Главная страница
Навигация по странице:

  • 18.Основные черты средневековой цивилизации. Историческое место западноевропейского средневековья.

  • 19.Социальная структура средневекового общества.

  • 20.Средневековый город: основные черты, генезис, историческая роль.

  • 22.Генезис феодализма.

  • 1. Образ жизни людей в позднем каменном веке


    Скачать 232.4 Kb.
    Название1. Образ жизни людей в позднем каменном веке
    Дата11.01.2021
    Размер232.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаbilety.docx
    ТипДокументы
    #167189
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    17.Великое переселение народов: основные вехи.

    Причины

    В 4 веке нашей эры пришло резкое похолодание, которое заставило этносы, ранее жившие на территориях с континентальным климатом, осваивать более благоприятные для проживания районы. Высокая детская смертность, неурожаи и вызванный ими голод только подталкивали людей к такому решению. Ко всем несчастьям добавлялись бури и наводнения, которые затронули земли нынешних Италии, Франции и Англии.

    Дополнительным фактором стал упадок Римской империи, спровоцированный комплексом причин. Результатом ослабления центральной власти и недееспособности армии стало то, что пограничные районы активно заселялись соседними народами.

    Одной из причин была демографическая ситуация в Скифии и Сарматии. Эти земли стали более благополучными благодаря развитию торговых связей с Северным Причерноморьем и Средиземноморьем, что вызвало прирост населения. Миграционные процессы были вызваны необходимостью его прокормить.

    Однако спровоцировало переселение все-таки вторжение гуннов из Средней Азии.

    Важные даты и события

    Миграция началась в 354 году, когда в Европу вторглись гунны, “народ всадников”.

    Это стало катализатором, вызвавшим движение этносов, которые обосновывались на тех землях, что смогли захватить. Так, в 486 году в битве при Суассоне франкский правитель Хлодвиг одерживает победу в Галлии над римлянам. Позже основывает Франкское королевство. В 5 веке славяне начинают заселять Мекленбург. К 6 веку они уже частично ассимилируют германское население на землях к востоку от Эльбы.

    В Южной Галлии и Испании поселяются вестготы – они окончательно осели на этих землях в 412 году, образовав собственное королевство.

    Уже к 6 веку германцы полностью заселили Западную Римскую империю: вандалы осели в Северной Африке, вестготы (западные готы), как уже упоминалось, в Испании, остготы (восточные готы) – в Италии, франки – в Галлии, а англы и саксы стали жить в Британии.

    Последствия

    В результате множества миграционных и эволюционных процессов образовались варварские королевства. Позже на их месте появятся современные европейские государства.

    С культурной точки зрения миграция вызвала противоречивые последствия: была полностью уничтожена цивилизация гуннов, но с другой стороны появились новые культуры, которые образовались в результате смешивания нескольких этносов. В этот период сформировалась вульгарная латынь, давшая основу европейским языкам.

    С другой стороны были полностью стерты с лица земли североевропейские народы и разграблены их древние памятники.

    18.Основные черты средневековой цивилизации. Историческое место западноевропейского средневековья.

    Основные черты и ценности средневековой цивилизации:

    · Примитивная техника и технология

    · Поступательное развитие человечества идет эволюционно, крайне медленно

    · Условная собственность на землю (земля - высшая ценность, но пользование ею сопровождается условиями: для рыцарей – военная служба сеньору, для крестьян – уплата феодальной ренты в виде барщины и оброка)

    · Строгая иерархическая структура общества

    · Сословно-корпоративная структура общества

    · Теоцентризм (дословно: в центре – бог), религия пронизывает все сферы жизни общества

    · Человек – часть природы

    · Господство натурального хозяйства

    Таким образом, можно сделать вывод, что весь строй средневекового общества принято называть феодализмом по названию пожалования вассалу - феоду, хотя "феод" и не исчерпывает всех характеристик средневекового общественного устройства. К ним следует отнести: господство натурального хозяйства; сосредоточение абсолютного большинства населения в деревнях; господствующее положение в обществе крупных землевладельцев, взаимосвязанных между собой и с более мелкими землевладельцами личными вассальными связями; несвободное положение крестьян-земледельцев, лично зависящих от своих господ; отсутствие в обществе безудержной жажды накопления и богатства; разделение власти над обществом между королями и их вассалами; господство христианской церкви. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в Средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилизации античной, но и на ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее миропонимание, право, этика и мораль - создали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов той же эпохи.

    Основные этапы средневековья:

    · - раннее Средневековье (V-Х вв.) - идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

    · - классическое Средневековье (XI-XV вв.) - время максимального развития средневековых феодальных институтов;

    · - позднее Средневековье (XV-XVII вв.) - начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

    19.Социальная структура средневекового общества.

    Социальная структура средневекового общества была довольно-таки простой. В “темные” века более 90% населения составляли крестьяне (колоны, вилланы, литы, сервы), более или менее лично зависимые от владельца земли — духовного или светского феодала. Доля средних слоев (ремесленников, солдат, монахов, слуг, чиновников, торговцев) составляла около 7—9%. Высший слой (феодалы, дворяне, высшее духовенство) не превышал 1,5—2%. Для простоты можно считать, что сто крестьян могли прокормить десять ремесленников и двух бездельников.

    В период коммунальных революций доля средних слоев быстро возрастает и достигает 15—20% населения, а доля крестьян снижается до 80%. К концу средневековья доля крестьян сокращается в наиболее развитых странах до 75%, а доля средних слоев возрастает до 25%. Правда в средних городских слоях происходит существенное расслоение. Значительная их часть постепенно переходит в состояние пауперов — наемных работников, положение которых в чем-то даже хуже, чем у крестьян.

    Социальная структура в средние века была очень жесткой. Положение человека определялось по рождению. Перейти из крестьянского сословия в ремесленное было крайне трудно, а в высший слой — практически невозможно. Смешанные браки были практически исключены, тем более, что браки заключались, как правило, внутри цеха, гильдии или общины. Единственной карьерной лестницей, по которой можно было подняться простолюдину, была церковная иерархия, да и такие случаи были единичными.

    Средневековый быт

    Традиционно германской мужской одеждой были широкая, большей частью подпоясанная куртка в форме блузы с длинными рукавами и длинные штаны, завязывающиеся на икрах, — далее до ступней шли обмотки. Сама по себе достаточно скромная одежда у знати изготавливалась из дорогих, ярко окрашенных тканей с декоративной отделкой по краям. Обувью служили кожаные “крестьянские башмаки” без каблуков, затянутые ремнями.

    Рыцарская поэзия и нормы поведения эпохи крестовых походов, внесли утонченность в личные и общественные отношения. Религия, честь оружия и культ дамы — вот три святыни, которым служил рыцарь. Особенно важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов.

    Архитектура отличалась суровым, “крепостным” характером. Применение камня в качестве строительного материала стало почти повсеместным. Тяжесть каменных сводов поддерживалась толстыми стенами со скупо прорезанными узкими окнами. По своему плану церковные здания воспроизводили крестообразный тип римской базилики с ее продольными и поперечными нефами и порталом в западном конце. Новый архитектурный стиль получил название романского.

    Средневековому городу были присущи теснота, скученность застроек, антисанитария и постоянная опасность пожаров. Нечистоты и мусор, которые большей частью сбрасывали в реки или городские рвы, представляли источник инфекционных заболеваний. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении средневековья оставались прежде всего заболеваниями городскими.

    Городские дома мало чем отличались от сельских. Воздвигались из ивняка, обмазанного глиной, оштукатуренного сверху дерева или плохо обтесанного камня. Широко была распространена деревянная застройка типа “штендербау” из переносных элементов: столбов, из которых мастерили основу здания, и брусьев.

    Люди средневековья имели немало свободного времени, любили и ценили праздники и увеселения, приуроченные к многочисленным церковным праздникам, в которые нельзя было работать, как и в воскресенье.

    Знать регулярно устраивала рыцарские турниры, пиры и балы, с участием музыкантов и менестрелей, продолжавшиеся 3—5 дней. Простой народ довольствовался кулачными боями, стрельбой из лука, выступлениями комедиантов и циркачей, дармовой кормежкой и выпивкой, выставляемой цехом или гильдией. Церковные шествия и службы привлекали все население города, без различия сословия, пола и возраста.

    20.Средневековый город: основные черты, генезис, историческая роль.

    Основные черты.

    1)Концепции развития феод города – это следствие общественного разделения труда, разв-ия товарных отношений, соц-полит эволюции общ-ва.

    2)Возникновение городов: пути разнообразны. Крестьяне и ремесленники уходят из деревень, селятся в местах с благоприятными условиями для дел, связанных с рынком. Могли селиться вблизи вотчин, замков для сбыта товаров. Селились у пересечения дорог, переправ, мостов. Итальянские и южнофранцузские города развив-ся быстро из-за связи с более развитыми Византией и Востоком. Основное население занято в сфере произ-ва и обращения товаров: ремесленники, торговцы, промысловики,заняты продажей услуг, обслуживание рынков, матросы, возчики, носильщики, наиб.представительны-торговцы из местных, и их верхушка-купцы. В крупных городах – феодалы,представители королевской и местной администрации, нотариусы, врачи,преподаватели. Зажит. часть духовенство(белое,черное).

    3)Города отличались от деревень внешним видом (ров, стены, башни, ворота), плотностью населения. Горожане несут сторожевую службу, состоят в ополчении. Вокруг города – посады, слободы.

    4)Центр. место в городе – рыночн. площадь(город.собор), орган самоуправления - ратуша. Произв. основу сост. ремесла, ручные промыслы. Ремесленник самост-но вёл своё хоз-во. Сам товаропроизвод-ль, ведет тов. хоз-во и не так сильно нуждается в земле как в средстве произ-ва,(- гор.ремесло раз-ся быстрее с/х).

    5)Особ-сть: корпоративная организация – цехи, гильдии, братства. Возникн-е цехов связано: 1)защита произ-ва от феодалов, конкуренции чужаков, 2) устан-е контроля над произ-вом и ипродажей продукции.

    6)+Цеховому ремесленнику помогала семья, 1-2 подмастерья(ученики). Строгая иерархия: ученик-подмаст-е-мастер. Сущест-ла регламентация произ-ва: мастер должен выпускать прод-ю опред. вида и качества. Цехи объед-т горожан в борьбе с феод-ми, усилен-ем знати; имел своего патрона. Т.о. в социал. борьбе 3 этапа: !)горожане против феодалов, 2)цехи против патрициев, 3)низы против богатых мастеров, купцов, и т.д.

    Генезис.

    Теория происхождения:

    1 романистическая (Савиньи, Тьерри, Гизо) – города и их учреждения – прямое продолжение поздних античных городов.

    +2 Вотчинная (Эйхгорн) – основа развития – феодальная вотчина.

    3 Марковая (Белов, Гирке, Мауэр) – выводят из свободной сельской общины (марки)

    4 Бурговая (Мэтланд) – города из крепостей (бургов) и на их праве

    5 Рыночная (Шредер, Шульте) – городское право возникает из рыночного, которое действовало в местах где велась торговля.

    6 Торговая – вокруг купеческих факторий.

    Историческая роль.

    Относительно Европы. Город поставлял феодалу пищу, деньги в виде налогов, слуг, производил материальные ценности и был буферной зоной для крепостных стен феодального замка. В случаи нападения врага, горожане учавствовали в фортификационных работах, обслуживали войнов в крепостных стенах и служили пушечным мясом. В случаи длительной осады были пищей войнов и феодальной семьи.

    21. Христианская церковь в IV — XI вв.: место в средневековом обществе.

    1)христ-во станов единственно признанной религ Римской империи; это связано с императором Константином 1 (274-337), принявшего христ-во. С изданием Миланского эдикта 313 г христ-не – под защитой гос-ва на равных правах с язычниками.С 5 века

    2)325 – Никейский собор (1 Вселенский): признание равенства Отца и Сына по божеству. 381 – 2 Вселенск собор (Константинополь): признается истинным единство природы Бога и единовременно его троичность в ипостасях: Бог-Отец, Сын и Святой дух (т.е. лица святой троицы не являются соподчиненными друг другу, но равны м\ду собой); также принят ряд важных канонич решений (определено место Константинопольск кафедры в иерархии христ-ких епископов; «Константинополь-есть нов Рим»). 431- 3 Вселенский собор в Эфесе: провозглаш догмата о пресвятой Богородице. 451 – 4 собор в Халкидоне: вопрос о сущности Христа (в одном лице он соед 2 природы-божеств и человеч). 553, 680-5 и 6 соборы в Константинополе: полемика с монофелитами (греч – одна воля), к-рые хотя и признавали во Христе 2 сущности, но лишь 1-ну действующую в нем божеств волю. 787- 7 собор в Никее: провозглашение догмата иконопочитания.

    3)Параллельно с институтом Вселенских соборов основным направл деят папства в 4-5 вв явл обоснование общецерковного примата (верховенства) кафедры апостола Петра. Так Папа Лев 1 Великий рассм Рим епископа как наследника св Петра, его наместника на земле.

    4) 2 христ церкви – римско-католич (западная) и греко-католич. православн (восток). 1-ая б суверенной, ее глава Рим папа притязал на теократию. 2-ая наход в подчинении импера. (Великая Схизма – 1054 г). в митрополию во главе с архиепископом (на востоке – митрополиты). Высшей властью над всей иерархией располагал: на западе – Рим епископ, на востоке – патриархи (Константинопольский, Александрийск, Антиохийск, Иерусалимский). В нач 5 века – Рим епископы принимают титул Папы. Получив из рук франкского короля Пипина Короткого земли по Тибру и в обл Равенны, в 756 г б образована Папская обл. Папы пытались подчинить своему влиянию церковь во вновь обращенных славянских странах (Болгария). Для обоснования своих прав на власть папская канцелярия сочиняла фальшивые док-ты. Например «Константинов дар» - приписываемая Константину 1 Филиппову грамота на имя папы Сильвестра 1, дававшую папе светскую власть на Рим областью и всей западн части Рим империи. Разоблачено в 15 в. Поводом к окончат разрыву м\ду западной и восточн церквями – спор из-за подчинения церкви южн Италии (принадлежала Византии, но папа считал ее своим леном). Уже в Рим империи на церковн учреждения помимо идеологич функций, возлагались и политич. Церковн иерархия б подчинена деспотич власти имперов. Низшим звеном церковн орг-ции б церковн приход во главе с приходским священником. Приходы обьед в епархии (диоцезы.) во главе с епископом; диоцезы

    5)Монашеское движение – зародилось на заре ранн христ-ва в восточн провинциях Рим империи. Восточн монахи – индивидуальн отшельничество, анахоретство; на зап – традиции монашесих общин. Основатель зап монашества – Бенедикт Нурсийский; орден бенедектинцев – самый многочисленный и авторитетный союз общин; занимались с\х, интеллектуальным и духовн совершенствованием.

    6) рост тенденций к моральному обновлению: появл ордена Еремитов (крайн аскетизм), а также клюнийское движение. упадок нравов в церквях, нарушение аскетизма.  6-7- вв – мон превратились в крупн вотчины. Щедрые пожертвования государей и знати

    -754 – 757 – походы против лангобардов – основание папского государства – теократия.

    -1054 – раскол – схизма – разделение церквей: католич (римская), православная (греческая)

    -9 век. Фатианская схизма – временный раскол.

    -910 Клюнииский монастырь – движение за порядок в церкви, за моральный облик священников, моральное обновление – Григорий 7 (с 973).

    -1054 Папа выбирается конклавом кардиналов, а не королями.

    22.Генезис феодализма.

    Главными моментами генезиса феодального способа производства были превращение свободных производителей материальных благ и рабов в феодально-зависимых крестьян и образование крупного феодального землевладения. Эти процессы были подготовлены феодальными тенденциями, возникшими в процессе разложения первобытнообщинного строя и античного общества.

    После падения Западной Римской империи (V в. н. э.) в появившихся на ее территории варварских королевствах происходил синтез феодальных элементов, существовавших в пору античного общества и первобытнообщинного строя германцев и кельтов. Ранее свободные общинники попадают в личную, поземельную и судебно-административную зависимость от феодалов (владельцев феодов — условной наследственной земельной собственности). Складывается феодальная иерархия и система вассалитета. Наиболее быстро феодализм возникал там, где эти элементы гармонически дополняли и ускоряли друг друга (в Северной Франции). Там же, где доминировало античное наследие (в Византии и в странах Южной Европы), темпы феодализации замедлялись. Сильное государство, развитые частная собственность и товарно-денежные отношения, длительное сохранение рабовладельческой формы эксплуатации стали факторами, препятствующими генезису классического феодализма. Более медленными были темпы феодализации и там, где феодализм складывался в основном на базе разлагавшегося первобытнообщинного строя (например, в Британии, Скандинавии, у западных и восточных славян), а влияние античности было более слабым и непоследовательным. Это проявилось в длительном сохранении свободного крестьянства, некомпактности феодальной вотчины, пережитках догосударственных форм управления.

    Феодальная система формировалась на следующих принципах:

    · господство крупной земельной собственности и монополия на нее феодалов;

    · непосредственный производитель — крестьянин ведет самостоятельное индивидуальное хозяйство на земле, полученной от феодала во временное либо наследственное пользование;

    · внеэкономическое принуждение, которое является формой зависимости непосредственного товаропроизводителя от феодала;

    · рентные отношения, т. е. крестьянин платил феодалу ренту за пользование землей, а рентные платежи взимались в натуральной (барщина, оброк) либо денежной форме;

    · сословное неполноправие крестьян (от судебной и поземельной до личной зависимости);

    · господство натурального хозяйства и мелкого производства; преобладание аграрного сектора экономики;

    · примитивный уровень техники, применяемой в производстве (особое значение приобретают индивидуальные производственные навыки);

    · сословный характер общества;

    · иерархическая структура феодального сословия;

    · корпоративные отношения.

    Феодальные системы складывались неравномерно в разных частях Европы, Азии, Африки. Процесс развития феодализма в каждой стране имел значительные региональные особенности, что позволяет говорить о различных типах феодальных систем.

    Основные типы феодальных систем:

    · европейский феодализм- результат реализации трех типов развития феодализма.

    · восточный феодализм- сложившийся на базе азиатского способа производства
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта