Археология. арх. 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология
Скачать 0.92 Mb.
|
Вспашка производилась деревянным ралом с железным наральником, о чем, в частности, говорят многочисленные находки железных наральников и изображения рала на монетах Боспора. Обнаружены колотушки и железные мотыги, применявшиеся для разбивания комков земли, а также железные серпы и косы. Вероятно, молотьба велась с помощью волов, лошадей, мулов, которых гоняли по кругу. В ходе раскопок поселений выявлены Один из наиболее ярких в архитектурном отношении погребальных памятников северопричерноморской античности —Царский курган конца IV в. до н.э. под Керчью. Данный курган достигал в высоту 17 м и перекрывал квадратный каменный склеп, с уступчатым сводом, составленным белокаменными концентрическими кругами. К склепу вел дромос с каменными стенами и каменным уступчатым сводом. Само же погребение оказалось полностью ограбленным. ПогребенияВ отличие от многих других греческих северо-понтийских городов Херсонес не погиб на рубеже античности и средневековья, поэтому трудно установить конечный этап истории античного Херсонеса. Верхней хронологической границей его условно принимается конец IV - начало V в. н.эВ плане дома прямоугольные — как однокамерные, так и многокамерные. В многокамерных домах все помещения обычно группировались вокруг внутреннего дворика, куда выходили окна, тогда как внешняя стена была глухой. Постепенно план дома усложняется и внутренний двор часто превращается в открытый центральный зал дома, окруженный. При богатых домах часто имелись колодцы или же цистерны для сбора дождевой воды во дворах, а также подвалы. Поселения. Фортификация и планировка городовИскусство сарматской культуры весьма разнообразно. Особенно интересна торевтика, в которой присутствуют как зооморфные образы (тонкие, схематизированные, обычно сильно изогнутые звери — хищники, драконы, копытные), так и антропоморфные изображения (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. В I в. до н.э. — II в. н.э. господствует полихромный стиль с ярким колоритом: изделия из драгоценного металла, сделанные с использованием техники филиграни и зерни, инкрустировались камнями-самоцветами, стеклом и цветной эмалью. В искусстве ведущая роль переходит от зооморфных к антропоморфным образам и к монументальным.Много изготовлялось деревянной посуды. Скифская керамика сделана без помощи гончарного круга. Скифские сосуды плоскодонны и разнообразны по формам. Широкое распространение получили скифские бронзовые котлы высотой до метра, имевшие длинную и тонкую ножку и две вертикальные ручки.Особого внимания заслуживают сцены на скифских драгоценных сосудах и других предметах — фактически повествовательные сюжеты скифской мифологии, в основе которой лежат мифы о происхождении скифов, записанные Геродотом. Согласно одному из них, скифы происходят от сыновей Геракла и Ехидны, змееголовой девы. Легенда о первом скифском царе Таргитае и его трех сыновьях передана на серебряном сосуде из кургана близ Воронежа. Таргитай беседует со старшим сыном, напутствует среднего сына, который держит в руке два копья, а третьему сыну, который еще юн и не имеет бороды, он протягивает лук — символ власти над скифами. |
Уникальна золотая пектораль из Толстой Могилы. Поле ее разделено на три яруса. В центре нижнего яруса изображены грифоны, терзающие коня, далее схватка дикого кабана и оленя с леопардами и львами и погоня собак за зайцами.
44.Искусство сармато-гуннской эпохи.
Искусство гунно-сарматской эпохи отмечено продолжением традиций искусства скифской эпохи. Однако это только на первый взгляд, на самом деле это искусство другой хронологической эпохи, другого содержания и других духовных ценностей общества. Оно изначально синкретично, состоит как бы из двух компонентов: традиций, выработанных искусством скифской эпохи, и новых образов и манеры исполнения.
Древо жизни — традиционный сюжет искусства.
На паре золотых бляшек из Сибирской царской коллекции Петра, вероятно, передана мифологическая сцена, центром которой является Древо. Оно необычно: состоит из веток, которые заканчиваются толстыми гипертрофированными почками. Под деревом сидят два человека (европеоиды), рядом с ними стоят две лошади. Нижний отросток дерева соединен с мордой одной из лошадей. Второй такой же отросток как бы вырастает прямо из шеи человека. На руках у сидящих людей лежит третий человек (монголоид), одетый в короткий кафтан. Самое важное, пожалуй, то, что Древо растет из плеча этого человека (мертвого), являясь центром всей композиции. С ветками Древа жизни центрального символа соединены все персонажи повествовательной мифологической сцены. Древо выступает как символ возрождения, и поэтому показана прямая связь с ним животных и трех человеческих фигур.
Близко по семантике, однако выполнено в другой стилистической манере Древо жизни на паре четырехугольных застежек из Сибирской коллекции: в Центре изображено стилизованное дерево, а по краям соединенные с ним фантастические животные. Вся четырехугольная пластина к тому же обрамлена веткой.
Идея и художественные образы не были изолированными. На юге они были связаны с Древней Индией, Ираном, на севере — с лесным миром древних финно-угров, протославян.На западе за границами скифского мира тоже существовали символы культа солнца и плодородия. Например, изображение божества плодородия на пластинах серебряного котла в Дании. Голова божества обрамлена растениями, а поднятыми руками он держит за ноги оленей с рогами-деревьями.
Вновь идеи плодородия: животное и человек, рог и растение. Oбразы этого искусства соответствуют мифотворчеству: представлениям о гармонии мира, космосе, явлениях природы и общества. Эти мифы несли своего рода формулы жизни скифо-сибирских обществ. Отсюда и утрирование деталей, неестественность поз, фантастичность сочетаний, подчеркивание нескольких основных деталей.
45.Археология античных государств Причерноморья
Основными факторами древнегреческой колонизации явились: торговые интересы и связи греков; возможность создания аграрных поселений в новых местах обитания; возможность получения дополнительного источника рабской силы; политическая эмиграция; внешнеполитические причины, в частности для малоазийских греков — лидийская и персидская угрозы. Истоками древнегреческой колонизации Северного Причерноморья были в первую очередь ионийские города: вне конкуренции оказался малоазийский Милет, жители которого основали большинство крупных северопричерноморских городов (Ольвия, Пантикапей, Феодосия, Тира и др.). Но и другие ионийские города выводили свои колонии в Северное Причерноморье. Принимали участие в этом процессе также эолийские и дорийские греки.
Основными типами античных поселений в данном регионе являются города, сельские поселения, а с середины I в. н.э. — еше и римские военные лагеря, наиболее значительным из которых был Харакс.
Северопричерноморские античные города были основательно защищены как естественными преградами, так и крепостными стенами из камня и сырцового кирпича.
Так, в Ольвии, в период с V по III в. до н.э. были сооружены и неоднократно перестраивались (в целях усовершенствования) мощные стены, ворота фланкировались башнями.
Появление римлян и последующее римское военное присутствие в северопричерноморских городах сказалось, помимо прочего, в совершенствовании старых укреплений и в появлении новых. Так, в Херсонесе были значительно реконструированы оборонительные сооружения и цитадель. В Ольвии была построена цитадель в верхнем городе со стенами до 3 м толщиной, с башнями и рвом.
Античные некрополи размещались в основном вблизи поселений. Как и в метрополиях, это могли быть и бескурганные, и подкурганные захоронения. До V в. до н.э. в Северном Причерноморье нет греческих курганов, но потом они появляются, и в конечном счете их становится здесь значительно больше, чем в метрополиях. Господствует трупоположение. Несколько реже встречается захоронение кремированных остатков, причем само сожжение могло производиться как на месте погребения, так и на стороне — в специально отведенных местах, вне некрополя.
Погребальные памятники северопричерноморской античности имеют свои особенности в сравнении с остальными зонами античной цивилизации.
С одной стороны, несомненна их связь с обрядовыми нормами метрополии. Так, над могилами ставятся плиты с именами погребенных, надгробия с героизированными рельефными изображениями умерших или их статуи. Часто используются деревянные гробы, а также деревянные или каменные саркофаг
В целом же северопричерноморские античные погребальные сооружения различны. Обычно хоронили в ямах или фамильных склепах.