Археология. арх. 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология
Скачать 0.92 Mb.
|
бляшек - символов солнца, а также появление обширных погребальных склепов, одинаковых украшений, алтарей и глиняной посуды. Пектораль. Феномен «звериного стиля»: Оно представлено изображениями на каменных стелах - оленных камнях, образами наскального искусства скифской эпохи, искусством из погребальных комплексов и прикладным искусством (орнаментами, изображениями глаз, копыт, клювов и проч. на предметах вооружения и других предметах). Религия и пантеон: В том числе грек (Геродот) перечисляет восемь богов, которые, по его словам, только и составляют круг почитаемых скифами. На первое место Геродот ставит богиню Табити, которую отождествляет с греческой Гестией, богиней домашнего очага. 2-3) На втором месте в пантеоне стоят божественные супруги Папай и Апи, Небо-Отец и Земля-Мать. 4) Ойтосира отождествляют с божественным стрелком-охотником, который изображен на золотой пластине из одного скифского кургана. 5) Богиню Аргимпасу греки и сами скифы отождествляли с Афродитой Уранией («Небесной») и ближневосточной Астартой. 6) Следующим Геродот называет «Геракла» — то есть Таргитая, почитавшегося как первопредок скифов (и вообще подлинных людей) и неоднократно изображавшегося на памятниках скифского искусства. Это бог-воин, победитель чудовищ, предок и покровитель земных царей. 7) «Ареса» — бога войны, зримым воплощением которого считался скифский меч-акинак. 8) Наконец, в качестве восьмого бога скифов Геродот особо, отдельно от прочих, называет Тагимасада, которого отождествил с греческим Посейдоном. 39.Общая характеристика сармато-гуннской эпохи. В западной части степей (в Приуралье, Поволжье, а затем и в Северном Причерноморье) господствуют сарматы – ираноязычные кочевники-скотоводы, родственные савроматам. В восточной части степей (в Прибайкалье, в степях Сибири, Казахстана и в Средней Азии) в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э. наблюдается расширение политического и культурного влияния (344/345) племенных объединений народов, известных как хунну (сюнну), часть из которых позднее вошла в гуннский полиэтничный массив, хлынувший в IV в. н.э. в Европу. Отсюда условность терминов «сарматская» и «сармато-гуннская» эпоха – во-первых, из-за того, что ни один из них не охватывает всю характеризуемую с их помощью степную территорию, во-вторых, в силу того, что практически тождественные термины «хунну» и «гунны» соответствуют разным историческим периодам и культурным сообществам. Переход от скифской к сарматской эпохе ознаменован существенными переменами в материальной культуре и искусстве, приводящими к исчезновению «скифской триады». Во-первых, совершенствуются формы вооружения: мечи-акинаки скифского типа вытесняются длинными всадническими мечами с иной конструкцией рукояти; на смену господствовавшим ранее бронзовым втульчатым наконечникам стрел приходят массивные железные наконечники с черешковым креплением к древку; короткий сигмовидный лук скифского типа уступает место более длинному дуговидному луку («гуннского типа»). Во-вторых, развивается конское снаряжение: взамен стержневидных псалиев всѐ чаще начинают употреблять крупные кольца; совершенствуется седло, которое становится более жѐстким. В-третьих, на смену скифо-сибирскому звериному стилю приходит новое прикладное анималистическое искусство, более орнаментальное, главным отличием которого было то, что украшаемые объекты служили прежде всего фоном, а не композиционной основой изображений 40.Сарматская культура. Ареал: от Западного Казахстана и Южного Приуралья до Северо-Западного Причерноморья. Хронология: IV в. до н.э. — IV в. н.э. Этноязыковая принадлежность: В I в. н.э. в рамках восточной части сарматского ареала усиливаются ираноязычные аланы, которые на рубеже I-II вв. н.э. подчиняют себе все остальные племена сарматского круга. В III в. н.э. доминированию сарматов в Северном Причерноморье был положен конец вследствие готской экспансии, а после нашествия гуннов во второй половине IV в. н.э. сарматская культура исчезла как единое целое; часть сарматов при этом была уничтожена, часть вошла в гуннский союз. При этом отдельные элементы позднесарматской культуры влились в раннесредневековую культуру евразийских кочевников. Историческое ядро культуры находилось в Южном Приуралье, где её начальные черты проявляются уже в конце V в. до н.э. как плод эволюции местного варианта «савроматской» культуры в условиях определённых восточных влияний, в первую очередь из Зауралья. Если в IV-III вв. до н.э. сарматы занимали лишь Южное Приуралье, Заволжье и Волго-Донское междуречье, то с III-II вв. до н.э. они расширили свой ареал, постепенно захватив также всю территорию Северного Причерноморья, откуда, как уже было сказано, они вытеснили основную массу скифов. В тот же период некоторые сарматские племена (сираки и аорсы) осуществили вторжение на Северный Кавказ. Хозяйство: Сарматы занимались как кочевым скотоводством, так и земледелием. В основном выращивали овец и лошадей. Мясо и молоко их употребляли в пищу, а из кожи и шерсти выделывали одежду, войлок. Сарматы разводили крепких, невысоких в холке, приспособленных к круглогодичному содержанию и тебеневке лошадей. Также имелись выносливые скакуны для дальних походов. Ими владели знать и военачальники. Такие лошади были редки в степи и ценились дорого. Сарматы разводили также верблюдов и быков. Они использовались как тягловая и гужевая сила. У сарматов наряду с кочевым и полукочевым скотоводством получила распространение оседлость. В хозяйстве племен, живших в междуречье Волги и Жайыка, а также на побережье Черного моря, важное место занимало земледелие. У них вместе с кочевым хозяйством развивалось полукочевое и даже оседлое хозяйство. В жизни и быту сарматов охота имела подсобное значение, а также играла роль развлечения и соревнования в меткости, ловкости и силе. Они охотились на косуль, сайгаков, зайцев, лисиц, а также на другую дичь. При охоте пользовались луком и использовали специально обученных собак. Широкое распространение получила верховая охота. Вооружения: Вооружение сарматов вначале было сходно со скифским и савроматским, но со временем модифицировалось, отражая прежде всего совершенствование конного боя. При этом увеличивалась массивность наступательного вооружения. Именно в сарматский период бронзовые втульчатые наконечники стрел постепенно сменяются железными черешковыми. Копья также имеют железные наконечники, которые постепенно становятся всё более массивными и длинными; удлиняются и древки копий, в результате чего копья достигают трёх и более метров, что повышает их эффективность в конном бою. Кинжалы и мечи были железными, первоначально с узким серповидным или ломаным, реже прямым навершием и прямым перекрестьем. Появились всаднические мечи: длинные, с прямым перекрестьем в виде узкого бруска. Затем распространились мечи с кольцевидным навершием, а ещё позже — с рукоятью-штырём без металлического навершия и металлического перекрестья. Некоторые мечи были сформированы сваркой внахлёст; шире практиковалась цементация. По-прежнему использовались железные чешуйчатые панцири. В конском снаряжении сначала господствовали железные удила скифского типа и железные псалии — С-видные или прямые стержни с двумя отверстиями. Затем появились железные удила с дополнительными кольцами, которые вращались свободно, а к ним крепились ремни оголовья и повод. Искусство: Искусство сарматской культуры весьма разнообразно. Особенно интересна торевтика, в которой присутствуют как зооморфные образы (тонкие, схематизированные, обычно сильно изогнутые звери — хищники, драконы, копытные), так и антропоморфные изображения (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. В I в. до н.э. — II в. н.э. господствует так называемый полихромный стиль с ярким колоритом: изделия из драгоценного металла, сделанные с использованием техники филиграни и зерни, инкрустировались камнями-самоцветами, стеклом и цветной эмалью. Инвентарь: Керамические сосуды, как правило, производились сарматами без гончарного круга и были плоскодонными и круглодонными. Наиболее распространены шаровидные сосуды, позднее — миски и кувшины, среди которых встречаются и сделанные на гончарном круге, импортированные в зону сарматской культуры. Ряд сосудов имеет стилизованные зооморфные ручки (чаще всего в виде барана, лошади или кабана). Основные металлические сосуды сарматов — это бронзовые котлы с яйцевидным или шаровидным туловом, с поддоном или без него, с двумя вертикальными ручками. И женская, и мужская одежда сарматов в своей основе была близка скифской. Вместе с тем сарматская знать гораздо шире использовала фибулы, поясные пряжки; практиковалось украшение одежды не только золотыми нашивными бляшками, как у скифов, но и нашивными бусами и бисером. Из украшений также следует отметить браслеты (бронзовые, железные, серебряные, золотые), серьги (бронзовые — кольцевидные и спиралевидные), ожерелья из сердоликовых, янтарных, коралловых, горно-хрустальных и стеклянных бус, а также драгоценные диадемы и гривны. Известно множество бронзовых зеркал. Сначала они были большие плоские с плоскими ручками, затем с валиком по краю и штырём, на который насаживалась рукоять из дерева или кости. Позже зеркала становятся миниатюрными (в диаметре 3-5 см) с боковой прямоугольной короткой ручкой с отверстием, с коническим выступом и широким бортиком по краю. Погребения: Погребения же весьма многочисленны. Это трупоположения под курганами (высота 1 м, редко до 3 м, диаметр 8-20 м) или изредка в естественных холмах (на Волге). Покойные лежат вытянуто на спине, реже на боку, их руки и ноги чаще параллельны, иногда руки помещаются на тазовых костях или под ними, а ноги лежат ромбом или же одна нога согнута в колене. Ориентированы погребённые в ранний период в основном головой на юг (с небольшими отклонениями к западу или к востоку), позднее — большей частью на север. Хоронили чаще в узких прямоугольных могилах, перекрытых досками и хворостом. Стены могил могли иметь опоры для перекрытия — «заплечики». Также типичны могилы с обширными подбоями. Известны и катакомбы. В подбойных и катакомбных могилах вход в саму погребальную камеру закрывали досками или заваливали камнями. Погребенных клали на подстилку из органики, реже — на деревянные носилки или в деревянные решётчатые гробы, детали которых скреплялись с помощью шипов. Иногда погребённые лежали на ложе, оставшемся от погребальной колесницы, на которой доставляли покойного; сама колесница в процессе захоронения разламывалась, а её детали клали в погребение. В могилы клали символы огня — угольки (или их заменители — мел, гипс, реальгар, красную охру). В качестве основного погребального инвентаря следует выделить оружие, встречающееся как в мужских, так и в женских могилах. Очень часто в погребения клали переднюю ногу барана, реже обнаруживаются кости лошади. Погребения раннесарматского (прохоровского) времени: Трупоположения вытянуты на спине в осн. головой на юг (со 2 в. и на север, гл. обр. в зап. части ареала), в ямах с подбоем, с заплечиками, удлинённых ямах, катакомбах. Нередко в качестве напутственной пищи– передняя нога барана с лопаткой. Впускные погребения в курганах иногда расположены по кольцу; со 2 в. возрастает число насыпей с 1 могилой. Погребения среднесарматского времени: Курганы в осн. индивидуальные. Трупоположения вытянуты на спине головой гл. обр. в юж. секторе. Сохраняется напутственная пища в виде части ноги барана с лопаткой. Возрождается ряд традицийсавроматской археологической культуры: диагональные погребения в широких ямах, в т. ч. квадратных в плане; наличие 2 котлов (часто один из них с зооморфными ручками), целых зеркал. Погребения позднесарматского времени: Трупоположения вытянуты на спине головой гл. обр. в сев. секторе (у 70% искусств. деформация черепа), в узких (реже широких) прямоугольных ямах, подбоях; в осн. индивидуальные курганы. 41.Таштыкская культура Дата: II в.до н.э.- V-VI вв. Первые раскопки связаны с сибирским археологом Адриановым,но особую известность получили раскопки в 1903 г., т.к. в могильнике нашли 3 хорошо сохранившихся сруба, содержавших человеческие мумии, человекоподобные чучела, сшитые из кожи и набитые травой, гипсовые лицевые маски, берестяные головные уборы, обшитые шёлком, деревянную посуду и модели оружия, а также остатки кожаных и меховых одежд. Большое значение могильника для изучения таштыкской культуры сохраняется до сих пор. Теплоухов назвал их таштыкскими по месту собственных раскопок на p. Таштык и разделил на два этапа, для каждого из которых характерны особый тип погребальных сооружений, керамика и другие особенности. К раннему этану (I-II вв.) он отнёс глубокие грунтовые могилы, а к позднему таштыкскому (III-IV вв.). — неглубокие котлованы под каменно-земляными квадратными насыпями, которые в дальнейшем в литературе стали именоваться склепами. Возникновение грунтовых могил он объяснил проникновением на Енисей новых народностей из Центральной Азии, а в склепах видел памятники смешанного населения Таштыкская культура представлена разнообразными археологическими источниками: могильниками, поселениями, железоплавильнями, рисунками на скалах и камнях, антропоморфными каменными изваяниями. Но изученность этих памятников, особенно могильников и поселений, крайне неравномерна. Имеется подробное представление, вплоть до деталей, о похоронном ритуале и поверхностное — об экономике и жилищах. Территория: вся территория Минусинской котловины(юг Сибири), за исключением её северной лесостепной окраины Грунтовые могильники Расположены преимущественно на склонах сопок либо иных возвышенностей, в насыпях тагарских курганов. Они всегда обширны, насчитывают от 100 до нескольких сотен могил. Могилы не имеют признаков на поверхности либо еле заметны по незначительному оседанию почвы Могильные ямы прямоугольные и квадратные, глубиной 1,5-3 м. Дно и стенки ям часто обложены берёстой. На дно поставлен низкий сруб из брёвен. Уложив покойников, сруб плотно закрывали поперёк брёвнами или горбылями, сверху настилали берёсту и засыпали землёй до самого верха ямы. Для устойчивости срубов под их углы или нижние венцы подкладывали каменные плитки, промежутки между стенкой ямы и срубом заполнялись, как правило, материковой глиной или плитками, реже — брёвнами. Срубы рассчитаны на размещение двух — четырех человек, уложенных близко друг к другу. На поверхности могилы в древности обозначались небольшим земляным холмиком, иногда, видимо, обложенным или вымощенным плиткам. Укладывали в сруб взрослых и подростков по одному-два, три-четыре, реже — больше. |