Археология. арх. 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология
Скачать 0.92 Mb.
|
Хорошо изучен город того времени Гарни недалеко от Еревана. Там обнаружены крепостные стены III—II вв. до н. э. из огромных базальтовых глыб, скрепленных железными скобами и свинцом, и развалины храма II в. до н. э. Храм был построен в греческом стиле. Прямоугольное здание храма имело высокий фронтон на колоннах. Его выступы украшали барельефные фигуры атлантов, поддерживающих небесный свод, а стены покрывал орнамент. Армянская архитектура того времени испытывала значительное влияние греческого зодчества. В III в. до н. э. в среднем течении Куры возникло самостоятельное Иберийское царство. Основатель местной династии выстроил на берегу Куры укрепленный город Армази, назвав его в честь божества луны Армази. Этот город стал столицей государства. Развалины его открыты в окрестностях Мцхеты в Восточной Грузии. Город занимал выгодное географическое положение: он стоял на высоком возвышении при слиянии Арагвы и Куры. При раскопках Армази были обнаружены каменные крепостные стены и башни, остатки обширного дворца с черепичной крышей и бани, построенной по римскому образцу, с подогревом пола и трубами, по которым подавалась холодная и горячая вода. Неподалеку от Армази открыт богатейший на Кавказе Самтаврский могильник. Большое число могил относится ко времени расцвета Армази. Могилы резко отличаются от прежних однообразных погребений в глиняных сосудах. Для умерших стали строить пышные гробницы из черепицы, обожженных кирпичей и каменных плит. Хоронили умерших теперь не в скорченном, а в вытянутом положении. Главное явление времени — четкое различие бедных и богатых погребений. Известны бедные погребения, вообще лишенные какого-либо инвентаря. Очевидно, это погребения общинников, попавших в рабскую зависимость и не имевших имущества. Особым богатством выделяются погребения иберийских правителей. Их хоронили в каменных саркофагах, на ложе с серебряными ножками. На специальных каменных плитах вырезали их имена. В гробницах найдено множество драгоценных поделок: украшенные камнями фаната и альманида серебряные бляшки, подвески-серьги, височные кольца, великолепно выполненные художественные блюда и чаши. Глиняные сосуды сделаны на гончарном круге и по форме подражают греческой и римской керамике того времени. Появляется стеклянная посуда, которой пользовалась преимущественно иберийская знать. Погребение знатной женщины, относящееся к этому времени, найдено в Ахалгори. Вещи из погребения получили название Ахалгорийского клада. Среди предметов золотые височные украшения со статуэтками лошадей, серебряные чаши, украшенные лотосами, ожерелья из золотых бус с кулончика- ми в виде золотых лягушек. Эти вещи по своему исполнению тесно связаны с греческим искусством. В могилах второй половины I тысячелетия до н. э. часто находят надежный датирующий материал — римские монеты. Письменные и археологические памятники свидетельствуют о том, что в Восточной Грузии, в Иберии, в конце I тысячелетия до н. э. сложилось раннеклассовое общество и образовалось государство. К первым векам н. э. относится много эпиграфических, письменных источников, высеченных на камне. Официальным языком в то время был греческий. Однако до проникновения в Иберию греческой письменности там существовала своя собственная — так называемое армазское письмо,— созданная на основе арамейской системы письма. С образованием классового общества связано и распространение единых религиозных культов. Верховным божеством иберов был Армаз. Его изображали в образе грозного воина с мечом в руке. Кроме того, в Иберии, особенно среди знати, почитали иранскую богиню Митру. По-иному сложилась в раннем железном веке история племен Абхазии. Эта часть Закавказья с древнейших времен известна под названием Колхиды. Колхидская культура прошла несколько этапов развития, включая бронзовый век и эпоху раннего железа. В VIII—VII вв. до н. э. культура колхов находилось под влиянием киммерийцев, а потом скифов. Это влияние засвидетельствовано материалами из могильников около Гагр. Там обнаружены похожие на скифские акинаки и покрытые орнаментом железные кинжалы, боевые секиры и ножи. Памятником древнейших колхов является поселение на Сухумской горе. Здесь люди жили в каменных жилищах, занимались огородничеством, разводили коров, коз, овец и свиней. Гончарные изделия колхов представлены посудой в виде крупных греческих пифосов, узкогорлых вытянутых сосудов с ручками, украшенных изображениями животных, глубоких блюд и бронзовых котлов. Более поздняя культура Колхиды (IV в. до н. э.) испытала влияние сначала греческой, а потом римской культуры. Однако в Колхиде сохранился местный обряд захоронения в больших глиняных сосудах. Такие кладбища сосудов открыты в ряде районов Абхазии. Особенность их состоит в том, что с умершим не клали орудий труда, а только личные вещи. От греков был воспринят обычай класть погребенному в рот монету. В III в. до н. э. на территории Абхазии образовалось самостоятельное государство. Известны монеты этого времени с именем царя Ака, правившего во второй половине III в. до н. э. В конце I в. до н. э. Колхида была завоевана понтийским царем Митридатом, а затем захвачена римлянами. Римляне построили в Колхиде города-крепости, а ранее существовавшие крепости укрепили мощными оборонительными стенами и башнями, сложенными из обожженного кирпича. В это время почти исчезает широко распространенный ранее обряд так называемых кувшинных погребений. Вместо него появляются роскошные погребения знати, в которых находят римские монеты, драгоценные изделия, чеканные серебряные ковши с ручкой, кубки, бокалы и ложки. Эти материалы свидетельствуют о высоком уровне развития ремесла у колхов. Среди археологических находок часто встречаются изображения оленя и коня. Объясняется это просто: у древних жителей Колхиды существовал культ этих животных, образы которых олицетворяли небесные светила и силы плодородия, в частности олень и конь символизировали солнце. Древнейшее население Азербайджана принадлежало к кавказской группе и включало племя древних каспиев, название которых перешло к морю. Каспии жили в степных областях Азербайджана, в Муганской степи. В начале I тысячелетия до н. э. главенствующую роль среди народов Азербайджана играли горные скотоводческие племена. К этому времени относятся могильники в Нагорном Карабахе. В каменных склепах обнаружены погребения вождей с большим количеством оружия и убитые рабы. Интересны золотые цилиндрические печати, украшенные головками львов. Богатством населения был скот. Разводили в основном мелкий рогатый скот и лошадей карабахской породы. В западных областях Азербайджана в раннем железном веке определилось другое направление развития хозяйства. Здесь сложилась культура оседлых поселений. Люди жили в домах, представлявших собой циклопические кладки из громоздких каменных глыб. Расселившиеся в Прикаспийской низменности племена находились под воздействием продвигавшихся вдоль побережья Каспийского моря скифов. В силу этого в образовании и развитии культур в этом районе участвовали две группы — местное древнее население и ираноязычные скифские племена. В Мингечауре, например, известны погребения, совершенные по скифскому обряду: с конями в богатом уборе, бронзовыми и железными короткими наконечниками копий, колчанами и большим количеством различных скифских стрел. Среди украшений известны бронзовые предметы с головками хищников на концах, бронзовые «зеркала» с ручками и чаши. Области по нижнему течению Куры и Аракса и Муганскую степь греческие и римские историки называли Албанией. Предпосылки для возникновения городов в Албании сложились к середине I тыс. до н.э.. В I в. н.э. крупнейшим городским центром и столицей страны стала Кабала. Населением этой страны была создана древняя земледельческая культура. Поселения ее открыты в ряде мест в Азербайджане. Эту культуру отличает специфическая керамика: кувшины с клювообразным длинным сливом и глиняной сеточкой, изящные вазочки на тонких глиняных подставках, тарелки и чашки на трех ножках с ручками, круглодонные фляги, сосуды, похожие на чайники, и другие предметы. Установлено, что у албанцев существовало пашенное земледелие. Земля обрабатывалась деревянной сохой с железным наконечником, широко было развито виноградарство. В ряде мест по Араксу применялась система искусственного орошения земель. В I в. до н. э. племена, жившие севернее Куры, объединились с албанами в союз. В Закавказье образовалось Албанское государство. Это было рабовладельческое государство, однако основными производителями являлись свободные общинники. г У народов Закавказья рано начали складываться феодальные отношения. Но этот процесс был длительным. Все раннее средневековье отмечено борьбой народов Закавказья с чужеземными поработителями, сначала римлянами, Византией и Ираном, а позднее арабами. К сожалению, археологические источники этого периода недостаточно изучены. В IV в. в результате завоевания Великой Армении Ираном многие города были разрушены и перестали существовать как центры ремесла и торговли. Возрождение городской культуры относится к VI в. Среди городов отмечен Двин, который стал крупнейшим торговым центром Востока. В него стекались товары из Закавказья, Крыма, придонских и поволжских степей. В Армении очень рано, уже в III в., распространилось христианство и сложилась христианская культура. К V в. относится создание при Эчмиадзинском монастыре верховного патриархата Армении. Матенадаран стал центром, где хранятся христианские пергаменты V—VII вв. и обнаруженные в пещерах рукописи IX—X вв. Во второй половине I тысячелетия н. э. наблюдается подъем ремесла и горного дела. Ремесленная продукция армянских мастеров и даже сырье вывозились далеко за пределы страны. Возникают новые города. Наиболее крупный из них в X в. Ани. Конец I тысячелетия отмечен храмовым строительством. До сих пор сохранился христианский храм X в., расположенный на оз. Севан. V—VI вв. — время, когда укрепляются позиции христианства, развивается городская культура и складываются феодальные отношения в Грузии. Выделяются средневековые центры Мцхета и Рустави. С 80-х годов VI в. в Грузии чеканится местная монета. Картлийские (название Древней Грузии) монеты широко распространены на Кавказе. В Грузии, в Атене, сохранился один из древнейших христианских храмов. Территория Азербайджана в большей мере, чем другие части Закавказья, находилась под влиянием сасанидского Ирана. На севере Азербайджана и в Дагестане в V—VI вв. было построено несколько оборонительных линий. Наиболее ранняя была сооружена вдоль р. Гильгинчай. Остатки оборонительных укреплений сохранились близ Дербента. От крепости тянулись высокие каменные стены с укрепленными фортами, в которых размещались воинские гарнизоны. Значительное влияние на культуру народов Закавказья оказали арабы, завоевавшие в VII в. территорию Армении и Азербайджана. В результате арабского завоевания в Восточном Закавказье распространяется мусульманство, города превращаются в военно-административные центры. Начинается новый этап развития, отмеченный влиянием мусульманской культуры. 48. Географическая среда и культура. Великий шелковый путь Среднюю Азию в середине — второй половине I тысячелетия до н. э. населяли оседлые земледельцы, обитавшие в древних земледельческих районах, и кочевые скотоводы предгорной и горной территории. На такое деление хозяйственного уклада народов оказала влияние геосреда. Скотоводы и земледельцы не были изолированы друг от друга. Мирные отношения между ними сменялись острой борьбой, определяя историю народов Средней Азии. В Евразии нет другого такого региона, где бы так соприкасались и даже переплетались культуры или, вернее, цивилизации земледельцев и скотоводов. Земледельцы всецело зависели от речных долин и той системы орошения, которую они создавали. В этом смысле орошаемое земледелие всегда ограничено территориально и не может в силу своих особенностей развиваться экстенсивным путем. Без орошения земледелие в районах Средней Азии невозможно. Другое же направление хозяйства — скотоводство — обладало возможностями для экстенсивного развития, в этом отношении оно было более перспективным. Со Средней Азией связано такое важное явление в истории человечества, как трансконтинентальный Великий шелковый путь — караванная дорога из Китая в страны Передней Азии и Европы. Название «шелковый» условное, так как по нему шла торговля не только шелком. Можно предположить, что торговые и культурные связи уже с середины I тысячелетия до н. э. носили более или менее постоянный характер. Активной силой в этих контактах были саки Казахстана и Кыргызстана, население скифского времени Горного Алтая, скифы Причерноморья. В Китай были завезены из Средней Азии знаменитые «небесные» кони, люцерна, виноград, хлопок. В Фергану, Бактрию, Согд проникло шелководство. В скифскую эпоху были освоены все основные пути, которые получили позже название Великого шелкового пути. Начало регулярного функционирования Великого шелкового пути связывают с путешествием Чжан Цяня в 138 г. до н. э., который в западных землях обнаружил неизвестные китайцам государства и города. При императоре династии Хань У-Ди Китай стремился к укреплению союза с народами «большого юэчжи» в Центральной Азии, чтобы противостоять сюнну (гуннам). Чжан Цянь был направлен на запад правителями династии Хань как посланник. Он проделал путь из внутренних районов Китая в Центральную Азию. И. Бичурин сравнил значение этого путешествия для истории Китая с открытием Америки для Европы. Он пролегал через пустыню Гоби, Тянь-Шань, верховья Сырдарьи, Хорезм и Кангюй. Однако археологические материалы свидетельствуют о том, что торговые связи с Китаем существовали задолго до II в. до н. э. Геродот в V в. до н. э. подробно описал шелковые ткани китайского производства, которые были известны на Ближнем Востоке. Торговля ими осуществлялась двумя путями: морским через Персидский залив и сухопутным через Кашгарию, Среднюю Азию. Китайские шелковые ткани обнаружены в курганах вождей середины и второй половины I тысячелетия до н. э. на Алтае, в Казахстане и Кыргызстане. Шелковые ткани и бахрома найдены в захоронениях V—IV вв. до н. э. в разных районах Южной и Западной Европы. Уже в то время устанавливалась шелковая дорога. Она начиналась, видимо, в большой излучине р. Хуанхэ и достигала Северных Альп, пересекая Тянь-Шань, восточные отроги Алтая, современный Казахстан, далее южнее Каспия и вдоль Черного моря в земли, заселенные греками. Китайские купцы везли в Среднюю Азию главным образом шелк, золото, кожи и другие товары, а среднеазиатские купцы отправляли в Китай стеклянные изделия, драгоценные камни, Украшения и т. д. Укреплению торговых связей способствовал поход 102 г. до н. э. китайской армии императора У-Ди в Среднюю Азию. Обогнув пустыню, пройдя через Тянь-Шань, войска спустились в Ферганскую долину. Поход был не случаен. Последние два столетия I тысячелетия до н. э. были отмечены принципиальными изменениями в истории Евразии: сложением централизованной империи Хань в Китае, борьбой с сюнну на севере и экспансией сюнну на запад. Хронологически это совпало с крушением скифо-сибирского мира. Гунно-сарматы осваивали степную часть Евразии, меняя облик археологических культур. Ведущая историческая роль перешла от саков к усуням. Именно в это время усиливается роль торговой магистрали древности, которая пересекала Азию с востока на запад. Начинался Шелковый путь в столице Древнего Китая Лояне. Караваны следовали через Ланьчжоу в Дуньхуан. Далее дорога раздваивалась на южную и северную. Первая огибала безводную пустыню Такла-Макан с юга и доходила до Мерва. Северная дорога пролегала через Турфан, Кашгар и далее до Самарканда и Мерва. После Кашгара караваны переправлялись через Тянь-Шань и проникали в Среднюю Азию. Участок пути через Тянь-Шань являлся наиболее сложным для следования из Китая в Среднюю Азию, но и самым коротким. Центральная магистраль пути шла в Багдад, достигала портов Сирии и других стран Средиземноморья. Другая его ветвь проходила через земли современного Афганистана в Индию. Третья ветвь шла до Волги и далее в Восточную Европу. Большинство купцов предпочитали обмениваться товарами на полпути, чаще всего в Средней Азии. В Хорезме, Бухаре, Самарканде китайские купцы, продавая товар местным или приезжим торговцам, приобретали нужные им предметы. Дальше Средней Азии китайские купцы обычно не проникали. Из Китая отправлялись караваны из тысяч верблюдов, лошадей и мулов, навьюченных товарами. Больше всего вывозилось шелка, который в то время был ценным товаром и служил денежным эквивалентом. При императоре У-Ди размеры производства шелка достигали 5 млн кусков в год (1 кусок шелка = 12,8 м). Надо учитывать характер функционирования Великого шелкового пути в тот период. Крайними его центрами были Китай на востоке и Римская империя на западе, а промежуточными — Кушанская империя, Согд и Парфия, игравшие посредническую функцию в торговых связях. Обеспечивали прохождение маршрутов скотоводы Синьцзяня, Тянь-Шаня и Кангюя. Они проводили 10—12 крупных караванов в год. Археологическим свидетельством этого является распространение на территории Центральной и Средней Азии китайских зеркал, шелка и лаковой посуды. Известно описание так называемого северного пути в транзитной торговле, где скапливались шелковые ткани, бронзовые зеркала, монеты Ханьской империи. Наличие этих связей подтверждают археологические находки из могильников Исфары, Западной Ферганы, Кенколя и Кетмень-тюбе, датируемые первыми веками н. э. Путь никогда не действовал в одном направлении. Уже в первые века н. э. с запада в Китай поступали шерсть и изделия из нее, ковры, гобеленовые полотна и покрывала, стеклянные изделия, резные каменные украшения, металлическая посуда, хлопок, фрукты. |