Главная страница

Археология. арх. 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология


Скачать 0.92 Mb.
Название1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология
АнкорАрхеология
Дата20.02.2023
Размер0.92 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаарх.docx
ТипЗакон
#947079
страница20 из 33
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   33

специальные ямы для хранения зерна — грушевидной формы с каменными крышками-плитами.

Есть бесспорные следы развития виноградарства и виноделия — это остатки виноградных плантажей, изображения виноградарских ножей на надгробиях, виноградной лозы на монетах .О том же говорят и находки самих виноградарских железных ножей, и следы массового местного производства пифосов, в которых вино хранилось, и остродонных амфор, в которых его транспортировали. Наличие виноделен подтверждается находками каменных площадок для ножного выдавливания сока, каменных плит-тарапанов, служивших основаниями для прессов, и, наконец, каменных цистерн, в которые стекал сок.

Обязательной частью земельных наделов были огороды и сады. Письменные источники свидетельствуют о том, что древние греки культивировали лук, чеснок, капусту, яблоки, груши, айву, миндаль, смоковницу, каштаны и т.д. Дикорастущие сорта они превращали в садовые путем прививок, а также выводили новые сорта. Обнаружены садовые железные ножи.

На первом месте было разведение мелкого рогатого скота, дававшего мясо, молоко и шерсть. Следующим по важности был крупный рогатый скот — тягловая сила, источник молока, мяса и кожи, шедшей на обувь и доспехи. Активно разводили лошадей, использовавшихся прежде всего как транспортное средство и в военном деле. Кроме того, разводили свиней, а также собак.

Большой размах имело рыболовство, чему есть как письменные, так и археологические свидетельства. Рыбный импорт из северопричерноморского региона очень ценился в греческих метрополиях, а затем и в Римской империи. 

Керамическое производство в северопричерноморских античных колониях достигло высочайшего уровня и существовало как в городах, так и в сельских поселениях. Остатки керамических производств весьма многочисленны. Обнаружены гончарные мастерские, керамический брак, сводчатые двухъярусные печи для обжига керамики, а в Херсонесе, Пантикапее и предположительно в Фанагории — даже специальные ремесленные кварталы. Керамическими стройматериалами и архитектурными деталями были в первую очередь черепица и кирпичи, облицовочные плитки и трубы для водопровода и парового отопления. Из глины также производили акротерии, антефиксы, симы — терракотовые детали кровли и верхних частей зданий, украшенные рельефными изображениями.

Виды сосудов были чрезвычайно разнообразны. Наиболее многочисленны остродонные узкогорлые двуручные амфорытара для перевозки или хранения вина, масла, сыпучих веществ и др. Для кухонных нужд использовались горшки, сковороды, кувшины, миски. Разнообразные столовые сосуды были представлены блюдами, плоскодонными широкогорлыми амфорами, кратерами, пеликами, гидриями, ойнохоями, киликами и т.д.

Археологические источники демонстрируют высокий уровень северопричерноморской античной металлургии как черной, так и цветной. Большинство орудий труда, предметов вооружения, многие строительные детали, почти все скобяные изделия делались из железа и стали.  Основным приемом кузнечной обработки была ковка, но также использовалась термическая обработка, закалка стали, цементация, сваривание железа со сталью для получения лезвий повышенной твердости. Готовые изделия подвергались холодной обработке.

Из меди и бронзы производили орудия труда, оружие (наконечники стрел, панцири, шлемы

Основной метод цветной металлообработки — отливка в формах. Найдены плавильные печи (высокие цилиндрические, в них через глиняные сопла мехами подавался воздух), керамические тигли (для плавления небольших порций).

Уже в VI в. до н.э. в северопричерноморских городах зародилась торевтика — художественная обработка металлов. Золото поступало в Северное Причерноморье скорее всего из Малой Азии, Закавказья, серебро — в первую очередь из Афин. Методы обработки: плавка в тиглях, отливка в жесткие и пластические формы, ковка, волочение проволоки пайка, штамповка, тиснение.С III в. до н.э. практиковалось золочение серебряных и бронзовых изделий с помощью их покрытия ртутным раствором золота. С рубежа III-II вв. до н.э. распространяется инкрустация металлических изделий камнями, цветным стеклом, эмалью (полихромный стиль). Этот стиль достигает своего апогея на рубеже эр.

Хорошо известна и керамика, покрытая черным или красным лаком. Чернолаковая посуда распространилась в северопричерноморских колониях практически с самого начала своего возникновения, причем это были не только привозные сосуды, но и подражающие им местные. Среди чернолаковых были сосуды как сплошь покрытые лаком, так и неполностью лакированные — с сюжетными росписями. Чернолаковые расписные сосуды в VI — начале V в. до н.э. были чернофигурными: на такой вазе фигуры персонажей изображались с помощью черного лака, а детали лица, мускулатуры, одежды при этом прочерчивались резцом. На красных стенках этих ваз на глаз или по трафаретам контурными линиями черного лака очерчивались изображаемые фигуры, после чего черным лаком заливался весь окружающий фигуры фон, тогда как сами фигуры оставлялись красными. Детали лица, мускулатуры, одежды при этом наносились тонкими линиями черного лака, концентрированного или разбавленного до светло-коричневого состояния.

С середины IV в. до н.э. вместо краснофигурной сюжетной росписи практикуется растительный орнамент — одновременно расписной и налепной

В первые века н.э. в Северном Причерноморье появляется собственное стеклоделие. При раскопках ряда городов обнаружены отходы стеклянного производства, а в Юго-Западном Крыму выявлен целый комплекс обжигательных печей, использовавшихся для производства стекла.

Римляне принесли в Северное Причерноморье традицию изготовления оконного стекла.

Как самостоятельные ремесла существовали костерезное дело, кожевенное дело, ткачество, прядение, о чем свидетельствуют находки соответствующих отходов и таких изделий, как многочисленные ткацкие грузики для оттягивания нитей на станках, пряслица веретён, остатки мебели, игрушечные модели деревянных повозок и др.

Производился активный выпуск монет. В течение всей античной эпохи свою монету выпускали 4 северопричерноморских города: Ольвия, Херсонес, Пантикапей и Тира. Монетные кружки первоначально отливались в формах, а затем на них путем чеканки штемпелями наносились изображения и легенды. Изображения на монетах в типологическом и стилистическом отношениях претерпевают те же изменения, что и во всем античном мире. При этом в период римского влияния местная монетная система ориентируется на римскую систему.

Особое место в монетном деле занимает Ольвия: в начале истории этого полиса здесь ходила крупная круглая медная монета ,которая не чеканилась, а полностью отливалась в двусторонних формах. Также в Ольвии в ранний период отливались совершенно оригинальные монеты в виде бронзовых дельфинчиков и стрелок. Но в IV-III вв. до н.э. крупные литые медные монеты постепенно вытесняются более удобными небольшими чеканенными монетами из серебра и золота

Высокого уровня в Северном Причерноморье достигла монументальная живопись. Обнаружены росписи стен жилых зданий и погребальных склепов. Персонажи сюжетных росписей весьма разнообразны: это боги, люди, животные, растения. Используются различные геометрические детали. Многообразны и сами сюжеты — это пейзажи, мифологические сцены, жанровые и батальные сцены. В памятниках античных государств Северного Причерноморья известна как привозная, так и местная скульптура. Привозная монументальная скульптура была в основном мраморной. Вместе с тем в IV—II вв. до н.э. наблюдается расцвет местной монументальной скульптуры. Это как круглая скульптура — изображения богов, портреты местных жителей и т.д., так и рельефы на мраморных фризах храмов, на которых помимо изображений религиозных процессий демонстрировались растительные и зооморфные мотивы. Местные черты проявляются порой в излишней детализации, порой в некотором нарушении пропорций и в статичности персонажа.

Религиозные культы находят непосредственное археологическое отражение не только в храмовой архитектуре, но и в изображениях богов на монетах, в монументальной скульптуре. Первоначально в данном регионе был типичный греческий пантеон, однако постепенно здесь формируются специфические черты культовой системы колоний. К этим особенностям относится прежде всего почитание Ахилла Понтарха и богини Девы, в основе которого лежат варварские культы, переработанные греческими поселенцами. Это происходит как в силу тесного контакта с местным варварским миром, так и под влиянием общей тенденции религиозного синкретизма, возникшей в эллинистический период. Затем, в период сарматизации региона, везде и особенно в Боспорском государстве распространяются синкретические культы, наиболее характерным из которых был культ Верховного бога.

46. Археология Урарту

Период наивысшего подъема Урарту. В середине XIX в. на скале, на берегу оз. Севан, была обнаружена первая урартская надпись, сделанная по приказу царя Русы I, жившего в VIII в. до н. э. Позднее близ Еревана на холме Кармир-Блур был найден обломок плиты с урартской надписью, где упоминалось имя одного из последних урартских царей. Дальнейшие поиски привели к открытию в этом месте укрепленного города Тейшебаини, построенного при царе Русе II приблизительно в 675—650 гг. до н. э. Многолетние раскопки позволили воспроизвести картину хозяйственной и политической жизни этого города. В центре - сложенная из громадных, грубо обработанных камней и глиняных блоков крепость площадью около 4 га. Вокруг нее лежали городские кварталы с одинаковыми каменными домиками. В цитадели были обнаружены развалины дворца наместника. Дворец представлял собой огромный комплекс строений, возведенных из сырцового (необожженного) кирпича. Он был расположен уступами на склоне холма и состоял более чем из ста комнат. Лучше всего сохранились дворцовые кладовые. В них были найдены произведения урартского искусства: декоративно украшенные изображения львов и быков, бронзовые щиты царей Аргишти и Сардури, металлические шлемы, колчаны с барельефными изображениями всадников и коней, запряженных в колесницы. На шлеме, найденном в Урарту, изображены священные деревья, рядом стоят боги в рогатых шлемах, а за ними — всадники и боевые колесницы. Среди прочих предметов множество чаш с надписями и привозные украшения из Ассирии и Египта. Большое количество сохранившихся глиняных табличек с клинописными текстами наводит на мысль, что в крепости хранился клинописный архив. Вероятно, на холме Кармир-Блур располагался административный центр северной части страны, крепость, в которой жил наместник и находился военный гарнизон.

Город был не только административным и военным, но и хозяйственным центром. В огромных кладовых, в специально вделанных в пол громадных сосудах хранились большие запасы пшеницы, ячменя, проса, фруктов. В одном из подвалов обнаружены сосуды со специальными соломенными фильтрами внутри, служившие, видимо, для варки пива. В отдельной кладовой хранилось вино. Глиняные сосуды для вина поражают колоссальными размерами, емкость некоторых из них доходила до 1500 л. В ходе раскопок найдены и сельскохозяйственные орудия труда: железные серпы и мотыги, грубые зернотерки, состоящие из двух камней, которые заменяли собой жернова, массивные ступы-крупорушки и другой сельскохозяйственный инвентарь.

Вокруг крепости раскопаны жилища, которые дают представление о повседневной жизни. Дома были построены целыми кварталами и состояли из двух-трех помещений. Кровлю поддерживали столбы, внутри имелся глухой дворик, в котором находился врытый в землю очаг. В домах не было почти никакой мебели, что характерно не только для Урарту, но и для всех стран Древнего Востока. Домашнюю утварь составляли в основном глиняные сосуды, в них хранили продукты и мелкие вещи. В каждом доме обнаружены поделки из кости и дерева — ложки, совки и коробочки. Пищу готовили из ячменя, проса, бобовых растений и растительного масла. Широко использовались виноград и изюм. Считают, что в жилищах, расположенных за пределами цитадели, жили ремесленники, воины и рабы.

В Закавказье известны и другие урартские крепости. Остатки двух крепостей сохранились на берегу оз. Севан. Значительная часть государства Урарту находится на территории Турции.

На правом берегу Аракса, на Армавирском холме, был расположен древнейший город Урарту — Аргиштихинили. В его развалинах найдено много клинописных текстов, повествующих о постройке крепостей, храмов, о сооружении оросительных каналов. Строительство каналов имело большое значение, так как земледелие на засушливом Армянском плоскогорье было основано на искусственном орошении. Впрочем, эта черта характерна вообще для древневосточного земледелия, которое во всех странах Древнего Востока развивалось или на заливных прибрежных, или на искусственно орошаемых землях.

Эребуни: местонахождение и время возникновения. При царе Аргишти в 783 г. до н. э. был заложен город Эребуни (Ереван). Остатки древнейших построек Еревана открыты на окраине современного города. Найдена клинописная надпись: «Бога Халда величием, Аргишти, сын Менуа, эту крепость мощную построил, закончил, городом Эребуни назвал, для могущества страны Биайны (Урарту) и на устрашение вражеских стран».

Все известные урартские крепости имели примерно одинаковую планировку: крепость, склады, храм и жилые помещения. В разбросанных по всей стране царских крепостях жили наместники с гарнизонами воинов. Здесь же находились склады оружия, фуража для лошадей, хлеба и другого продовольствия для войска, винные кладовые. В ремесленных мастерских ковали железные доспехи и сельскохозяйственные орудия труда.

Раскопки показали, что урартские города-крепости были центрами ремесла. Наибольшего совершенства достигла обработка металла и изготовление оружия — мечей, наконечников пик и кинжалов, а также шлемов и защитных панцирей. Качественно новым у урартийцев было гончарное ремесло. Глиняную посуду делали на гончарном круге, в то время как соседние народы, находившиеся на стадии первобытнообщинного строя, лепили ее вручную.

Произведения урартского искусства близки к ассирийским. Это объясняется не столько культурным влиянием Ассирии, сколько наличием общей древней основы этого искусства, корни которого уходят в искусство древней Вавилонии. То же можно сказать и об урартской клинописи, в основе которой лежала древняя вавилонская система письма.

Гибуль Урарту. Как государственное и политическое объединение Урарту перестало существовать в VI в. до н. э. в результате экспансии Мидии и завоевательных походов скифов. Эти события подтверждаются археологическими материалами. Например, во время раскопок крепости Тейшебаини найдено огромное количество скифских бронзовых стрел.

Урартское государство сыграло значительную роль в формировании народов Закавказья, и в частности населения Армянского нагорья.

47.Археологические памятники Кавказа в I тысячелетии до н. э.— I тысячелетии н.э.

В конце VII в. до н. э. железо у жителей Закавказья являлось металлом, из которого делали орудия труда и оружие. От урартийцев, очевидно, они восприняли искусство строительства крепостей, храмов, оросительных каналов, навыки садоводства и виноградарства.

В конце IV в. до н. э. на Армянском плоскогорье образовалось несколько государств. Горная область стала называться Малой Арменией. В Араратской долине возникло самостоятельное царство со своей династией правителей. Южные армянские области вошли в державу Селевкидов под названием Великая Армения. Во II—I вв. до н. э. Великая Армения переживала свой расцвет. В это время было окончательно завершено объединение всех ранее разобщенных армянских земель и создано обширное армянское государство.

К сожалению, многочисленные города Армении еще недостаточно исследованы.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   33


написать администратору сайта