Археология. арх. 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология
Скачать 0.92 Mb.
|
Вначале защитой большинства городищ служили вал и ров. Со временем число валов некоторых городищ возросло до двух-трёх. Местами использовалась и система жилых стен, формируемая многокамерными жилищами, размещёнными по периметру поселения и служащими дополнительными укреплениями. Жилища: Жилищами преимущественно служили прямоугольные наземные срубные и плетнёво-столбовые дома — в основном многокомнатные (так называемые «длинные дома»), со временем сменившиеся однокомнатными. Погребения: Погребения известны только в связи со средним и поздними этапами существования дьяковской культуры. Это «домики мёртвых» — срубы, содержащие сосуды с остатками кремации, произведённой на стороне. Хозяйство: Для хозяйства дьяковцев был характерен земледелъческо-скотоводческий уклад при существенной роли рыболовства и охоты. Доказательствами наличия земледелия являются в первую очередь находки серпов, мотыг и зёрен (просо, ячмень, пшеница, лён). О скотоводстве свидетельствуют многочисленные кости свиней, коров, лошадей, об охоте — кости пушных и иных зверей, о существовании цветной и чёрной металлургии — тигли, льячки и крицы. Изделия: В совершенстве была развита костяная индустрия (производились орудия труда, рукояти ножей, гарпуны, черешковые и втульчатые наконечники стрел местных типов, зооморфные изображения и т.д.). На рубеже эр становится меньше изделий из кости — больше из металла, в основном из железа. Особенно много серпов и ножей. С рубежа эр широко распространяются местные железные наконечники стрел с двумя шиловидными выступами в основании пера, с черешком для крепления к древку. Начиная со II-III вв. н.э. ассортимент изделий из железа уже весьма широк: это мотыги, косы, клещи, проушные топоры и кельты, шилья, рыболовные крючки. Применяется и бронза — в частности, для браслетов, подвесок и блях. Ремесла: Характерной чертой дьяковской культуры на её ранних стадиях является господство сетчатой («текстильной») керамики, более редки сосуды с рогожной поверхностью (создаётся с помощью гребенчатого штампа, имитирующего ткань), ещё реже — со штрихованной поверхностью. Однако примерно в конце II в. до н.э. доля сетчатой керамики сокращается, зато на первый план выходит гладкая грубая посуда с массой примесей в тесте, богато орнаментированная по краю венчика и по верхней части стенок (применяется гребенчатый штамп, защип по верху, прочерчивание); есть и чернолощёные сосуды. В основном характерны горшки — приземистые и вытянутые баночной формы, а также миниатюрные сосудики. Городецкая культура. Городецкая культура(культурагородищ «рогожной керамики») Дата: относится к раннему железному веку (VII век до н. э. — II век н. э.) Ареал: распространена в Среднем Поволжье – в правобережье Волги и по средней и нижней Оке к югу от нее, в бассейнах Мокши и Цны и на Верхнем Дону. Этническая принадлежность: Большинство исследователей полагает, что этносом городецкой культуры были волжские финны (предки мордвы и марийцев). Однако это предположение основано только на частичном совпадении территории распространения древнемордовских могильников и городецких памятников Поселения и жилища: Культура представлена небольшими укрепленными городищами, реже — открытыми селищами и жертвенниками. Городища расположены группами по два-три в 1 — 3 км одно от другого, а между такими группами расстояние в 10 – 15 км. Городища расположены обычно на мысах, образуемых речками и оврагами, неприступными по своей природе, а с напольной стороны защищены валами и рвами. Если городище находится не на мысу, то оно окружено валами и рвами. На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища. Очаги глинобитные или каменные. Памятников выявлены многие сотни. Большинство расположено в местах выхода на поверхность железорудных месторождений (болотных руд, бурых железняков и т. п.). Могильники не известны. Обряд погребения явно не предусматривал захоронения в земле. Ведущие формы изделий: Керамика со следами рогожи и ткани, или сетчатая – имитирующая отпечатки рогожи (она называется еще псевдорогожной). Если гладкая, то грубая, хотя в более позднее время — лощеная. Металлургия железа была известна обитателям городецких городищ, но на ранних городецких памятниках находок металлических изделий очень мало (ножи, шилья, наконечники стрел из железа, а из меди – подвески, бляшки, браслеты), преобладают орудия из кости, в том числе наконечники стрел и гарпуны. Хозяйство: Население занималось скотоводством и подсобным мотыжным земледелием, насколько позволяли условия жизни в лесной полосе, а также охотой, рыболовством, бортничеством. Связи документированы со скифами, с дьяковской культурой и с Прикамьем. Юхновская культура. Дата: культура раннего железного века (1-е тыс. до н. э.) Ареал: в бассейне рр. Десны и верхней Оки. Название по городищу у деревни Юхново, близ г. Новгород-Северский (Черниговская область УССР). Поселения и жилища: На небольших городищах и селищах, расположенных по берегам рек, — наземные жилища с глинобитными печами, грунтовые погребения, зерновые ямы. Ремесла: Обнаружены керамика, глиняные грузила и пряслица, железные ножи и наконечники стрел, изделия из кости, бронзовые украшения. В формировании Ю. к. значительную роль сыграла бондарихинская культура бронзового века; на развитие Ю. к. сильно влияла скифская лесостепная культура. Племена Ю. к. занимались пашенным земледелием, скотоводством, рыболовством и охотой; их отождествляют с меланхленами, упомянутыми Геродотом. Ананьинская культура. Ареал: в бассейне Камы до её впадения в Волгу Дата: IX/VIII-IV/III вв. до н.э. Этническая принадлежность: прежде всего коми-пермяков и удмуртов. Хозяйство: Основа хозяйства — животноводство (состав стада — свиньи, крупный рогатый скот, низкорослые лошади, овцы). Земледелие играет подсобную роль (известны бронзовые серпы, костяные мотыги, зернотёрки). Широко практиковалась охота, в том числе на пушных зверей, а также рыболовство. Основные памятники ананьинской области — поселения и могильники. Поселения: Большинство поселений занимают естественно укреплённые места — мысы; известны как городища, так и селища и временные стоянки. Распространена оборонительная система, состоящая из рва и вала, на котором могла стоять бревенчатая стена; иногда валы обкладывали известняковыми плитами. Жилище: Жилищами служили в основном наземные дома срубной либо каркасно-столбовой конструкции. Известны и длинные дома, разделённые на продольно размещённые жилые отсеки с очагом в каждом. Погребения: Могильники бескурганные, размещаются по берегам рек (крупнейшие — Ананьинский, Старший Ахмыловский и др.). Изредка для обкладки стен могильной ямы использовали каменные плиты или же сооружали в ямах каменные ящики. Над могилами могли насыпаться небольшие земляные холмики, устанавливаться столбы и даже небольшие срубы-жилища, служившие своеобразным наземным домом для погребённого (либо, в большинстве случаев, закрытого в яме, либо оставленного непосредственно в срубе). Иногда в межмогильном пространствеили над могилами устанавливались каменные стелы: псевдоантропоморфные столбы с изображением оружия (топора и кинжала) и геометрических знаков, позднее — изваяния в виде человеческих фигур в полный рост с оружием. Погребальный обряд: Практиковалось трупоположение в ямах (чаще на спине, в вытянутом состоянии), значительно реже — трупосожжение на стороне (с последующим помещением праха в ямы-могилы или же в «домики мёртвых», аналогичные дьяковским). Известны и кенотафы. Могилы размещаются рядами, в них присутствует напутственная пища, оружие, орудия труда, украшения, керамические сосуды. Известны также жертвенные места — как самостоятельные, так и в пределах могильников и поселений. При обнаружении они представляют собой участки с массой пережжённых костей животных и предметов обихода. Иногда золой жертвенного костра засыпали дно могилы и самого погребённого. Изделия: Ананьинская область существенно отличается от других лесных культур гораздо бóльшим количеством бронзы и железа уже в ранний период. Высокий уровень местной цветной металлургии подтверждается находками не только соответствующих изделий, но и местных бронзолитейных орудий, имеющих однотипную форму и орнамент. Что же касается чёрной металлургии, то, как уже отмечалось выше, южнотаёжное Волго-Камье было одним из передовых районов железообработки наряду с Предкавказьем (тесные металлургические связи с которым подтверждены данными металлографического анализа), Закавказьем и лесостепным Поднепровьем. На основании раскопок поселений и могильников восстанавливается яркая материальная культура ананьинцев. Особого мастерства они достигли в цветной и чёрной металлургии. Многочисленны бронзовые «кельты» и наконечники копий с отверстием в нижней части пера или с рифлением по перу. Хорошо известны мечи и кинжалы. Сначала, в VIII-VII вв. до н.э., они бронзовые и биметаллические, предскифского (киммерийского) типа, а затем, в VI-V вв. до н.э., здесь распространились железные акинаки местного производства. Боевые ножи имели широкий клинок с горбатой спинкой и вогнутым или прямым лезвием. Наконечники стрел костяные черешковые и втульчатые (аналогичные дьяковским), а также бронзовые и железные втульчатые скифо-савроматского типа. Многочисленны боевые чеканы (клевцы) с трубчатой втулкой — как цельнобронзовые, так и биметаллические (с железной боевой частью и бронзовой втулкой). Оружие и некоторые другие категории изделий порой украшены в местном зверином стиле, возникшем, как и многие местные типы оружия, под скифо-савроматским влиянием. Керамика ананьинской области лепная. В основном это кругло- и плоскодонные сосуды, декорированные вдавлениями крученого шнура и гребенчатого штампа, а на западе ареала, в зоне контакта с дьяковской культурой — сосуды с «текстильным» орнаментом. Пьяноборская культура. Дата: III в. до н.э. — II в. н.э. Ареал: в Верхнем и Среднем Прикамье В рамках этой области нашли продолжение и развитие ананьинские традиции фортификации, домостроительства, погребального ритуала и культа. Поселения: В этот период на многих поселениях, существовавших ещё в ананьинскую эпоху, продолжается жизнь, но возникает и много новых укреплённых поселений. Погребения: Пьяноборские могильники (в том числе у с. Пьяный Бор, давшего название всей археологической культуре) — бескурганные, как и ананьинские. Погребальный обряд: Преемственность пьяноборского погребального обряда по отношению к ананьинскому отразилась, в частности, в сохранении обычая обёртывания умерших в луб или берёсту. Но появились и захоронения нового типа — в деревянных гробовищах. При этом для пьяноборских погребальных комплексов (в особенности женских) характерно наличие множества украшений и деталей костюма. Это в первую очередь височные подвески в виде вопросительного знака, округлые нагрудные бляхи и в особенности крупные (до 30 см в длину) женские парные поясные застёжки эполетовидной формы, состоящие из двух бронзовых блях, соединённых между собой железными стержнями, обмотанными бронзовыми листками. В погребениях обнаружено также множество стеклянных бус, поступавших в данный район из северопричерноморских античных городов. Типичными стали ритуальные центры с массовыми жертвоприношениями, дошедшие до наших дней в виде так называемых костищ с остатками глинобитных и каменных площадок, с мощными напластованиями пережжённых и непережжённых костей животных, с многочисленными вещевыми приношениями. Самое известное костище — Гляденовское близ Перми — содержало около 19 тысяч изделий (украшения, предметы обихода и их модели, культовые статуэтки, монеты), в том числе античного и среднеазиатского производства. Хозяйство: Как и в ананьинскую эпоху, скотоводство оставалось основой хозяйства. Мотыжное земледелие, охота, рыболовство играли подсобную роль. Изделия: Ананьинскую традицию продолжает и лепная круглодонная чашевидная посуда пьяноборской эпохи с ямочным орнаментом, с хорошо выраженной шейкой, но без утолщения вокруг неё, столь типичного для ананьинского времени. Наиболее существенные изменения, отразившие эволюцию ананьинской области в пьяноборскую, связаны с дальнейшим развитием чёрной металлургии. Пьяноборские сыродутные горны своеобразны и представляют собой спаренные ямы, в одной из которых осуществлялся сам сыродутный процесс, а вторая служила предтопочным помещением для накачивания воздуха через глиняные сопла с помощью мехов. Железо в пьяноборскую эпоху практически вытеснило бронзу из сферы производства оружия и орудий труда. Вместе с тем цветная металлургия также совершенствовалась в связи с изготовлением украшений и элементов одежды: каменные литейные формы сменились глиняными, широко распространилась пайка, появилось комбинированное литьё. Набор вооружения в культурах пьяноборской области соответствует уже не скифской, а сарматской традиции: в первую очередь это стрелы с железными черешковыми трёхлопастными наконечниками, а также с костяными втульчатыми и черешковыми наконечниками. 35.Культура племен лесной полосы Сибири и Дальнего Востока в раннем железном веке. В горно-лесных и таёжных районах Урала и Западной Сибири находится область культур, связанных с протоуграми и протосамодийцами (иткульская, «крастовой» и «гребенчато-ямочной» керамики, усть-полуйская, кулайская, белоярская, богочановская и др.), а к югу от них — область лесостепных культур Западной Сибири, бывших северной периферией раннекочевнического мира (южные протоугры). (В лесостепной и лесной полосе Зауралья и Западной Сибири наступление раннего железного века происходит на 2–3 века позднее по сравнению с Восточной Европой. Вплоть до V–IV вв. до н.э. здесь сохранялась преимущественная ориентация на цветную металлообработку. Переходный период завершается только в середине I тыс. до н. э. ) Во второй трети I тыс. до н. э. в лесостепной зоне на основе местной позднебронзовой традиции складываются культуры, относящиеся к раннему железному веку: воробьёвская — в Зауралье и носиловско-баитовская — в Тоболо-Иртышье, вслед за которыми здесь утвердилась саргатская культура, или саргатско-гороховская культурно-историческая общность, существовавшая в конце скифской и в течение всей сармато-гуннской эпохи; в лесостепном Приобье складывается большереченско-берёзовская культура. |