Главная страница

1. Объект и предмет философии Термин философия


Скачать 77.05 Kb.
Название1. Объект и предмет философии Термин философия
Дата19.09.2022
Размер77.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаekzamen_fil (1).docx
ТипУчебник
#683966
страница5 из 5
1   2   3   4   5

34.Кант

Основоположником немецкого классического идеализмасчи­тается Иммануил Кант(1724 - 1804) - немецкий(прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:

• "Критика чистого разума";

• "Критика практического разума";

• "Критика способности суждения".

2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периодабыли проблемы бытия, природы, естест­вознания.Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи

• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

• природа находится в постоянном изменении и развитии;

• движение и покой относительны;

• все живое на земле, в том числе и человек, — результат есте­ственной биологической эволюции.

3. В основе философских исследований Канта критического периода(начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

Всвоей книге "Критика чистого разума"Кант отстаивает идею агностицизма— невозможности познания окружающей действи­тельности.

Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность — объект, а субъект познавательной деятельности — чело­век, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре, Кант назвал антиномиями. Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ. Существуют только простые элемен­ты и то, что состоит из простых. .

Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.

Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА. Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.

три понятия, характеризующих знание:

Апостериорное знание— то знание, которое получает человек в результате опыта.Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.

Априорное знание— доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначальнои не требует никакого опытного дока­зательства.

Вещь в себе"— одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

9. Социально-политические взглядыИ. Канта:

• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);

• был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;

• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества;
35. Гегель

Гегель – философ-идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную идею. Великая заслуга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, развитии.В философии Гегеля впервые в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и диалектический метод исследования. Гегель разработал диалектику как философскую науку. Он исследовал и обосновал важнейшие принципы диалектического способа мышления, в противоположность метафизическому способу мышления. Он сформулировал законы и категории диалектики.

Гегель назвал свою философию "абсолютным идеализмом", а исходное понятие своей философии -"абсолютной идеей".

Абсолютный идеализм философии Гегеля - это стремление охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Гегель критиковал Канта за допущение существования независимой от мышления "вещи в себе", то есть непоследовательность, дуализм. Что же такое абсолютная идея?

Первое и основное определение абсолютной идеи по Гегелю есть разум.Абсолютная идея - разум, мышление. Разум - это субстанция, это то, благодаря чему и в чём вся действительность имеет своё бытие. Таким образом, абсолютная идея естьпервоначало или субстанция всего существующего.

Повсюду есть три ступени:

- первоначальное целое

- аналитическое расчленение этого целого на противоположные стороны

- синтез противоположных сторон - установление диалектической взаимосвязи

Центральное место в системе Гегеля занимаетлогика. Её предметом является сама абсолютная идея как система саморазвивающихся понятий (категорий). Они первичны по отношению к действительности.

Положение о противоречии как внутреннем источнике развития составляет главное в учении о сущности. Гегель решительно выступает против метафизики, которая видит источник развития вне предмета.

С учением о противоречии связано понимание отрицание отрицания.Философия природы.Логика, по Гегелю, есть наука об идее в себе и для себя. Природа - наука об идее в её инобытии . Философия духа- абсолютная идея на заключительном этапе своего развития. Когда она, покидая природу, возвращается к себе самой.

Общественные взгляды Гегеля: 1) человеческое общество является высшей ступенью развития духа. В сфере всемирной истории дух реализует себя, ввиду чего вся история человеческого общества выступает необходимой и закономерной. Отсюда вытекает и его знаменитое изречение: «Все действительное разумно, все разумное действительно» как воплощение абсолютного духа. Консерватизм такой позиции проявился в утверждении, что прусские государственные порядки вместе с монархией являются высшим проявлением и воплощением абсолютного духа; 2) Гегель стремился обосновать особое положение германцев во всемирной истории как носителей абсолютного духа. В полном соответствии с этим националистическим принципом Гегель в «Философии права» возвел немцев в ранг господ, а все другие народы низвел до роли рабов; 3) с особым пренебрежением относился Гегель к славянским народам, считая, что славянская нация «до сих пор не выступала как самостоятельный момент в ряде обнаружений разума в мире»; 4) Гегель видел высокое назначение войн в том, что они сохраняют нравственное здоровье народов и предохраняют их от гниения, «которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем паче вечного мира».
1   2   3   4   5


написать администратору сайта