Главная страница

Археология. арх. 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология


Скачать 0.92 Mb.
Название1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология
АнкорАрхеология
Дата20.02.2023
Размер0.92 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаарх.docx
ТипЗакон
#947079
страница23 из 33
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   33
городище Варахша на западе долины Заравшана, где тоже были открыты настенные росписи, в ряде случаев даже превосходящие живопись Пенджикента. Это поистине жемчужины домусульманской культуры Средней Азии. На юге Узбекистана раскопан кушанский город Дальверзин-тепе.

В VIII в. Средняя Азия подпала под влияние арабов. Многие города пришли в запустение, превратились в развалины, но возникли и новые — центры мусульманской культуры. Изменилась даже планировка городов: в центре располагался арк — цитадель с дворцом правителя, вокруг него — шахристан с домами аристократии и базарами. Шахристан, в свою очередь, окружал рабад — ремесленно-торговые поселения. Элементы планировки характерны для средневекового города. Они прослеживаются во время раскопок Афрасиаба, средневековых Согда и Бухары.

Печать мусульманской идеологии лежит на культуре среднеазиатских городов. Искусство, воспевавшее человека, героев и богов, уступило место схематичному орнаменту. Стены зданий этого времени украшает причудливый геометрический орнамент из комбинаций пересекающихся многоугольников, которые сплетаются в сложный звездчатый узор. В орнаменте часто использовались стилизованные цветы и ветки растений. Искусство орнамента в Средней Азии было доведено до совершенства: орнаментальные мотивы составляли даже буквы арабского алфавита. В сооружении монументальных зданий стал применяться обожженный кирпич, поливные голубые изразцы. Шедевром домонгольской архитектуры является мавзолей Саманидов в Бухаре, выстроенный в конце IX в. Здание мавзолея прекрасно сохранилось. Его стены украшены красивым мозаичным орнаментом из мелких квадратных кирпичиков. Средневековые архитектурные памятники и городское строительство в целом с характерным для них отсутствием правильной планировки, беспорядочным нагромождением строений настолько отличаются от античных памятников, что создается впечатление, будто они созданы разными народами. Но перед нами не культура двух различных народов, а всего лишь памятники различных эпох — античной и феодальной.

Изменения коснулись и сельского хозяйства в целом. В ходе археологических работ в Хорезме выяснилось, что античная ирригация Хорезма представляла собой систему огромных широких и мелких каналов, шедших параллельно руслу реки. Ирригационная система совершенствовалась: каналы становились более узкими и глубокими, с многочисленными ответвлениями и мелкой оросительной сетью. Такая система орошения близка современной. Однако в XII—XIV вв., в период максимального развития орошения в средневековой Средней Азии, общая площадь орошаемых земель составляла не более двух третей площади орошения в античную эпоху. В средние века увеличилась плотность населения в отдельных районах страны. Многие старые земледельческие районы превратились в зоны кочевого и полукочевого скотоводства. Это заметно хотя бы по ассортименту сельскохозяйственных культур. Наряду с просом, пшеницей и ячменем в средние века выращивали хлопок и кунжут, виноград и персики, абрикосы, сливы, груши. Широко были распространены бахчевые и огородные культуры — дыни, арбузы, тыква, огурцы, морковь, бобы.

Расцвет средневековой Средней Азии приходится на XII в. Могущественной державой в то время был Хорезм. Колоссальная по своим размерам империя Хорезм-шахов просуществовала до 1221 г. и пала под ударами Чингисхана. Материалы, полученные в результате раскопок, рисуют полную драматизма картину борьбы жителей среднеазиатских городов с монголами. Древний Самарканд был совершенно разрушен. Разорению подверглись все города Средней Азии. Монголы разрушили почти всю оросительную систему Средней
Азии, в результате чего пустыня в течение короткого времени поглотила многие созданные человеческим трудом земледельческие районы. Монгольское разорение для Средней Азии было таким же губительным, как и для Древней Руси. Надолго было приостановлено всякое городское строительство. Только в XIV в. начинается возрождение. Раскопки показали, что в это время возродился Хорезм. В XIV в. он стал юго-восточным центром Золотой Орды.
Однако в конце XIV в., как свидетельствует археологический материал, весь Хорезмийский оазис и его столица были разорены.

Совершенно по-иному сложилась судьба Самарканда. Он стал столицей гигантской империи Тимура. Город приобрел новую, невиданную для средневековья планировку: прямые, широкие радиальные улицы пересекали Самарканд. К этому времени относится сооружение многих грандиозных зданий, среди которых построенная в 1405 г. усыпальница Тимура — Гур-Эмир, щедро отделанная прозрачным зеленоватым и белым мрамором. В XV в. внук Тимура Улугбек, могущественный правитель и ученый, построил вблизи Самарканда обсерваторию. В ходе раскопок обсерватории обнаружен гигантский секстант, сооруженный под землей в специально вырытой для него шахте. Секстант служил для астрономических наблюдений и представляет собой вертикально поставленную шестую часть окружности. Это сооружение точно ориентировано по меридиану. Нигде в мире еще не найдено столь совершенного сооружения XV в. Здание Самаркандской медресе, высшей духовной школы, совершенно по своим формам и архитектурному убранству: оно украшено бесчисленными комбинациями многолучевых звезд и многолепестковых цветков. Для архитектурных сооружений этого времени характерно применение мозаичных изразцовых розеток и мраморных плит. Изразцы в это время становятся многокрасочными.

Население лесостепи Восточной Европы в первой половине I тыс. н.э.

Становление и ранняя история славян не могут быть изучены и поняты в отрыве от процессов формирования и развития других этнических групп Европы. Начальная история праславян, не совсем еще ясная, тесно переплетается с историей кельтов и германцев, скифо-сарматов, финно-угров и балтов. Поэтому проблема происхождения восточных славян обычно рассматривается на материалах нескольких археологических культур начала I тыс. до н.э. — первой половины I тыс. н.э., памятники которых оставлены населением, обитавшим на территории современных России, Польши, Украины, Белоруссии и Молдовы.

Пшеворская археологическая общность (II в. до н.э. – начало V в. н.э.) испытала сильное влияние со стороны провинциальной римской и латенской культур, она была распространена на территории Средней Европы. Эта культура была многокомпонентна. Она включала в себя кельтские, германские, раннеславянские и другие компоненты. Сложный разнохарактерный состав материалов, найденных на одних и тех же памятниках, объясняется смешением разных групп населения и частым его передвижением. Территория обитания пшеворских племен за время длительного существования культуры претерпела некоторые изменения. Сначала она включала земли от правобережья Одера на западе до Буга на востоке. В I в. до н.э. отмечается первая волна переселения пшеворского населения, теснимого с запада и юго-запада германцами и кельтами, на Западную Волынь и территорию Верхнего Поднестровья. Здесь  они сталкиваются с зарубинецкими племенами и постепенно начинают с ними
смешиваться.
В результате этого смешения появляется – зубрицкая культура.

С конца II в. н.э. отмечается вторая волна расселения пшеворских племен - группы этого населения проникали в Закарпатье и Среднее Поднестровье, а некоторые ещё дальше на восток – в отдельные районы юга лесной полосы Восточной Европы. Это передвижение пшеворцев было частично вызвано давлением на них с севера со стороны племен вельбарской культуры (I -начало V в.).

Вельбарская археологическая культура имеет важное значение для истории Средней и Восточной Европы, поскольку связана с готской проблемой. По словам готского историка Иордана готы появились из-за Балтийского моря, с территории Скандинавии и острова Готланд. Готы довольно быстро продвигались на юг, в III в. они включились в варварские войны с Римом на территории Причерноморья и Подунавья.\

Характерные материалы вельбарских памятников (биритуальный обряд погребения — сначала кремации, позднее появляются и ингумации, жертвенные ямы с золой и камнями, преимущественно лепная посуда — яйцевидные горшки, миски часто с х-видными ручками, кувшины и др.) первоначально были распространены в низовьях Вислы и других прилегающих частях территории Польши. В конце II в. запустевают западные области культуры, но вельбарские памятники появляются в бассейне Западного Буга и на Западной Волыни — это сопровождалось вытеснением части населения пшеворской и зубрицкой культур. С середины III в. н.э. вельбарские памятники становятся известными от Нижнего Дуная до Поднепровья. В это движение могли быть вовлечены различные группы населения, в том числе и некоторые группы ранних славян в составе пшеворской культуры, западные балты и др. В первой половине I тыс. н.э. на территории степной и лесостепной зон Восточной Европы наблюдаются (по археологическим данным) неоднократные передвижения различных групп населения, оставивших памятники многих археологических культур, в том числе и практически синхронных киевской и черняховской, более поздней — колочинской, а также целого ряда других культур. Эти археологические культуры традиционно рассматриваются в рамках вопроса о происхождении славян.

Черняховская культура.

Памятники Черняховской культуры расположены в лесостепных районах Украины и России (часть Курской и Белгородской областей), черноморских степях к западу от Днепра,  Молдове и Юго-Восточной Румынии. В степи памятники Черняховской культуры встречаются гораздо реже. Период существования культуры середина III — начало V в. н.э. В настоящее время этническая неоднородность населения Черняховской культуры является общепризнанной.

Хозяйство – земледельческо-скотоводческое. Основу составляло пашенное земледелие с использованием легкого или тяжелого плуга. Известны находки железных наральников разных типов. Встречаются находки железных мотыжек для огородничества. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, овес, горох, распространены были лен и конопля. Для уборки урожая использовались серпы и косы разных форм, что может быть связано со специализированным назначением орудий. Хранились припасы в ямах-погребах и больших глиняных сосудах-хранилищах. На территории Молдавии на поселении Флорешты обнаружена хозяйственная яма, способная вместить до 12 центнеров зерна или же прокормить на год 6 человек. Для размола зерна применяли ротационные каменные ручные жернова. Обнаружены мельничные сооружения, которые могли использоваться несколькими семьями (Украина, поселение Иванковцы).

Среди костей животных, найденных в культурных слоях поселений, более 90% составляют кости домашних животных. Ведущая роль принадлежала крупному рогатому скоту, но разводили и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей и домашнюю птицу. Кость широко использовалась для изготовления орудий, предназначенных для очистки шкур и обработки кожи, из нее изготавливались также гребни, некоторые украшения, бытовые предметы. Существовали даже косторезные мастерские.

Для черняховской культуры характерны развитая металлообработка, гончарное производство и другие ремесла. Изготовленные в специализированных мастерских изделия, в том числе орудия труда, оружие, бытовые предметы, глиняная посуда и некоторые виды украшений, были распространены по всему ареалу культуры независимо от этнической принадлежности населения, оставившего памятник.

С обработкой цветных металлов связаны находки шлаков, льячек, тиглей и их обломков, а также заготовок и полуфабрикатов изделий. Цветной металл был 2-ух групп сплавов: первая близка к изделиям прибалтийского происхождения, вторая сходна с бронзами Причерноморья. Большинство украшений Черняховской культуры сделаны из бронзы или биллона — медного сплава на серебряной основе. Находки вещей из драгоценных металлов очень редки.

Большое значение имело развитие железоделательного и железообрабатывающего ремесел. Использовались болотные и другие руды. Найдены металлургические горны. Специалисты отмечают некоторые позднескифские и центрально-европейские и провинциально-римские черты в кузнечном ремесле — широкое использование и устойчивые сочетания технологических приемов в изготовлении одного предмета — пакетирования, цементации и закалки.

Особенно хорошо было развито гончарное ремесло. На поселении Журавка (Украина) найдены две печи для обжига керамики, расположенные рядом с полуземлянкой-мастерской. Есть данные об использовании ножного гончарного круга.

Население Черняховской культуры пользовалось лепной и круговой посудой, которая отличалась разнообразием форм, размеров и назначением.

Преобладание гончарной посуды высокого качества и широкий ее ассортимент — одна из характерных черт черняховской культуры. Вероятно, гончарный круг проник сюда из Причерноморья, из римских провинций.

На поселении Комарове в Среднем Поднестровье открыта стеклодельная мастерская.

Одно из наиболее распространенных ремесел — ткачество, изготовление шерстяных и льняных тканей. Обнаружены отпечатки разных тканей.

Памятники. Подавляющее большинство поселений — это селища значительного размера, расположенные на склонах берегов небольших рек и ручьев. Часто селища группируются, образуя «гнезда». Постройки на селищах расположены кучно или двумя-тремя рядами вдоль берега реки. Обычно хозяйственные или производственные сооружения находились рядом с жилым помещением.

Жилища представлены полуземлянками и наземными домами. Большинство полуземлянок имеют прямоугольную форму. Наземные постройки, одно — или многокамерные, также имеют прямоугольную форму, их площадь колеблется от 10 до 40 кв. м. Каркасно-столбовые плетневые стены домов обычно обмазывались глиной, в центре дома на полу устраивался очаг. Дом делился на жилую и хозяйственную части.

На большинстве поселений культуры существовали разные типы одновременных построек. В южных районах ареала располагались постройки из камня. Стены таких домов сооружены в технике панцирной кладки, сложенной «насухо» (т.е. без связующего раствора), с забутовкой внутренней части мелкими камнями.

Конструкция оборонительных сооружений близка позднескифской или античной. Оборонительные сооружения Александровки, Городка и Башмачка представлены земляными валами, рвами, стенами и каменными башнями.

Грунтовые могильники Черняховской культуры располагаются на более высоких, чем поселения, местах, но неподалеку от них и занимают сравнительно с поселением небольшую площадь. Большинство известных могильников относится к IV в. Погребальный обряд характеризуется биритуальностью, т.е. использованием и трупосожжения и трупоположения. Оба обряда могут встречаться на одном и том же могильнике. Погребения располагались в грунтовых ямах. На некоторых могильниках обнаружены культовые ямы и другие следы тризн.

Трупосожжения осуществлялись на стороне. Остатки сожжения помещались на дне неглубоких округлых ям, которые сверху перекрывались сосудом, черепками или плоским камнем. Захоронения бывают урновыми и безурновыми. В качестве урн использовались глиняные сосуды — горшки, миски. Более 60% составляют безынвентарные погребения. Остальные сопровождаются в основном металлическими деталями костюма, предметами вооружения. Оружие могут намеренно портить. Мечи длинные, но без наверший и перекрестий.

Умершие располагались, как правило, вытянутыми, на спине, головой на север или запад. Большинство погребений индивидуальные, но встречаются и парные. Известен обряд ритуального разрушения погребений, который совершался, видимо, соплеменниками умершего. Для них характерен разнообразный и многочисленный инвентарь, включающий и несколько сосудов. Погребальный инвентарь представлен украшениями: стеклянными бусами, фибулами, различными подвесками, поясными пряжками, а так же предметами личного пользования или быта (гребнями, ножами, пряслицами) и приношениями, чаще всего — это сосуды с напутственной пищей. Вероятно, ритуальное значение имели такие изредка встреченные в погребениях предметы, как ключи, кучки мелких камешков, панцири черепах. Орудия труда обычно в могилах отсутствуют. Среди погребений выделяются могилы «знати»глубокие большие ямы, обложенные деревом, останки умерших в которых сопровождают многочисленные предметы. Выделяются целые пиршественные наборы, часто включающие импортные изделия — например, стеклянные кубки.

Предметы материальной культуры. Основная масса находок — это фрагменты различных глиняных сосудов: горшков, мисок, кувшинов, ваз, кубков. Столовая посуда отличается тщательной выделкой, часто ее украшали налепными валиками, желобками, врезными горизонтальными линиями. Среди посуды на Черняховских памятниках довольно часто встречаются причерноморские амфоры, в которых привозилось масло или вина. Встречаются подражания римским сосудам (глиняные кубки полуяйцевидной формы со штампованным орнаментом).

Для поселений Черняховской культуры характерно значительное количество находок орудий труда. Найдены многочисленные железные ножи, рыболовные крючки, глиняные пряслица, глиняные грузила для вертикального ткацкого станка, железные и костяные иглы, проколки, шилья. Предметы вооружения на поселениях находят редко, тогда как находки бытовых предметов достаточно разнообразны — это как заимствованные, так и местные костяные или железные гребни, туалетные пинцеты, замки и ключи и т.д. Характерной особенностью Черняховской культуры являются многочисленные римские монеты, единичными находками представлены монеты боспорского чекана. С территории черняховской культуры происходит около 140 кладов серебряных римских монет.

Кроме монет с римским миром черняховскую культуру связывают многочисленные находки стеклянных и единичные — металлических сосудов.

Этнический состав. В настоящее время исследователи выделяют несколько культурных традиций в рамках этнически неоднородного черняховского населения. Черняховскую культуру невозможно рассматривать как результат простой эволюции ни одной из предшествующих культур

Финал Черняховской культуры связан и хронологически совпадает со временем появления и господства в восточноевропейских степях новой волны кочевников — гуннов. Нашествие гуннов в конце IV в. вызвало отток части населения на запад

На территории, расположенной северо-восточнее, в период, предшествующий образованию черняховской культуры, и затем одновременно с ней существовала киевская культура, которая также многими исследователями рассматривается в рамках вопроса о происхождении восточных славян.

Киевская кульутра

На рубеже II-III вв. н.э. в пределах леса и лесостепи в северной части Среднего и южной части Верхнего Поднепровья, на территории Подесенья и смежных районов левобережья Днепра складывается киевская культура, памятники которой существуют до середины V в. Процесс ее формирования связан со сложным взаимодействием пост- или позднезарубинецких племен, различных местных и проникавших сюда с запада — пшеворских группировок

Хозяйство населения киевской культуры характеризуется земледелием и приселищным скотоводством. Распространены небольшие по площади неукрепленные поселения и соответствующие им грунтовые могильники с погребениями по обряду трупосожжения на стороне. Обряд сожжения, сопровождаемый помещением в могилу вторично обожженной керамики, находит аналогии в пшеворской культуре. Для киевской культуры характерна лепная посуда. Кроме местной лепной посуды на некоторых памятниках присутствует привозная круговая, изготовленная в черняховских мастерских. Особенно заметно влияние на киевскую культуру со стороны черняховской в IV — начале V в. В начале IV в. население киевской культуры под натиском черняховских племен уступает им часть своей территории в Среднем Поднепровье. Это дало новый импульс для начавшегося несколько ранее продвижения сюда отдельных групп населения киевской культуры в Верхнее Поднепровье.

На основе киевской складывается колочинская культура, которая в последнее время некоторыми исследователями рассматривается как культура славянская. Датируется эта археологическая культура периодом от середины V до второй половины VII в., и ареал ее памятников почти полностью совпадает с территорией предшествующей культуры. Практически одинаковыми оказываются приемы домостроительства (полуземлянки срубной или каркасно-столбовой конструкции с очагом в центре) и обряд погребения (грунтовые могильники с остатками трупосожжения на стороне). Кроме того, исследования особенностей киевской культуры позволяют ряду авторов предполагать, что, кроме колочинской, эта культура является частичной подосновой для пеньковской культуры, которая рассматривается как славянская. Некоторые исследователи усматривают сходство между элементами колочинской, пенъковской и пражской культур, последняя из которых практически всеми признана в качестве достоверной археологически культуры ранних славян.

52.

Происхождение Восточнославянских племён.

Вопрос о происхождении восточнославянских племен, обитавших в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы, названия и территория расселения которых хорошо известны по сообщениям Повести временных лет (начало XII в.). Ни одна из земледельческих археологических культур раннего железного века и первой половины I тыс. н.э., чьи памятники исследованы на обширных лесостепных пространствах, не являлась чисто славянской — население каждой из них было неоднородным и состояло из различных этнических компонентов, автохтонных и пришлых.

Некоторые авторы связывают со славянами сообщения I—II вв. н.э. о венедах, живших к востоку от Вислы. Начиная с VI в. сведения о славянах уже достоверны и становятся более разнообразными. Славяне известны от Нижнего Дуная до Вислы, а родственные им и близкие по культуре анты — от Днестра до Днепра или Дона. Занимаемые во второй половине I тыс. н.э. славянами земли простирались от Балтийского моря до Балкан и от Днепра до верхнего Дуная и Одера.

Пражская культура

На территории от Эльбы до Днепра и от Поморья до Дуная в V в. складывается относительно единообразная археологическая культура, получившая название пражской. Пражская культура является практически единственной культурой, чья принадлежность ранним славянам является общепризнанной.

На всей территории распространения ее характеризуют следующие элементы:

небольшие селища (до 10 построек), расположенные группами по берегам малых рек;

- жилые дома (квадратные полуземлянки или наземные с небольшим углублением) с печкой-каменкой в одном из углов постройки или очагом)

господство обряда сожжения на стороне (грунтовые погребения и немногочисленные курганы)

лепная неорнаментированная керамика со строго выдержанными пропорциями (высокие горшки, расширенные в верхней трети)

хозяйственный уклад — в основе земледельческий, при наличии скотоводства и домашних ремесел.

Пражская культура явилась, по мнению специалистов, новым культурным образованием, которое сформировалось в период великого переселения народов.

В V-VI вв. происходит постепенное расселение носителей пражской культуры в сторону Среднего Поднепровья, Подунавья и на Эльбу, где они ассимилируют остатки местного населения, не ушедшего в ходе событий гуннской эпохи. В конце VI — начале VII в. группы славянского населения начинают оседать на Балканах.

Период V-VII вв. н.э. — важный период в истории формирования славянских народов, с которым связаны:

— последний этап существования общеславянского языка;

— широкое расселение и освоение новых земель;

— самые ранние достоверные славянские археологические памятники.

На территории Украины выделяют две: пражско-корчакскую и лука-райковецкую, связанные с пражской археологической культурой.

Пражско - корчакская культура

Памятники этой культуры распространены на территории Прикарпатья, междуречья Днепра и Буга. Период бытования культуры — V-VII вв.

Хозяйство. Поселения всегда расположены на удобных для обработки землях. Основу хозяйства составляло земледелие. Использовались деревянные рала и с небольшими железными наральниками, они были наиболее пригодны для вспашки чернозёмных земель. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, овес, для уборки которых применяли железные слабоизогнутые серпы. Животноводство стояло на втором месте по значению. Разводили крупный рогатый скот и свиней, мелкий рогатый скот; кости лошадей встречаются редко. Для заготовки кормов использовались косы-горбуши. Судя по незначительному количеству находок рыболовных крючков, а также костей рыб и диких животных, рыболовство и охота играли незначительную роль в жизни населения. Ремесленное производство было развито слабо, скорее можно говорить о домашних промыслах (прядение, ткачество) или домашнем производстве (обработка дерева, кости).

На городище Зимно, Хачки, на селище в Бернашовке (Украина) найдены следы ювелирного производства.

Глиняная посуда изготавливалась только ручным способом. В основном это кухонная посуда — горшки, сковороды. Как правило, посуда не имеет орнаментации.

Памятники. Для корчакской культуры характерны небольшие селища площадью не более 1 га, на территории которых располагалось чаще всего до 10 построек. Селища обычно расположены на невысоких пойменных мысах. Через каждые 5-7 км несколько таких поселений (до 10) образуют своеобразные «гнезда» (группы).

Укрепленные поселения встречаются редко. Среди них наиболее известно городище Зимно (V — середина VII в.). Одна из сторон городища укреплена деревянной стеной, валом и частоколом, другие были достаточно обрывистыми и крутыми. Бревна частокола наклонно вбиты в склон мыса на расстоянии 3-5 м от стены. Вдоль деревянной оборонительной стены на внутренней стороне площадки располагалась длинная деревянная постройка столбовой конструкции, разделенная на несколько жилых клетей. Клети отапливались открытыми очагами.

Жилища — это квадратные полуземлянки. На северо-западе ареала культуры сооружались жилища прямоугольной формы, которые отапливались открытым очагом. Между жилыми постройками обычно группами расположены хозяйственные сооружения, характер и состав которых различны в разных регионах.

Небольшие по площади грунтовые могильники обычно располагались поблизости от поселений. Для корчакской культуры характерен обряд трупосожжения на стороне. Очищенные от остатков погребального костра пережженные кости высыпались на дно неглубокой округлой ямки или собирались в обычный глиняный горшок, который также затем устанавливался на дно ямы, иногда высыпанные на дно ямы остатки сожжения накрывались перевернутой вверх дном урной. Погребения, как правило, не имеют погребального инвентаря. Кроме грунтовых могильников в некоторых районах известны курганные захоронения с тем же обрядом малоинвентарного сожжения на стороне. В основании курганов располагались ритуальные кострища. Преобладали безурновые захоронения. С VII в. практика сооружения таких курганов постепенно распространяется на более широкой территории.

Предметы материальной культуры. Памятники корчакской культуры бедны находками. На поселениях наиболее часто встречаются фрагменты лепных сосудов, глиняные пряслица, небольшие железные ножи.

На значительной части ареала раннеславянской пражской культуры (и ее варианта — корчакской) развитие происходило спокойно, без видимых потрясений. На рубеже VII-VIII вв. на ее основе на территории Правобережной Украины и Молдовы начинает оформляться культура типа Луки-Райковецкой, материалы которой показывают генетическую преемственность между раннеславянской культурой этого региона и более поздней древнерусской. В целом материалы новой культуры очень близки материалам корчакской, но тем не менее в силу естественного развития хозяйственной и общественной жизни, вкусов и потребностей населения наблюдаются некоторые изменения в характере поселений, конструкции жилищ, технологии изготовления керамики, в деталях погребального обряда.

Лука-Райковецкая культура.

Памятники культуры распространены от Белорусского Полесья на севере до бассейна р. Прут на юге и от верховий Западного Буга на западе до Среднего Поднепровья на востоке. Период существования культуры VIII-X вв.

Хозяйство – земледельческое. Существовало пашенное земледелие. Были найдены наральники и чересела, подтверждающие это. Для обработки почвы использовались железные мотыги. Найдены зёрна: пшеницы, проса и ячменя. Продолжали существовать и развивались домашние промыслы — прядение и ткачество, обработка дерева и кости, бортничество. Вероятно, какую-то подсобную роль играли в хозяйстве охота и рыболовство.

Глиняная посуда делалась в основном вручную, но в IX в. появляются сосуды, изготовленные на ручном гончарном круге, украшенные линейным или волнистым орнаментом. Круговая посуда некоторое время сосуществует вместе с лепной, лишь постепенно вытесняя ее. Ранние гончарные сосуды еще достаточно грубые. Предполагают, что технология изготовления на ручном гончарном круге пришла сюда с юго-запада, из районов Подунавья, и была достаточно быстро освоена местным населением — в IX в.

Памятники. Для лука-райковецкой культуры характерны открытые поселения — селища, которые расположены по берегам рек, в местах, удобных для земледелия, скотоводства и различных сельскохозяйственных промыслов. Площадь их незначительна, а застройка бессистемна.

Характерным примером поселения культуры является Хотомельское поселение на р. Горынь. Оно состоит из небольшого городища (площадь всего 0,12 га), расположенного на выдающейся в пойму реки возвышенности, с трех сторон защищенной низиной.

Погребальные памятники культуры представлены грунтовыми могильниками и курганами. Погребения совершались по обряду сожжения на стороне. Захоронения редко сопровождаются вещами - известны единичные находки железных ножей, оплавленных стеклянных бус и других мелких предметов. В течение VIII-IX вв. почти по всей территории культуры широко распространяется обычай сооружения курганов, который к X в. становится преобладающим. Курганы содержат индивидуальные погребения, среди которых преобладают безурновые погребения. Остатки кремаций все чаще располагаются в основании насыпей на ритуальном кострище, на месте совершения сожжения.

Носители пражской и близкой ей культур, расселившиеся на Правобережье Днепра в VII-VIII вв. и частично смешавшиеся с незначительным местным населением, стали предками юго-западной группы восточнославянских племен, названных на этих территориях летописцем в начале XII в., — волынян, древлян, полян, дреговичей (частично).

Пеньковская культура.

После гуннского завоевания 70-х гг. IV в. в лесостепной зоне Среднего Поднепровья сохранилась часть неоднородного черняховского населения, принявшего наряду с продвинувшимися с севера носителями киевской культуры участие в процессе формирования пеньковской культуры в течение VI в. Основной район формирования культуры — Среднее Поднепровье и бассейн р. Южный Буг. Памятники этой культуры распространены в лесостепи на территории от Северского Донца на востоке до нижнего Дуная на западе. Период существования культуры V-VII вв.

Хозяйство. Население занималось земледелием и приселищным скотоводством. В состав стад входил крупный и мелкий рогатый скот, лошади, разводили и свиней. Ремесло носило в основном домашний характер. Исключение составляет добыча железа и железообработка. Связывают с пеньковской культурой Гайворонский металлургический центр на Южном Буге. Обнаружены остатки металлургического горна, печей для обжига руды и несколько ям для её хранения. Пеньковские кузнецы применяли прежде всего простые технологии: изготовление изделий целиком из железа или из сырцовой стали. Известны были такие способы улучшения рабочих качеств орудий как цементация и термообработка. Можно утверждать, что практически все орудия труда и предметы быта из черного металла имеют местное происхождение.

Для памятников пеньковской культуры характерна лепная керамика. На финальной стадии развития пеньковской культуры в её ареале, в Поднепровье, появляются центры по изготовлению гончарной керамики, формы и орнаментация которой имеют северо-кавказские прототипы (поселение Канцирка и др.) Появление гончарных мастерских можно связывать с переселением сюда северо-кавказских (аланских) мастеров. Во второй половине или конце VII в. на территории пеньковской культуры возникает Пастырское городище — это полиэтничное поселение, ставшее крупным торгово-ремесленным центром. Ремесленные традиции центра формировались на местной основе под сильным влиянием традиций, принесенных из Подунавья.

Памятники. Наиболее распространены открытые поселения — селища, располагавшиеся на низких участках береговых террас и дюнах с легкими для обработки почвами и пойменными лугами. Площадь селищ не превышает 2-3 га. Основным типом жилищ были четырехугольные полуземлянки каркасно-столбовой или срубной конструкции площадью 12-20 кв. м.

Погребальными памятниками культуры являются грунтовые могильники, содержащие погребения по обряду сожжения на стороне. Могильники, занимающие небольшую площадь, располагаются в непосредственной близости от поселений. Кремированные останки помещали в глиняные сосуды-урны, которые устанавливались на дно неглубоких округлых ям или просто рассыпались на их дне. В одной погребальной яме может находиться от 1 до 3 урн. Погребения сопровождаются украшениями, иногда встречаются ритуальные сосуды.

Памятники пеньковской культуры характеризуются довольно большим количеством различных находок из черного и цветных металлов. На нескольких селищах найдены железные наральники, мотыжки и серпы. Обычной находкой являются железные ножи, глиняные пряслица биконической и округлой формы. Встречаются отдельные наконечники стрел и копий, украшения из бронзы и серебра. Массовым материалом является керамика — фрагменты лепных сосудов: биконических или округлобоких горшков, сковород. Пеньковская керамика, как правило, не орнаментирована. Иногда встречаются сосуды, украшенные насечками по венчику или налепами под венчиком.

Памятники пеньковской культуры занимают территорию, совпадающую с той, которую, по сообщению Иордана, занимали анты — он писал, что они живут на землях от Днестра до Днепра на излучине Черного моря. Согласно Прокопию Кесарийскому, анты и склавены (славяне) имели общий язык, одинаковый быт, обычаи и верования, а когда-то «даже имя у славян и антов было одно и то же».

Роменско-боршевская культура

Памятники культуры занимают территорию левобережья Днепра от бассейна р. Десна до Верхнего и Среднего Дона. Основное время существования — VIII-X вв. (на некоторых территориях до начала XI в.).

В конце VII в. происходит перемещение части славянского населения, обитавшего на пространстве от Дуная до Днепра, в районы левобережья Днепра. Постепенно смешиваясь с местным населением, переселенцы, носители традиций поздней пражской — ранней лука-райковецкой кулыур, осваивают лесостепные территории вплоть ло Верхнего и Среднего Дона. На этом пространстве складываются роменская и боршевская культуры, которые всеми безоговорочно признаются в качестве славянских. Они существовали одновременно (VIII-X вв.) и были чрезвычайно близки по многим деталям между собой, поэтому иногда культуру называют роменско-боршевекой. Общими для обеих культур являются: па¬шенное земледелие в качестве основы хозяйства, преобладающий тип поселений — селища, полуземляночные жилища прямоугольной формы с печами в одном из углов, развитое косторезное дело, лепные сосуды, украшенные оттисками веревочного штампа или пальцевыми вдавлениями по краю венчика, обряд погребения — под курганные трупосожжения на стороне. Однако имеется целый ряд различий, касающихся домостроительства, набора украшений и предметов костюма, деталей погребального обряда.

Хозяйство. Основу хозяйства составляло пашенное земледелие, при котором использовались пахотные орудия с широкими железными наральниками, наиболее удобными при освоении нетронутых земель, и небольшими наральниками для возделывания старопахотных почв. Выращивались пшеница, просо, на позднем этапе появилась рожь. Для обработки небольших участков использовались мотыги и мотыжки. Урожай убирался железными серпами устойчивых выраженных форм. Преобладали кости домашних животных — крупного рогатого скота, затем свиней и мелкого рогатого скота. Следы обработки цветных металлов, льячки, тигли и литейные формы для изготовления отдельных украшений найдены на многих поселениях. Для памятников раннего периода вплоть до IX в. оказываются характерными находки украшений, связанных своим происхождением с дунайскими территориями. В качестве сырья использовался цветной металлолом и

серебряные арабские монеты, которые начинают распространяться на территории Восточной Европы в VIII в. Для культуры IX-X вв. в целом харак¬терен набор украшений, состоявший из лучевых височных колец, металлических браслетов и шейных гривен с расплющенными концами. Позже, с XI в., лучевые височные кольца становятся определяющим признаком для одного из восточнославянских племен — радимичей, территория которых расположена немного севернее и практически не совпадает с ареалом роменских памятников. Роменско-боршевская культура характеризуется лепной керамикой, представленной широким набором сосудов разного размера и форм — это горшки, миски, сковороды. Обжигалась посуда в печах. В самом конце IX в. появляются сосуды, подправленные на ручном гончарном круге, однако в течение X в. сохраняется преобладание лепных форм.

Поселения культуры неравномерно распределены внутри ее ареала. Среди поселений преобладают неукрепленные, площадь некоторых из них весьма значительна и достигает 10 и более гектаров. Широко применялось строительство валов и рвов. В конструкцию вала входили деревянные стены, сооруженные из поставленных вплотную срубов или двойных рядов частоколов внутреннее пространство которых забутовывалось землей.

Типичными жилищами являлись прямоугольные полуземлянки, имевшие стены столбовой конструкции и отапливавшиеся печами. Но в Х в. стали распространяться срубные постройки. Печи либо вырезались из глиняного уступа, либо целиком лепились из принесенной со стороны глины. В некоторых случаях удалось определить, что жилые срубные постройки были двухэтажными: первый этаж занимал котлован, пол второго настилался на столбы, расположенные по его периметру (Горбово). Кроме жилых на поселениях имелись хозяйственные постройки. Ранние погребения известны плохо. Обычно в курганах VIII в. кремированные останки, собранные в 1-2 урны, помещались в основании насыпи. Сожженные кости, в урне или без нее, чаще всего располагались в верхней части курганной насыпи. Характерны практически безынвентарные погребения, лишь изредка среди остатков сожжения оказываются оплавленные стеклянные или бронзовые украшения. В северных районах распространения роменской культуры в курганах встречаются ритуальные кострища, которые позже, в XI в., становятся характерной особенностью радимических курганов. Курганные могильники, как правило, насчитывают несколько десятков насыпей и расположены в относительной близости от поселений.

Роменская культура всеми исследователями соотносится с восточнославянским племенем северян, территория обитания которого в XII в., согласно данным летописи, совпадает в значительной степени с ее ареалом. Фрагменты лепной роменской керамики найдены на поселениях, расположенных в бассейне р. Москвы.( влияние в других регионах)

Какая-то часть роменского населения, несомненно, осталась на прежней территории своего обитания и приняла участие в формировании уже древнерусского населения этого региона.

Некоторые исследователи связывают боршевскую культуру с историей вятичей, однако не все соглашаются с этим. Ясно лишь, что памятники боршевской культуры принадлежали какой-то группе славян.
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   33


написать администратору сайта