Главная страница
Навигация по странице:

  • 14.Империя Ацтеков.

  • 15.Инки история цивилизации.

  • 16.Мухаммед и ислам. Арабские завоевания.

  • 1. Образ жизни людей в позднем каменном веке


    Скачать 232.4 Kb.
    Название1. Образ жизни людей в позднем каменном веке
    Дата11.01.2021
    Размер232.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаbilety.docx
    ТипДокументы
    #167189
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    13.Цивилизация Майя.

    Историю культуры этого народа принято делить на три периода.

    Первый период (с древности до 317 г.) — время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др.

    Второй период (317-987) — древнее царство, или классический период, — время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X в.

    Третий период (987-XVI в.) — новое царство, или постклассический период, — время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т.д.

    Около 300 г. до н.э. в географической области, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, начала формироваться цивилизация майя. На этой территории народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, руины.

    Религия

    Религия составляла духовную основу культуры майя, как во многих древних цивилизациях. В представлениях майя мир являлся сложным образованием, его наполняли различные священные силы. Поэтому пантеон богов был очень велик. Известны десятки богов, которые в зависимости от их функций разделяются на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т.д.

    В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны и совмещают два противоположных начала — жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Своих главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли.

    Считалось, что каждый из богов поочередно правит миром через определенные промежутки времени.

    Архитектура Майя

    Существовали два типа архитектурных сооружений — жилые дома и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома часто возводились на платформах, имели прямоугольные очертания, каменные стены, островерхие, крытые соломой, двускатные крыши; в центре дома сооружали очаг из камней.

    К типу церемониальных построек относились пирамиды, которые служили основанием храма, поднимая его как можно выше к небу; чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они были квадратными в плане, имели тес- нос внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ

    Скульптура и живопись Майя

    Основные темы изображений — божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры. Майя применяли все скульптурные жанры — резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Многие скульптуры раскрашивались. Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды.

    Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S-образный разворот: ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи — анфас. В ритуальных центрах воздвигались скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями, относящимися к правителю-жрецу, чье изображение присутствовало на памятнике, содержащими описание какого-либо исторического события или родословную лица, которому был посвящен данный памятник.

    Обычаи и традиции Майя

    в первую очередь связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Рождение человека считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны — Иш-Чель. Жрецы давали младенцу детское имя и составляли для него гороскоп, предсказывающий, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всей его жизни.

    Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для его развития к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшая между глаз.

    В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. День для его проведения выбирался особенно тщательно. В назначенный день все участники торжества собирались во дворе дома покровителя.

    Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила религиозно-церемониальный характер. Подготовка к игре сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные божества.

    Гибель цивилизации майя относится к XI в. Этот исторический факт до сих пор является загадкой, поскольку огромная империя вдруг погибла без видимых на то причин. При этом города остались нетронутыми — без следов разрушений, как будто их обитатели ненадолго отлучились и вскоре собирались вернуться.

    14.Империя Ацтеков.

    Ацтеки это древний индейский народ, населявший территорию центральной Мексики. Их численность насчитывается около 1,5 миллионов. Начало цивилизации ацтеков относится к 14-16 векам. Этот народ обладает богатой культурой и мифологией. Столицей империи был город Теночтитлан, возникший в 1325 году. Отсюда историческое название ацтеков – теночники.

    По правлению Ацтекская республика придерживалась метода сбора дани. Несмотря на обложение больших налогов, все жители государства жили в достатке. Основным достоянием ацтеков была торговля.

    Ацтекское общество распределялось на социальные классы. В социальные слои входили масеуалли и пилли. Положение пилли, то есть аристократии ранее не передавалось по наследию Чтобы стать знатным человеком, дети из аристократических семей получали образование и учились всему, что должны знать пилли. Многие ацтекские воины получали статус пилли. По исполнению совершеннолетия юноши не стригли волосы до захвата своего первого пленного врага. Если после участия в 3 битвах юноша не смог поймать одного пленника, то он становился масеуалли, то есть простым крестьянином. Для каждого воина отросшие волосы считались позором. Большая воинская добыча стала причиной формирования нового сословия, называвшегося почтеками (торговцами). Воины презирали торговцев, но отдавали им все награбленное богатство и обменивали их на более нужные товары.

    Самым нижним сословием являются тлакотины (рабы). Неволя ацтекской империи отличалась от европейской колонизации. Ацтеки придерживались личного рабства. Дети невольников были свободными. А рабы имели отдельное имущество. Ценные рабы могли получить свободу после смерти хозяина. Непослушные рабы надевали шейные цепи из дерева. Данные кандалы были признаком вины. Продавец сообщал потенциальному владельцу о прошлых перепродажах закованного невольника. Уже четырежды отданного невольника ацтеки применяли для жертвоприношения. По преданию ацтекское племя появилось в долине Анауак. Анауак ранее был расположен в Мехико. По преданиям, в Анауак ацтеков привел бог Уицилопочтли. Ацтеки соединили и освоили обычаи остальных племен.

    Ацтекское племя создавало искусственные острова, на которых занималось выращиванием садовых и зерновых культур. Они употребляли бобы, маис и тыквенные культуры. Каждый год ацтеки собирали большой урожай. С 9000 га земли жители собирали урожай, хвативший на 180 000 человек.

    15.Инки история цивилизации.

    Империя инков (Тауантинсуйу) — индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI-XVI вв. Занимало территорию Центральных Анд (все горные районы Перу, Боливии, Эквадора, а также части Чили, Аргентины и Колумбии).

    Основой хозяйственной деятельности этого государства было террасное земледелие (основные культуры — кукуруза и картофель). В столице — Куско — имело место отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Эффективное производство позволило инкам добиться высоких результатов в культуре: мощеные дороги, соединявшие все провинции со столицей; храмы, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями; высокий уровень искусства мумифицирования; узелковое письмо кипу; хорошо налаженная система почтовой службы и оповещения с помощью скороходов часки; государственная статистика, система воспитания и образования, многожанровая литература.

    Сложилась строгая иерархическая система. Основной ячейкой были общины, среди них имелись и родовые, и сельские; ко времени завоевания это были территориально-административные единицы. Налоговые законы делили доходы общины на три части:

    первая шла в государственную казну как плата за землю, так как вся земля принадлежала верховному правителю;

    вторая поступала в пользу храмов;

    третья оставалась производителю.

    Считают, что население империи находилось в положении государственныхполурабов. Но имелись и самые настоящие рабы янаконы. Для управления покоренными районами инки практиковали переселение их жителей в другие районы.

    Среди господствующего класса различалось несколько категорий. Кураки, т, е. местные вожди, признававшие власть инков-завоевателей. Были инки по рождению и инки по привилегии (т. е. отличившиеся представители других народов). Инки по крови считали себя прямыми потомками легендарного первого инки Манко Капака. Они занимали самые высокие должности в государстве. На вершине социальной лестницы стоял верховный правитель Сапа Инка — Великий Инка, сын бога Солнца Инти и земной бог. Он обладал деспотической властью, которая была окружена священным ореолом. Внешним знаком отличия Инки была шерстяная головная повязка с кистью и тремя перьями надо лбом.

    Инки заботились о сохранении чистоты крови правителей, главной женой была родная сестра, и лишь ее дети могли наследовать власть. Тела умерших Сапа Инков бальзамировали, они были объектом заботы жрецов и после смерти, им продолжали оказывать высшие почести.

    Из 12-ти Сапа Инков, правивших до завоевания страны, особое внимание привлекает правление Куси Юпанки, более известного под именем Инка Пачакутек (т. е. реформатор). Юношей он был удален из столицы, поскольку его отец Инка Виракоча предназначал трон для другого своего сына. Когда в 1438 г. на Куско напало племя чанков, соперничающее с инками за гегемонию в регионе, правитель и двор бежали; а Куси Юпанки во главе небольшого отряда воинов отразил нападение. Так он заслужил трон.

    Годы пребывания на троне (1438-1471) он посвятил укреплению государства. Он полностью перестроил Куско. Утвердил административное деление страны. В результате сложилась всепроникающая система централизации и контроля — на каждые 10 тыс. семей приходилось 3333 должностных лица. Именно при нем начинают укрепляться монотеистические представления. Он решал задачу консолидации разнородного в этническом и лингвистическом отношении населения: дал даже новое имя стране — Тауантинсуйу, т. е. Четыре соединенных между собой страны света; в названии можно увидеть идею универсальности, всемирности, свойственную в той или иной степени всем деспотиям. Империя превратилась в типичное рабовладельческое государство, известного по древнейшим государствам Ближнего и Среднего Востока.

    В 1532 г. Ф. Писарро высадился на побережье современного Перу с 200 пешими воинами и всего лишь 27 конями. Но империя ослаблена внутренними неурядицами и междоусобной войной, кроме того, большое количество воинов инков погибло от оспы, завезенной испанцами. Столица инков была покорена испанцами в 1536 г. Инка с небольшим количеством приверженцев еще 30 лет скрывался в неприступном горном районе. В 1572 г. последний правитель инков ТупакАмару был обезглавлен. Покоренные инки вошли в состав народности кечуа.

    16.Мухаммед и ислам. Арабские завоевания.

    Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – Мухаммед (570–632 гг.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования – Арабского халифата.

    Арабские завоевания или мусульманские завоевания начались ещё при жизни основателя ислама Мухаммеда. Он основал исламское государство в Аравии, которое за одно столетие захватило многие страны вне Аравии. Арабы завоевали огромные территории в Азии, Африке и Европе: страны Ближнего Востока, Среднюю Азию, северо-западную Индию, Северную Африку, Испанию, Южную Италию, Сицилию, Мальту, Родос, Крит.

    Под натиском арабских завоевателей рухнуло огромное государство Сасанидов в Иране. Под ударами арабов пали Государство Гассанидов, Королевство вестготов, Кавказская Албания, Хорезм, Согдиана и Синд. Византия потеряла Египет, Сирию, Месопотамию, Крит, Мальту, Сицилию, Родос, Эгриси и Святую землю.

    Во время войн против франков арабы дошли до Пуатье, в войнах с хазарами достигли «Славянской реки» (видимо Дона, Волги, или Днепра), а в своих походах на восток проникли вплоть до Раджастана и Таласа.

    Арабские завоевания можно разделить на периоды трёх вторжений.

    Первое вторжение

    Началось с завоевания Ближнего Востока. Византия потеряла Левант, а государство Сасанидов — Месопотамию.

    Противостояние с Византией вылилось в многовековые арабо-византийские войны.

    В 633—652 годах арабы разгромили и покорили Сасанидский Иран.

    В 641—642 годах произошло арабское завоевание Египта военачальником Амром ибн аль-Асом.

    В 643 году с осадой Дербента началось вторжение на территорию, соответствующую современному горному Дагестану.

    Первое вторжение в Северную Африку было начато в 647 году. Выйдя из Медины, 20 000 арабов соединились в Мемфисе (Египет) с ещё 20 000 воинов. Командовал арабами шейх Абдуллах ибн Саад. Карфагенский экзарх Григорий объявил независимость своего экзархата от Византийской империи. Он собрал войска и вступил в бой с мусульманами, но был разбит в сражении при Суфетуле (город в 220 км к югу от Карфагена). После гибели Григория Карфаген платил дань арабам. Кампания продлилась ещё пятнадцать месяцев, но в 648 году войска Aбдуллаха возвратились в Египет. К 661 году арабы захватывают все Закавказье, а также Дербент.

    Все мусульманские завоевания были скоро прерваны гражданской войной между конкурирующими арабскими фракциями. Гражданская война началась с убийства халифа Усмана в 656 году он был заменен Али ибн Абу Талибом, который в свою очередь был убит в 661 году. За это время из состава Халифата при помощи Византии и Хазарского каганата вышли многие страны Закавказья за исключением Восточной Армении.

    Второе вторжение

    После гражданской войны арабы продолжили завоевания в Северной Африке. В 665 году началось новое военное вторжение в Африканский экзархат. В 689 году новая североафриканская военная кампания была закончена. Армия византийских греков (30 000 солдат) была побеждена в процессе этой кампании. К 40 000 мусульман, начавших эту войну, вскоре прибыли ещё 10 000 арабов во главе с арабским генералом Укбой ибн Нафи. Выйдя из Дамаска, армия прошла почти всю Северную Африку. В 670 году захваченный арабами город Кайруан был перестроен, стал сильной крепостью и основой для дальнейших военных действий. Этот город стал столицей Исламской области Ифрикии (арабское название Туниса). Город-крепость прикрывал прибрежные районы того, что является сегодня Западной Ливией, Тунисом, и Восточным Алжиром. После обустройства Кайруана арабы снова продолжили завоевание Магриба (так называли арабы северо-западную Африку). В процессе завоевания Магриба Укба ибн Нафи захватил прибрежный город Буджия и современный город Танжер. Оба города когда-то входили в состав римскойМавретании.

    Но Укба не смог долго удерживать завоеванные земли. В тылу его армии вспыхнуло восстание берберов. Вскоре его отозвали назад вместе с его войском на подавление этого восстания. В одном из сражений против греко-африканских мятежников Укба ибн Нафи погиб. На его место пришёл новый полководец Зухейр, но он также погиб в борьбе с мятежниками. Константинополь к тому времени уже успел послать в Африку большое войско.

    Тем временем новая гражданская война вспыхнула в Аравии и Сирии. Завоевательные походы арабов снова были приостановлены.

    Третье вторжение

    В Азии арабы смогли вернуть утраченные страны Закавказья. В 687 году арабы взяли Картли, Кахети иЭрети — три княжества Восточной Грузии, но Кахети и Эрети находились на выгодном местоположении, поэтому арабы не смогли закрепиться там. 10 лет спустя, в 697 году арабы двинулись уже на запад Грузии. Наместник Эгриси — крупнейшего в Западной Грузии государства, зависимого от Византии — пригласил арабов занять гарнизоны и изгнать греков. Однако в Западной Грузии относительно надолго арабы закрепились лишь в Эгриси (это обуславливалось родным тропическим для завоевателей климатом и сильными гарнизонами и крепостями, а также центральным положением страны в Западной Грузии): Абасгия и Апсилия (кроме южной, принадлежавшей Эгриси) освободились уже в 711 году. Чанети, на которую арабы тоже посягали, осталась в сфере влияния Византии. Но так или иначе, к 700 году арабы захватили все Закавказье за исключением горной Мисиминии и Алании, которая была на стороне византийско — хазарского альянса.

    Новое завоевание Северной Африки началось с повторного взятия арабами городов Ифрикии. Но Византия быстро перебросила войска из Константинополя. К византийцам присоединились солдаты из Сицилии и сильный контингент вестготов из римской Испании. Это вынудило арабскую армию отступить к Кайруану. Следующей весной арабы предприняли новые наступления морским и сухопутным путём. Вскоре они разбили византийцев и их союзников в битве при Карфагене. В 698 году арабы вошли в Карфаген. Его камни послужили материалом для строительства города Туниса. Другой бой велся около Утики, и арабы снова победили, вынудив византийцев оставить Северную Африку. Пять лет прошли, прежде чем Хасан ибн аль-Нуман, новый генерал мусульман, получил новые войска из Халифата. Тем временем люди, в ещё не захваченных городах Северной Африки, стали гневаться на берберское господство. Таким образом, Хасана приветствовали по его возвращению. В 709 году арабы захватили почти всю Северную Африку и поделили её на три области: Египет с его губернатором в аль-Фустате, Магриб (современные Марокко и Мавритания) с губернатором в Фесе и Ифрикия с её губернатором Мусой ибн Нусайром.

    Муса ибн Нусайр был генералом. Он был назначен губернатором Ифрикии и нёс ответственность за подавление возобновленного берберского восстания и распространения ислама в завоеванных землях. Муса и его два сына имели 300 000 пленников. Почти все пленники были проданы в рабство и доходы от их продажи поступили в общественное казначейство. Ещё 30 000 пленников были принуждены нести военную службу. Mуса также имел дело с постоянными набегами византийского флота. Для борьбы с ним Муса построил собственный флот. Продвигаясь вглубь Магриба, его силы взяли Танжер в 709 году.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта