Главная страница
Навигация по странице:

  • Рисунок 1– Интерес учащихся к уроку информатики

  • Таблица 1– Диагностика уровня познавательной активности обучающихся (по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой)

  • Рисунок 2– Соотношения количества обучающихся по уровням развития познавательной активности

  • Таблица 3 – Соотношение количества детей по уровням до проведения эксперимента и после проведения эксперимента.

  • Рисунок 3– Соотношения количества обучающихся по уровням развития познавательной активности после эксперимента

  • Таблица 4 – Уровень познавательной активности был у учащихся до проведения эксперимента и после

  • Рисунок 4– Интерес учащихся к информатике

  • Возможности использования игр в обучении. Теоретические положения использования игр в обучении


    Скачать 171.22 Kb.
    НазваниеТеоретические положения использования игр в обучении
    Дата10.10.2022
    Размер171.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВозможности использования игр в обучении.docx
    ТипУрок
    #725056

    Оглавление


    Введение 2

    1.Теоретические положения использования игр в обучении 4

    1.1 Понятие и сущность игры в обучении 4

    1.2 Виды игр для обучения детей 11

    2. Практическое исследования использования игр в обучении 16

    2.1 Цель, задачи и принципы проведения уроков информатики на основе использования игр 16

    2.2Опытно–экспериментальная работа исследования использования игр у младших школьников 19

    Заключения 29

    Список использованных источников 31


    Введение


    Актуальность исследования. Повышение активности ребенка в процессе обучения остается одной из важнейших задач современной педагогики. Это качество характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и навыков, которое в наше время редкость. Деятельность такого рода может быть вызвана педагогическим воздействием. Один из способов сделать это - использовать игровые технологии. Игровые технологии можно широко использовать, как средство обучения, воспитания и развития учащихся. Между тем, игры активизируют внимание, логическое мышление, память, умение сопоставлять, делать выводы. Использование игр на уроках способствует быстрому усвоению нового материала и развитию творческих способностей. В игре ребенок может про-явить себя, опираясь не только на знания, полученные на уроках, но и на свой жизненный опыт. Игровая форма способствует формированию навыков самостоятельного получения знаний. Данная проблема широко рассматривается в работе В.А. Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «…Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Объект исследования: дети младшего школьного возраста. Предмет исследования: методы и инструменты применения игр в обучении. Цель исследования: провести всесторонний анализ возможности использования игр в обучении. Задачи исследования: – рассмотреть понятие и сущность игры; – определить виды и функции игр в обучении; – провести экспериментальное исследования проведения игр в обучении в школе.

    Методы исследования: теоретические — анализ литературы по данной теме, реферирование; практические — наблюдения, экспериментирование.

    1. Теоретические положения использования игр в обучении

    1.1 Понятие и сущность игры в обучении



    С чего дети начинают своё развитие? С игр в различные материальные объекты. Меньшую часть своей жизни ребенок познает мир вокруг себя и развивается благодаря играм. Взрослея, ребенок идет в школу и там он отдает практически весь свой день познанию точных наук, а игры остаются той маленькой частью детского отдыха. Однако, с появлением новых технологий, дети начинают отдавать большее предпочтение играм, передвигая школу на второй план. Как ни странно, падает интерес к обучению, тяга к знаниям и творческое развитие. В своё время писатели-демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов искали новые средства и методы борьбы с недостатками в воспитании подрастающего поколения. Они рассматривали игру как одно из действенных средств нравственного, физического и умственного воспитания, подчеркивали связь детских игр с окружающей детей жизнью. 1 Выдвигая гипотезу о том, что игры могут стать не только средством отдыха, а полноценным обучающим процессом для поднятия интереса и желания детей ходить в школу и увлекаться обучением, была поставлена цель внедрения игры в школьную программу на примере внеурочного кружка по инженерному дизайну и аддитивным технологиям. Значение игры в жизни ребенка давно оценило мировое сообщество, создав в 1961 г. Международную ассоциацию по защите права ребенка на игру (IPA). В 1977 г. ассоциация опубликовала Декларацию права ребенка на игру, в которой заявлено, что дети — фундамент будущего, а игра — неотъемлемая часть этого фундамента: − дети играли и играют во всех культурах и во все времена; − игра, так же как и базовые потребности в питании, здоровье, безопасности и образовании, жизненно необходима для развития потенциала любого ребенка; − игра — это средство общения и самовыражения, объединяющее мысль и действие; – игра дает чувство удовлетворения и успеха; − игра инстинктивна, произвольна и спонтанна; − игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально; − игра — это способ учиться жить, а не просто времяпрепровождение.2 Игры являются универсальным средством познаниядетьми окружающего мира, творческого развития, так какони сочетают в себе как игровую, так и учебную задачу.Игра в начальной школе является своеобразной точкойпересечения целенаправленной деятельности учителя и

    потребностей ребенка. Разнообразие функцийразвивающих игр предлагает полное влияние на развитиеличности. Сущность игры как одного из основных видовдеятельности ребенка заключается в том, что детиотражают различные аспекты жизни, в частности отношения взрослых, и совершенствуют свои знания об окружающей действительности.

    Разнообразные игровые действия, помогающие решить ту или иную психическую проблему, поддерживают и повышают интерес детей к предмету. Игру следует рассматривать как мощный и незаменимый рычаг психического развития ребенка, как вид деятельности, организуемой в процессе обучения с целью развития познавательных интересов. Также, нужно сказать, что игры являются одним из важнейших средств для умственного и нравственного воспитания младших школьников. Именно в игре удается привлечь внимание школьников к темам, которые им не интересны в обычных неигровых условиях и на которых невозможно сфокусировать их внимание.3

    Включение в учебный класс дидактической игры, которая отвечает требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, приближает новые классы первого года обучения к их обычным занятиям и делает переход к серьезной воспитательной работе меньше для ребенка очевидно. Включение в учебный процесс дидактической игры, которая отвечает требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, приближает новые классы первого года обучения к их обычной деятельности и делает переход к серьезной воспитательной работе менее очевидным для ребенка.

    Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

    1. Игра стимулирует, развивает внимание, умственную деятельность учащихся и познавательный интерес к предмету.

    2. Игра, которая правильно организованна, тренирует память и помогает учащимся развивать речевые навыки.

    3. Игра является одним из методов преодоления пассивности учащихся.

    Опыт работы с дидактическими играми на различных этапах обучения разный. С усвоением новых знанийвозможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому они чаще всего используются для анализа результатов обучения и развития навыков. В связи с этим существуют контролирующие, обобщающие и обучающие дидактические игры. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.4

    Включение в учебный процесс игры или игровой ситуации обуславливает то, что учащиеся, увлеченные игрой, неосознанно приобретают определенные знания, умения и навыки, а применение игровых технологий позволяет сделать обобщение, осознать правила, которые только что усвоили, закрепить, воспроизвести полученные знания в системе каких-либо отношений, что способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, и является для учителей начальных классов одной из важнейших целей работы. Исходя из этого, игровая технология педагога должна строиться как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, характером. Игры — отличный способ организовать группу людей для совместных занятий, побудить человека к определенным действиям, повысить мотивацию и взглянуть на рутинный труд с новой стороны. Знаменитый пример Тома Сойера, описанный Марком Твеном, показывает: можно увлечь других даже таким скучным занятием, как покраска забора — если подойти к делу с фантазией.

    Игровые технологии в педагогике «работают» схожим образом. Они помогают представить образовательный процесс как развлекательное, интересное занятие, сохранив всю его пользу. Это неотъемлемая часть дошкольного, школьного и даже профессионального образования.5

    Технологии игрового обучения — это способы, методы и приемы, с помощью которых преподаватель (учитель):

    – задает ситуации, в которых должны оказаться ученики для получения знаний или практического полезного опыта;

    – формирует обстоятельства, побуждающие учеников к самостоятельному принятию решений — чтобы потом сделать выводы, проработать ошибки;

    – предлагает выбор — разные социальные роли и «маски», варианты решения задач, которые позволяют лучше узнать себя, проконтролировать свое поведение, эффективнее справиться со сложным делом;

    – создает среду для повышения мотивации с помощью активизации воображения, «духа соперничества», азарта, групповой деятельности.

    Игра — важнейший аспект детского интерактивного обучения. Она  позволяет личности ребенка развиваться свободнее, раскрывая индивидуальность и реализуя природные способности, склонности. Играя, дети дошкольного и школьного возраста запоминают больше информации, лучше ее усваивают, учатся работать со своим рациональным мышлением и эмоциями. Поэтому у игровых технологий в педагогике много функций, которые можно даже назвать миссиями.6 Это:

    Мотивация и самореализация. Ребенка не нужно заставлять играть. Он охотно выполнит задание сам, отнесется к нему ответственно. С помощью игровых технологий можно пробудить в детях интерес к полезному процессу, развлечь их и вдохновить на новые достижения.

    Социализация. Игровые педагогические технологии помещают детей в условия, где они должны взаимодействовать с другими участниками. Безопасная и интересная среда помогает преодолеть зажимы и стеснение, научиться понимать других, легче идти на контакт и не бояться его.

    Коммуникация, в том числе межнациональная и межкультурная. Играя, детям проще понять людей со взглядами и устоями. отличными от их собственных. Это помогает усваивать общие социокультурные ценности цивилизации.

    Терапия и коррекция. Используя игровые технологии, можно разрешить трудную ситуацию, проецируя ее на эмоционально комфортную и понятную ситуацию. Психологическая и поведенческая коррекция происходит естественно,  помогая ученикам преодолеть асоциальное поведение, эмоциональные травмы.

    Диагностика. Игровые приемы упрощают для педагога определение склонностей, характеристик личности ребенка. Это помогает подбирать эффективные воспитательные, образовательные методики. Дети в игре максимально раскрываются, не прячут истинные эмоции, что повышает точность психологической и педагогической диагностики. Применение игровой технологии в действии. Игра полезна, если она максимально приближена к реальным жизненным ситуациям. Поэтому ее нужно интегрировать в образовательный процесс. Игровые технологии используются самостоятельно и как элемент более общей, традиционной методики обучения. Они помогают детям легче осваивать темы учебных дисциплин, а учителю или педагогу по внеклассной работе — проще контролировать процесс и направлять его.7

    Однако, методом игры нужно уметь пользоваться, чтобы от него был эффект. Применяя такие технологии в действии, необходимо:

    – заранее составлять планы, цели и тщательно разрабатывать составляющие игры — образы, условия, процессы, сюжет, коммуникацию между участниками;

    – ставить перед участниками дидактическую цель, но воспроизводить правила только в игровой форме;

    – использовать в качестве средства игры учебный материал;

    – связывать результат игры с выполнением учебного задания — например, выиграть можно, качественно решив упражнение или запомнив стихотворение;

    – выстраивать урок по правилам игры — работа и поведение учеников должно от них зависеть;

    – вносить в учебный процесс соревновательный элемент — он помогает перевести дидактическую задачу в игровую.

    Используя игровые технологии, важно решить, актуальны ли они для конкретной темы, предмета изучения и следить за балансом развлекательной составляющей и собственно учебы.

    Виды педагогических игр. Каждая игровая технология складывается из отдельных техник — то есть игр. Их видов очень много, что позволяет гибко выбирать инструменты обучения, сочетать их с дидактическими методиками для более глубокого погружения в тему. Игры классифицируют по нескольким признакам:

    – по задействованным в ней «ресурсам» учеников — игры могут быть физическими, мыслительными, эмоционально-психологическими или комбинированными;

    – по типу педагогического процесса — учебные, коммуникативные, познавательные, репродуктивные;

    – по типажу и способу организации процесса — анкетирование и тестирование, соревнование и конкурс, театрализованное действо и игра-драматизация, праздник, тренинг;

    – по уровню строгости правил — с заранее установленными рамками, с условиями, определяемыми по ходу игры и импровизационные;

    – по построению процесса — сюжетные, ролевые, предметные, имитационные, деловые.8

    В играх может использоваться спортивный инвентарь, предметы, компьютерная техника или виртуальное пространство. Чаще всего строгие правила устанавливаются для физических и интеллектуальных форм. Свободный ход процесса присущ творческим типам — музыкальному, театральному, праздничному. Педагог определяет специфику и дополнительные условия игры, ориентируясь на особенности учеников (воспитанников) и изучаемый материал.

    1.2 Виды игр для обучения детей


    Г.К. Селевко классифицирует игры по параметрам игровых технологий: 1) по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические; 2) по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, 3) контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;  по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации; 4) по предметной области: математические, музыкальные, театральные, трудовые, технические, народные, управленческие, коммерческие и т.д.; 5) по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, телевизионные, компьютерные и т.д.9

    Психолого-педагогические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Игра форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе). Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский). Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев). Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Содержание учебных игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения отношения между людьми. Психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры 1. природо- и культуросообразность образовательного процесса; 2. Состязательность, организация здоровой конкуренции; 3. Умение моделировать, имитировать, драматизировать; 4. Демократизация образовательного процесса; 5. Толерантность, конструктивность, свобода деятельности, эмоциональная приподнятость играющих сторон и т.д. 10 Функции игры как педагогического феномена: – Развлекательная. Основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес. – Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения. – Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. – Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении. – Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра – это особое «поле самовыражения». – Коррекционная. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера, психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. – Социализация. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектив. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр. Виды деловых игр. На сегодняшний день существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.11 Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п., например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой: По времени проведения: – без ограничения времени; – с ограничением времени; – игры, проходящие в реальное время; – игры, где время сжато. По оценке деятельности: – балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; – оценка того, кто как работал, отсутствует. По конечному результату: – жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; – свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи. По конечной цели: – обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; – констатирующие – конкурсы профессионального мастерства; – поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения. 12 Функции педагогических игр. Природу игры должен пронизывать гуманизм. Природная гуманистическая направленность игропроцесса, проявляется в его функциях: - воспитательная функция – в нравственном характере игровой деятельности, в подражании нравственному образцу поведения. Воспитание осуществляется самим процессом игры, при постановке нравственных целей, требующих поиска нравственных средств, установления нравственных отношений; – информационно-обучающая функция – в стимулировании развития творческого мышления игроков, посредством их участия в квазипрактической, в квазипрофессиональной деятельности, с возможностью параллельного оценивания и рефлексии успеха применения теоретических знаний на практике; – мотивационно-побудительная функция – в высоком эмоциональном воздействии игры на участников, развитии у них интереса, азарта, стремления к успеху; – рефлексивно-оценочная функция – в постоянной рефлексии каждым участником игры своего места в ней, своих действий, своего способа мышления; соотнесения себя и своей деятельности с деятельностью и способами действия других игроков; в оценке участников игры руководителем и экспертной группой в ходе подведения итогов; – функция организации и управления познавательной деятельностью - реализуется в соответствии с планируемой тематикой занятий, их направленностью и решаемыми задачами.13 "Возможно не фрагментарное применение игрситуаций и не одна, отдельно взятая игра, а динамическая система сценарных, постепенно усложняющихся профессионально-ориентированных учебноролевых игр, по всем основным разделам учебной программы, что будет способствовать совершенствованию продуктивных методов обучения, разработке научно обоснованных методик и методических приемов, а вместе с тем - созданию благоприятной атмосферы учения; - диагностическая функция – реализуется посредством проявления в игровой позиции, реального "я", каждого участника и возможности построения на этом, посредством наблюдения, определенных выводов; – психокоррекционная функция – проявляется в социальной ценности межличностного общения, в осмыслении посредством затруднений и находок, ценности себя и другого, в приобретении способности ставить себя на место другого с целью самооценки и последующей коррекции собственной деятельности.

    2. Практическое исследования использования игр в обучении

    2.1 Цель, задачи и принципы проведения уроков информатики на основе использования игр



    Профессиональность учителя проявляется в том, что он должен уметь организовывать деятельность процесса обучения учеников, развивать их творческие способности, индивидуальность с помощью игры. Г.К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций:

    • дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков;

    • воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

    • развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности;

    • социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.

    Общие задачи игровой деятельности, исходя из изученного материала, могут быть следующими:

    • развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность которого не требует лишней аргументации);

    • развитие воображения как основы творческой деятельности;

    • развитие у детей образной памяти, внимания, речи;

    • формирование в процессе игр нестандартного мышления;

    • развитие координации и мелкой моторики;

    • организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий.

    Исходя из целей и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы, как нормативные требования к организации игровых технологий для младших школьников.

    Характер принципов выражается в виде общих указаний, правил, норм. Рассмотрим принципы организации игровой деятельности, сформулированные П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Авторы обозначили достаточно обширный перечень принципов игры, который не требует негативной критики. Остановимся на наиболее значимых и актуальных для учителей начальных классов:

    • активность – основой принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов;

    • открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть проста и понятна;

    • динамичность выражает значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовленности;

    • наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательную активность;

    • занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательную активность;

    • принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества, и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока;

    • коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща;

    • целеустремленность игрока отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с общими целями команды;

    • самодеятельностъ и самостоятельность игрока в игре — это один из главных принципов, имеет функцию управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;

    • состязательность и соревнование в игре. Без соревнования нет игры. Дидактическая ценность этого принципа очевидна, т.к. побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы;

    • результативность отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;

    • достоверность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они имеют в своей основе реальные модели и роли. Это позволяет повторить прошлое и «приоткрыть» определенность будущего. Поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования;

    • принцип проблемности в игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Игра — «идеальный генератор» учебных проблем, а способность «видеть и делать» проблемы там, где их нет для соперников, приводит к победе в игре, да и в жизни;

    • информация для игры в самом простом виде отражает сильное душевное волнение игрока в ожидании успеха или поражения, и др.

    Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое, воспитательное и развивающее влияние на играющих.

    2.2Опытно–экспериментальная работа исследования использования игр у младших школьников


    Констатирующий этап. Целью его явилось анализ и систематизиция психолого-педагогической литературы по теме исследования, разработан план, определены методики; изучение уровня познавательной активности учащихся младших классов. На формирующем этапе– проводилась работа по развитию уровня познавательной активности на основе использования игровых технологий на уроках информатики. Контрольный этап февраль– проводился с целью проверки уровня развития познавательной активности у младших школьников, анализ полученных данных. Эксперимент проводился в 3 классе МБОУ СОШ с. Пензенское. В нем участвовало 20 обучающихся. На первом этапе констатирующего эксперимента изучался исходный уровень познавательной активности учащихся и интерес к уроку информатики. В начале констатирующего этапа для анализа интереса детей и их отношения к информатике была проведена анкета. Анкета:

    1. Нравятся ли вам уроки информатики? Почему?

    2. Что больше вам нравится на уроке: решать логические задачи, играть?

    3. Нравится ли вам присутствие игр, конкурсов, викторин?

    4. Всегда ли вы запоминаете изученный материал?

    5. Всегда ли вы выполняете домашнюю работу?

    6. Возникают ли у вас трудности на уроке информатики?

    7. Помогают ли вам родители при выполнении домашней работы?

    На основе результатов данной анкеты составлена диаграмма «Интерес учащихся к уроку информатики» рис. 1



    Рисунок 1– Интерес учащихся к уроку информатики

    Был подготовлен и проведен урок повторения изученного материала за вторую четверть. Целью этого урока было выявление исходного уровня познавательной активности учащихся. Был разработан урок обобщения знаний по теме «Группы (классы) объектов» в виде игры КВН по учебнику А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах», 3 класс. Анализ показал, что дети более активно участвуют в процессе урока, быстро и легко усваивают материал. Для выявления у учащихся уровня развития познавательной активности были выделены следующие уровни по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой. (Таблица 1).

    Таблица 1– Диагностика уровня познавательной активности обучающихся (по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой)

    Уровни познавательной активности

    Психолого-педагогические особенности учащихся

    Нулевой уровень

    Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.

    Низкий уровень

    Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?»

    Средний уровень

    Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

    Высокий уровень (творческий)

    Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

    В таблице 2 представлено соотношение количества обучающихся 3 класса по уровням.

    Таблица 2– Соотношения количества обучающихся 3 класса по уровням

    Уровень развития познавательной активности

    Количество детей

    Абсолютное число

    %

    Высокий

    5

    25 %

    Средний

    5

    25 %

    Низкий

    8

    40 %

    Нулевой

    2

    10 %



    Рисунок 2– Соотношения количества обучающихся по уровням развития познавательной активности Полученные данные свидетельствуют о том, что у 5 обучающихся уровень развития познавательной активности высокий эти дети активно работают на уроке, хорошо воспринимают материал и у 5 обучающихся средний, они воспринимают материал, но не очень активно работают в процессе всего урока. Остальные обучающиеся имеют низкий и нулевой уровень познавательной активности. Проведенная экспериментальная работа дала возможность определить пути и средства развития познавательной активности. Формирующий этап.Для определения содержания работы было изучено планирование занятий по информатике. Были разработаны уроки с использованием игровых технологий по темам: «Множество. Число элементов множества. Подмножество», «Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.», «Пересечение и объединение множеств» по УМК А.В. Горячева, К.И. Гориной, Н.И. Суворовой «Информатика в играх и задачах». Первый этап работы.Цели: создать условия для закрепления знаний учащихся о множестве, элементах множества, подмножестве, ознакомить с понятием «пересечение множеств»; способствовать формированию навыка выделять элементы, принадлежащие и не принадлежащие множеству; содействовать развитию умения логически излагать мысли, устанавливать определенные отношения между предметами, сравнивать признаки предметов; способствовать повышению уровня познавательной активности; способствовать воспитанию дружелюбных отношений в ученическом коллективе. Урок открытия новых знаний тема «Множество. Число элементов множества. Подмножество». Учащиеся имеют представления о понятиях «множество», «элементы множества», «подмножества». Урок проходил с использованием игр – Игра «Классификация» на повторение пройденного материала, развитие способности логически мыслить, находить общие характеристики (свойства) предметов. Игра «Какие бывают?», которая поможет детям научиться выделять подмножества в заданном множестве и игра «Пирамида множеств» поможет детям привыкнуть к использованию терминов «множество», «элемент множества». На протяжении всего урока дети были активны, увлеченно работали. Второй этап работы.Цели: создать условия для закрепления знаний учащихся о множестве, элементах множества, подмножестве, ознакомление с понятием «пересечение множеств»; способствовать формированию навыка выделять элементы, принадлежащие и не принадлежащие множеству; содействовать развитию умений логически излагать мысли, устанавливать определенные отношения между предметами, сравнивать признаки предметов; способствовать воспитанию дружеских отношений в ученическом коллективе. Урок усвоения новых знаний. На уроке ребята отгадывали загадки, работали в группах, играли в игру «Что на пересечении?». Третий этап работы.Цели: способствовать формированию представлений об объединении и пересечении двух множеств, навыка находить на «карте множеств» область множества, которое является пересечением или объединением двух множеств, создать условия для развития умений логически излагать мысли, способности устанавливать определенные отношения между предметами, сравнивать признаки предметов; способствовать повышению уровня познавательной активности; способствовать воспитанию дружелюбных отношений в ученическом коллективе. Урок усвоения и закрепления новых знаний в 3 классе. Тема «Пересечение и объединение множеств». Материал давался в виде заданий, с опорой на предыдущие знания и умения учащихся, позволяющих ребятам выявить, полностью или частично устранить, возникающие вопросы. В классе есть группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом, поэтому применялась работа в парах (проверка работы соседа, с целью выявления ошибок и помощи в их устранении). Так же использовалась игра «Отсортируй бусины». Ребята с заданиями справились успешно, работали с интересом, активно и увлеченно. Контрольный этап позволил подвести итог работы и ставил своей целью проверку уровня познавательной активности учащихся экспериментальной программы с использованием игровых технологий. В нем участвовало 20 человек учащихся 3 класса МБОУ СОШ с. Пензенское. В наблюдении за детьми было выяснено, что часть учеников, которые были на среднем уровне познавательной активности, повысили свой уровень до высокого. Часть учащихся, находящихся на низком уровне, повысили свои результаты до среднего. И двое учеников оставили свой результат прежним. По следующим критериям мы выявляли уровень познавательной активности у детей как результат проведенных занятий:

    1. Высокий уровень

    2. Средний уровень

    3. Низкий уровень

    4. Нулевой уровень

    Эти показатели позволяют судить о повышении уровня познавательной активности после эксперимента. В таблице 3 представлено соотношение количества детей по уровням до проведения эксперимента и после проведения эксперимента. Таблица 3 – Соотношение количества детей по уровням до проведения эксперимента и после проведения эксперимента.

    Уровень развития познавательной активности

    Количество детей

    До эксперимента

    После эксперимента

    Абсолютное число

    %

    Абсолютное число

    %

    Высокий уровень

    5

    25 %

    8

    40%

    Средний уровень

    5

    25 %

    5

    25%

    Низкий уровень

    8

    40 %

    5

    25%

    Нулевой уровень

    2

    10 %

    2

    10%



    Рисунок 3– Соотношения количества обучающихся по уровням развития познавательной активности после эксперимента

    В таблице 4 показано, какой уровень познавательной активности был у учащихся до проведения эксперимента и после. Новые результаты значительно отличаются от предыдущих в лучшую сторону. Лишь два ученика остались на прежнем уровне.

    Таблица 4 – Уровень познавательной активности был у учащихся до проведения эксперимента и после

    Уровни развития познавательной активности учащихся

    До проведения эксперимента

    После проведения эксперимента

    Высокий уровень

    Зборенко А.,

    Иванченко К.,

    Кошля Д.,

    Шаброва Л.,

    Шлычков В.

    Зборенко А.,

    Иванченко К.,

    Кошля Д.,

    Шаброва Л.,

    Шлычков В.

    Добрычев М.,

    Бугара В.,

    Блюмхен К.,

    Средний уровень

    Баженов С.,

    Блюмхен К.,

    Бугара В.,

    Добрычев М.,

    Трунина Т.,


    Баженов С.,

    Трунина Т.,

    Белкин А.,

    Иванченко К.,

    Косорукова К.

    Низкий уровень

    Белкин А.,

    Козлова Т.,

    Дыркова О.,

    Иванов С.,

    Иванченко К.,

    Каланчина Я.,

    Калшанова А.,

    Косорукова К.

    Козлова Т.,

    Дыркова О.,

    Иванов С.,

    Каланчина Я.,

    Калганова А.,


    Нулевой уровень

    Толстов Д.,

    Мягчихин Г.

    Толстов Д.,

    Мягчихин Г.

    В конце контрольного этапа так же проводилась анкета.

    Рисунок 4– Интерес учащихся к информатике

    На основе вышеизложенного мы можем сделать вывод, что использование уроков с применением игровых технологий способствует развитию уровня познавательной активности учащихся. Так как применение игровых элементов, конкурсов, ребусов, загадок и т.д. на уроках информатики поднимает интерес к предмету, способствует лучшему усвоению материала, получению хороших качеств знаний.

    Заключения


    Игры — отличный способ организовать группу людей для совместных занятий, побудить человека к определенным действиям, повысить мотивацию и взглянуть на рутинный труд с новой стороны. Знаменитый пример Тома Сойера, описанный Марком Твеном, показывает: можно увлечь других даже таким скучным занятием, как покраска забора — если подойти к делу с фантазией.

    Игровые технологии в педагогике «работают» схожим образом. Они помогают представить образовательный процесс как развлекательное, интересное занятие, сохранив всю его пользу. Это неотъемлемая часть дошкольного, школьного и даже профессионального образования.

    Технологии игрового обучения — это способы, методы и приемы, с помощью которых преподаватель (учитель):

    – задает ситуации, в которых должны оказаться ученики для получения знаний или практического полезного опыта;

    – формирует обстоятельства, побуждающие учеников к самостоятельному принятию решений — чтобы потом сделать выводы, проработать ошибки;

    – предлагает выбор — разные социальные роли и «маски», варианты решения задач, которые позволяют лучше узнать себя, проконтролировать свое поведение, эффективнее справиться со сложным делом;

    – создает среду для повышения мотивации с помощью активизации воображения, «духа соперничества», азарта, групповой деятельности.

    В практической части нашего исследования была разработана серия уроков с применением игровых технологий и определена их эффективность.

    Проделанная работа позволила сделать вывод о том, что учащихся необходимо включать в активную творческую деятельность. Этому может способствовать применение игровых технологий. Сами же уроки с применением игровых технологий позволяют не только развивать психические процессы: логическое мышление, внимание, память, интерес, трудолюбие, настойчивость, но и способствуют повышению уровня познавательной активности учащихся. Таким образом, в результате применения таких форм, учащиеся на уроке не только осознанно усваивают учебный материал, приобретают умения, но и получают интеллектуальную удовлетворенность, заинтересованность к предмету. В работе мы рассмотрели уроки информатики с применением игр в 3 классе. Такие уроки помогают систематизировать познавательную деятельность. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная деятельность становится основой положительного отношения к учению. Мы установили, что внедрение уроков с применением игровых технологий активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяет добиваться более высоких результатов обучения. При использовании на уроках игровых моментов очень важно, чтобы выполнялись необходимые условия и требования, чтобы их содержание отвечало основным целям обучения данной теме на данном этапе.

    Данный материал имеет методическую значимость и может быть использован в практике преподавания уроков информатики в начальной школе.

    Список использованных источников


    1. Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c.

    2. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.

    3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.

    4. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.

    5. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2016. - 352 c.

    6. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.

    7. Войтенко, Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития», методическое пособие для педагогов начальной и средней школы / Т. П. Войтенко.– Калуга: Адель, 2018. – 300 с.

    8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.

    9. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.

    10. Дрожжина, Е.В. Дидактические игры при изучении нового материала / Е.В. Дрожжина // Преподавание истории в школе.– 2018 . – № 3. – С. 46-50.

    11. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, 2018. - 448 c.

    12. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 c.

    13. Игра в жизни ребенка [Электрон. ресурс]. URL:http//obu4ayka.ru/stati/igra-v-zhizni-rebenka-psihologiya.html (дата обращения 15.02.2021)

    14. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.

    15. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.

    16. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.

    17. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 364 c.

    18. Колесникова, А. Я. Игра как способ обучения детей школьного возраста / А. Я. Колесникова, Е. Ю. Колесников// Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 146-147.

    19. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.

    20. Руденко, А.М. Педагогика. Шпаргалки / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 368 c.

    21. Сковородкина, И.З. Педагогика: Учебник / И.З. Сковородкина. - М.: Академия, 2018. - 256 c.

    22. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2018. - 320 c.

    23. Шуматова, Р.А. Игровая деятельность как средство формирования социальных компетенций младших школьников / Р.А. Шуматова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – Новосибирск: Издательство НГТУ. – 2016. – №7.– С.252-257.



    1Борытко, Н.М. Педагогика. - М.: Academia, 2016. –С. 122


    2Дрожжина, Е.В. Дидактические игры при изучении нового материала // Преподавание истории в школе.– 2018 . – № 3. – С. 47


    3Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы. - М.: Русайнс, 2018. – С. 90


    4Войтенко, Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития», методическое пособие для педагогов начальной и средней школы.– Калуга: Адель, 2018. – С. 110


    5Игра в жизни ребенка [Электрон. ресурс]. URL:http//obu4ayka.ru/stati/igra-v-zhizni-rebenka-psihologiya.html (дата обращения 15.02.2021)


    6Колесникова, А. Я. Игра как способ обучения детей школьного возраста // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 146


    7Шуматова, Р.А. Игровая деятельность как средство формирования социальных компетенций младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. – Новосибирск: Издательство НГТУ. – 2016. – №7.– С.253

    8Сковородкина, И.З. Педагогика: Учебник. - М.: Академия, 2018. –С. 89


    9Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс. - М.: Проспект, 2016. – С. 90

    10Колесникова, А. Я. Игра как способ обучения детей школьного возраста // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 147.


    11Игра в жизни ребенка [Электрон. ресурс]. URL:http//obu4ayka.ru/stati/igra-v-zhizni-rebenka-psihologiya.html (дата обращения 15.02.2021)


    12Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах. - М.: Русайнс, 2018. - С. 119


    13Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.- СПб.: Питер, 2017. – С. 227



    написать администратору сайта