Главная страница

Археология. арх. 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология


Скачать 0.92 Mb.
Название1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология
АнкорАрхеология
Дата20.02.2023
Размер0.92 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаарх.docx
ТипЗакон
#947079
страница24 из 33
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33
Часть поселений боршевской культуры расположена на территории скифских городищ — славянское население использовало сооруженные в раннее время укрепления.

Отличие этой культуры от роменской незначительно. В первую очередь это связано с домостроительством: полуземлянки боршевцев отапливались печами-каменками или печами, сделанными из камней и глины.

Погребальный обряд боршевской культуры — трупосожжения на стороне с захоронением под курганной насыпью. В отличие от роменских курганов, часть боршевских имеет более сложное устройство. Например, в Воронежской области. Кроме глиняных сосудов-урн в этих же камерах найдены сопроводительные сосуды, видимо, с напутственной пищей. Вокруг домовин устанавливались кольцевые оградки из деревянных столбиков. Однако большинство боршевских курганов имеют обычное устройство, а остатки кремаций расположены в урнах или просто ссыпаны кучкой на поверхности погребенной почвы.

Поселения и курганы с боршевским материалом отмечены и на верхней Оке. Для верхнеокских курганов характерно наличие остатков обугленных деревянных камер-домовин. В той же части ареала известны и поселения VIII-Х вв., видимо, также оставленные славянами.

Предполагают, что на территории, занятые балтскими племенами в VIII в. проникают группы славянского населения откуда-то с юго-запада.

Древнерусские вятические курганы XI — начала XII в. (кроме верхнеокского региона, где отмечены ранние курганы с трупосожжениями) исследованы в бассейне Оки до впадения в нее р. Москвы и далее в ее бассейне. Вероятно, в XI в. вятичи из Верхнеокского региона начали активно расселяться на северо-восток и север. Постепенно славяне продвигаются на земли, занятые восточно-финскими племенами, часть которых является потомками племен позднедьяковской культуры, — так складывается территория, очерченная летописцем как земля вятичей.

53.

Славяне лесной зоны Восточной Европы.

Предполагают, что в VIII в. происходит постепенное продвижение некоторых групп славянского населения из районов Верхнего Днестра на северо-восток, на левый берег Днепра и на территорию бассейна р. Десна, где формируется население, которое летописец называет радимичами. Поселения этой территории изучены слабо. Особенностью радимического ареала является преобладание курганов с трупосожжениями, совершенными на месте возведения насыпи на специально сооруженной подсыпке. Характерны безурновые индивидуальные погребения, практически лишенные каких-либо предметов. Изредка встречаются остатки стеклянных бус, проволочные височные колечки, фрагменты лепных сосудов. Форма сосудов близка роменско-боршевским. Определить точную дату радимических курганов с сожжениями трудно — на основании аналогий обряду и немногочисленным находкам они обычно относятся к IX-X вв.

Часть восточнославянских племен — кривичи и словене новгородские — помещены Повестью временных лет на обширных пространствах лесной зоны, включающих в первую очередь территории Верхнего Поднепровья, Подвинья и Верхнего Поволжья, Приильменья. В связи с ранней историей кривичей и

словен, как правило, рассматриваются две археологические культуры, относящиеся в основном ко второй половине I тыс. н.э. — это культура длинных курганов и культура сопок.

Культура длинных курганов

В VI-VIII вв. на территории от Псковского озера и до Верхней Волги распространяются удлиненные валообразные погребальные памятники — длинные курганы. Длинные курганы распространились на территории, занятой в предшествующее время финскими и балтскими племенами, которые в основном имели грунтовые могильники. Наиболее ранние длинные курганы датируются V-VII вв. и часть из них находится в районе Псковского озера. В VIII-IX вв. обычай сооружать длинные курганы появляется и распространяется дальше на юг и юго-восток до Верхней Волги.

По некоторым особенностям выделяют культуру псковских длинных курганов и смоленско-полоцких длинных курганов. Общий период существования VI — начало X в.

Большинство длинных курганов, расположено небольшими группами на склонах и в поймах рек. На всей очерченной территории эти памятники характеризуются обрядом сожжения на стороне и несколькими захоронениями на разных уровнях внутри одной насыпи, очень незначительным числом находок инвентаря, пострадавшего в огне погребального костра.

Как выяснилось, длинную форму курганы получали во многих случаях потому, что возводились в несколько приемов, т.е. к совершенному ранее захоронению последовательно добавлялись более поздние. Длинные курганы, таким образом, являются коллективными усыпальницами. Число захоронений в длинных курганах колеблется от одного-двух до двух десятков. Урновые погребения наиболее характерны для смоленских и полоцких длинных курганов.

На окраинах ареала длинных курганов встречены отдельные насыпи, датированные Х в. Поселения, соответствующие длинным курганам, изучены слабо. Обычно это селища незначительной площади, расположенные по краю возвышенных берегов. Основную часть найденного материала составляют фрагменты лепных сосудов. Находки украшений достаточно редки.

Все глиняные сосуды культуры длинных курганов сделаны вручную. Формы этих сосудов имеют аналогии среди керамики прибалтийско-финского населения, например, сосуды баночной формы.

Вещевой инвентарь из длинных курганов в зависимости от территории распространения делится на три группы:

  1. встречаемые повсеместно предметы — разноцветные стеклянные бусы в небольшом количестве, металлические пряжки простой формы, металлические накладки от поясов, немногочисленные бронзовые проволочные или пластинчатые браслеты и перстни, подковообразные небольшие фибулы, ножи, шилья и глиняные пряслица;

  2. предметы, встреченные в псковских курганах (на территориях, прежде занятых прибалтийскими финнами), — бронзовые бляшки или подвески колпачковидной или полусферической формы;

  3. предметы, встреченные в смоленско-полоцких курганах, — детали женского головного убора балтских племен — бронзовые прямоугольные обоймы и спиральки от вайнаги — головного венчика, серповидные височные кольца (иногда украшенные дополнительно трапециевидными подвесками), колоколовидные и трапециевидные подвески, круглые бляхи, проволочные биспиральные украшения.

Орудия труда или предметы вооружения встречены в единичных случаях (серп, наконечник копья).

Многие длинные курганы расположены в составе могильников вместе с круглыми курганами более позднего времени. Это является одним из аргументов в пользу отнесения их к единой славянской культуре. По всему ареалу длинных курганов с конца IX в. распространяются круглые курганы с индивидуальными сожжениями, которые сооружаются вплоть до рубежа X-XI вв. В круглых курганах в раде случаев найдены вещи, аналогичные находкам из длинных курганов: серповидные височные кольца, трапециевидные подвески, стеклянные бусы тех же цветов, лепная керамика. В нескольких курганах с трупосожжениями X в. обнаружены браслетообразные проволочные височные кольца, которые с XI в. распространяются довольно широко и служат этнографическим признаком кривичского костюма.

Поселения культуры длинных курганов изучены недостаточно, данные по ним носят в основном разведочный характер. Одним из наиболее исследованных памятников является Изборское городище вблизи Пскова, однако история его возникновения и развития понимается авторами по-разному.

Это городище возникло в VIII в. на высоком труднодоступном мысу, с напольной стороны из плотной глины возведен вал и ров. На небольшой площадке городища располагались жилые наземные срубные дома с деревянными полами и глиняной печью, расположенной в одном из углов. В конструкции печей прослежены некоторые особенности, связанные с различными традициями: балтской (печи на каменном основании) и славянской (целиком из глины с использованием деревянных каркасов). Постройки имели срубную конструкцию и глинобитные полы, отапливались наземными очагами, устроенными из песка, глины и камней. Подобные сооружения открыты еще на двух поселениях, связанных с населением псковских длинных курганов, — на Псковском городище и городище Камно.

Культура длинных курганов состоит из различных по происхождению элементов, объединенных рядом общих черт. По некоторым данным, проникновение славянского населения на эти территории было неоднократным и происходило волнообразно.

Значительная часть ареала длинных курганов соответствует территории, населенной племенем кривичей, — междуречье Западной Двины и Днепра, Смоленское Поднепровье, Витебско-Полоцкое течение Западной Двины и районы Псковского озера. Летопись называет на этой территории города кривичей: Полоцк и Смоленск. Формирование кривичей происходило в бассейне р. Великой и Псковского озера, а также в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье.

Культура сопок

В VII-VIII вв. в основном на территории бассейна озера Ильмень распространяются сопки — высокие крутобокие погребальные насыпи, резко отличающиеся от всех известных курганов этого времени. Отдельные сопкообразные насыпи встречаются в бассейнах рек Западной Двины, Великой и Мологи. Наиболее поздние захоронения в сопках относятся к IX в.

Сопки обычно располагаются цепочкой вдоль берега реки или озера. Насыпи содержат остатки нескольких сожжений, совершенных на стороне, т.е., как и длинные курганы, они являются коллективными усыпальницами.

Захоронения в сопках располагаются ярусами, которые условно определяются как верхний, средний и нижний. Больше всего захоронений находится в верхней части насыпи. Одна сопка может содержать более 10 захоронений. Более 70% погребений в сопках не имеют инвентаря.

Важной частью конструкции сопок является кольцо в основании, сложенное из валунов. Оно имеет ритуальный смысл и сооружалось раньше насыпи. В некоторых случаях остатки сожжений перекрыты каменными вымостками.

Еще одна особенность погребений в сопках — это наличие кальцинированных или необожженных костей животных, чаще всего лошадей.

Основным типом поселений культуры сопок были селища небольшого размера, но исследованы они недостаточно. Селища расположены вдоль рек с широкими долинами и пологими береговыми террасами, т.е. на землях, удобных для подсечно-огневого земледелия. Полностью исследованы селища IX в. в Поволховье Золотое Колено и Новые Дубовики. Здесь раскопаны остатки наземных срубных жилищ с печами-каменками в углу.

С культурой сопок связывают возникновение таких поселений, как Старая Ладога и Рюриково Городище. Наиболее ранние слои Старой Ладоги относятся к середине VIII в., Рюрикова Городища — к середине IX в.

В Старой Ладоге открыты постройки 2-ух типов: обширные с открытым очагом посередине и небольшие срубы с печью в углу.

Материалы сопок указывают на то, что в процессе славянского расселения на территории бассейна оз. Ильмень славяне взаимодействовали здесь с местным населением — потомками носителей археологических культур раннего железного века. Сопки можно считать памятниками смешанного славяно-финского населения.

Существует две точки зрения на пути проникновения славян в эти районы Согласно одной из них, славяне постепенно продвинулись сюда с юга, из Поднепровья. Однако верхнеднепровские памятники не дают аналогичных сопкам материалов. Согласно другой точке зрения, славяне пришли из районов нижней Вислы и Одры, т.е. Поморья. На это указывают некоторые данные языкознания и антропологические материалы более позднего времени. Археология пока не располагает данными, которые позволили бы достаточно убедительно проследить пути расселения славян на территории Новгородчины.

На смену сопкам в Х в. приходят круглые курганы с трупосожжением особенно распространенные в тех же ареалах. Характерной чертой этих курганов, указывающей на их связь с сопками, является валунное кольцо в основании.

Большинство круглых курганов содержит по одному-два захоронения, совершенных в верхней части насыпи. Вероятно, погребения помещались в уже сооруженную насыпь. В подавляющем большинстве погребений никаких вещей не найдено. Территория распространения сопок и возникших в значительной степени на их основе круглых курганов с сожжением, а затем — трупоположениями в пределах Северо-Запада Руси соответствует в основных чертах территории обитания племени новгородских словен.

54. Археология балтов и финно-угров.

Археология балтов.

Исконными древними этническими образованиями на западе территории были балты, занимавшие территорию юго-восточной Прибалтики, включая значительную часть бассейнов Немана и Западной Двины.

Археологические памятники средневековых балтов представлены в основном тремя группами: латышской, литовской и западнобалтской. В ходе накопления материала удалось связать латышские археологические памятники с тремя этническими группами: латгалами, селами и земгалами, образовавшими латышскую народность. На территории Литвы археологические памятники удается в ряде случаев связать с аукштайтами, литвой и жемайтами, а в юго-западной Прибалтике — с пруссами, куршами, ятвягами и скалвами.

Важнейшими археологическими памятниками являются грунтовые могильники второй половины I — начала II тысячелетия н. э. Хоронили в продолговатых могильных ямах, в вытянутом положении. Интересно, что погребения мужчин и женщин имеют разную ориентацию: женщины — головой на юго-запад, а мужчины — на северо-восток. В погребениях мужчин встречаются топоры, ножи, втульчатые и черешковые наконечники копий, а в более поздних погребениях IX—XII вв. — железные мечи и подковообразные застежки. В женских погребениях — головные украшения из бронзовых спиралей, колечек, нашитых на налобную ленту, бронзовые булавки и шейные гривны. В поздних погребениях значительно увеличивается количество бронзовых украшений.

Аукштайтам принадлежит значительное количество городищ и грунтовых могильников. Ранние погребения совершались по двум обрядам: кремация и трупоположение. С VII в. в могильниках преобладают погребения остатков совершенных на стороне трупосожжений. Инвентарь немногочисленный. Обычно это металлические украшения. Орудия труда и оружие встречаются очень редко. В поздних погребениях рядом с могилой человека хоронили коня, часто вместе с богато украшенной сбруей.

В юго-восточной части современной Литвы и частично Беларуси проживала средневековая литва, давшая название литовской народности. Исследование археологических памятников на этой территории началось еще в конце прошлого века. Основными археологическими памятниками являются так называемые восточнолитовские курганы и поселения. В курганных насыпях, иногда близко от поверхности, встречаются погребения костей, сожженных на стороне. В ранних мужских погребениях обычно присутствуют предметы вооружения, а в погребениях конца I — начала II тысячелетия н. э. оружие встречается очень редко. В ранних погребениях находят короткие однолезвийные мечи, а в поздних — двусторонние, распространенные на значительной территории Европы. Известны два типа поселений: неукрепленные, где главным образом и жили люди, и городища, основанные еще в I тысячелетии н. э., которые использовались как временные убежища.

По письменным источникам IX—XIII вв. известны три этнонима западных балтов: пруссы, скалвы и курши. Пруссы населяли балтийское побережье от Вислы до Немана. Пруссы жили в прямоугольных в плане жилищах столбовой или срубовой конструкции с очагом в центре. Основание жилищ выкладывалось из камня. На территории обитания пруссов широко известны грунтовые могильники. Они расположены на возвышениях по берегу моря или рек. В грунтовых овальных ямах хоронили остатки кремации, совершенной на стороне. Погребения сопровождают глиняные пряслица, железные ножи, изделия из янтаря, иногда предметы вооружения. Выделяются отдельные богатые по инвентарю погребения с позолоченными и серебряными предметами.

К востоку от пруссов до низовьев Немана жили курши. Ранние могильники середины I тысячелетия н. э. (Курманчяй, Капсиде) имеют каменные сооружения — венцы. Для более позднего времени характерны грунтовые могильники. Типичным для этой этнической группы является обычай класть в могилы миниатюрные сосуды, которые, однако, не повторяют по форме бытовую керамику. Погребения совершались по обряду как трупоположения, так и трупосожжения. Иногда остатки кремации помещались в небольшие деревянные ящики. Известны как неукрепленные, так и укрепленные поселения куршей. Например, поселение в Приедниеки площадью 100 × 20 м было защищено двумя параллельными валами. В поздний период (XIII— XVI вв.) существовали наземные каменные жилища с глинобитными или каменными печами.

1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33


написать администратору сайта