Общая харатеристика философии Средних веков (4). Характеристика Средневековой культуры Ключевые понятия
Скачать 0.84 Mb.
|
Характеристика Средневековой культуры: Ключевые понятия: Бог Теоцентризм Теология Вера Догматы Библия Имела три источника: 1. римская культура: за спиной римлян – Античность с ее высокими достижениями культуры; 2. германская культура (племена на территории современной Европы, жившие севернее относительно Рима). Германские племена жили поздним родовым строем, государственных структур не было, письменности и образования тоже. 3. христианская культура, зародившаяся на территории юго-западной Азии – в Палестине. Итогом стали культура и особый менталитет Средневековой Европы. Общий уровень образования снизился: в Риме даже некоторые рабы были образованные образованы, а в Средневековой Европе даже короли не умели читать. Центрами образования стали монастыри, так как центром духовной жизни под влиянием распространявшейся и набиравшей силу религии стали монастыри. Античные книги практически не изучались, но хранились. Основная заслуга в том, что эти рукописи дошли до наших дней, а не были сожжены, принадлежит Бенедиктианскому ордену. На место античной философии пришла теология. Теология – ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I — V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии. • теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог); • изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога; • господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе — в Библии); • человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); • провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; • мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога. Согласно догмату творения: • Бог сотворил окружающий мир из ничего; • природа не может творить сама себя; • единственным творческим началом во Вселенной является Бог; • Бог вечен, постоянен и всепроникающ; • подлинным бытием является только Бог; • сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; Согласно догмату откровения: • мир можно познать, только познав Бога; • Бог недоступен для познания; • несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию; • единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии; • Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека — ВЕРЕ (а не благодаря разуму, на который опирались в Античности). Утверждалась геоцентрическая картина мира (под влиянием наследия Аристотеля). Выделяют два периода: 1. Патристика. II – VIII вв. Богословская дисциплина, предметом которой является изучение богословских воззрений Отцов Церкви. Делаются первые попытки построить на основе христианской религии целостную философскую систему, выработка христианских догм. В отличие от античной философии, патристика признает единую истину Откровения, которая нуждается не в разыскании и обосновании, а в разъяснении и истолковании текста Библии, и является достоянием всего христианского сообщества. Ключевой принцип: Верую, чтобы знать (знания о мире получали через веру). 2. Схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство. Название "схоластика" произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько форму познания мира, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище "Философия — служанка богословия"). Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины. Ключевой принцип: Знаю, чтобы верить (создавались рациональные доказательства существования Бога). |