи звуки ее карнавалов. Культура Бразилии начала формироваться и формируется по сей день как смесь разнообразных исторических традиций народов, сформировавших бразильскую нацию.

    Доминирующим остается португальское начало - бразильцы говорят на немного изменённом португальском, преобладает католицизм - основная религия португальцев, широко распространены обычаи первых поселенцев-колонизаторов. Однако и влияние индейцев и африканцев остается бесспорным. Широко распространен язык тупи-гуарани: в XVI веке священники-миссионеры переложили на него катехизис и использовали для ведения своей деятельности на Севере Бразилии. Довольно много слов в современном языке имеют индейское происхождение. Влияние индейской культуры особенно заметно в Амазонии , а следы африканской культуры больше прослеживаются на побережье Бразилии, начиная с Рио-де-Жанейро.

    Африканское влияние заметно в бразильской популярной музыке, особенно в ритмичном самба. Помимо африканских ритмов, бразильская музыка находилась под влияниям вальса, польки, хоты - европейских музыкальных жанров, привезенных колонизаторам и переселенцами. Пример подобного смешения - музыка бразильского композитора-классика Вилла Лобоса, который использовал в своих произведениях африканские, индейские и португальские мелодии. В современной бразильской музыке сочетаются ритмы самбы и североамериканских и британских популярных песен.

    Творческие достижения английских композиторов начала 20 века, связанные с художественным претворением национальных музыкальных традиций, обращением к народной музыке, свидетельствовали об утверждении новой английской композиторской школы. Виднейшим представителем "английского музыкального возрождения" стал Р. Воан-Уильямс. Изучение народного искусства помогло Воан-Уильямсу найти свой стиль и выразить черты народного песенного искусства в симфонической и оперной музыке.

    Наряду с Воан-Уильямсом убеждёнными поборниками и продолжателями идей "английского музыкального возрождения" были Дж. Айрленд, А. Бакс, П. Уорлок, которые стремились к обновлению содержания и стиля английского возрождения через развитие народных национальных традиций. В симфонических и фортепианных сочинениях Айрленда национальная музыкальная основа сочетается с влиянием М. Равеля, К. Дебюсси и И. Ф. Стравинского.

    XIX век явился вехой в формировании осетинской национальной культуры, а его вторая половина стала для Осетии настоящим культурным прорывом. Именно в этот период произошел поворот традиционного общества к просвещению, появлению профессиональной литературы и искусства. Долгое время музыкальное искусство в Осетии развивалось как самодеятельность. Исполнители выступали в основном на народных празднествах. Популярностью пользовались народные сказители, певцы и инструменталисты. Начало собиранию и записи музыкального фольклора положили в XIX в. С.И. Танеев, M.M. Ипполитов-Иванов, Д.И. Аракишвили и др. Тем не менее, формирование профессиональной музыкально-танцевальной культуры Северной Осетии приходится на 20-е-30-е годы XX века.

    Истоки чешской музыкальной культуры восходят к древности, о чём свидетельствуют археологические находки на чешских землях; среди них - предметы, служившие первобытному человеку в качестве элементарных музыкальных инструментов: свистульки из обожжённой глины, дудки из полых костей, бубны и барабаны чашевидной формы, многочисленные шумовые инструменты - скребки, колотушки, гонг в виде каменной плиты (каменный век), а также металлические трубы и лиры (бронзовый век). Наиболее ярким представителем является Дворжак.

    Каждая страна имеет свою богатую историю музыкального искусства, своих ярких и незабываемых композиторов и исполнителей.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта