Главная страница

урок. лекция. Игра на уроках исории в 5 кл. 1. Научнопедагогические основы подготовки и проведения исторической игры в обучении истории


Скачать 50.53 Kb.
Название1. Научнопедагогические основы подготовки и проведения исторической игры в обучении истории
Дата07.04.2022
Размер50.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалекция. Игра на уроках исории в 5 кл.docx
ТипЛитература
#451442


МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА)

1. Научно-педагогические основы подготовки и проведения исторической игры в обучении истории

    1. Психолого-педагогическая литература об использовании игр в обучении



Проблема игры ещё с давних времен привлекала внимание педагогов и психологов. Слово «игра» не научное понятие в строгом смысле слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей попытались найти нечто общее между самыми разнообразными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы и не имеем до настоящего времени удовлетворительных разграничений этих деятельностей и объяснения существующих форм игры.

По мнению С.Л. Рубинштейна, «игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная, но вместе с тем необходимая. Игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра человека - это порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное центральное и общее значение игры»1.

Выготский Л.С. дает анализ детской игры под углом зрения того влияния, которое она оказывает на процессы психического развития в дошкольном возрасте. Он сравнивает роль игры для психического развития в дошкольном возрасте с ролью обучения для психического развития в младшем школьном возрасте. В стенограмме лекции «Роль игры в психическом развитии ребенка» (1933г.) Выготский впервые говорит об игре именно, как о ведущем типе деятельности в дошкольном возрасте её значение для развития основных новообразований этого периода.

Л.С. Выготский и его ученики считают исходным в игре то, что «ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам»1.

Д.И. Узнадзе видит в игре «результат тенденции уже созревших и не получивших ещё применение в реальной жизни функций действования. Здесь игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни. Это прекрасно, но серьезный дефект этой теории в том, что она рассматривает игру как действие изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающаяся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается в формальную активность, не связанную с тем конкретным содержанием, которым она как-то внешне наполняется»2. Такое понимание сущности игры не может объяснить реальной игры в её конкретных проявлениях.

Игровая деятельность стимулирует при соответствующей педагогической направленности развитие у детей способов межличностного общения, корректирует их ценностные ориентации, способствует накоплению эмоционально-нравственного опыта. Эти особенности коллективной игровой деятельности отмечались многими выдающимися педагогами: К.Д. Ушинским, Н.К. Крупской, С.Т. Шацким, А.С. Макаренко и др. Сформулированные ими теоретические подходы послужили отправной посылкой для изучения воспитательных возможностей игровой деятельности детей в работах многих педагогов-исследователей. Огромные воспитательные возможности видел в игре А.С. Макаренко. Он указывал, что игра должна обязательно присутствовать в детском коллективе. Воспитательное значение игры он видел в том, что игра приучает ребенка к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы. Макаренко считал, что «правильная постановка игры приучает ребенка к труду, к интенсивной учебной работе. Коллективная игровая деятельность, как и труд, содержит усилие мысли, развивает чувство ответственности. В отличие от труда, в игре не создаются социальные ценности1.

Различие игровой и трудовой деятельности заключается в ином общем отношении к своей деятельности. Игровое действие совершается в силу непосредственного к тому интереса». Он, как и Н.К. Крупская, утверждал, что у детского возраста есть потребность в игре и её надо удовлетворять. Он был сторонником того, что вся организация детского коллектива должна быть проникнута игрой и педагоги должны принимать участие в этой игре. Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и другие педагоги утверждали, что надо широко применять игру в учебном процессе, так как она дает возможность облекать познание мира в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на уже известные факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. С возрастом потребность в игре не исчезает, меняется лишь характер и уменьшается время, которое ей уделяется.

Н.К. Крупская подчеркивала, что с развитием ребенка игровые цели, которые он выдвигает, становятся все осмысленнее и постепенно заменяются трудовыми целями. Она остро ставит вопрос о воспитательных возможностях игры, о необходимости её широкого использования в работе со школьниками, она выдвигает идею комплексного воспитательного влияния игры. Она считала, что «целый ряд качеств можно воспитать игрой, которая имеет громадное значение с воспитательной точки зрения»2.

По мнению К.Д. Ушинского, «сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения»3. Игра должна быть не просто занимательной, а органически сочетаться с серьезным, напряженным трудом, т.е. не отвлекать от учебы, а способствовать интенсификации умственной деятельности. В связи с этим игры, используемые на уроках русского языка, должны отвечать следующим требованиям:

- Соответствовать целям, теме урока;

- Обеспечивать углубление, расширение и закрепление знаний учащихся, развивать умственные способности и быть в достаточной мере занимательными, интересными.

- Соответствовать возрастным особенностям, быть доступными, обеспечивая постепенное усложнение операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации.

- Способствовать воспитанию целеустремленности, упорства в достижении цели, коллективизма, взаимовыручки. Возрастное развитие ребенка предлагает формирование содержания форм игр, которые зависят от основных функций1.

Психолог И.Д. Левитов утверждал, что «для воспитания отдельных черт характера необходимо, чтобы сначала ученик пережил хотя бы временно соответствующее состояние. Эти временные состояния решительности, сдержанности, инициативности неизбежно и естественно возникают в творческих играх, поскольку, как показывают многочисленные наблюдения и исследования, уровень поведения ребенка в игре выше уровня его реальной, повседневной жизни»2.

Таким образом, мысль о том, что потенциально в игре содержатся больше воспитательные возможности, не вызывает сомнений. Но всегда ли игры полезны в воспитательном отношении? Стоит нам пристальнее понаблюдать за младшими школьниками во дворе, в лагере или на детской площадке, и мы увидим самые различные игры. Дети изображают в играх то, что видят в жизни - и положительные и отрицательные явления. Вывод один: педагог должен следить за сюжетами и не допускать вредных игр. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно.

Психолог А.Н. Лук считал, что «в игре нет принуждения, а также нет жизненной необходимости. Это чисто добровольная деятельность». Так как учеба нередко строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость, в свою очередь, стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствует развитию интереса не только к игре, но и к самому учебному предмету. Она дает возможность учащимся оценить себя на фоне других учеников1.

Умение же оценить себя правильно - это важная способность человека, помогающая ему в жизни. Ш.А. Амонашвили считал, что без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока. Представляют интерес работы Т.А. Марковой, которая занималась влиянием детской художественной литературы на игры детей. Она считала, что возникновению игры способствуют только те произведения, в которых в яркой и доступной художественной форме описаны люди, их деятельность, поступки и отношения с другими людьми2.

А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец обосновали социальную природу игры, её значение для развития ребенка, вскрыли социально-психологические механизмы её влияния на сознание и поведение личности. Вопросы формирования детского коллектива в игре обстоятельно представлены в исследованиях И.П. Иванова, О.С. Газмана, С.А. Шмакова и других. Шмаков считал, что воспитательными назначениями игры являются: радость общения, воспитание решительности, развитие воображения и фантазии. Проблемой исследования игры занимался и Пидкасистый П.И. Он выделил истоки игры, её многоплановую структуру, разграничил естественные и искусственные игры, вывел законы и принципы игры.

Данные исследований Л.И. Новиковой, К.Д. Родиной, И.П. Иванова показывают, что игровая деятельность обладает огромными потенциальными возможностями в ориентации ребенка на нравственные ценности и способы их усвоения, является одной из активных форм деятельности школьников1.

Таким образом, анализ литературы показал, что для нас представляют интерес работы Т.А. Марковой, которая занималась влиянием детской художественной литературы на игры детей. По ее мнению, возникновению игры способствуют только те произведения, в которых в яркой и доступной художественной форме описаны люди, их деятельность, поступки и отношения с другими людьми.

А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец обосновали социальную природу игры, показали её значение для развития ребенка, вскрыли социально-психологические механизмы её влияния на поведение и сознание и человека.

И.П. Иванов, О.С. Газман, С.А. Шмаков в своих исследованиях подняли вопросы формирования детского коллектива в игре. По мнению Шмакова, воспитательными назначениями игры являются: радость общения, воспитание решительности, развитие воображения и фантазии.

Данной проблемой занимался и Пидкасистый П.И. В своих исследованиях он выделил истоки игры, её многоплановую структуру, вывел законы и принципы игры, а также выявил разграничения между естественной и искусственной игрой.

Л.И. Новикова, К.Д. Родина, И.П. Иванов в своих исследованиях утверждают, что игра является одной из активных форм деятельности школьников. Вместе с этим они показывают, что игровая деятельность обладает огромными потенциальными возможностями в ориентации ребенка на нравственные ценности и способы их усвоения. Так, мы пришли к выводу, что многие педагоги и психологи выделяют игре огромную роль в развитии и воспитании ребенка. Однако воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, а также учета его возрастных и индивидуальных особенностей.


    1. Методическая литература об использовании исторической игры в обучении истории




Педагоги - практики обращаются к игре, как методу активизации учащихся на уроках истории и делятся своим опытом. Этому подтверждение на страницах таких журналов как «Преподавание истории в школе» и «Преподавание истории и обществознания в школе» по поводу применения игры на уроках.

В 1980-1990-х годах интерес к игре возрастает, в связи с переменами в образовании, которые явились следствием перемен в нашем обществе. Учитель-практик из Астрахани И. В. Кучерук указывает, что в условиях перестройки общеобразовательной школы ученые и учителя-практики серьезное внимание уделяют поиску наиболее эффективных приемов обучения, новых, нетрадиционных форм построения уроков. Особое место в системе организационных форм и приемов обучения истории принадлежит учебным играм…1.

О применении проблемных игр на уроках истории рассуждает М. В. Короткова. По ее мнению, проблемное обучение получило достаточно широкое распространение в старших классах, где используются уроки-дискуссии, конференции, «круглые столы», уроки-суды, брифинги и т.д. Но в среднем звене преподавание истории остается в целом монологичным. Опыт экспериментального обучения с использованием проблемных уроков в среднем звене школы показал, что проблемные уроки в этих классах нужно проводить в форме ролевых игр2.

Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста, отвечает их познавательным потребностям. Об использовании театрализованной игры рассказывает учитель истории К.А.Баханов: «Театрализованная игра - это такая форма деятельности учащихся, когда с помощью театральных средств происходит изучение, закрепление или обобщение программного материала. Однако словосочетание «театр на уроке» зачастую пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, длительными репетициями, волнениями учеников. Нужно отметить, что, во-первых, речь идет не об историческом спектакле, а об игре, которая не требует длительных репетиций. Во-вторых, работа над сценарием, изготовление костюмов является результатом коллективной деятельности. В- третьих, эффект от уроков столь велик, что учитель просто не может не использовать этих колоссальных возможностей. Эффективность такого урока заключается в том, что пробуждается познавательный интерес к предмету, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия в процессе игры»1.

Кандидат исторических наук А.В. Клименко описывает использование такой формы, как брэйн-ринг: «Такая форма работы способствует укреплению у учащихся позитивной установки на расширение своих знаний в ходе работы с расширенным кругом источников информации, выступают средством обогащения социально-исторического опыта, развивают речевую и поведенческую коммуникацию.

Деловые игры со старшеклассниками как один из методов работы описывает учитель из Санкт-Петербурга С.А. Букинич: «Методика учебной работы по-прежнему нацелена на получение знаний, ограничивает возможности и способности учащихся проявить свою индивидуальность. Одно из решений проблемы в применении целостной системы деловых игр по истории, которые повышают мотивацию учеников, развивают их способности к осмыслению событий и явлений, готовят к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучают содержательному и эффективному взаимодействию»1.

В книге Шмакова С.А. «Игры учащихся - феномен культуры» дидактические игры делятся на три группы:

  1. предметные игры детей-дошкольников, как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, людей и т. д.

  2. игры творческие, сюжетно-ролевые в которых сюжет- форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане «игры-путешествия».

  3. игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей и подростков,- это игры с готовыми правилами и обычно называемые дидактическими2.

Поскольку в настоящее время интерес к игре вообще и к дидактической игре, в частности, быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем. Задача классификации - «навести порядок» во множестве различных игр, выделить принципиальные отличительные признаки, характерные для разных их групп. Классификация должна нести информацию о каждой группе игр.

Игра на столько многогранное понятие, что говорить об одной классификационной модели просто невозможно. Из всего многообразия этих моделей следует выделить разделение игр по сущностной игровой основе. Что отличает игру от других форм деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной)? Наличие занимательной условности.

Таким образом, сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается. В одних случаях это происходит на основе роли, которой должны придерживаться участники (ролевые игры), в других - условность создают правила; существует также синтетический тип игр. Итак, классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (например, КВН)1.

Методисты давно выделили два важнейших признака учебной исторической игры: наличие прямой речи (диалога) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем (в последнем случае — для обсуждения прошлого).

В данной работе для нас также важна классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры: игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры для проверки знаний; обобщающие игры; релаксационные игры-паузы. Дидактическая игра по истории является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные не только на уроках истории, но и процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта.

Несомненным достоинством является то, что по средством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификации по межпредметным связям: историко-литературные; историко-филологические; историко-географические; историко-математические и т.п. Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познанию: игры на основе устного изложения учебного материала, игры на основе работы с наглядностью, игры на основе практической работы школьников. При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые2.

Это только несколько моделей классификации игр, которые позволяют показать некоторые возможности их систематизации в зависимости от целей использования игры в разных аспектах деятельности.

Итак, из выше сказанного следует, что использование игр на уроках рекомендуется учеными разных времен и проверено, как эффективное средство активизации учащихся на уроках истории, учителями-практиками. По мнению методистов, историческая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные как на уроках истории, так и в процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. В зависимости от дидактических целей, существует следующая классификационная модель игры: игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры для проверки знаний; обобщающие игры, а так же релаксационные игры-паузы.

2. Методические варианты применения исторических игр на примере истории древнего мира

2.1. Организация и проведение игр в обучении истории древнего мира




Сегодня практически любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано, на наш взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала.

Одним из проверенных способов мотивации обучения учеников, формирования у школьников познавательного интереса является игра. Игровая деятельность на уроках способствует повышению заинтересованности предметом и облегчает усвоение технических вопросов. С другой стороны, игра является основным видом деятельности ребенка и одновременно главным средством, и условием интеллектуального развития ученика, поскольку, прежде чем научиться глубоко осознавать суть причинно-следственных связей, человек должен пройти в детстве период умственных упражнений, которые и повлияют на становление собственного видения предметов и явлений.

Цели игры на уроках истории – воспроизведение в памяти, углубление и усовершенствование знаний, осуществление поиска, развитие логического мышления, использование знаний в нестандартных ситуациях.

Предложенные игры не требуют особенного реквизита и очень просты в исполнении. По времени они занимают в среднем от 10 до 30 минут, то есть, часть, а не весь урок. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.

Исходя из этого, на уроках истории древнего мира могут быть проведены следующие игры:



Тема урока

Историческая игра

1

Восстание Спартака

«Герой, дата, событие»

В игре участвует весь класс. Ведущий проходит мимо участников игры (которые сидят, как обычно, за партами) и просит одного из них назвать героя, другого - дату, а третьего - событие. Первый ученик называет имя героя, следующий участник - дату, связанную с этим героем, а третий — соответствующее событие.

2

Первые христиане и их учение

«Отгадай героя»

Один из участников игры (водящий) выходит из класса. Ребята загадывают имена исторических деятелей. Вызывается водящий, он должен их отгадать.

Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», «отчасти».

Чтобы игра проходила более организованно, можно поставить такие условия, чтобы между ответом и новым вопросом прошло не более минуты, а также ограничить количество ответов до 10 (т.е. кто в ответах на 10 вопросов не отгадал имя героя, уступает место другому участнику).

Эту игру удобно проводить после «Аукциона имен», когда на доске в наличии большой список имен, который дает возможность большего разнообразия и меньшей сте-реотипизации при выборе героя как для отгадывающего, так и для тех, кто загадывает. Выигрывает тот, кто за меньшее количество вопросов сумел отгадать героя. Игра приучает учащихся логично размышлять, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.

3

Жизнь египетского вельможи

«Исторический снежный ком»

Задается тема. Первый участник игры называет имя какого-либо исторического героя, относящегося к данной теме, следующий участник должен сначала произнести то, что сказал первый, а затем добавить новое имя, понятие, связанное по смыслу с темой. Новый участник дополняет этот ряд.

В конце концов получается длинный ряд имен и понятий, относящихся к определенной исторической теме.

Игра пройдет более организованно, если попросить всех играющих выйти к доске и встать в одну линию. Тот, кто ошибается или делает слишком длинную паузу, выходит из игры и садится на свое место. Линейка быстро редеет. Один из учащихся записывает на доске образовавшуюся цепочку и отмечает ошибки. Играющие стоят лицом к классу, поэтому записи на доске видны только учителю и выбывшим из игры. Игра завершается беседой, в которой определяется взаимосвязь слов, образовавших цепочку.

4

Древнейшие люди

«Переводчик»

Эта игра хороша при работе с терминами. Трудность усвоения различных дефиниций определяется сложностью научного языка. Зачастую школьники просто зазубривают определения, не понимая их смысла.

В процессе игры школьникам предлагается перевести историческую фразу с научного языка на доступный. Например: «Разночинцы - межсословная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом = люди разного чина и звания, получившие высшее образование = выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».

Учитель предлагает всем желающим высказать разные варианты.

Самые интересные, доступные и лаконичные фразы могут записываться в специальный исторический разговорник, который помещается, например, на стенде исторической информации в кабинете.

5

Культура Древней Греции

«Анаграммы»

Может быть сконструирована по любой теме. В данном случае в игре потребуется знание древнегреческих драматургов. Это имена драматургов, в которых нарушен порядок букв. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся имя. Например: ЛИСХЭ, ДИПИЭВР, НАФАСТИРО, ЛОФОКС (ЭСХИЛ, ЭВРИПИД, АРИСТОФАН, СОФОКЛ.) сложные Игра позволяет в увлекательной форме закрепить для запоминания слова.

6

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией


«Рекламный плакат»

Это упражнение позволяет посмотреть на заранее изученный материал с практической точки зрения. Можно сформулировать задание таким образом: «Сегодня мы часто видим рекламу на телевидении, в газетах, на улице. Слово «реклама» происходит от латинского «громко кричать» и обозначает объявление, которым пытаются обратить внимание на определенные вещи, товары, события. Ваша задача заключается в том, чтобы создать рекламу той страны, историю которой мы изучили. Текстовый и иллюстративный материал должен информировать потенциальных туристов о выдающихся исторических памятках, которые здесь находятся. Реклама может содержать символ страны, которую вы предлагаете посетить, слоган, которым вы попробуете передать наиболее интересную информацию»

7

Македонские завоевания в 4 (4-м) веке до н. э


«Покажи ответ на карте»

Игра принадлежит к разряду историко-географических викторин. Учитель задает вопросы, с помощью которых проверяет географические знания учеников, а они отвечают, показывая ответ на карте.

Например:

Горы на севере Италии (Альпы); Море, которое омывает берега Италии с востока (Адриатическое); Самая большая река в Италии (Тибр); Вулкан на Аппенинском полуострове (Везувий) и т. п.


Перед современным учителем истории уже целое десятилетие стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в нашей непростой жизни1.

Видимо, этим объясняется все более настойчивое внимание учителя истории к нетрадиционным формам урока, которые способствуют лучшей адаптации учащихся к изучению больших объемов исторического материала.

Исходя из этого, нетрадиционная форма обучения является необходимым элементом любого типа урока для детей среднего школьного возраста. В настоящий момент существует большое количество разновидностей дидактических игр, позволяющих сделать уроки истории насыщенными. Это помогает воспроизвести в памяти детей усвоенный материал, углубить и усовершенствовать их знания, развить логическое мышление, а также использовать знания в нестандартных ситуациях


2.2. Разработка и проведение игры при изучении темы «В гостях и древнего человека»



Игра на уроке истории — это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы. Цель игры — создание игрового состояния, специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.

Останавливаясь на наиболее важных методологических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках истории, представляется необходимым отметить следующее: во-первых, игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Л. П. Борзова, исследуя мотивы участия школьников в играх на уроках истории, отмечает: «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.»1.

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры, состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

В-третьих, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В-четвёртых, А. Я. Гуревич справедливо заметил, что: «Умело организованная учебная игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.

Кроме этого, игра создаёт особые условия, при которых развивается творчество учащихся. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Он стоит перед своего рода необходимостью «прыгнуть выше себя», занять положение взрослого, жившего в ином историческом времени и пространстве. Школьники моделируют историческую реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев, Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Ученик мобилизует все свои знания и умения, осваивает новые, развивает способность к эмпатии1.

Урок-обобщение в 5 классе «В гостях у древнего человека»

Форма: Нетрадиционный урок

Вид: Игра-путешествие

Тип урока:

Повторительно-обобщающий урок по истории древнего мира.

Цели и задачи:

1. Повторить и обобщить знания учащихся по первому разделу истории древнего мира «жизнь первобытных людей» о жизни первобытных людей в период каменного века, их внешнем облике, основных хозяйственных занятиях, изменениях, происходящих в образе жизни древнего человека, причинах, последствиях и значении этих изменений.

2. Продолжить формирование работы учащихся в группе, используя игровую технологию в форе игры-путешествия.

3. Сформировать положительное отношение учащихся к коллективному труду, осознание значения труда в процессе эволюции человечества.

Средства: Игровое поле игры «по тропе истории», «Древо познания». «Плод», плакаты-схемы, «Охотники и собиратели», «Земледельцы и скотоводы», два «сундука с сюрпризом», DVD-проигрыватель, телевизор и диски «Прогулки с динозаврами», «Прогулки с пещерным человеком».

Технология: Урок построен на основе игровой технологии в форме игры-путешествия с использованием наглядных пособий и технических средств дополнительной визуализации. Урок состоит из следующих этапов:

Организация рабочего пространства.

Вводное слово учителя.

Организация группы.

Работа в группах.

Подведение итогов и анализ результатов.

Условия: Ограничение по количеству учащихся в группе: не более 5-6 человек в каждой группе. С точки зрения содержания основным условием является использование настоящей работы по окончанию изучения раздела «история древнего мира».

Учитель: В начале учебного года мы приступили к изучению раздела курса «Истории древнего мира» и начали знакомство с самым удаленным от нашего времени периодом истории человечества – эпохой каменного века. Мы говорили о том, как зародилось человечество на планете Земля, как развивался и совершенствовался человек. Этот период отделяет от нас более двух млн. лет, он труден для изучения, ведь так мало сохранилось исторических источников, да и человечество тогда тоже было немногочисленно. Наверное, каждый из нас мечтал хоть раз в жизни побывать в той далекой эпохе. Как бы было здорово отправиться в каменный век и увидеть все своими глазами, правда, ребята?

Конечно жаль, что у нас нет машины времени, но зато у нас есть другой замечательный инструмент – наше воображение. Человек умеет фантазировать и порой его фантазия, воображение играют для него роль машины времени. Представьте, что она у нас есть, но отправиться в прошлое могут только самые умные, самые находчивые и трудолюбивые. Сегодня две экспедиции отправятся через древний лес со всеми его опасностями и препятствиями к поселению древних людей. Та экспедиция, которая наберет по сумме всех этапов игры наибольшее количество очков, получит право изучать жизнь древних людей.

Внимание учащихся обращается на игровое поле игры «По тропе историй», представляющее собой два пути конечной точкой которых является поселение древних людей. На «пути» каждой команды встречаются различные препятствия, преодоление которых оценивается определенным количеством очков, которые суммируются в конце игры. В качестве препятствий используются вопросы «Дерева познания», сундук с сюрпризом, «лесной завал», переправа через реку на плоту и т. д.

Команды, принимающие участие в игре формируются заранее. Способ формирования команд может быть различным. Это может быть простая жеребьёвка, или по принципу на «первый-второй рассчитайсь». Остальные учащиеся получают листы с перечнем вопросов, на которые они должны ответить по ходу игры и в конце урока сдать для проверки (см. приложение 1).

Подсчёт баллов и подведение итогов игры.

Учитель: Наверное, неплохо не только представить мысленно жизнь наших далеких предков, но и увидеть это. Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое! Учащимся предлагаются видеосюжеты из жизни австралопитеков неандертальцев, людей разумных (отрывки из фильмов «Прогулки с динозаврами», «Прогулки с пещерным человеком»).

На доске крепится «Дерево познания». К нему прикреплены вырезанные из бумаги плоды. Учитель задает классу вопрос: Какими видами хозяйственной и духовной деятельности овладел человек к концу каменного века? По ходу ответов учащихся виды деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, ремесла, искусство, религия) вписываются маркером на плодах.

Учитель задет вопрос: Что помогло древним людям достигнуть таких результатов? (Ответ: коллективный труд). Ответ вписывается маркером на бумажную полосу, прикрепленную в основании «Дерева познания».

Учитель: Мы сегодня тоже потрудились, хотя наш труд был умственным, а не физическим. Это особенность развития современного человеческого общества: повышение роли умственного труда. Мы продолжаем совершенствоваться, мы развиваем в себе те качества, которые открыл в себе наш далекий предок.








Заключение



Таким образом, основываясь на опыте преподавателей истории, а также на психолого-педагогической и методической литературе мы приходим к следующим выводам.

Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Поскольку обучение - это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организации формирования знаний, умений, навыков, то игра должна занимать своё место в этом процессе.

Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Таким образом ученики наполняют "безлюдную" историю персонажами, которые они сами и изображают, хотя и по-разному в различного типа играх.

Данной проблемой на протяжении нескольких веков занимались исследователи разных направлений. В частности, вопросы о подготовке и использовании игр в обучении истории затрагивались педагогами и психологами, которые в своих работах обосновали социальную природу игры, показали её значение для развития ребенка, вскрыли социально-психологические механизмы её влияния на поведение и сознание ученика.

Помимо этого, существует большое количество методических разработок об использовании исторической игры на уроке. Методисты считают, что историческая игра- это практическая деятельность, в которой ученик использует свои знания и умения. Целый ряд учёных выявили, что существует следующая классификационная модель игры: игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры для проверки знаний; обобщающие игры, а так же релаксационные игры-паузы.

Нетрадиционная форма обучения- это необходимый элемент любого типа урока для детей среднего школьного возраста. В настоящий момент существует большое количество разновидностей дидактических игр, позволяющих сделать уроки истории насыщенными. Это помогает воспроизвести в памяти детей усвоенный материал, углубить и усовершенствовать их знания, развить логическое мышление, а также использовать знания в нестандартных ситуациях.

На уроках истории древнего мира учитель может использовать большое количество исторических игр таких как «Герой, дата, событие»; «Переводчик»; «Анаграммы»; «Исторический снежный ком»; «Отгадай героя»; «Рекламный плакат» и «Покажи ответ на карте». Они позволяют детям вживаться в историческую эпоху, развивать творческое мышление, а также вызывают интерес к самому предмету и истории в целом.

Так, на основе изучения и обобщения педагогического опыта была разработана игра-путешествие «по тропе истории» на тему урока «В гостях у древнего человека». В ходе проведения данный исторической игры предполагается достижение следующих результатов: повторить и обобщить знания учащихся по разделу истории древнего мира «жизнь первобытных людей»; продолжить формирование работы учащихся в группе, а также сформировать положительное отношение учащихся к коллективному труду. В ходе проведения игры предусматривается использование наглядных пособий и технических средств дополнительной визуализации, что обеспечит высокую наглядность.

Список использованной литературы



1. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 192 с.

2. Алексеева Н.М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1994. №4. 141 с.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2004. 144 с.

4. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы). М.: Просвещение, 2009. 301 с.

5. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М.: ВЛАДОС, 2009. 160 с

6. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 2003. 291 с.

7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. СПб.: Питер, 2001. 512 с.

8. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003. 131 с.

9. Грозберг Г.П. Исторические игры на уроках в 5 кл. // Преподавание истории в школе. 1978, №3. 127 с.

10. Губаренко О.М. Игровые формы уроков истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009, №9. 248 с.

11. Зайцева Т.П. Энциклопедия современного учителя. М.: АСТ, 2008. 356 с.

12. Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М.: 2007. 180 с.

13. Зимняя И. А.   Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.

14. Иванова А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 1994. №8. 92 с.

15. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. 320 с.

16. Кладин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 223 с

17. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Просвещение, 2001. 378 с

18. Кучерук. И. В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2001. №4. 316 с.

19. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1999. 299 с.

20. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 2006. 321 с.

21. Партицкая Г. В. Игровые формы на итоговом уроке по курсу истории России // Преподавание истории и обществознания в школе. М.: Научно-методический журнал, 2005. 286 с

22. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М.: МПУ, 2013. 306 с.

23. Петрусинский В.В. (ред.) Игры - обучение, тренинг, досуг. Книга 1. Игры для интенсивного обучения. М.: Новая школа, 2006. 238с.

24. Петрусинский В.В. (ред.) Игры. Обучение, тренинг, досуг. Книга 5. Педагогические игры. М.: Новая школа, 1994. 2011. 311 с.

25. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. М.: Просвещение, 2005. 194 с.

26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

27. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2008. 240 с.

28. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Книга по Требованию, 2009. 103 с.

1 Рубинштейн С.Л. Основы детской психологии. М., 1964. С. 106

1 Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т., т. 4, М., 1984. С. 52

2 Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2008. С. 14

1 Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История. Волгоград, 2002. С. 74

2 Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг. М., 2009. С. 102

3 Шмакова С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994. С. 63

1 Тарасова Н.В. Игры по истории средних веков. // Преподавание истории в школе. 2007. №3. С. 24

2 Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. М., 1981. С. 104

1 Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. С. 71

2 Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг. М., 2009. С. 86

1 Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 2007. – С. 104

1 Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 2004. №4. С. 52

2 Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001. С. 172-189

1 Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг. М., 2009. С. 56

1 Там же. С. 62

2 Зайцева Т.П. Энциклопедия современного учителя. М., 2008. С. 85

1 Хейзинга Й. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. М., 2009. – С. 12

2 Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 2004. С. 33

1 Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 2004. С. 41

1 Губаренво О.М. Игровые формы уроков истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. №9. – С. 63

1 Букинич С.А. Деловые игры со старшеклассниками. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. – С. 37



написать администратору сайта