Главная страница
Навигация по странице:

  • Мараканды (древнее название Самарканда)

  • Старая Ниса служила царской резиденцией.

  • 50. Археология кушанского и раннемусульманского периодов Средней Азии.

  • Во время раскопок крепости Топрак-кала найдено около ста текстов на глине, дереве и коже

  • Пенджикент был поздним согдийским городом, погибшим в результате арабских завоеваний.

  • Археология. арх. 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология


    Скачать 0.92 Mb.
    Название1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология
    АнкорАрхеология
    Дата20.02.2023
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаарх.docx
    ТипЗакон
    #947079
    страница22 из 33
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   33
    49. Археологические памятники древней Парфии, Бактрии, Маргианы, Согда и Хорезма

    В античную эпоху в низовьях Амударьи лежали земли Хорезма. Древние хорезмийцы жили в современной Каракалпакии, Северной Туркмении и Хорезмийской области Узбекистана. В южных районах Узбекистана и Таджикистана находилась Бактрия, Согдиана — в центральной части Узбекистана и Таджикистана, Парфия и Маргиана — в Южном Туркменистане. Все районы были связаны с бассейнами среднеазиатских рек, с орошаемым земледелием.

    В VII—VI вв. до н. э. в земледельческих районах Средней Азии произошли (по сравнению с эпохой бронзы) изменения в хозяйстве, общественной жизни и культуре. Археологическими материалами зафиксировано расширение зоны ирригационного земледелия на основе искусственного орошения. На развитие местной культуры оказали влияние следующие события. В VI—IV вв. до н. э. районы Средней Азии были под влиянием древнеперсидского (ахеменидского) царства. В конце IV в. до н. э. эта держава пала в результате завоевания Александром Македонским. В районах Средней Азии наблюдался расцвет местной культуры при заметном греческом влиянии. С III в. до н. э. большая территория Средней Азии входила в состав Парфянского царства, а с I в. н. э.— в состав огромной Кушанской державы. В IV—VII вв. территория Средней Азии находилась под влиянием сасанидов, их сменили арабы, распространив здесь в VII—XII вв. мусульманство. В XII в. земли Средней Азии были завоеваны монголами.

    Рассмотрим отдельно каждый из районов. В Хорезме ирригационная система охватывала всю дельту Амударьи. На правом берегу открыты Кой-Крылган-калинский и Джанбас-калинский магистральные каналы. От них перпендикулярно отходили многочисленные средние и мелкие каналы, подававшие воду непосредственно на поля. В IV в. до н. э. площадь орошаемых земель в низовьях Амударьи и Сырдарьи составляла приблизительно 3,5 млн га. Здесь выращивали просо, пшеницу, ячмень, в садах разводили абрикосы, сливы, персики и виноград, бахчевые культуры и кунжут. Масштабы ирригационного хозяйства свидетельствуют о привлечении массы рабочей силы.

    В низовьях крупных каналов и притоков Амударьи существовали поселения, где жили древние земледельцы. Эти поселения имели вид крепостей. Наиболее крупными были крепости Джанбас-кала, Кой-Крылган-кала, Топрак-кала.

    Раскопанные поселения относят к эпохе расцвета Персидской державы. Типичным для той поры является Кюзелигырское городище с крепостными стенами из сырцового кирпича, достигавшими 4 м ширины, и внутрикрепостными жилыми постройками. В центре его находилось большое здание, центральный зал которого занимал площадь 285 кв. м. Оно выглядело величественно и парадно. Наличие двух совершенно различных типов жилищ — небольших, похожих на крепостные казематы помещений и огромного дворца — свидетельствует о существовании имущественного неравенства. Обилие керамики и огромное количество бронзовых наконечников стрел скифского типа датировано VI в. до н. э.

    Городище Калалы-гыр (его считают резиденцией ахеменидского наместника конца V — начала IV в. до н. э.) — крупнейшее по своим размерам. Стены огромной, почти прямоугольной крепости имели множество башен. Крепостные ворота были замаскированы сложным лабиринтом коридоров. Внутри крепости располагалось дворцовое здание площадью около 10 500 кв. м, которое было сложено из громадных глиняных блоков. Парадный зал украшали колонны с капителями в виде головы орла. Этими деталями дворец напоминает постройки Персеполя и Экбатан.

    Материальная культура Хорезма, освободившегося из-под власти Персии в IV в. до н. э., характеризуется сочетанием местных традиций и греческого влияния. Широкое развитие получает орошаемое земледелие. Оросительные каналы в античную эпоху занимали в Хорезме площадь больше, чем сейчас.

    В Средней Азии были широко распространены терракотовые статуэтки. Среди них встречаются изображения божества виноделия, своего рода хорезмийского Диониса, в виде обнаженного мужчины с кистью винограда и садовым ножом в руках, а также богини плодородия в виде женской фигуры в богато орнаментированных пышных одеждах. В руке богиня обычно держит плод граната, чашу для вина или миниатюрную амфору.

    Классическим памятником античного времени является раскопанная крепость Кой-Крылган-кала. Это своеобразное цилиндрическое сооружение, обнесенное снаружи круглой стеной с девятью башнями. За стеной располагались комнаты, в которых, судя по находкам, жили слуги, рабы и размещались складские помещения. В ряде комнат сохранились хумы — огромные сосуды, украшенные полихромным спиральным орнаментом в виде рядов опоясывающих полос или закрашенных красной краской треугольников. Хумы использовались для хранения вина или зерна. Известны глиняные кувшины с ручками, увенчанные головами львов, и керамические ритоны для вина. Своеобразие хозяйственной утвари в Средней Азии выражено так называемыми вьючными флягами для перевозки жидкостей на верблюдах и ослах.

    В крепости Кой-Крылган-кала обнаружено несколько древних надписей III — начала II в. до н. э., написанных тушью арамейскими буквами.

    Погребения античного времени в квадратных глиняных ящиках-ассуариях, увенчаны скульптурными изображениями людей в натуральную величину. В них погребали кости умерших.
    Наиболее ранние города античного типа возникли в Маргиане. Здесь в долине р. Мургаб, земледельческие оазисы существовали еще в начале I тысячелетия до н. э. Центром этих оазисов были поселения-крепости Яз-депе и Арват-депе. В ходе раскопок в Яз-депе установлено, что город занимал 16 га, имел мощную цитадель, возвышавшуюся на платформе из сырцового кирпича. Внутри цитадели находилось монументальное здание из вытянутых в четыре ряда узких помещений в виде коридоров со сводчатыми потолками и большим прямоугольным залом. Здание, очевидно, было дворцом местного правителя. Рядом располагались различные хозяйственные постройки. Помимо предметов быта, фрагментов посуды встречаются бронзовые наконечники стрел, ядра для пращи, сделанные из обожженной глины и отшлифованных камней.


    В VIII в. до н. э. южные районы Средней Азии и современного Афганистана входили в состав Бактрии. В 329 г. до н. э. земли Бактрии были завоеваны армией Александра Македонского. Самобытная культура, насчитывавшая в Средней Азии несколько столетий, столкнулась с новым культурным миром Древней Греции, имевшим иную основу, иные традиции. Волна эллинизма не могла не оставить следа: приток греческого населения, развитие ремесла, торговли, строительство новых городов — явления этого периода. В коллекции греко-бактрийских археологических материалов много монет с изображением на оборотной стороне богов и героев греческого пантеона. Тем не менее во время раскопок поселений встречается посуда не греческого, а местного производства.

    К северу от городов Бактрии, в самом центре Средней Азии лежала древняя страна Согд, или Согдиана, раскинувшаяся на землях, которые орошали воды Заравшана. Согдиана упоминается в клинописных текстах персидских царей, сочинениях греческих и арабских авторов. По свидетельству этих источников, здесь жили искусные земледельцы, ремесленники и купцы, замечательные музыканты и танцоры. В начале нашей эры согдийский язык распространился от Хорезма до Северной Индии и Монголии. Культурно-историческая роль согдийской письменности велика. От нее ведет свое происхождение уйгурский алфавит, который, в свою очередь, составил основу монгольского письма.

    Культура древней Согдианы еще во многом остается неизученной. Ее древняя столица Мараканды (на окраине современного Самарканда) — современное городище Афрасиаб. Наиболее ранние материалы этого памятника датированы VI—IV вв. до н. э. В основном это глиняная посуда и предметы из железа: серпы с втулкой для насаживания на деревянную ручку и лопатки. На севере Афрасиаба обнаружена часть крепостной стены IV—III вв. до н. э., которая, видимо, была разрушена при осаде города греко-македонской армией. Однако господство греко-македонцев в Согде было мимолетным. Это подтверждают монеты с изображением согдийских правителей. К тому же в археологическом материале почти не чувствуется эллинистического влияния. Местный характер носят посуда и великолепные терракотовые статуэтки. Среди них много фигурок женщин: скорее всего, они олицетворяли покровительницу семейного очага. Фигуры плотно закутаны в тяжелые одежды, их застывшие лица суровы. Известны образцы, возникшие под влиянием греческой культуры. Таковы, например, скульптурные изображения головы Медузы-Горгоны и головы воина в коринфском шлеме.

    Согд располагался в центре торгового пути, проходившего от границ Римской империи до Китая. Здесь останавливались богатые купцы, оседали товары. В Согдиане найдены египетские подвески и амулеты, римские терракотовые светильники, глиняная модель, изображающая обнявшихся за плечи трех граций, и т. д. Наличие торговых связей подтверждает обнаруженный около г. Ура-Тюбе клад — триста серебряных римских монет II в. до н. э.

    В первые века н. э. вокруг Мараканды (древнее название Самарканда) возникло несколько десятков укрепленных усадеб, в которых проживали согдийские аристократы. Одна из таких усадеб — Тали-Барзу — хорошо изучена. В центре усадьбы открыт дом, выстроенный на специальной платформе. Здание было укреплено башнями и снабжено бойницами. Усадьбу окружала прямоугольная стена. В культурном слое найдены сосуды-вазы на широкой ножке, кувшины, расписанные крупными красными кольцами, изящные краснолощенные кувшинчики и другие предметы роскоши.

    В Южной Туркмении и соседнем Северо-Восточном Иране находились земли Парфии. Парфия издревле была центром культуры древних земледельцев. В VI—IV вв. до н. э. она, как и другие земли Средней Азии, входила в состав Персидской державы. В середине III в. до н. э. в Парфии установилась власть местной династии Аршакидов (по имени царя Аршака). В период расцвета государства парфянские правители подчинили Иран, Месопотамию, Афганистан и Армению. Огромное царство было грозным соперником Рима на Востоке.

    Северные земли древней Парфии лежат на территории Туркменистана. Только в районе Ашхабада известно свыше сорока древних поселений, содержащих слои парфянского времени. Очевидно, одной из столиц Аршакидов была Ниса около Ашхабада. Под развалинами погребены два города: один назывался Новая Ниса, это собственно город, другой — Старая Ниса — крепость с дворцами и храмовыми постройками. Новая Ниса — многослойное поселение. Слой парфянского города здесь обнаружен под поздними напластованиями. Старая Ниса была заброшена еще в древности и целиком относится к парфянскому времени.

    Старая Ниса служила царской резиденцией. За мощной крепостной стеной археологами обнаружены остатки монументальных храмов, дворцовый комплекс, царская с глухим внутренним двором. Среди строений дворца центральное место занимал большой парадный зал. Его перекрытие поддерживали четыре восьмиметровые колонны. Внутреннее устройство зала несет на себе черты эллинистических традиций: капители колонн, поддерживавших своды, пышно украшены терракотовыми лепными листьями, так же, как колонны в классической Греции. Вверху зала шел фриз из терракотовых плит с изображениями эмблем, выполненных в традициях эллинистического искусства: парфянский лук, полумесяц, якорь, палица Геракла, маска льва и другие знаки. Стены были украшены крупными глиняными скульптурами, установленными в нише второго яруса.

    Рядом с тронным залом располагалась сокровищница и винные склады. Двери сокровищницы были заложены кирпичом и опечатаны. Стены и опечатанные двери так и остались нетронутыми, но несмотря на это ценности подверглись разграблению еще в древности. Наиболее ценное было унесено, но в углах сохранились обломанные ручки серебряных сосудов, бронзовые фигурки, серебряные монеты, ритоны из слоновой кости, из которых были вынуты драгоценные камни. Найденные вещи относятся к III—I вв. до н. э., т. е. к периоду расцвета Парфянского государства.

    Среди уцелевших сокровищ больше всего предметов из слоновой кости: шкатулки и ритоны в виде рога, греческая скульптура крылатого сфинкса, изящные статуэтки Эрота, Афины и орла. Произведения местных мастеров создавались с учетом особенностей восточного искусства. Наглядным примером соединения художественных стилей служат ритоны.

    Отдельную группу предметов сокровищницы составляют мраморные статуи, выполненные в греческой манере. Лучше других сохранилась статуя богини, задрапированной в ниспадающие одежды. Образец совершенства — статуя обнаженной женщины с классически строгим и немного задумчивым лицом и великолепно моделированным телом. Скульптура, судя по всему, была привезена из Греции.
    Старая Ниса являлась важным административным центром Северной Парфии, сюда стекались продукты со всей сельскохозяйственной округи. Вскрыты подвалы с хумами, обнаружены тексты, согласно которым производился учет продуктов и вина. Склады Нисы могли хранить большое количество продукции виноделов.


    Тексты в Парфии писали черными чернилами кистью на глиняных черепках от больших сосудов, на которых делали предварительные «черновые» записи. Свыше двух тысяч черепков с надписями местным парфянским письмом или на греческом языке найдено во время раскопок. На черепках обозначено, сколько вина, в каком году и из какого района привезено. В документах упоминается семнадцать сельскохозяйственных районов и десять отдельных селений, что позволяет предположить о существовании вокруг Нисы довольно обширной сельскохозяйственной округи.

    На северо-восточной окраине государства располагался город Мерв, обнесенный мощной четырехугольной стеной с более чем сотней башен. Во внутренней застройке города заметна социальная дифференциация его обитателей. Особняком от богатых домов рабовладельцев размещались небольшие домики ремесленников, где рядом с жильем находились мастерские. За городской стеной простирались обширные сельские усадьбы с бахчами, виноградниками и садами. Сельский пригород был также обнесен глинобитной стеной с воротами.

    50. Археология кушанского и раннемусульманского периодов Средней Азии.

    История народов Средней Азии в эпоху средневековья делится на два больших периода. До завоевания арабами Средняя Азия находилась под влиянием могущественной Кушанской империи с ее буддизмом. В начале I тыс. н. э. Кушанская империя включала Северную Индию, территорию современного Афганистана и часть Средней Азии. Поворотным событием средневековой истории народов Средней Азии было арабское завоевание в IX в. и распространение мусульманства.

    К кушанскому периоду (I—III вв.) относится дворец правителей Хорезма — Топрак-кала. Он представляет собой огромный замок с тремя башнями. Стены замка сохранились, их высота 25 м. По углам возвышались большие квадратные башни, внутри которых размещались жилые помещения. Во дворце было множество различных строений. Расчищена группа парадных залов, в том числе огромный «зал царей», в котором на высоких, примыкавших к стенам суфах для отдыха возвышались скульптурные группы, изображавшие царей Хорезма в окружении родных и богов-покровителей. Вход во внутренние помещения дворца шел через небольшой «алебастровый зал», имевший тоже парадный вид. Их стены украшали пышные горельефные изображения царя. С другой стороны «алебастрового зала» был расположен так называемый зал темнокожих гвардейцев, где представлены скульптуры темнокожих воинов в железных чешуйчатых панцирях и высоких головных уборах. В южной части дворца находился гарем и другие помещения. Стены гарема также украшали великолепные росписи. Целый комплекс помещений дворца-крепости занимал арсенал, где находились мастерская по производству луков, склады оружия и военного снаряжения.

    Во время раскопок крепости Топрак-кала найдено около ста текстов на глине, дереве и коже. Некоторые из них датированы началом III в. Интересные сведения о правителях Хорезма дает и нумизматический материал, собранный на поселениях.

    Пенджикент был поздним согдийским городом, погибшим в результате арабских завоеваний. Он располагался в долине Заравшана. Раскопки города по-настоящему начались только в 40-х годах XX в. Укрепленное поселение Пенджикент возникло в V в., а в VII — начале VIII в., как показывают раскопки, город переживал период расцвета. Очевидно, уже в начале VII в. он стал Центром отдельного согдийского владения.

    Планировка. В центре города, за крепостной стеной находилась площадь с двумя храмами, а за ней тянулся огромный массив строений. Около цитадели были разбросаны усадьбы пенджикентского пригорода, а далее к югу — погребальные склепы. В пригороде открыты винодельни, стекольная мастерская, хозяйственные дворы.

    Храмы на центральной площади города были обращены входом на восток, навстречу лучам восходящего солнца. Каждый храм имел три входа, которые были оформлены красивыми глиняными рельефами. Большой открытый двор в центре храма ограждали глухие стены с расположенными внутри них помещениями. Вдоль внутренних стен двора тянулись высокие суфы для отдыха, прикрытые сверху навесами. В центре двора имелся водоем, обсаженный деревьями. Стены покрывала красочная роспись.

    Самое ценное в Пенджикенте — это эпические полотна согдийской живописи. Например, на левой южной половине одного из храмов располагалась тематическая композиция — водная стихия с пенистыми гребнями волн, раскрашенных в синий цвет. В воде изображены человеческие фигуры, рыбы, дельфины и огромное морское божество Нептун, встающий из воды с трезубцем в руках. Здесь же могучий тритон и фантастическое существо с телом человека и плавниками вместо ног. На первый взгляд ВАпросто невероятно в песках Средней Азии встретить изображение морской пучины. Однако существует преемственность этого сюжета в средневековом искусстве Средней Азии с кушанским искусством Индии. Образцом сюжетной живописи является и сцена оплакивания умершей женщины. В центре композиции погребальный шатер с усопшей. Вокруг него истязают себя толпы плакальщиц и плакальщиков, причем женщины и мужчины стоят двумя отдельными группами. Они рвут на себе волосы, надрезают уши, царапают щеки. Люди различаются по внешнему облику: одни светлокожие с овальными лицами (согдийцы), другие желто-коричневого цвета, с подчеркнуто выступающими скулами и удлиненными раскосыми глазами. Над людьми, значительно превосходя их по размерам, нарисованы мужские и женские божества с нимбами вокруг головы. Оплакивают, судя по всему, знатную особу, а может быть, героя какого-нибудь местного культа.

    Богатая настенная роспись украшала не только стены храмов, но и жилые помещения. Образец настенной живописи, где юноша и девушка едут верхом на конях, пленяет своим изяществом и лаконичностью. Он выполнен на матово-красном фоне черной и белой красками. В доме знатного пенджикентца изображения выполнены на лазурном фоне. Высота живописной стены более 3,5 м. Она разделена на три сюжетных яруса, отделенных друг от друга поясом крупных белых полос, нанесенных по черному фону. Сцены на нижнем ярусе бордюра повествуют о подвигах какого-то сказочного богатыря. Герой верхом на гнедом коне едет во главе дружины. Затем он предстает вступившим в единоборство с другим всадником. В двух других сценах богатырь сражается с фантастическим чудовищем — крылатым драконом с головой льва, телом змеи и человеческими руками, из ран чудовища вырываются языки пламени. В одном из углов изображена поразительно динамичная сцена борьбы со свирепыми демонами-дивами, персонажами многих среднеазиатских сказок. На 340 головах у дивов рога, у них козлиные бороды и козлиные ноги с копытами. Двое из демонов, натянув луки, стремительно летят в бой на крылатой колеснице.

    Искусство Пенджикента ярко и самобытно, одновременно реалистично и сказочно по сюжету и свидетельствует о высоком уровне развития кушанской культуры Средней Азии.
    Пенджикент — не единственный город с замечательной настенной живописью. Большое научное значение имеет
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   33


    написать администратору сайта