Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.Развитие цивилизации в Древнем междуречье

  • 4.Политическое устройство Древних Афин.

  • 5.Древняя Спарта: государство и традиции.

  • 6.Элинистические государства.

  • 7.Цивилизация Древнего Рима: Республика.

  • 1. Образ жизни людей в позднем каменном веке


    Скачать 232.4 Kb.
    Название1. Образ жизни людей в позднем каменном веке
    Дата11.01.2021
    Размер232.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаbilety.docx
    ТипДокументы
    #167189
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1.Образ жизни людей в позднем каменном веке.

    Каменный век — древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, но использовались также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глиняной посуды.

    Питание

    Источниками продовольствия людей в каменном веке служили животные и растения на территории распространения человека. Люди употребляли мясо и внутренние органы животных, в том числе печень, почки и мозг. Молочные продукты и растительные продукты, богатые углеводами, такие как бобовые и зерновые крупы люди употребляли мало. В пищу использовались листья и корни растений. Мясо животных добывалось преимущественно охотой, хотя в конце каменного века начало появляться скотоводство. Также, задолго до сельскохозяйственной революции неолита увеличилось потребление бобовых растений, о чём говорят археоботанические находки в Израиле. Более того, последние данные свидетельствуют о том, что люди начали обрабатывать и употреблять в пищу дикие зерновые культуры более 23 тыс. лет назад в верхнем палеолите.

    Места жительства и среда обитания

    Примерно 2 миллиона лет назад люди впервые начали строить антропогенные структуры в Восточной Африке, сооружаемые с помощью простейших механизмов из камней и ветвей деревьев. Около 500 тыс. лет назад люди начали использовать каменное колесо для возведения своих сооружений. Некоторые из сооружений этого периода были обнаружены близ Ниццы во Франции.

    Искусство

    Доисторическое искусство можно проследить только по сохранившимся находкам каменного века. Сведения о музыкальной культуре первобытных людей можно получить на основе сохранившихся первобытных музыкальных инструментов, а данные об изобразительном искусстве на основе наскальной живописи, к которой относятся петроглифы и наскальные росписи. Неизвестно, выполняло ли доисторическое искусство религиозную функцию. Древние люди во время своих ритуалов исполняли танцы, пели песни и играли на различных музыкальных инструментах.

    Религия

    Современные исследования и углубленный анализ находок каменного века свидетельствуют о существовании обрядов и верований у людей в доисторические времена. Деятельность людей каменного века выходила за рамки удовлетворения насущных потребностей, таких как пропитание, поиск жилья и изготовление одежды. В древние времена практиковались обряды, касающиеся смерти и погребения человека, хотя они сильно различались у отдельных культур. В каменном веке, по всей видимости, начала распространяться культура танца, которой сопровождались все обряды. Проводились ритуалы, связанные с призыванием дождя, подготовкой к охоте, лечением больных.

    Обмен и торговля

    Проводилась торговля с поселениями, находящимися на больших расстояниях друг от друга. Находки каменных орудий, украшений, материалов для производства оружия, а также других изделий помогли определить места прохождения торговых маршрутов древности. С появлением иерархического устройства общества, знать и вожди племён получали часть прибыли от торговли собственного племени. Однако даже в конце каменного века торговля велась примитивными способами, первобытные люди не сообщали своим соплеменникам о продаваемых или обмениваемых товарах.

    2.Цивилизация древнего Египта.

    Цивилизация древнего Египта кратко прошла следующий путь: от образования поселений на берегах реки, до создания единого государства с населением в несколько миллионов человек, армией, единой религией и возглавляемое абсолютным монархом – фараоном, наместником Бога на земле.

    Подъему Египта как государства, безусловно, способствовало географическое положение страны.

    Не смотря на близость пустыни, жизнь давал и поддерживал Нил. После его разлива на берегах оставался плодородный ил, на котором возделывались поля, на а богатый водный мир реки, давал к столу людей множество разнообразной рыбы.

    Для более эффективного использования речных богатств и даров оазисов, поселения объединяли людские и материальные ресурсы для построения систем орошения, возделывания полей, обороны от налетавших ливийцев и нубийцев. По мере укрупнения, появилась административная надстройка, в виде жрецов. Именно жрецы выступили в роли организаторов первых египетских государств. Они организовывали сбор налогов, проводили календарные расчеты движения Нила, проектировали системы орошения и ирригации, организовывали оборону.

    Сложившиеся государства – Верхний и Нижний Египет, были объединены царем Верхнего Египта – Менесом.

    Во главе объединенного государства встал фараон, единоличный правитель и «сын бога».

    В своем развитии Цивилизация древнего Египта, говоря кратко, была одна из самых древних в районе Средиземного моря. Божественное происхождение фараона, была основой религии египтян. С нашей точки зрения, они были язычники. Главным богом они почитали Бога Солнца Ра. Согласно их верованиям Бог Ра, вышел из лотоса и построил весь мир, окружающий людей, все остальные боги были продолжением Бога Ра, а люди появились из его глаз. Египтяне так же свято верили в вечность жизни, и что физическая смерть человека, не прерывает путь человека, а просто переводит его в другое состояние. Именно это и сыграло большую роль в развитии культуры и архитектуры. Величайшие здания, построенные невероятными усилиями древних египтян это гробницы фараонов.

    Трудно так же переоценить и важность научных открытий сделанных в древнем Египте. Цивилизация древнего Египта, кратко говоря, дала миру решение теоремы Пифагора, задолго до самого Пифагора, египтяне знали число Пи (3,1415). Они составили один из первых календарей.

    В истории Древнего Египта, были и взлеты и падения, были разорительные войны, были и времена всеобщего благоденствия. В завершение можно сказать, что без Цивилизации древнего Египта, наш мир был бы другим.

    3.Развитие цивилизации в Древнем междуречье

    В переводе с древнегреческого языка название «Месопотамия» означает Междуречье. Именно на территории Месопотамии были рождены такие древние цивилизации, как Шумер.

    Это огромная земля между двумя реками – устья Тигра и Евфрата перед тем, как впадают в Персидский залив, образовывают широкую долину. Но эта территория была сильно заболочена и представляла собой пустыню.

    Появление первых поселенцев: особенности местности.Людям понадобилось много усилий и времени для того, чтобы сделать эту землю пригодной для жизни. Они научились осушать места, где есть болота, при помощи дамб и каналов и орошать пустыню. Но именно вода была главным кормильцем людей, которые населяли Месопотамию.

    Единственное, чего в Месопотамии остро не хватало – это руд металлов. Но все же известно, что они использовали орудия из меди, поэтому считаются, что они доставали металлы с других территорий или обменивали их у других цивилизаций.

    Проблемой также была засоленность почвы, с которым часто связывают и последующий упадок цивилизаций Междуречья. В Месопотамии был недостаток дождевой влаги и постоянные сухие, песчаные ветра.

    Появление цивиллизации. Цивилизация шумеров поселилась в нижнем течении Тигра и Евфрата. До сих пор неизвестно, с какой земли пришли шумеры в Месопотамию, и неизвестно, как появился их язык. Именно они научились обрабатывать землю так, чтобы она была пригодной для хозяйства и продолжения жизни.

    Шумеры построили каналы, которые осушали территорию, залитую реками, а воду хранили в специально построенных водохранилищах. Ее они могли использовать в том случае, если наступала засуха.

    Таким образом, на территории Междуречья возникла первая искусственная система орошения. Она была придумана около 6 тыс. лет тому назад. Также шумеры известны тем, что именно им мы обязаны возникновению письменности – эта цивилизация первая, кто придумал ее.

    Особенности цивилизации Междуречья. Поселения древних шумеров представляли собой города-государства, которые располагались на холмах, а вокруг были обнесены защитными стенами.

    Примечательно, что вначале во главе городов стояли жрецы – они обладали большей властью, множественными видам собственности, обширными землями и богатством. Только впоследствии правителями стали считать царей. Это были целые династии царей, которые передавали власть по наследству.

    Цивилизация Междуречья отличается от других первых цивилизаций. Например, Древний Египет был значительно изолированной страной. Но в Междуречье все было совсем не так, при первых очагах возникшей цивилизации на этой территории стали селиться Аккадские племена с севера.

    Вскоре рядом с цивилизацией Месопотамии образовалось другое государство – Элам, которое постоянно использовало территорию и урожай Междуречья.

    К 4 тысячелетию до н.э. относят образование полноценных городов-государств, их названиями были Ур, Ниппур и Лагаш. Это первый пример поселений, у которых была структура власти, определенная территория и границы, армия и даже законы.

    Именно благодаря развитию цивилизации Междуречья возникли страны, которые впоследствии стали называться государствами.

    4.Политическое устройство Древних Афин.

    Высшим государственным органом в Афинах стало народное собрание — эк­клесия, в котором участвовали все граждане, достигшие 20 лет. Каждый гражда­нин имел право внести на рассмотрение собрания предложение, законопроект или жалобу про нарушение законов, которую тотчас же рассматривали. Каждые десять дней экклесия собиралась у подножия Акрополя, а со временем в более удобном месте — театре Диониса.

    Другим важнейшим государственным органом был Совет Пятисот — буле. Совет функционировал посто­янно: решал текущие государственные дела, руково­дил финансами и торговлей, контролировал состоя­ние флота и арсенала, следил за благосостоянием города и работой должностных лиц.

    Исполнительная власть в государстве была сосредо­точена в коллегиях. Высшим органом была коллегия стратегов. Стратеги ведали вопросами войны и коман­дования армии, военного суда, внешней политики. Сре­ди 10 стратегов один командовал гоплитами, один уп­равлял снабжением флота, один — охраной границ, два — охраной афинского порта Пирея, остальные поо­чередно командовали армией в походах. Стратеги еже­годно не отчитывались за свою работу. Их заслушивали лишь в случае военной неудачи, подозрения в измене, обвинения в краже и т. п. Судить стратегов могло только народное собрание. Пер­вый стратег фактически обладал властью главы государства. С 444 по 429 гг. до н. э. (кроме 430 г.) народное собрание избирало на эту должность Перикла.

    *Коллегия — должностные лица, ведавшие торговыми, финансовыми, морскими делами. Коллегии избирали ежегодно, они отчитывались перед народным собранием. Члены правительства не имели права избираться в коллегии два раза подряд.

    Наряду с коллегией стратегов, другие коллегии также были выборными. Са­мым демократичным был суд присяжных — гелиэя, состоявший из 6000 граждан. Он был поделён на 10 групп по 500 судей в каждой и имел 1000 резервных судей.

    Вследствие таких преобразований в государстве был упразднён имуществен­ный ценз и установлены политические права для граждан. Полноправными граж­данами были мужчины, у которых отец и мать были афинскими гражданами.

    *Имущественный ценз — количество имущества определённого лица, ограничивающее осуществление его прав.

    Во время правления Перикла казна Делосского союза была перевезена в Афины, которые стали использовать деньги в своих целях. На деньги союзников в городе активно велись строительные работы, в частности, по инициативе Пе­рикла, был перестроен Акрополь. Он стал не только религиозным центром, а и мемориалом, посвящённым победе греков над персами. Для проведения музы­кальных и поэтических состязаний был сооружён специальный зал — Одеон.

    Афины по праву стали столицей эллинской культуры и демократии.

    5.Древняя Спарта: государство и традиции.

    Государственное устройство

    Древняя история Спарты начинается с XI века до н. э. возникновением одноименного города в Лаконии (южная область Пелопоннеса).

    Законодателем государственного устройства Спарты считается царь Ликург (9 век до н. э.), превративший ее из военной демократии в рабовладельческую республику. Аристократическое государство устанавливало строгие правила существования жителей, ограничивало развитие частной собственности. Аристократия должна была осваивать только спорт и военное искусство, а простой народ и рабы – земледелие, торговлю, ремесла.

    Основной упор делался на армию. Путем успешных военных действий Спарта закрепила свое превосходство в Пелопоннесе.

    Возглавляли страну сразу два правителя (архагеты). Высшими органами власти являлись:

    Апелла (народное собрание): состояло из мужчин старше 30 лет с полным гражданством; при помощи голосования принималось или отвергалось какое-то решение;

    Коллегия эфоров: состояла из 5 аристократов выбранных народным собранием; занималась судопроизводством;

    Герусия (совет старейшин): состояла из 28 полноправных граждан старше 60 лет и двух царей; решали вопросы внешней и внутренней политики, контролировали госслужащих.

    Социальное разделение

    Население Древней Спарты делились на:

    Аристократию (спартанцы или спартиаты): гомеи – полноправные граждане; парфении (низшие гомеи) – дети незамужних спартанок;

    Простой народ: гипомейоны – граждане частично лишенные прав из-за утраты состояния или здоровья; мофаки – люди низкого происхождения, но получившие спартанское образование; периэки – бесправное, но свободное население;

    Зависимое население: илоты – государственные рабы, жители захваченных земель; эпейнакты – илоты, освобожденные от рабства за женитьбу на спартанских вдовах; эриктеры – илоты, прислуживающие аристократам в армии.

    Армия

    Спартанские воины с детства обучались военным дисциплинам и тренировали соответствующие качества (решительность, патриотизм).

    Спартанцы были хорошо вооружены. Бойцы в полном обмундировании (копье, короткий меч, щит, шлем, поножи, панцирь) назывались гоплиты. Воины дополнительных отрядов носили лук, дротики или легкие копья.

    Всадники (гиппеи) являлись отрядом царской гвардии (300 человек) и воевали вместе со строем пехотинцев.

    6.Элинистические государства.

    Эллинистические государства – это Эллинистическая эпоха Древней Греции (Эллинизм). От Классической эпохи она отличается тем, что на смену городам-государствам (полисам) пришли могущественные державы, включающие в себя много городов и сельских поселений.

    Во главе этих государственных образований стояли цари, а начало новому историческому витку положили завоевания Александра Македонского. Великий полководец захватил огромные земли на востоке и юге. Тем самым был решён вопрос с жизненными пространствами, ведь население Греции в тот период было очень высоким.

    Официально считается, что Эллинизм начался в 301 году до н. э., а закончился в 30 году н. э. со смертью египетской царицы Клеопатры. Прологом же стала смерть Александра Македонского в 323 году до н. э. Умирая, великий полководец передал всю полноту власти диадоху (военачальнику) Пердикке. Тот и встал во главе огромного царства, но погиб в 321 году до н. э. во время военной стычки.

    После этого между другими диадохами началась борьба за власть. Продолжалась она 22 года и закончилась после сражения при Ипсе в 301 году до н. э. Результатом этой битвы стало официальное разделение гигантского царства на части. До этого держава была уже поделена, но военачальники не признавали владения друг друга, а теперь пришли к консенсусу.

    Египет отошёл к династии Птолемеев. В Вавилонии и Сирии воцарилась династия Селевкидов. В Пергаме бразды правления взяла в свои руки династия Атталидов. Появились свои цари в Македонии и Малой Азии. Каждый владыка чеканил собственные монеты. Нередко между царствами случались войны.

    Наиболее напряжённая политическая ситуация наблюдалась между Птолемеями и Селевкидами. Они оспаривали друг у друга земли Палестины и остров Кипр. Эти два царства считались самыми сильными, по-сравнению с другими государствами.

    У Селевкидов столица находилась в городе Антиохия (Сирия) на реке Оронт. Цари державы опирались на новую аристократию, образовавшуюся из македонских воинов и богатых переселенцев из Греции. А азиатское население платило дань в царскую казну и обладало минимальными правами.

    Самым жестоким из селевкидских царей считается Антиох IV, правивший в 175-164 гг. до н. э. Он задумал установить на подвластных ему землях культ греческого бога Зевса, а местные культы запретить. Такая инициатива вызвала восстания в разных концах державы. Особенно яростно сопротивлялись жители Иудеи. Против царствующей династии выступил весь народ. На волне возмущения Иудея отделилась от царства Селевкидов и стала независимым государственным образованием.

    Среди всех эллинистических государств самыми разумными и осторожными были Птолемеи, правившие в Египте. Эти цари объявили себя наследниками египетских фараонов. Они всячески поддерживали местных жрецов и не жалели средств для местных храмов. В результате этого они заручились поддержкой египетской знати. Столицей Птолемеев стал город Александрия, а правильнее Александрия Египетская, так как городов, названных в честь Александра Македонского, было построено чрезвычайно много.

    7.Цивилизация Древнего Рима: Республика.

    Со времени изгнания Тарквиния (6 век до н. э.) в Риме установилась республика (с латинского — «дело народа»), когда уже не один человек — царь — управлял всем государством, а представители от всего народа, избранные им. Теперь ежегодно выбирались два консула с большой властью.

    Сначала в Риме всем заправляли богатые люди — патриции (то есть отцы). Главы патрицианских семей и составляли сенат, и из них выбирались консулы и жрецы. Войско же по большей части состояло из крестьян-земледельцев. Они назывались плебеями.До эпохи империи в Риме патриции и плебеи находились в постоянной борьбе за свои права.Особой остроты эта борьба достигла во 2 веке до н. э., когда на стороне плебеев выступили Тиберий и Гай Гракхи, противники римского сената, защитники простонародья

    Получив должность народного трибуна, Тиберий Гракх предложил раздел общественных земель, находившихся в ту пору в руках немногих богачей. Его обвинили в стремлении к царской власти и жестоко убили, камнями и палками было убито более 300 его сторонников, а их трупы были брошены в Тибр.Постепенно в Риме власть была поровну разделена между представителями плебеев и патрициев и покой в государстве был установлен.

    Но и это затишье было недолгим. С началом войн Рима в Средиземноморье, многочисленными завоеваниями и усилением его власти, началась борьба между отдельными вождями за власть и влияние над возросшим государством. Этот период получил название гражданских войн, потому что это были войны не с врагами Рима, а войны между гражданами. Главными вождями этих войн были два великих полководца: Марий и Сулла.

    +Во время гражданской войны 49–45 годов до н. э. неограниченным правителем государства стал Цезарь. В 44 году до н. э. в результате заговора сторонников республики он был убит. Новый период гражданских войн завершился победой внучатого племянника Цезаря Октавиана, получившего от сената в 27 году до нашей эры титул Августа. Гражданские войны окончились, республика была упразднена.

    Культура и идеология paннеpеспубликанского Рима

    В эпоху ранней Римской республики складывается своеобразная идеология, характерная для замкнутой аграрной общины, в которой сохранялись пережитки родового строя.

    Считалось, что только община в целом может даровать человеку отличия, честь, славу, только она является высшей инстанцией для признания его заслуг. Признавался авторитет лишь своей общины, почитались только «обычаи предков». Всё неримское, всё, заносимое извне, подвергалось самому решительному осуждению.

    Раннереспубликанское право устанавливало и определяло возможные способы приобретения собственности. Основным способом была так называемая манципация -особый обряд вступления в собственность, выполнявшийся в присутствии свидетелей, Развитие отношений собственности привело также к созданию наследственного права

    К начальным векам республики относится и зарождение римской литературы. Устное народное творчество, включающее в себя зачатки эпической поэзии, лирики и драмы

    К устному народному творчеству следует отнести религиозные гимны, застольные песни и похоронные песнопения. Зародышем римской драмы были шуточные стихи, часто непристойного характера, так называемые фесценнины, распевавшиеся во время народных празднеств после жатвы и сбора винограда.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта