Главная страница
Навигация по странице:

  • 23. Рационализм Р. Декарта

  • 24.Философия Д. Локка

  • 25.Субъективный идеализм Дж. Беркли

  • 26. Исторический материализм и Маркс

  • 27. Диалектический материализм и Энгельс

  • 1. Объект и предмет философии Термин философия


    Скачать 77.05 Kb.
    Название1. Объект и предмет философии Термин философия
    Дата19.09.2022
    Размер77.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаekzamen_fil (1).docx
    ТипУчебник
    #683966
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    22. Философия Ф. Бэкона

    Фрэнсис Бэкон (1561–1626) — английский философ, прародитель эмпиризма, материализма и основатель теоретической механики. Родился 22 января 1561 года в Лондоне. Он рос и воспитывался в состоятельной семье. Несколько лет провел на дипломатической работе в Париже. Лорд-канцлер при короле Якове I. Однако, в 1621 году ему предъявили обвинение во взяточничестве и лишили поста, закрыв двери в королевский двор. В отставке он полностью посвятил себя науки и философии. Его главный труд «Новый Органон».

    Важное место в философской системе Бэкона занимает критика средневековой схоластической философии, которую он считал главным препятствием на пути изучения природы. Коренной недостаток схоластики он усматривал в её абстрактности, сосредоточенности всей мыслительной деятельности на силлогизмах (умозаключениях), нововведении из общих положений частных следствий (дедукция). Схоластической теории силлогизма как основной формы познания, Бэкон противопоставил индуктивный метод, основанный на научном знании (всякое познание должно опираться на опыт и двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям).

    Наука, по мнению Бэкона не может служить только целям обоснования бога и быть знанием ради знания. Конечная цель науки изобретение и открытие ради человеческой пользы.

    Но на пути познания человеком Вселенной допускаются ошибки, которые Бэкон назвал идолами или призраками, систематизировав их в четыре группы:

    ·Идолами рода Бэкона считал ложные представления о мире, присущие всему человеческому роду, которые являются самыми сложными, поскольку коренятся в чувствах и разуме человека.

    · Идолами пещеры (Платоновский образ пещеры) Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности.

    · К идолам рынка или площади Бэкон относил ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, что ведёт к пустым бесплодным спорам из-за слов, отвлекает людей от изучения явлений природы.

    · В категорию идолов театра Бэкон включил ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем.

    Бэкон был сторонником теории двойственной истины. Он проводил строгое разграничение теологии и философии: теология изучает бога, богопознание, её функция обоснование и защита религиозного вероучения; предмет философии – природа, её цель – изучение законов природы. Таким образом, теология опирается на авторитет священного писания и церкви, а философия – на разум и рациональные знания.
    23. Рационализм Р. Декарта

    Рене Декарт (1596–1650)- французский философ и математик, один из основоположников философии Нового времени и рационалистического метода, дуалист. Родился во Франции, в дворянской семье, получил образование в иезуитском коллеже, изучал гуманитарные науки, математику и богословие. много путешествовал. 20 лет он прожил в Голландии, написав там все свои значительные произведения. В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер.

    Важной чертой декартовский методологии является критика схоластической силлогистики (умозаключения). Силлогизм, по его мнению, нового знания не даёт. Поэтому он разработал метод, который он назвал рационалистический. Его тезис «я мыслю- следовательно я существую» есть представление о том, что мышление само по себе «самосознание является исходной интеллектуальной единице, из которой выводится все знание о мире». Разделение всей действительности на субъект и объект – это, то новое, что не знало ни средневековое философия, ни античная (самосознание Декарта-это субъект который противостоит объекту).

    Таким образом, «я мыслю» есть как бы достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки.

    Суть его рационалистического дедуктивного метода сводится к 4 основным положениям.

    Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивных ясных фундаментальный истин, т к в основе познания должна лежать фундаментальная единица.

    Во-вторых, разум должен из этих интуитивный воззрений с помощью аналитического метода изгнать двусмысленность (анализ).

    3- следует восстановить порядок построения цепочки принуждения от простого к сложного. Если бы такого порядка не существует, его следует принять в форме гипотезы (синтез).

    4- делать всюду перечни и обзоры (перечень контролирует полноту анализа, обзор- корректность синтеза).

    Математика по Декарту должна стать главным средством познания природы. Он преобразовал понятие природы оставив в ней только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение, фигура и движение.

    Центральным понятие антологии по Декарту является учение о субстанциях. Он определяет субстанцию как сущее, которое не нуждается для своего существования ни в чем кроме себя. Такой субстанции по Декарту является только Бог, который создал мир, состоящий также из субстанций: материальный (вещей), духовный (идеи). То есть Декарт дуалист, признающий 2 независимые друг от друга субстанции. Главные свойства духовный субстанции - ее неделимость (мышление). Важнейший признак материальной, делимость до бесконечности (протяжении - длина, ширина- высота).

    Следовательно, основные свойства субстанции- это мышление и протяжение, остальные свойства производны от этих главных: воображение чувство желание - модусы, разновидности мышление; фигура положение движение - модусы протяжения. В отличия от всех существ человек объединяет в себе 2 субстанции: Душу (ум)- мысль, она бессмертна и Тело.

    Суть данной теории в том, что духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи. Это особый род знаний, который не нуждается в доказательстве. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

    Данные идеи могут быть двух видов: (1) понятия- бог, воля, (2) суждения- целое больше свое части.

    Столь же огромно влияние Декарта на математику; его именем названа разработанная им прямоугольная система координат, а созданная им аналитическая геометрия стала мостом между алгеброй и геометрией, сыгравшим важную роль в открытии исчисления бесконечно малых и анализа.
    24.Философия Д. Локка

    Джон Локк (1632−1704)– выдающийся философ 17 века, оказавший существенное влияние на становление западной философии. Джон Локк родился в г. Рингтон в 1632 г. Удачное стечение обстоятельств позволило ему в 1667 г. переехать в Лондон и стать личным медиком и секретарем, члена правительства, лидера партии вигов в парламенте, что, в свою очередь, открыло Локку широкое поле для деятельности в области государственной службы, для участия в политике и научной деятельности — Локк становится активным членом Королевского общества, английской академии наук. Локка в 1683 г. эмигрировать в Голландию. В Голландии Локк завершил работу над своим главным философским сочинением, «Опытом о человеческом разумении» и издал его уже в Англии в 1690 г., после своего возвращения. Позднее из под его пера вышли трактаты «Мысли о воспитании»(1693) и «Разумность христианства»(1695). Локк умер в 1704 г.

    Учение Локка строится вокруг человека и его практической жизни. Разделяя основные идеи философии Нового времени, он отказывается от схоластики и делает акцент на связь с практикой. Это отразилось в его работах по воспитанию детей и социальному устройству общества. Философию, как научную дисциплину, Локк считал важным практическим инструментом, позволяющим обеспечить счастье для людей.

    Одним из важнейших достижений Локка считается разработанная им теория познания, которая строится на следующих постулатах:

    -У человека нет врождённых идей. Все идеи происходят из знаний, полученных посредством чувственного познания в течение жизни. Единственным источником идей является опыт,

    -Знание основывается на простых (примитивных) идеях. При этом Локк разделяет идеи первичных и вторичных качеств. Под первичными качествами он подразумевает собственные свойства предметов: форма, размер, количество, движение. Вторичные качества – это воспринимаемые свойства: запах, вкус, звук, цвет.

    -В зависимости от степени достоверности, можно выделить два типа знания: достоверное и вероятное. Вероятное знание является всего лишь мнением или предположением. Достоверное знание Локк разделил на три вида: созерцательное (интуитивное), демонстративное (доказательное) и чувственное.

    Одной из важнейших идей философа стало разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (осуществляющую внешнюю политику). Он был первым, кто предложил такое устройство государственной власти, и сегодня эта идея в несколько ином виде воплощена в большинстве стран мира.
    25.Субъективный идеализм Дж. Беркли

    Джордж Беркли (1685-1753) был ирландским епископом, философом и ученым, самым известным за его эмпирическую, идеалистическую философию. Родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия). В 1721 г. был назначен придворным проповедником наместника ирландского герцога а вскоре произведён в деканы города Дерри. Получив по завещанию довольно крупное наследство. В 1734 году Беркли был освящен епископом, завершил свою новую библиотеку. Затем, в 1737 году, он занял место в Ирландской палате лордов

    Суть развивавшейся Беркли теории можно выразить в словах: «Существовать – значит быть воспринимаемым» Иными словами, он отождествляет свойства внешних предметов с ощущениями этих свойств; в этом смысле все вещи – ничто иное как «комплексы ощущений».По мысли философа, если какая-либо вещь перестаёт восприниматься человеком, то её могут продолжать воспринимать другие люди. Если же вещь вообще не воспринимается никем из людей, то она продолжает своё существование в Божественном сознании. Таким образом, Беркли доказывал, что единственно доступное человеку знание – это знание своих собственных ощущений и образованных от них представлений; знать же абстракции вроде «материи» он не может, поскольку она никак не воздействует на его чувства.. Помимо ощущений, нам доступны лишь тесно связанные с воспринимаемым предметом его мысленные «образы» (их Беркли также называл идеями).

    Мои восприятия «внешнего» мира зависят от меня самого, но то, что именно я воспринимаю (день или ночь, солнце или звезды и луну, дома, горы, лес, реки или море, вообще законы природы), от меня не зависит. Все это непосредственно зависит от Творца, который сотворил всё: в том числе и самого меня. Согласно Беркли, все качества предмета существуют лишь в духе, которым они воспринимаются

    Согласно Беркли, материальная субстанция – не более чем абстракция. Абстракции же, по его убеждению, существовать не могут. Стало быть, не существует и понятия материи как субстанции как нет и самой материи.

    26. Исторический материализм и Маркс
    1. Карл Маркс – немецкий философ и экономист, выдающийся деятель международного коммунистического движения, основоположник социологической концепции материалистического понимания истории развития человеческого общества. Карл Маркс родился третьим ребёнком в семье трирского адвоката еврейского происхождения. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но впоследствии увлекся историей и философией. В 1841 г. Карл Маркс окончил Берлинский университет экстерном, представив докторскую диссертацию под названием «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». По окончании университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Но реакционная политика правительства заставила Маркса отказаться от учёной карьеры. Марксу удалось быстро завязать знакомства с представителями революционно настроенных групп, он активно взаимодействовал с рабочими организациями французов и эмигрантов. Бурная деятельность Маркса неизменно привлекала к себе внимание, и ему не раз приходилось менять свое место жительства. В итоге в 1849 году общественный деятель обосновался в Лондоне. Переезд в Лондон оказался тяжелым испытанием для семьи Маркса. Финансовое положение вынужденных эмигрантов было тяжелым, и выживали они лишь за счет регулярной поддержки со стороны Энгельса и случайных заработков Маркса от написания газетных статей. Результатом столь кропотливого труда стал «Капитал» — самый главный труд Карла Маркса по политической экономии, содержащий критический анализ капитализма. Первый том вышел в свет в 1867 году. Второй и третий том были изданы уже после смерти Маркса.
    2. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — социально-философская теория марксизма. Развивается с середины XIX в. Его творцами и разработчиками явились К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Каутский, Г. В. Плеханов, В.И.Ленин, А.Лабриола, А.Грамши и некоторые другие. Исторический материализм является синонимом целостного знания об обществе и его истории, в нем в тесной логической связи выражены все или почти все основные компоненты философского знания об обществе. Основная идея исторического материализма выражается в законе об определяющей роли материального производства в развитии общества. Главное его содержание состоит в концепции общественно-экономических формаций, в которой концентрированно и сущностно выражается человеческая история. В теории исторического материализма выделяются три основных аспекта: развитие общества есть естественно-исторический процесс, т. е. совершается по объективным законам; история является результатом деятельности людей, что проявляется в роли народных масс и личности, в классовой борьбе, в революциях, деятельности партий и других общественных организаций; итоговым выражением общественного прогресса считается мера, полнота развития человека как личности. Развитие исторического материализма (сам термин появился только в 1890 г., а до этого о нем говорилось как о материалистическом понимании истории) идет во многом по линии тех проблем, которые были мало или очень слабо разработаны его основоположниками. Это касается вопроса об активном обратном воздействии на общество политико-правовых, духовно-идеологических факторов, социальной психологии, а также, в особенности, учения о человеке, его сущности, месте в обществе, его свободе, судьбе, закономерностях формирования как личности. В настоящее время исторический материализм является одним из основных направлений социальной философии. В этом качестве он существует наряду с неомарксизмом, научно-технологическим детерминизмом, социальным позитивизмом и религиозной социософией.


    27. Диалектический материализм и Энгельс
    1. Фридрих Энгельс (1820–1895) — немецкий политический и общественный деятель, историк, философ, предприниматель. Один из основоположников марксизма, близкий друг и соратник Карла Маркса, соавтор многих его научных работ. Фридрих Энгельс, биография которого стала олицетворением глобальных перемен в обществе, подарил миру идею создания коммунизма. Фридрих Энгельс появился на свет 28 ноября 1820 года в немецком городке Бармен в семье преуспевающего текстильного фабриканта. Глава семейства был религиозным человеком с консервативными взглядами на жизнь. В возрасте 13 лет Фридрих поступил в гимназию, но спустя 4 года был вынужден бросить учёбу по настоянию отца, который нуждался в работнике, не смел ослушаться отца и принялся подрабатывать в семейной фирме. В 1838 году Фридрих продолжил учиться на торгового работника в Бремене. Во время учёбы он подрабатывал корреспондентом в местных газетах. Содержание его статей сводилось к описанию проблем индустриализации. В 1841 году Энгельс проходил военную службу в Берлине, где посещал лекции по философии в университете. В этот период он написал много поэтических и литературно-публицистических сочинений. При изучении краткой биографии Энгельса стоит отметить 1842 год — именно тогда состоялась судьбоносная встреча Фридриха Энгельса и Карла Маркса. Поначалу они не нашли общих интересов, но уже через год, после публикации Энгельсом статей о коммунизме, между двумя общественными деятелями началась переписка, которая переросла в дружбу. В 1845 году Энгельс приступил к объёмной работе «Положение рабочего класса в Англии». Увлечённый идеями коммунизма, он смело отстаивал их публично. Подобная жизненная позиция не устраивала Энгельса-старшего, и между отцом и сыном разразился большой скандал. Полиция установила слежку за Фридрихом. Проблемы со стражами порядка были и у Маркса. В итоге в 1845 году друзья переехали в Англию, где спустя 2 года вступили в леворадикальную организацию «Союз справедливых», которая была переименована в «Союз коммунистов».
    2. Диалектический материализм — это самообозначение диалектической философии объективистского типа, в основу которой положена система философских воззрений Карла Маркса и Фридриха Энгельса, определяемая Энгельсом как материалистическая диалектика. Основными источниками формирования диалектического материализма послужили книга Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878) и его брошюра «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1888; его незавершённая «Диалектика природы» была опубликована лишь в 1925). Эти работы, носившие полемический характер, содержали в несистематическом виде основные положения, в дальнейшем определившие теоретический корпус этого учения. Его развитие прошло через ряд этапов и завершилось лишь к концу 1930-х годов. В советский период российской истории диалектический материализм служил философским фундаментом учения марксизма-ленинизма, идеологическое ядро которого составляли три раздела: 1) диалектический материализм (философия); 2) исторический материализм (обществознание); 3) учение о коммунистическом обществе (его называли «научным коммунизмом»). Основные принципы диалектического материализма:

    Единство и целостность бытия, состоящего не только из материи, но и мышления.

    Понимание того, что мир материален, и материя является первичной к сознанию.

    Познание мира с помощью общественно-производственной практики.

    Развитие, подразумевающее человеческий богатый опыт и развитие научной сферы.

    Изменение мира, благодаря которому общество борется за свободу, равноправие и справедливость.

    Партийность философии, подразумевающая объединение большого количества философских концепций с социальной структурой.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта