Главная страница
Навигация по странице:

  • Объектом философии

  • 2. Мировоззрение и его уровни Мировоззрение

  • Убеждение

  • Мировоззрение выделяет 2 уровня

  • 3. Мифология, религия, философия как исторические формы мировоззрения Мифология

  • Основные характеристики мифов

  • Религия

  • Характерные черты философии

  • 4. Основные вопросы философии

  • 5. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

  • 10.Основные черты софистики

  • 13. Аристотель

  • 14. Апологетика (Ф. Александрийский)

  • 1. Объект и предмет философии Термин философия


    Скачать 77.05 Kb.
    Название1. Объект и предмет философии Термин философия
    Дата19.09.2022
    Размер77.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаekzamen_fil (1).docx
    ТипУчебник
    #683966
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1. Объект и предмет философии

    Термин «философия» происходит от греч слов филио- любовь, софия-мудрость и означает любовь к мудрости или любомудрие. Впервые это слово употребил Пифагор 6 век. А закрепление в европейской культуре термина связывают с именем Платона 4 век до н.э. По мысли Гегеля: «философия есть духовное выражение эпохи, она ее квинтэссенция». Современное толкование термина дал в своём учебнике философии Спиркин А.Г. (1919-2014): «философия представляет собой теоретический уровень самосознания человека и общества».

    Философия зародилась в 6-7 вв до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции. Объектом философии выступает вся объективная реальность, вкл себя природу, общество, человека и сознание. Предметом философии явл познание наиболее общих законов развития природы, общества и мышления и его условно можно разделить на след разделы:

    1. Онтология-учение о бытие (от греч. онто-сущее логос-учение, слово, закон)

    2. Гносеология-учение о познании (от греч. гносис-познание, логос-учение, слово, закон)

    3. Соц философия и философская антропология-учение об обществе и бытие человека в мире

    4. История философии-учение об истории возникновения и развитии философских школ и направлений, философские взгляды мыслителей.

    2. Мировоззрение и его уровни

    Мировоззрение-это совокупность взглядов, оценок, знаний и принципов, опред самые общие видение, и понимание мира и места в нем человека. Убеждение и идеал явл компонентами мировоззрения. Убеждение составляет основу мировоззрения, является твердо установленной системой взглядов человека, соответствующей его жизненному устремлению. Идеал-это мечта о самом совершенном устройстве общества, где все по справедливости о нравственном и прекрасном. Идеалы, как правило, обращены в будущее.

    Мировоззрение зародилось в доисторические времена, несколько десятков тысяч лет назад, стихийно, как результата потребности (человека разумного). Каждый человек имеет собственное представление о мире, т.е. соответствующее мировоззрение.

    Мировоззрение выделяет 2 уровня:

    • Жизненно-повседневный(практический)

    • Теоретический

    Первый уровень основывается на здравый смысл и вкл в себя: мироощущение, умонастроение широких слоев общества (мировоззрение ученых, инженеров, полит деятелей). Такое мировоззрение, как правило, слабо защищено, изменчивый и не всегда логически последовательный.

    Второй уровень опирается на жизненно-повседневный и его основу составляет философия. Данный уровень основывается на разуме, рациональном знании. Таким образом, сердцевину теоретического мировоззрения составляет философия. Главное отличие философии от мировоззрения заключается в рационализированности и системности знания (понятия, категория).
    3. Мифология, религия, философия как исторические формы мировоззрения

    Мифология (от греч. мифос-придание, сказание, логос-учение, слово, закон)-это учение о сказаниях различных народов о делах богов и героев, фантастических существах, присущее всем народам. Основные характеристики мифов:

    • посвящены происхождение, устройства мира, явления природы;

    • описывающие грядущую гибель мира (эсхатологическая)

    • культурное достижение людей (добывание огня, изобретение ремёсл, земледелие, обычай, обрядов).

    У развитых народов миф связывались друг с другом, выстраивались в единое повествование (древнегреческая мифология Илиада Одиссея, Илиада Гомера, поэмы Гесиода, индийская-«Рамаяна».

    Мифология-политеизмична, т.е. это в общем учение о богах. Мифами наполнены мировые религии-христианство, ислам, буддизм.

    Религия (от латын. религиум-благовещение)-мировоззрение, к-е основывается на вере в существование одного или нескольких богов. Компоненты:

    • вера и культ-обязательные условия существования религиозного сознания

    • вера-это способ существования религиозного сознания, характеризующий внутреннее состояние человека, его особые настроения, переживания. Внешней формой проявления веры служит культ-система утвердившихся ритуалов и догматов.

    Иудаизм, буддизм, христианство и ислам считаются мировыми религиями и в наше время распространены во всем мире.

    Философия - теоретическая форма мировоззрения, рационально обоснованная и предельно общая картина мира и места в нем человека.

    Философия появляется как рационализация мифологического мировоззрения.

    Характерные черты философии:

    -рационализм – ориентация на понятийное, категориальное объяснение мира, стремление к логической обоснованности и непротиворечивости, направленность на получение нового знания;

    -рефлексивность – отсутствие недоступных для критики утверждений, непрерывный анализ собственных оснований с целью их уточнения.

    Философия рождается как научный взгляд на мир из разрешения противоречия между мифом и эмпирическими знаниями.
    4. Основные вопросы философии

    Основной вопрос философии, впервые обозначенный Фейербахом и Энгельсом имеет 2 стороны. Первая сторона отвечает на вопрос, что первично- дух или материя, идеальное или материальное? В зависимости от его решения выделяются философские направления-материализм, идеализм и пантеизм. Материализм все объясняет из материи и принимает материю, как нечто первичное, источник всех вещей. Исторические формы материализма: атомистический материализм Древней Греции (Демокрит), материализм Нового Времени (Дидро), диалектический материализм (Энгельс), исторический материализм (Маркс). Идеализм всё выводит из одного духа, сознания или подчиняет ему материю.

    Формы идеализма:

    • объективный идеализм-учение о признание духовного первоначала вне и независимо от сознания (Платон и Гегель);

    • субъективный идеализм-учение об отрицании существования какой бы то не было реальности вне и независимо от нашего сознания (Беркли, Фихте);

    • пантеизм-учение о тождестве бога и природы (Пузанский, Бруно).

    Вторая сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос- познаваем ли мир? Одни мыслители полагали, что мир и его сущность принципиально не познаваем. Данное философское направление получило название агностицизм (от греч. агностос-непознаваемый)-англ мыслитель Юм. Другие считали, что мир познаваем, их было большинство-оптимисты.
    5. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

    Начало развития философии было положено в Индии, Китае и Древней Греции в 7-6 вв. до н.э. Первой европейской философской школой считается Милетская (7-6 вв. до н.э.), по названию города Милет, расположенного на западном побережье полуострова малой Азии. Представителей милетской школы называли физиками (греч. слово физис-природа) или натурфилософами-это те философы, к-е писали о первооснове физиса и ими являются Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основателями Милетской школы и родоначальником европейской науки, астрономии, геометрии и философии был Фалес 7-6 вв. до н.э. Все свои первоначальные знания он получил в Вавилоне и Египте. Фалес известен, как купец, путешественник, философ, общественный деятель и ученый. От него до нас не дошли сочинения, только высказывания в передачу через устную традицию (поэтические строфы). Первоосновой всего сущего он полагал воду, так как она явл источником всего живого, земля подобно куску дерева (как диск плавает на воде); всё происходит из воды и одушевленная жизнь также. Его вода соотносилось с божественным началом (пантеистическая ориентация).

    Фалес, как это было принято в Египте, определил продолжительность года-365 дней и разделил его на 12, 30 дневных, месяцев.

    В области геометрии, о чем было известно жрецам в Вавилоне и Египта, он установил:

    1. Круг делится с диаметром пополам

    2. При пересечении двух прямых, образуемые ими вертикальные углы равны

    3. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.



    Анаксимандр (611-545 до н.э.)-ученик и последователь Фалеса. Его сочинения также не дошли до нас, только один небольшой повествовательный отрывок из трактата о природе. За первооснову сущего он принимал оперон-нечто беспредельное, лишенное границ, неопределённое начало. Оперон вещественен (смесь воды, земли, огня и воздуха). Это бесконечное начало, выступает как божественное (пантеистическая тенденция).

    Он создал первую географическую карту, а также первую геометрическую модель вселенной. Именно Анаксимандр высказал гипотезу-центральное положение земли во вселенной. Ему же принадлежит идея о происхождении первых людей от животных другого вида, из ила, моря.

    Анаксимен (умер около 528-525 гг до н.э.)-ученик Анаксимандра. В качестве первоосновы выделил воздух. Всё возникает из воздуха через разрежение и сгущение: разрежаясь воздух становится огнем, сгущаясь водой и землей. Его воздух соотносится с божественным начало (пантеистическая тенденция).
    6. Гераклит

    Представителем ранней греческой философии явл Гераклит (544-483 до н.э.) из города Эфеса, расположенного в Малой Азии, один из основателей античной диалектики. Гераклит принадлежал старинному, аристократическому роду и отказался от некоторых привилегий в пользу своего брата, он жил бедно и одиноко, последние годы провел в хижине в горах. Его главное произведение «О природе» в к-м в качестве первоначала вселенной он выделил огонь. Первым сказал, что рождается космос из огня и снова сгорает дотла согласно судьбе. Этот огонь подобен молнии из него всё происходит согласно судьбе, к-я тождественна необходимости, а то, что всем руководит логос или понимание, закон, разум. Всегда все совершается по необходимости-всеобщему закону, разуму через борьбу. Только в чередовании противоположности дают друг другу специфический смысл, гармонию: «Дорога вверх, дорога вниз есть та же самая дорога».

    Это гармония единства противоположность и есть Бог.: “Бог есть день и ночь зима и лето война и мир”.

    Движение по Гераклиту свойственном всему существующему, ему принадлежит крылатые высказывания:” В одну и ту же реку нельзя войти дважды” “ мы входим и не входим” “ мы те же самые и не те же самые”.

    В основе диалектики Гераклита лежит – постоянная связь всего сущего в мире, борьба и притяжение противоположностей и вечная непрерывная изменчивость мира

    Основная сила, управляющая судьбами земли и людей – это некий вселенский разум, высшие силы и справедливость. Гераклит называл эту субстанцию «ценностью ценностей» и отождествлял с Логосом – огнем.
    7. Философия Парменида

    Представителями элейской школы (город Элея греческой колонии) явл Ксенофан, Парменид, Зенон конец 6-5 вв. до н.э. Они впервые перешли от изучения природы к бытию как таковому.

    Центральной фигурой элейской школы был Парменид (родился в 6 в. до н.э.)-ученик Ксенофана, знатного происхождения, современник Гераклита. Был также политикам, написавшим законы своему городу Элею. От его поэмы «О Природе» до нас дошли лишь отрывки.

    Он был первым, кто различал чувственное и умопостигаемое. Мышление и умопостигаемый мир есть нечто единое, а бытие есть вечность, неподвижность, к-е Парменид противопоставлял иллюзорному становлению. С помощью чувственного восприятия он дает одну из первых формулировок тождества бытия и мышления: «Мыслить и быть одно и то же», «Одно и то же мысль и то на что мысль устремляется». По его словам, единственно истинным явл положение: «Бытие есть, небытия нет», так как небытие невозможно не познать не высказать. Небытие-это пустота, пустое пространство, к-е не существует. Мир сплошная масса вещества. Из невозможности пустоты и сплошной наполненности пространства веществом, Парменид делает вывод, мир един и неподвижен. Бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь всегда равным самому себе, тем самым он отрицал как иллюзию всякое изменение. Творящей причиной он полагает богиню (божество, умопостигаемое бытие, находящееся в середине всего). Мир существует в виде единого шара.
    8.Апории Зенона

    Зенон (родился около 490 г до н.э.) - философ и логик, ученый, ученик Парменида. Зенон выдвинул ряд парадоксов или апорий, трудно разрешимые или не разрешимые проблемы, принцип приведения к абсурду. Современники напоминают 40 апорий, до нас дошли 9, самые известные 4: дихотомия-деление пополам, Ахил и черепаха, стрела и движущиеся тела.

    Первая апория доказывает противоречивость по мысли движения, которой теоретически не может начаться. Предположим, что некое тело, отправившись из исходного пункта, может достигнуть установленной границы. Однако по Зенону это неверно и невозможно, поскольку для того, чтобы пройти определённый путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы его пройти надо пройти четверть пути, далее 1/8 пути и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки к ближайшей к ней так как ее фактически нет. Оказывается, по Зенону, что нельзя начать движение, т.е. сменить покой на движение, можно обладать либо тем, либо другим, но невозможно себе представить переход от одного к другому. В этом смысле апория сохраняет значимость и до нашего времени. Если сейчас математически это можно выразить в формуле, то все равно остается не ясным физический смысл, когда бесконечно малый отрезок пути стремиться к нулю, но не исчезает. Аристотель усматривал дихотомию скорее заблуждение, полагая, что его значимость сводиться на нет, ложной посылкой, будто невозможно пройти или коснуться бесконечного числа точек за конечной промежуток времени. Аристотель считает точки лишь потенциальным, а недействительным бытие, а временной или пространственный континуум в реальности не делиться до бесконечности.

    На том же допущении в плане бесконечности элементов непрерывной величины основана и другая апория Зенона черепаха. Зенон полагает, что быстроногий Ахил не может догнать черепаху, потому что, когда преодолеет он разделяющее расстояние, черепа проползёт еще немного. Как бы не уменьшалось пространство между ними, оно бесконечно в своей делимости на промежутки. И их все надо пройти, а для этого необходимо бесконечное время.

    Аристотель полагает, что здесь мы имеем потенциальную бесконечность пространственных частей, которое соответствуют потенциальной бесконечности частей времени. Поэтому у Ахила хватит времени догнать черепаху.

    Если считать, что время измеряется кол-во отрывков, то заключение справедливо, однако обычно указывают на то, что Зенону не было знакомо понятие сумма бесконечного ряда, иначе он увидел бы, бесконечное число слагаемо, дает все же конечный путь, который Ахил, двигаясь постоянной скоростью, преодолеет за конечное время.

    Смысл 3-й апории «Стрела» в том, что движение невозможно и при допущении прерывности пространства. Согласно Зенону, стрела занимает определённое место равное величине, но это означает, что стрела каждый момент неподвижно покается, поскольку движение не может сложиться из суммы состояния покоя, а стало быть никакого движения нет. Аристотель критиковал парадокс стрела, утверждая, что время не состоит из неделимых моментов, время он определяет движение.
    9.Философия Демокрита

    Греческий философ Демокрит (из Фракии Восточная Греция 460-394 до н.э.) основатель атомистического материализма. Происходил из богатой семьи, получил хорее образование, много путешествовал: 8 лет заимствовал знание у жрецов Египта, в Афинах полтора года слушал лекции Сократа. После возвращения в Абдеры его в растрате материального имущества, но потом оправдали. Написал более 70 трудов в различных науках.

    Декморит считал, что первоосновой мира является атом (греч. неделимое), он дает материалистическую трактовку этому понятию, полагая, атом как наименьшую неделимую, физическую частицу, вечную, неизменную. Атом – это то, что невозможно видеть, но возможно мыслить. Таких атомов Демокрит считает бесчисленное множество. Его исходная мыль: «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты». Если атом бытие, то пустота небытие, она также существует, окружает атомы. Небытие находится внутри бытия, пронизывает его. Атомы двигаясь в пустоте соединяются между собой, так из них образуются тела. Земля, вода, воздух, огонь представляет собой первичное сочетание атомов и образуют целые миры: в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Демокрит полагал, что существуют привилегированные атомы из которых образованы душа и ум. Именно такие атомы божественные. По Демокриту и боги состоят из атомов. Бог есть космический разум с помощью которого создан мир.
    10.Основные черты софистики

    Для софистов характерно:

    • критическое отношение к окружающей действительности;

    • стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

    • неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

    • отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

    • стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

    • восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

    • субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.


    11.Сократ

    Учеником и впоследствии оппонентом софистов был Сократ (470-399 до н.э.), казнен из-за не почитании лесных богов, один из основоположников античной диалектики. Родом из Афин, получил первоначальное образование: знаток математики, астрономии и науки о природе. Обучался у Анаксагора. Был человеком не богатым. Ввел неприхотливый образ жизни, всё своё время посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников с которых в отличие от софистов не брал денег, а преподавал, где придется – на площадях, улицах. Сократ ничего не писал, предпочитая записанному слову живой разговорный диалог. Его учениками - Ксенофонтом и Платоном записаны серии изречений, приписываемые Сократу.

    Он выступил против релятивизма софистов и считал, что мерилом всех вещей является человек, как разумное, мыслящее существо, главное для которого разум, мышление. Именно разум способен дать человеку высшее знание, которое нельзя получить в готовом виде. Задача воспитателя – научить людей разуму, сращиванию души. Бог Сократа – это упорядочивающее активность – разум и провидение или судьба.

    Метод Сократа - майевтика (повивальное искусство), учение, нуждающееся в помощи со стороны, своего рода к повивальной бабки. Подобно тому, как его мать помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине с помощью метода индукции – восхождение мысли от частного к общему. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения ложные определения и находил правильные. Человек скрыто обладает правильным знанием, и задача заключается в том, чтобы с помощью искусных вопросов и ответом извлечь из него это знание. По мнению Сократа, человек совершает зло по не ведению, поскольку не понимает истинного блага. Следовательно, на учение знанию – главная задача воспитателя.
    12. Платон

    Платон (347-427 до н.э.) происходил из небогатого аристократического рода, основатель объективного идеализма. Получил обычные по тем временам образование, был учеником Сократа. В 386 г до н.э. Платон основал школу, где обучал молодых людей, способных, на его взгляд, обновить государство. Школа просуществовала почти 1000 лет. (386 до н.э. - 529 н.э.). Почти всего его сочинения дошли до нашего времени, и они написаны в поэтическо-повествовательной форме .Учение Платона – объективный идеализм. Согласно которому дух мышления, идеи существует объективно, независимо от человеческого сознания и первичны по отношению к природе. Он делил мир на 2 частим. Изменчивому миру чувственных вещей (земной мир), образованных из бесформенной материи, он противопоставляет вечный, неизменный и неподвижный мир, истинного бытья - сверхчувственный мир, мир идей, душ, богов, некая занебесная область вне пространства. Идеи – источник всего, сама материя ничего не может породить

    Платон сформулировал учение о триаде: единое, ум, душа. На вершине всего мира идей находиться идея Блага или Единого (бога). Единое является основой всякого бытия, не имеет никаких признаков. Единому противостоит другое начало множественности рангом ниже – ум (божественный). Ум является сущностью всех вещей, есть обобщение всего живого на земле. Далее идёт душа (божественное) – субстанция, связывающее единое с умом. Душа по Платону есть сущность человека и существует отдельно от тела, когда человек умирает, она уходит. Души переходят из одного тела в другое, души могут вселяться как в тела людей, так и в тела животных и растений. Души бессмертны, сотворены богами, их столько, сколько в небе звезд. Душа, которая проходит несколько воплощений, освобождается от тела и становится божественным. Платон утверждал, что если человек желает познать истину, то ему необходимо отрешиться от всего земного, закрыть глаза и постараться вспомнить то, что его бессмертная душа наблюдала в мире идей . Противоречивость вещей – прекрасное и безобразное, одна вещь больше или меньше другой, движется или покоится и составляет метод припоминания. В одном из главных своих сочинений «О государстве» Платон утверждает, что управлять гос-вом должны философы. Представители всех должны служить абсолютному благу. Правитель должен обладать мудростью, воины мужеством, низшие сословия умеренностью.
    13. Аристотель

    Аристотель (384-322 до н.э.) ученик Платона, энциклопидист и объективный идеолист. В 17 лет поступил в платоновскую академию в Афинах где обучался и преподавал 20 лет до смерти Платона. После смерти Платона странствовал по городам Греции и в течении почти 4 лет был воспитателем Александра

    Македонского. В 335 г. до н.э. основал собственную школу – лицей (ликей), где читал своим ученикам лекции прогуливаясь по саду. Поэтому школа так же получила название перипатетизм (перепатес – прогулка) и ее последователи назвались перипатетиками. После смерти Александра Македонского, вынужден был уехать из Афин и вскоре умер на острове Эфьбее.

    Он разделял мир на две сферы: подлунную и надлунную.

    - Подлунный мир (наш мир) состоит из четырех взаимообратимых элементов (земля, вода, воздух и огонь), мир постоянной изменчивости.

    - Надлунный мир – это эфир обладающий круговым движением из которого образованы все небесные тела. Коском конечен, а за ним находится перводвигатель – Бог. Земля – центр вселенной, шарообразная и неподвижная. Вселенную окуржают вложенные друг в друга восемь твердых прозрачных сфер, вращающихся с разной скоростью (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн). Далее следует сфера неподвижных звезд и девятая сфера беззвездная.

    Бог движет другие вещи как предмет желания любви: движение происходит от любви к Богу – перводвигателю. Бог – объект любви, а не субъект, поскольку он любит сам себя, а все движется от любви к богу. Аристотель считает, что мир вечен, находится в постоянном движении и изменении (движение и время – вечный). Вечная причина мира – перводвигатель, который есть Бог, недвижимый и бестелесный.

    Философия по Аристотелю есть учение о сущем (бытии), а сущность – основа сущего. Он впервые подразделил общие – категории на 10: сущность (субстанция), качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие и страдание. Самая главная категория сущность, остальные лишь описывают ее.

    Материя – это патенция, значение способности принять форму.

    Бронза – потенция статуи. Форма предшествует материи, как план постройки предшестует зданию. Формы существуют в Боге отедльно от вещей оставаясь их сущностями.

    В отличие от Платона, Аристотель не верит в бессмертие души, а верил в бессмертие разума человека: после смерти тела, разум сливается с божественным разумом.


    14. Апологетика (Ф. Александрийский)

    Философия раннего гос-ва называется апологетикой (1-3 вв н.э. поздняя античность). Апологетика (от греческого ἀπολογία, "выступая в защиту") - это религиозная дисциплина защиты религиозных учений на основе систематической аргументации и рассуждения. Апологии –сочинения, направленные на защиту христианства от язычников и политеистов. В сочинения, адресованных представителям власти – римским императором, наместникам христианские апологеты убеждали лояльности новой религии.

    Главными философскими проблемами, связанными с философскими понятиями, были:

      1. Проблема троичности – Бог в трёх лицах: Бог отец, Бог сын, Бог святой

      2. Слияние двух натур Христа (Божественной и человеческой)

      3. Проблемы отношений, веры и разума (Переосмысление таких понятий как творение, субстанция, свободная воля)

    Одним из известных апологетов христианства был Филон Александрийский (около 25 г до н.э. – 50 г н.э.), иудей по происхождению, из богатой семьи. Получил образование на греческом языке.

    Он впервые соединил греческую философию с теологией, воспользовавшись аллегорическим методом.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта