Главная страница
Навигация по странице:

  • 14. Особенности существования и развития русской государственности в условиях монголо-татарского ига.

  • 15. Объединение русских княжеств Москвой и создание централизованного государства.

  • 16. Судебник 1497 г. Как источник права.

  • 17. Сословно-представительная монархия в России.

  • 18. Боярская дума, состав, компетенция.

  • шпаргалка по истории. Шпаргалка к экзамену по истории отечественного государства и пра. 1. Образование Древнерусского государства


    Скачать 0.92 Mb.
    Название1. Образование Древнерусского государства
    Анкоршпаргалка по истории
    Дата16.01.2022
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка к экзамену по истории отечественного государства и пра.doc
    ТипДокументы
    #332465
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Право. Источником права в Орде - Великая Яса Чингиз-хана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и местностях с оседлым населением.

    Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

    Право ЗО характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность. Даже Яса Чингиз-хана стала нам известна не как единый писаный акт, а из отдельных упоминаний и выдержек, содержащихся в различных неправовых источниках. Только нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников.

    Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах.

    В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын.

    Семейно-брачное право регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено (у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложниц юридически были в равном положе­нии при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось действительное или обрядовое похищение невесты.

    Уголовное право отличалось исключительной жестокостью. Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника, в нек.случ. за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, — посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми.

    За бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого.
    14. Особенности существования и развития русской государственности в условиях монголо-татарского ига.

    XIII—XIV вв. были трудным периодом в жизни Руси. После завоеваний ханов Бату и Берке русские княжества на длительный срок попали в вассальную зависимость от золотоордынского хана. Установилось жесточайшее монгольское иго. Отношения вассалитета не были закреплены каким-либо договором, а были просто продиктованы завоевателем. Русские князья должны были утверждаться на княжение в Орде, получая от хана ярлык. Князья владимирские получали от хана особый ярлык. Дани - десятая часть всех доходов с населения княжества, одна из главных вассальных обязанностей русских княжеств. От этого побора была освобождена только русская православная церковь.

    Дани и поборы с русских княжеств Золотая Орда поручала производить специально уполномоченным даругам и баскакам, наезжавшим в княжества с большой свитой счетчиков, весовщиков и охранными конными отрядами. Во Владимире находился главный баскак, которому подчинялись баскаки других княжеств — Рязани, Мурома, Смоленска, Твери, Курска и др. Время от времени даруги и баскаки производили перепись населения княжества, чтобы полностью обеспечить сбор дани. Для устрашения русского населения, а также для дополнительного обогащения Орды монголо-татары систематически совершали набеги на княжества. При этом множество людей уводились в плен, ра­зорялись и сжигались города и селения.

    15. Объединение русских княжеств Москвой и создание централизованного государства.

    Важной предпосылкой объединения русских земель являлось восстановление и дальнейшее развитие в них хозяйства, являвшегося экономической базой борьбы за объединение и независимость.

    Номинальным главой Северо-Восточной Руси считался великий князь владимирский, поэтому в борьбе именно за владимирский престол решался вопрос о том, какое княжество возглавит процесс объединения русских земель. С начала XIVв. начинается возвышение Московского (великого) княжества в этой роли.

    Причины возвышения Москвы (их надо рассматривать в комплексе):

    1. Удачное географическое и экономическое положение Москвы в верховьях Волги, что позволяло контролировать Волжский торговый путь.

    2. Москва долгое время развивалась как замкнутый социум, что обеспечило ей независимость во внешней политике, это (великое) княжество не тяготело ни к Литве, ни к Орде, что позволило ему стать центром национально-освободительной борьбы русского народа.

    3. Москвичи привлекали на свою сторону крупнейшие русские города (Кострома, Нижний Новгород и др.).

    4. Москвичи сумели привлечь на свою сторону церковь, сюда из Владимира переносится русский митрополичий престол.

    5. Отсутствие вражды среди (великих) князей московского дома (кроме второй четверти XVв.), в результате удачного стечения обстоятельств при каждом престолонаследовании. Все князья московского дома прекрасно чувствовали пульс времени и почти всегда действовали исторически правильно. Пока не было сил для борьбы с татарами, Иван Калита и его преемники сотрудничали с ними, а тверичи готовили заканчивавшиеся поражениями восстания. Как только в Орде начались распри, Дмитрий Донской наносит удар татарам на Куликовом поле (1380). Потом московские князья снова затаились и копили силы. Московские великие князья всегда вели гибкую политику в отношениях с татарами.

    По сравнению с западноевропейскими странами, на Руси в то время производительные силы были развиты слабо, капиталистический уклад в экономике страны отсутствовал, города играли незначительную роль, классовая борьба проходила в ограниченных масштабах. Также надо вспомнить, что "в России покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига" (Ф. Энгельс), поэтому именно Москва, ставшая знаменем национально-освободительной борьбы против татарских оккупантов, сумела занять место и центра государственного объединения.

    16. Судебник 1497 г. Как источник права.

    В качестве основного законодательного акта Московского государства XIV-XV вв. продолжала действовать Русская Правда. Была создана новая редакция этого закона - Сокращенная из Пространной - приспособившая древнерусское право к московским условиям. Действовало также обычное право. Однако развитие феодальных отношений, образование централизованного государства требовали создания новых законодательных актов. В целях централизации государства, подчинения мест власти московского князя издавались уставные грамоты наместнического управления, регламентировавшие деятельность кормленщиков, ограничивав­шие их произвол. Ранние уставные грамоты: Двинская (1398), Белозерская (1488 г.). Памятником Финансового права является Белозерская таможенная грамота 1497 г., предусматривавшая откупной порядок взимания внутренних таможенных пошлин.

    Источниками Судебника явились Русская Правда, Псковская судная грамота, текущее законодательство московских князей. Но он не просто обобщил накопившийся правовой материал. Больше половины статей было написано заново, а старые нормы часто в корне переработаны. Судебник 1497 г. содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Хотя он знаменует собой новый шаг в развитии права, но некоторые вопросы в нем регламентировались менее полно, чем в Русской Правде. Это относится, в частности, к гражданскому, особенно к обязательственному, праву. Отсюда можно предположить, что Судебник не целиком заменил предшествующее законодательство. Некоторые нормы Русской Правды, очевидно, продолжали действовать наряду с Судебником.

    Судебник 1497 г.- самым крупный памятник права. Это кодифицированный законодательный акт московского великого князя Ивана III – «великокняжеский Судебник». Большая часть статей Судебника 1497 содержит нормы уголовного и гражданского права. По объему Судебник 1497 в целом равен Псковской судной грамоте и Русской правде. Текст Судебника 1497 разделен на статьи, но сами статьи больше по объему, чем статьи Псковской судной грамоты и Русской правды. Судебник внес единообразие в судебную практику Русского государства. Закрепить новые общественные порядки, в частности выдвижение мелких и средних феодалов - дворян и детей боярских. Новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков, Главное - положил начало всеобщему закрепощению крестьян, введя так называемый Юрьев день(переходить можно было в осенний Юрьев день, и в течение недели до и после этого дня, заплатив пожилое).

    Судебником регламентируется договор личного найма. Договор купли-продажи должен был заключаться при свидетелях, для подтверждать его достоверность. С. различал наследование по закону и наследование по завещанию («рукописанию»).

    Источники холопства по С. те же, что и в РП, кроме городского ключничества. Кроме того, холоп автоматически получал освобождение при совершении побега из татарского плена.

    В С. были статьи о банкротстве, повторявшие содержание аналогичных статей РП.

    Большинство норм Судебника 1497 была посвящена процессуальному праву. Наряду с исконными элементами состязательного процесса, в российском судебном процессе появляются элементы инквизиционного процесса. В частности, прямо предусмотрены (предписаны) пытки по делам о татьбе. Помимо пыток, появился такой элемент инквизиционного процесса как письменное ведение протокола судебного заседания. В судопроизводстве предусматривалась вышестоящая (вторая) инстанция – Боярская дума и даже лично великий князь (царь). Прообразом суда присяжных был суд «лучших людей», которые входили в состав суда вместе с великокняжеским (царским) наместником. За каждое действие суда истец должен был платить. Сам процесс (судебные поединки и пр.) похож на процессуальные нормы Псковской судной грамоты. При судебном поединке предусматривались «ассистенты» («секунданты»), которые назывались «стряпчими». Почти ничего в С. не говорится о розыске и своде.

    Под преступлением понимается не «обида», а «лихо дело» (только тяжкие преступления), были другие преступления, не относившиеся к подсудности великого князя, а потому не включенные в С. По С. увеличивается число составов преступлений, среди новых (по сравнению с Русской правдой и Псковской судной грамотой): крамола (государственный уголовно-правовой состав); подым (антиправительственная агитация) и поджог (террористический акт) с целью причинения большого ущерба (новый государственный уголовно-правовой состав); головная татьба, т.е. кража холопов. Среди наказаний выделяются смертная казнь, торговая казнь (битье палками на торговой площади), очень редко применяется штраф.

    17. Сословно-представительная монархия в России.

    1. Как форма феодального государства сословно-представительная монархия соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства. В XVI—XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершено всеобщее закрепощение крестьян. Создание единого государства дало необходимые ресурсы для активной внешней политики, произошло значительное расширение территории России. Последовал разгром Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Нижнее и Среднее Поволжье, а также Сибирь вошли в состав России. На западных рубежах активная политика Ивана Грозного не дала желаемых результатов: Ливонская война закончилась вничью. Россия не сумела пробиться к морю. В Смутное время Русское государство сильно пострадало от Польши и Швеции. Однако середина XVII в. знаменовалась значительным расширением территории России и на Западе: к ней была присоединена Украина Таким образом формировался многонациональный состав Русского государства. К XVII в. Россия по своей территории и числен­ности населения стала крупнейшие в мире государством. В середине XVI в. происходящее социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства в сословно-представительную монархию, что выразилось прежде всего в созыве сословно-редставительных органов - земских соборов. С-ПМ существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления - абсолютная монархия.

    2. Важное событие - полное закрепощение крестьян. В годы разрухи, вызванной опричниной и войнами, началось массовое бегство крестьян со своих мест. Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их закрепощение. В 1580 г. был издан указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день.

    Во второй пол. XVI и в XVII в. продолжается рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается численность посадского населения, которое в XVII в. прикрепляется к посаду. Растет также купечество, которое имело привилегии (освобождение от ряда повинностей). Намечается четкое разделение в городах на купечество и «черных» людей. К последним относились ремесленники и мелкие торговцы. В XVII в. появляются мануфактуры. Зарождаются первые ростки буржуазных отношений. Начинает складываться единый всероссийский рынок. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий период, был монарх. Начиная с 1547 меняется статус монарха. Иван IV провозгласил себя царем. Это было отражением возросшей силы монарха. Изменение титула преследовало следующие политиче­ские цели: укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных кня­зей, так как титул царя передавался по наследству.

    3. Государственный строй: В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Зем­ском соборе. Царь как глава государства обладал большими полномо­чиями в административной, законодательной и судебной сфе­рах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы. В середине XVI в. царь Иван IV Грозный провёл судебную, земскую и военную реформы, направленные на ослабление влас­ти Боярской думы и укрепление государства. В 1549 была учреждена Избранная рада, членами которой являлись доверенные лица, назначаемые царем. Централизации государства способствовала опричнина - особая, террористическая внутренняя политика правительства Иван IV в 1565-1572. Ее социальной опорой было мелкое служилое дворянство, пы­тавшееся захватить земли княжеско-боярской аристократии и усилить свое политическое влияние. Опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Они составили отдельные от земских полки, возглавлявшиеся опричными воеводами. В опричнине действовала и своя Боярская дума. Приказы остались в земщине, но часть дьяков Иван IV тоже взял в опричнину, которая напоминала "государство в государстве".

    18. Боярская дума, состав, компетенция.

    По мере того как происходило усиление царской власти, снижалось значение Боярской думы. Тем не менее опричнина не уничтожила Боярскую думу как высший орган государственной власти, не поколебала местничества, закреплявшего привилегии знати. После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы временно возросла. В 1610 г. в результате борьбы между различными группировками боярства последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе, государством фактически управляли семь влиятельных бояр («семибоярщина»). Это был постоянно действующий орган, наделенный законодательными полномочиями и решающий вместе с ца­рем все важнейшие вопросы. По существу, Боярская дума являлась скорее совещательным органом при государе, своего рода советом, деятельность которого выражалась известной формулой – «государь указал и бояре приговорили». В соответствии с этим в компетенцию Боярской думы входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, контроля административного и судебного аппарата. Дума занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений - приказов и органов местного управления. Также там решались дела особой трудности, которые по тем или иным причинам не могли быть решены в приказах. Исследователи склоняются к определению Думы как высшего консультативного органа московской политической системы, центра царской администрации и суда. По существу, члены Думы составляли правящую элиту Московского государства, группу высших советников царя. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться ор­ганом боярской аристократии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта