Археология. арх. 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология
Скачать 0.92 Mb.
|
металлических орудий — зубилап робойники, шилья, иглы, ножи, крючки. Широко распространены украшения — серьги, кольца, зеркала и др. предметы культа (терракотовые статуэтки, коробочки-реликварии), и практически нет оружия. Основой жизнеобеспечения населения являлось земледелие. Дефицит влаги способствовал развитию искусственного орошения в среде древних земледельцев Средней Азии. Водообеспечение из малых речек и ручьев. Среди домашних животных преобладал мелкий рогатый скот. В среднем бронзовом веке наиболее рентабельным было отгонное скотоводство. Охотничья добыча представлена куланом, джейраном и безоаровым козлом. 25. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ В начале II тыс. до н.э. завершается распад Циркумпонтийской металлургической провинции. Вся прежняя система культурно-производственных связей в Северной Евразии перестраивается. Границы новых этнокультурных образований и производственных систем приобретают в позднем бронзовом веке совершенно иные очертания. С пространствами бывшего северного блока Циркумпонтийской провинции (Балкано-Карпатский регион, Восточная Европа и Кавказ) связаны три металлургические провинции: Евразийская, Европейская и Кавказская. Очаги металлургии и металлообработки юга Восточной и отчасти Западной Сибири вошли в систему Центрально-Азиатской провинции, а южных районов Средней Азии — в систему Ирано-Афганской. Эти процессы сопровождались исчезновением старых культур, активными миграциями крупных групп населения, формированием новых культур и общностей, что коренным образом изменило весь ход этнокультурной истории в северной зоне Евразии. Формирование и развитие культур позднего бронзового века в значительной степени были связаны с ландшафтно-климатическими изменениями. Ранняя и финальная фазы развития этих культур происходят на фоне особенно резкой аридизации климата. В позднем бронзовом веке происходит значительное расширение зоны культур с производящими формами хозяйства, особенно в северном, северо-восточном и восточном направлениях. Мир металлоносных культур достигает Европейского Севера и охватывает гигантские пространства Северной и Центральной Азии. Во всей этой зоне быстро и повсеместно распространяется технология изготовления оловянных бронз как ведущего типа сплавов на медной основе и тонкостенного литья орудий труда и оружия. Здесь были открыты сотни новых месторождений медной и оловянной руды. В Донецком кряже, на Кавказе и Урале, в Казахстане и Средней Азии, Саяно-Алтае, Прибайкалье и Забайкалье существенно выросли масштабы горных работ и производство меди и бронз. В знаменитых Каргалинских рудниках в Южном Приуралье и на меднорудных месторождениях Джезказ¬ган и Кенказган в Казахстане за 3-4 столетия было добыто несколько миллионов тонн руды, из которой выплавлено огромное количество меди. Торговля и обмен металлом, как и в предшествующие эпохи, являлись важнейшим фактором развития культур позднебронзового времени. В эту эпоху на большей части евразийской степи и лесостепи — от Днепра и Северского Донца на западе вплоть до Минусинской котловины на востоке — сформировался скотоводческий хозяйственно-культурный тип производящей экономики. Основой жизнеобеспечения культур этой зоны являлось, прежде всего, пастушеское скотоводство, но отнюдь не земледелие, как это считалось ранее. Бескрайние и богатые травостои степи и лесостепи позволяли выпасать огромное количество крупного и мелкого рогатого скота и лошадей, а также создавать достаточный запас кормов на зиму. Отгонное и полукочевое скотоводство практиковалось в основном в горных и полупустынных районах Кавказа, Казахстана, Средней и Центральной Азии. Земледелие, причем в ограниченных масштабах, появляется в этой части Евразии только в финале бронзового века. Культуры Северного Причерноморья, Кавказа и юга Средней Азии унаследовали земледельческо-скотоводческий хозяйственно-культурный тип, сформировавшийся здесь еще на заре эпохи раннего металла. Северная лесостепь и юг лесной зоны входят в ареал многоотраслевой экономики с динамичным сочетанием производящих и присваивающих занятий. Последние остаются основой жизнеобеспечения населения глубинных лесных и таежных районов Восточной Европы и Сибири, различаясь лишь подвижным или оседлым образом жизни обществ охотников и рыболовов. Поздний бронзовый век — время активных этно- и культурогенетических процессов в Северной Евразии. Многие археологи и лингвисты считают, что именно в степной и лесостепной зоне Восточной Европы происходит дальнейшее разделение индоевропейской языковой семьи — выделение индоиранской группы, отождествляемой в современной науке с населением срубной и андроновской общностей. В Западной и Центральной Европе формируется другой блок культур (так называемые культуры полей погребений или культуры полей погребальных урн), с которым связаны истоки германо-балто-славянского праязыкового единства. В лесной полосе Восточной Европы и Западной Сибири концентрировался массив прафинно-угорских народов. Пограничье леса и лесостепи являлось естественным рубежом, разделявшим и соединявшим культуры древних финно-угров и индоиранцев. Прародина народов алтайской языковой семьи находилась в Южной Сибири, в районах Саяно-Алтая. Остаются дискуссионными этапы истории северокавказской языковой семьи, прародина которой локализуется лингвистами в Переднеазиатском регионе. В этнической истории Старого Света колоссальная роль принадлежит степной и лесостепной зонам Восточной Европы, являвшимся прародиной народов индоиранской языковой группы. Именно с носителями последней правомерно отождествлять термин «арии, арийцы», служивший самоназванием определенной индоиранской группы индоевропейских племен, затем разделившихся на индоарийскую и индоиранскую ветви. Многие ученые связывают гибель древнеиндийских цивилизаций Мохенджодаро и Хараппы с нашествием северных степных народов. Переселение и инфильтрация носителей индоарийских и индоиранских диалектов были длительным процессом, не сопровождавшимся сменой аборигенного населения на территории Средней Азии, Афганистана, Индостана и Ирана. При этом пришлые племена усваивали образ жизни и культуру местных народов. Тем не менее пути миграции археологически фиксируются в материальной культуре аборигенного населения. Это прежде всего появление лепной керамики, металлических изделий, погребальных комплексов, новых сюжетов и образов в наскальной живописи, характерных для северных степных народов, а также распространение колесного транспорта и культа коня. Отголоски активных миграционных процессов на территории Евразии в начале позднего бронзового века зафиксированы в хеттских документах, ведийских текстах, иранской Авесте. Они донесли до нас первые письменные сведения о древнейших индоариях и индоиранцах, которые наряду с лингвистическими данными привлекаются для реконструкции лексики, связанной с материальной и духовной культурой племен эпохи поздней бронзы. Согласно исследованиям, эти племена занимались скотоводством и земледелием; особое значение придавалось коневодству; в военном деле использовались колесницы. У них были развитая металлургия и другие ремесла, сложная социально-иерархическая структура общества, употреблялось понятие «царь». Титул правителя обозначал буквально «управляющий когтями». По отношению к привилегированной военной знати использовался термин «стоящий на колеснице». Выделилось сословие жрецов, которое осуществляло регулирование системы правовых и нравственно-этических норм через сложные обряды и ритуалы 26. Поздний бронзовый век в пределах евразийской металлургической провинции. На ранней фазе EAMП складываются два крупных блока культур и производящих центров. Первый из них связан с бабинской, абашевской, синташтинской, петровской и раннесрубной культурами. Деятельность металлургических и металлообрабатывающих очагов блока охватывала значительные пространства восточноевропейских степей и лесостепей, Южное Зауралье, Северный и Центральный Казахстан. Второй блок культур производящих центров локализуется в гopax и предгорьях Саяно-Алтая, западносибирской лесостепи, зауральской тайге, лесах Восточной Европы и связан, прежде всего, с сейминско-турбинскими памятниками. Рудной базой первого блока очагов являлись как ранее эксплуатировавшиеся месторождения медистых песчаников Приуралья, так и вновь освоенные коренные месторождения Южного Зауралья, Мугоджар, северных и центральных областей Казахстана. Примечательно, что Кавказ перестал служить важнейшим источником меди и бронз для степных и лесостепных культур Восточной Европы, как это было в эпохи ранней и средней бронзы. Мышьяковая бронза, по-прежнему заметная в абашевских и синташтинском очагах, а также серебро стали выплавляться на Урале (рудники Таш- Казган и Никольское). Сейминско-турбинские центры использовали оловянные и оловянно-мышьяковые бронзы. Появление этих легкотекучих сплавов стало возможным с открытием и началом разработки богатейших медно- и оловорудных источников на севере Алтайской горной страны. На последующих фазах развития Евразийской провинции Рудный Алтай станет важнейшим поставщиком на трансевразийские торговые маршруты олова драгоценной лигатуры древности. В западных очагах EAMП продолжается изготовление орудий и оружия, в которых без труда узнается традиционный набор: втульчатые топоры, плоские и желобчатые тесла и долота, черенковые двулезвийные ножи и кинжалы, кованые наконечники копий и др. Начинается изготовление серпов-секачей и пластинчатых серповидных орудий, появляются первые литые предметы со «слепой» (т.е. не сквозной) втулкой (наконечники копий). В сейминско-турбинских центрах отливаются втульчатые топоры-кельты, кельты-лопатки, тесла, наконечники копий и дротиков, а также выгнуто- обушковые однолезвийные и пластинчатые двулезвийные ножи и кинжалы. Среди первого блока культур и производящих центров начала позднего бронзового века ведущая роль принадлежала абашевской культурно-исторической общности. Название происходит от села Абашево в Чувашии. Ареал преимущественно лесостепные пространства Восточной Европы от Северского Донца на западе до междуречья Урала и Тобола на востоке, на юге с выходом в степь до излучины Волги и Дона; отдельные могильники известны в лесной зоне. В общности выделяются доно-волжская, средневолжская и уральская культуры. Памятники абашевской общности датируются первой третью II тыс. до н.э. В ее развитии намечаются ранний и поздний периоды. Однако в центре Русской равнины выделяется, кроме того, пласт протоабашевских древностей, относящийся к среднебронзовой эпохе. Абашевцы селились обычно по берегам рек, на возвышенных мысах, на дюнах, редко на вершинах скальных выступов (Урал). Поселения с мощным культурным слоем и остатками наземных, слабо углубленных, реже земляночных и полуземляночных построек, иногда окруженные рвами, выявлены в бассейне Дона и на Южном Урале. Постройки сооружались с применением каркасной (столбовой) конструкции; крыша двускатная или четырехскатная; внутри очаг или несколько очагов открытого типа, хозяйственные и жертвенные ямы, иногда колодец. Погребения от одного до нескольких совершались под круглыми или овальными насыпями. В Подонье и в Самарском Поволжье известны захоронения в более ранние курганы, а также грунтовые могильники. На Средней Волге и Оке курганы иногда окружались кольцевыми ровиками и столбовыми оградами, в Южном Приуралье сооружались каменные ограды. Могильники в основном небольшие; крупные до 50 (Пеленгерский 1 и даже 100 (Подклетненский) курганов являются исключением. Погребения совершались в ямах прямоугольной или овальной формы, реже в камерах с деревянной или каменной облицовкой стен и иногда с перекрытием из бревен, плах или плит камня. Погребенные одиночные, реже парами, рядами и коллективные укладывались на спину с подогнутыми ногами, иногда на левый бок, в слабо скорченном положении. Известны случаи расчлененных и частичных костяков, а также кенотафы. Погребенные сопровождались керамикой, медными и серебряными украшениями, иногда ножами и шильями, изделиями из камня и кости. Лишь на позднем этапе абашевской общности в Среднем Подонье появляются погребения с характерным воинским инвентарем, жертвоприношениями лошадей, собак, мелкого рогатого скота (Кондрашкинский, Селезни 2). По всей видимости, это могилы представителей элиты общества вождей, жрецов и их ближайшего окружения. Они сопровождались специфическим набором знаков власти, а именно: каменными булавами, костяными навершиями-лопаточками, медными боевыми топорами, наконечниками копий, ножами-кинжалами, колесничим комплектом (костяные и дисковидные псалии, распределители ремней, пряжки от портупей). В начале позднего бронзового века важную роль в культурно-исторических процессах на значительных пространствах степи и лесостепи от Дуная до Волги играла бабинская культура. По характерной керамике с валиками ее называют также культурой многоваликовой керамики. Она представлена сотнями поселений и курганных могильников, а также кладами. Предполагается, что в их числе знаменитый Бородинский (Бессарабский) клад под Одессой. Ядро культуры в Днепро-Донецком междуречье, а ее истоки в поздних культурах ямно- катакомбного мира, а также области боевых топоров и шнуровой керамики. Исторические судьбы бабинской культуры связаны с формированием памятников срубной и сабатиновской культур этого региона. Культурно-исторические процессы в центре евразийского степного пояса в первые века II тыс. до н.э. связаны с трансформацией поздних ямно-катакомбных и абашевских древностей. Они привели к формированию синташтинской, а также петровской и раннесрубной культур. Синташтинская культура, получившая название по эпонимному комплексу памятников на юге Челябинской области, выделяется среди степного блока культур и производственных центров начала позднего бронзового века рядом ярких черт. Ее ареал компактен это небольшая территория (400x200 км) вдоль восточного склона Уральского хребта. Здесь известно около 20 укрепленных центров (иногда их неправомерно называют протогородами) с соответствующей округой (могильники, святилища); наиболее известные Синташта, Аркаим. Устье в Челябинской области и Аландское в Оренбургской. Округлая или прямоугольная форма оборонительных стен и рвов и радиальная структура кварталов плотной застройки придают этим центрам вид крепостей, напоминая в большей степени южные урбанизированные поселки (Алтын-деле и др.), нежели обычные степные. Спор о том, являлись ли синташтинские городища крепостями, убежищами, сакральными, металлургическими или торговыми центрами, далеко не разрешен. Вероятнее всего, они были многофункциональны. Жилища построены из глины и бревенчатых каркасов, иногда сырцового кирпича. В глубине жилища находились колодец, очаг, хозяйственные ямы. 27. Поздний бронзовый век в пределах центрально- азиатской провинции. Центрально-Азиатская металлургическая провинция охватывала территорию Саяно-Алтая, Забайкалья, Монголии, Северо-Западного и Северо-Восточного Китая. Здесь в постандроновскую эпоху сформировалась общность культур карасукского круга (карасукская, лугавская и плиточных могил, ранний этап), памятники которых датируются XV/XIV-IX/VIII вв. до н.э. В северной зоне провинции наиболее мощным был карасукский металлургический очаг. Его деятельность осуществлялась на базе рудных источников Саяно-Алтайской горно- металлургической области. Литейщики карасукской и лугавской культур использовали в основном медно- мышьяковые сплавы, хотя ранее, в окуневской и аидроновской (федоровской) культурах, в Минусинской и Кузнецкой котловинах были распространены оловянные и оловянно-мышьяковые бронзы. Андроновское наследие в металлообработке культур карасукского круга малозаметно, в отличие от сейминско-турбинского, которое особенно ярко проявилось в формах и декоре удивительно разнообразных однолезвийных изогнутых ножей и кинжалов. Среди культур Центрально-Азиатской провинции наиболее изучена карасукская. Основной массив памятников сосредоточен в Минусинской котловине. Здесь раскопано более 1600 каменных погребальных оград (Карасук 4, Малые Копены 3), несколько поселений (Каменный Лог 1, Торгожак) и медеплавилен (Темир). Жилища с учетом холодных зим были небольшими или просторными глубокими землянками и полуземлянками, с несколькими очагами для приготовления пищи и обогрева. Стены сооружались из бревен, глины и каменных плит. Крыша утеплялась землей, вынутой из котлована. Ограды вокруг могил квадратные, реже круглые, внутри 1 -2 погребения в каменных ящиках (из тонких плит) или цистах, углубленных до метра. Преобладают захоронения в вытянутом положении на спине или левом боку. У головы ставили 1 -2 сосуда, в ноги на деревянном подносе часть туши барана, коровы, редко лошади. Поверх костей животных помещали конец лезвия бронзового ножа, реже целый нож. Других орудий и оружия в могилы не клали, за исключением шильев и игл, но и мужчин и, в особенности, женщин хоронили с большим количеством разнообразных украшений. Среди них бронзовые бляшки, серьги, кольца, подвески, цепочки, пронизи, гребни, каменные и пастовые бусины, раковины- каури. Керамика поселений и могильников круглодонная, с шаровидным туловом, иногда с уплощенным дном, чаще всего лощеная до блеска. Часть сосудов без орнамента или только с пояском из ямок по горловине, другие богато украшены ромбами, треугольниками, фестонами, вдавлениями, прочерченными линиями; иногда узоры инкрустированы белой пастой. Основная отрасль хозяйства пастушеское скотоводство. Предполагается, что карасукцы перешли к подвижной системе выпаса скота. Однако ограниченные размеры Минусинской котловины и состав стада с заметным преобладанием крупного рогатого скота свидетельствуют о возможных перемещениях с ним лишь на небольшие расстояния. Коневодство, овцеводство, охота на косуль и благородного оленя являлись важным источником мясного питания, однако основу рациона питания составляли молочные продукты. Для карасукской эпохи отсутствуют прямые свидетельства земледелия, столь явные в последующую татарскую. 28. Поздний бронзовый век Восточной Сибири и Дальнего Востока. В Обь-Иртышском междуречье продолжилось устойчиваос развитие кротовской культуры. В керамике по-прежнему доминируют баночные формы, но изживается орнаментальная традиция, присущая раннему этапу культуры. Увеличилось количество сосудов с гребенчатым декором и валиками под шейкой. На высоком уровне остаётся обработка камня и кости. Исчезли бронзовые орудия и оружие сейминско- трубинских типов, из появились изделия и литейные формы андроновских типов.В многоотраслевом хозяйстве кротовских племён сочетались производящие и присваивающие отрасли В начале II тыс в жизни прибайкальских племён происходят значительные изменения в общественной и культурной жизни. Появляются памятники нового типа погребения с медными и бронзовыми изделиями. Это новая культура получила название глазковской (XVIII- XIII) Несмотря на то. что в глазковское время в Прибайкалье появляются изделия из металла, старые технические традиции, связанные с обработкой каменный орудий, продолжают развиваться Техника отделения ножевидных пластин и вторичной обработки изделий продолжает играть важную роль Продолжала по-прежнему применяться при изготовлении каменных орудий и украшений техника шлифования. Более широко использовался зелёный и белый нефрит Появляются новые типы кремневых каменных оружий, изготовленных отжимной техникой, которые не встречаются ранее. Для инвентаря глазковских погребений характерны своеобразные четырёхгранные шилья-провертыши. обработанные отжимной ретушью.а также скребки и наконечники стрел новых типов. Появляются рубящие орудия принципально нового типа В глазковское время преобладали изделия иного рода - топоры. Они овальные и линзовидные. Вместо тяжёлых и неуклюжих посудин, долбленных из целых стволов, которые употреблялись рыболовами исаквского и серовского времени, появляются легкие быстроходные лодки, сделанные из бересты. Каменные орудия изготовлялись без прежнего усердия. Количество металлических изделий в погребениях и на поселнйях глазковского времени по сравнению с костяными и каменными оружиями крайне незначительно. Из металла изготовляли наиболее часто употрблявшиеся в хозяйстве изделия, а также украшения. К ним относятся в первую очередь ножи, рыболовные крючки, иглы и шилья Чаще всего в могилах встречаются изготовленные из меди широкие и крупные по размерам листовидные ножи. Из меди и бронзы изготовлялись также иглы. Среди у крашений наиболее распространены литые кольца с сомкнутыми или несокмнутыми концами. Основой хозяйства глазковских племён были охота, рыболовство и собирательство Среди орудий охотничьего снаряжения имеются прежде всего многочисленные наконечники стрел Наиболее часто встречаются треугольные наконечники. Широкое распространение получают костяные наконечники стрел не встречающихся ранее типов В качестве кинжалов и наконечников копий употреблялись изделия из кости и poгa. Появляются новые типы гарпунов. С гарпунной ловлей рыбы неразрывно связаны были и изготовленные из камня рыбки-приманки. 0 наличии в глазковское время сетей свидетельствует каменные грузила в виде простых галек с тщательно выточенными желобками. Сети изготовились по-видимому из крапивы или какой-то другой травы. Керамика в глазковских погребениях малочисленны. Сосуды продолжают сохранять острое или закругленное дно Общая форма сосудов поляйцевидная Среди предметов повседеневного быта имеются даже костяные ложки. Глазковские ложки являются древнейшими из известных ложек не только Сибири, но и Азии. По материалам погребений можно представить и костюм древних обитателей Прибайкалья Наиболее яркой и характерной деталью костюма глазтаковцев был передник, украшенный кольцами и кружками из нефрита или бу сами Коренные изменения затронули в эпоху бронзы не только сферу материального производства прибайкальских племён, но также их общественный строй, верования культ и искусство. Начинают встречаться парные захоронения. Особенностью является строго разграничение набора инвентаря, сопровождавшего захоронения мужчин и женщин. Произошло разделение хозяйственных обязанностей между мужчинами и женщинами в эпоху ранней бронзы В Прибайкалье резко изменяется у дельный вес рыболовства в экономике Из огрели подчинённой охоте или по крайней мере равной ей. рыбловоство становится ведущим. Господство мужчин в основной сфере экономию!. Значительно богаче, чем прежде украшалась керамика. Глазковское время является эпохой, когда в Прибайкалье появляются первые признаки возникновения шаманизма. Появляются атрибуты шаманского костюма, а также, видимо бубен и колотушка. Главными объектами культа животных были лось и медведь. Особое отношение было к кабанам маралам и бобрам. 29. Поздний бронзовый век в пределах кавказской металлургической провинции. Среди металлургических провинций позднего бронзового века в Кавказской наблюдаются наиболее заметные изменения, пожалуй, даже отказ от стереотипов производства предшествующей провинции Циркумпонтийской. На смену былому единству Кавказа и степи пришла, по сути, их полная изоляция. Редкие изделия кавказских типов появятся в степи только в самом финале бронзового века. Кардинально изменился набор орудий, оружия и украшений, имеющий мало общего с образцами среднего бронзового века. Масштабы производства и количество металлических изделий возросли многократно. Это стимулировало разработку рудников, расположенных в высокогорье. Активно осваиваются не только окисленные, но и сульфидные руды. Металлообработка базировалась на использовании многокомпонентных сплавов. В то же время практически прекратилось изготовление золотых и серебряных вещей, столь характерных здесь для предшествующей эпохи. Появляются первые изделия из железа. Среди бронзовых изделий обращают на себя внимание топоры кобанского и колхидского типов, кинжалы, наконечники копий и стрел, булавы, разнообразные украшения. Многие из них отлиты по утрачиваемой (восковой) модели, имеют изысканный декор, гравировку, инкрустацию новым, тогда еще редким материалом железом. Огромное большинство металла изготавливается только для «мира мертвых». В могильниках и святилищах захоронены тонны меди и бронз овеществленный огромный труд горняков, металлургов и кузнецов кобанской, колхидской и других культур. Ареал кобанской культуры по обе стороны Главного Кавказского хребта, т.е. в центре этой горной страны. Эта культура сформировалась еще в эпоху поздней бронзы (XIII/XII-IV вв. до н.э.) и, подобно гальштатской и «текстильной» на западе и севере Европы, плавно перешла в стадию железного века и просуществовала в течение всей скифской эпохи. Этноним ее создателей неизвестен (название культуре дано по имени современного селения Верхний Кобан в Северной Осетии, где были сделаны первые важнейшие находки), однако ясно, что их предки населяли эту территорию еще со времен бронзового века, когда сформировался антропологический тип европеоидной расы. Истоки кобанской культуры в среде культур предгорных и горных районов Кавказа среднебронзовой ЭПОХИ. Кобанские племена практиковали скотоводство (отгонное с преобладанием овец в гopax, придомное с доминированием крупного рогатого скота и свиней в предгорьях) в сочетании с земледелием (выращивали твердую и мягкую пшеницу, ячмень, рожь, просо). Высокого уровня достигла цветная и черная металлургия, и металлообработка, в том числе художественная. Кобанские мастера не только переняли сначала у киммерийцев, а затем у скифов многие образцы вооружения и конского снаряжения, но усовершенствовали конструкцию этих предметов и наладили их массовое производство для собственных нужд и для тех же кочевников. Кобанцы жили в основном на неукрепленных поселениях, размешавшихся в малодоступных местах: на предгорных возвышенностях, порой даже на отвесных скалах, по долинам рек на высоких плато, в ущельях на плоских отрогах (Сержень-Юрт, Бамут). Жилища были глинобитными или «турлучными» (деревянный каркас с глиняной обмазкой), иногда на булыжных фундаментах. В высокогорье встречаются и каменные дома. Они чаще стояли группами, стенами друг к другу, иногда целыми кварталами разделенными улицами, мощенными булыжником. На поселениях обнаруживаются также гончарные и кузнечные мастерские. Основу погребального обряда составляло трупоположение, но известны и случаи кремации. Могильники, как правило, бескурганные; сооружение курганов практиковалось нечасто и было следствием влияния степных кочевников. Весьма разнообразны могильные конструкции: это и обычные ямы, и ямы, обложенные по краям рваным камнем или булыжником и каменные ящики со стенками из массивных песчаниковых или сланцевых плит, перекрытые еще более мощной плитой, и т.д. В могилы клали орудия труда, оружие (обязательный атрибут мужских погребений), уздечку, сосуды, напутственную пищу. Известны захоронения мужчин со взнузданным конем. 30. Поздний бронзовый век в пределах восточной зоны европейской металлургической провинции. Европейская металлургическая провинция охватывала территорию Центральной, Западной, Северной и отчасти Восточной Европы. В нее входили очаги металлообработки, отличавшиеся заметным своеобразием, однако не дифференцированные с достаточной степенью надежности. Восточная зона Европейской провинции включала в себя два блока культур и производящих центров, которые датируются в системе традиционной хронологии XVII/XVI-X/IX вв. до н.э. Южный стержневой блок связан с общностью культур с валиковой керамикой (KBK). Ареал западных культур общности KBK степь и южная лесостепь от междуречья Северского Донца и Днепра до Нижнего Дуная и Восточных Карпат. Здесь выделяются две зоны культур: фракийская и северопричерноморская. В первой из них намечены культуры Пшеничево и Бабадаг на северо- востоке Балканского полуострова и в Добрудже, Кослодженб в низовьях Дуная, Ноа и хронологически последующие за ней так называемые раннегальштатские культуры (или памятники культуры фракийского гальштата) в Карпато-Дунайском регионе. Северное Причерноморье является контактной зоной Европейской и Евразийской провинций. Здесь локализуются сабатиновская и генетически связанная с ней белозерская культуры. В низовьях Дона и Кубани к ним примыкают памятники кобяковской и прикубанской культур. Северопричерноморские культуры общности KBK формируются на основе местной бабинской культуры и при явном импульсе с востока (абашевская и раннесрубная культуры). Северный блок связан с европейскими культурами так называемого «постшнурового горизонта». Их ареал лесостепь и зона широколиственных лесов Правобережной и части Левобережной Украины, Южная Белоруссия, Прибалтика. На западе, в Польше, Словакии, Чехии, они локализуются в основном севернее Карпат. Наиболее ранние культуры этого блока лужицкая, тшинецкая, марьяновская, комаровская и др. С ними генетически связаны культуры финала бронзового века белогрудовская, высоцкая, лебедовская, бондарихинская, ранняя чернолесская и др. Формирование культур северного блока происходило на основе культур шнуровой керамики и боевых топоров раннего и среднего бронзового веков среднеднепровской, унетицкой и др. В сложении памятников раннего (малобудковского) этапа бондарихинской культуры важную роль сыграла миграция групп населения, генетически связанных с постнеолитическими культурами ямочно-гребенчатой керамики, поздняковской и ранней «текстильной» Волго- Окского междуречья. Формирование восточной зоны Европейской провинции во многом определялось экономическим подъемом, который в начале II тыс. до н.э. охватил Карпато- Дунайский регион. Особенно заметен рост металлообработки во фракийской и северопричерноморской зонах общности KBK. Производство меди осуществлялось, прежде всего, на базе богатых медных и полиметаллических месторождений Трансильвании и других регионов Балкано-Карпатья. Существенно меньшую роль играл Донецкий горно-металлургический центр и импорт сырья из производящих центров Евразийской провинции. В Карпатах по сравнению с предшествующей эпохой заметно выросла добыча золота. Оно шло на изготовление не только украшений, но и драгоценной посуды и парадного оружия. Взрывной рост металлопроизводства сопровождался качественными изменениями. Как и в Евразийской провинции, на западе входят в употребление оловянные бронзы, используются каменные литейные формы, начинается отливка орудий и оружия со слепой (несквозной) втулкой. Среди них кельты (безушковые, одно- или двуушковые), наконечники копий (без прорезей и с прорезями на пере), долота и тесла. Изготавливаются также серпы различных модификаций, короткие мечи, одно- и двулезвийные ножи, плоские тесла и др. В финале бронзового века становятся все более частыми находки железных и биметаллических изделий, особенно ножей. Продукция очагов металлообработки Европейской провинции (ингуло-красномаяцкий, кардашинский, завадово-лобойковский и др.) отличалась выразительной стандартностью форм орудий труда и оружия, а также огромными сериями последних. Они сосредоточены в основном в кладах малых и больших, иногда гигантских. В кладах сокрыты и собрания литейных форм. Возможно, они принадлежали отдельным семьям или даже кланам кузнецов. Производство бронзовых изделий в северных культурах этой провинции (их еще называют «постшнуровыми») характеризуется существенно меньшими масштабами. Заметная роль в нем принадлежит разнообразным украшениям, в которых легко угадываются формы предшествующей среднебронзовой эпохи. Типы орудий и оружия повторяют северопричерноморские и балкано-карпатские образцы. Процессы культурогенеза в восточной зоне Европейской провинции характеризовались активными контактами и взаимодействием культур южного и северного блоков. Это нашло отражение в появлении в постшнуровых культурах (особенно в белогрудовской) керамики с валиками, которая считается характерной для сабатиновской и других культур общности KBK. В финале бронзового века под влиянием культур фракийского гальштата в северной лесостепи, в высоцкой и белогрудовской культурах, появляются черные лощеные кубки, миски, корчаги, иногда с инкрустацией белой пастой. В то же время в степных сабатиновской и белозерской культурах известны тюльпановидные формы сосудов, характерные для постшнуровых культур. В ранних бондарихинских памятниках днепровского Левобережья выразительны сосуды с вертикальными расчесами и «текстильными» отпечатками на внешней поверхности, истоки которых в Волго-Окском междуречье. Для южного и северного блоков культур Европейской провинции характерны общие и особенные черты в домостроительстве. В числе общих сочетание углубленных землянок и полуземлянок с наземными жилищами и хозяйственными постройками, расположенных на берегах рек, лиманов, озер, балок. На юге, в сабатиновской и белозерской культурах, распространены также жилища с каменным основанием стен. Крыши были плоскими, одно- и двускатными, шатровыми. Жилища сооружались с использованием каркасно-столбовой конструкции, когда на центральные столбы укладывалась матица, служившая основой для стропил; обогревались 1 -3 очагами. Для культур восточной зоны Европейской провинции характерны большие и малые грунтовые могильники. В то же время и на юге, и на севере Украины в начале позднего бронзового века сохраняется подкурганный обряд захоронения, но в лесостепи древние традиции местных культур с характерными для них грунтовыми могильниками возобладали быстрее. Они без внешних признаков, из нескольких десятков погребений, сгруппированных по 3-4 вместе. Известны небольшие грунтовые могильники, расположенные на территории поселений. Сохраняются каменные конструкции, широко распространенные в предшествующих культурах шнуровой керамики (особенно на Волыни и в Подолии), но они становятся проще (каменные ящики; грунтовые ямы, обложенные камнями; оградка из камней вокруг захоронений на горизонте). Наиболее массовыми остаются захоронения в простых грунтовых ямах, иногда облицованных и перекрытых деревом. В начале позднего бронзового века доминировал обряд трупоположения, скорченно на боку, с различной ориентацией по странам света. На днепровском Левобережье он сохранится до конца бронзового века. На Правобережье постепенно на смену ему пришел обряд кремации погребенных. К концу эпохи он уже доминировал. В Поднестровье трупосожжения выявлены не только в грунтовых могильниках, но и в курганах (на уровне древнего горизонта), в урнах. Кремация в большинстве случаев производилась на стороне, а останки ссыпались в сосуды-урны или в ямки. Таким образом, в конце бронзового века в обширную европейскую область культур полей погребальных ури, простирающихся далеко на запад, вошли культуры, связанные истоками с такой же обширной областью культур шнуровой керамики и боевых топоров среднебронзовой эпохи. Население этих культур отождествляется с северной ветвью древнейших индоевропейцев. Миграция раннегальштатских культур в восточном направлении привела к изменению этнокультурной карты в Северном Причерноморье. На западе региона доминирующая роль перешла к фракийским этнокультурным группам. |