Философия экзамен. 1. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения
Скачать 1.35 Mb.
|
теорию – систему обобщенного достоверного знания о той или иной области действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает ее функционирование и развитие. 49.ДИАЛЕКТИКА,ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА. Диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость. История диалектики. Диалектика как теория и метод познания в своем историческом развитии прошла несколько этапов. Основные исторические формы диалектики: 1. Наивная, или стихийная диалектика античности. Получила наиболее яркое выражение в философии Гераклита. Он впервые попытался показать мир в его непрерывном изменении, обусловленном борьбой противоположных начал. Он считал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое («Все течет, все изменяется»). Единый общий закон развития, по Гераклиту, - борьба противоположностей. В то же время он утверждал, что все «изменяясь, покоится», что привело его к выводу о единстве изменчивости и устойчивости мира, что обусловливает его целостность. Диалектику античности принято характеризовать как наивную, или стихийную, т.к. ее положения и выводы не являются научно обоснованными, а имеют созерцательный характер, опираются на непосредственные наблюдения за стихийными явлениями. 2. Умозрительная диалектика Средних веков. В философии Августина Аврелия диалектика была основана на представлении о единстве двух противоположных миров – небесного, божественного (вечного и неизменного) и земного, природного (изменчивого и преходящего). В Средневековой схоластике (Ф.Аквинский) диалектика понималась как способ мышления, основанный на единстве двух противоположных способов познания – веры и разума, при котором средствами разума обосновываются идеи, принятые на веру. 3. Диалектика эпохи Возрождения как учение о противоположностях. Представлена в философии Н.Кузанского и Дж.Бруно. Развивая принцип пантеизма, Н.Кузанский утверждал единство Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление. Дж.Бруно утверждал существование единой Божественной субстанции, которая является источником множества разнообразных вещей и причиной единства противоположностей. 4. Идеалистическая диалектика Г.Гегеля (немецкая классическая философия). Г.Гегель выступил систематизатором диалектических взглядов, разработал диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставил диалектический подход метафизическому, сформулировал основные принципы, категории и законы диалектики. Гегель объяснял диалектику с позиций объективного идеализма: развитие мира рассматривалось им как ступени саморазвития духовного начала – абсолютной идеи. 5 . Материалистическая диалектика (марксизм). К.Маркс и Ф.Энгельс увидели в философии Г.Гегеля противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой и разработали материалистическую диалектику. Диалектика становится наукой, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. Диалектика выступает одновременно как теория и как метод. Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности. Между теорией и методом существует тесная взаимосвязь: метод служит для разработки теории, теория является необходимым условием создания метода. Диалектика как философская теория – это система знаний об объективной реальности, где все явления материального и духовного бытия во взаимосвязаны и взаимообусловленны, находятся в непрерывном изменении и развитии. Диалектика как метод познания является способом осмысления действительности во всех ее проявлениях: природы, общества и самого мышления, - основанном на диалектических принципах.В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический. Метафизический подход, не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям. Метафизика также выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития. Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира. 50.ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ И ИХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПОЗНАНИЯ. Диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. Закон – это существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между объектами, представленный в обобщенной форме. Законы носят объективный характер. Основные законы диалектики. 1)Закон единства и борьбы противоположностей.Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития, отвечает на вопрос, почему оно происходит.Содержание закона: источник движения и развития мира находится в нем самом, в порождаемых им противоречиях. Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество - ... Понятие «тождество» обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешнимии внутренними несущественными) и существенными. Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию. Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться. Основные формы разрешения противоречий: - компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне, - победа одного и уничтожение другого, - гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы. 2)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.Этот закон определяет механизм развития, отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.Содержание закона: развитие представляет собой единство количественных и качественных изменений; на определенном этапе количественные изменения приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности для количественных изменений. Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество. Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество. Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений. В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть: -изменение числа элементов в системе, -изменение скорости движения,-изменение объема информации,-изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.) В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок». ( Пример: при 100 0 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.) Существуют различные виды скачков: - постепенный - длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.); - мгновенный - характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами. Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира. 3)Закон отрицания отрицания.Этот закон определяет направленность развития, выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.Содержание закона: в процессе развития каждая новая ступень отрицает старую и в то же время воспроизводит на более высоком уровне черты исходной ступени развития. При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта. Отрицание отрицания, или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового. Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез. Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.(Пример почка цветок, плод. ) Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е. сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией Методологическое значение законов диалектики для медицинского познания. Основные законы и категории диалектики имеют важное методологическое значение как для построения системы теоретической медицины, так и для практической деятельности врача. Они являются теоретической основой для определения сущности здоровья и болезни, нормы и патологии, для формирования клинического мышления врача. Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем: - на уровне взаимодействия организма и среды это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, « гомеостаз» (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья); - на уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ. - на уровне психофизиологии это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией. Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» -«норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.). Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах: - позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. «тезис – антитезис – синтез» -«здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»; - связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;- связан с процессом смены научных теорий. 51.Основные категории диалектики. Диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. Основные категории диалектики. Философские категории – это предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные свойства и связи, присущие всем явлениям действительности. Категории выступают и как ступени познания мира. Единичное, особенное и общее. Единичное – категория, выражающая относительную обособленность объектов в пространстве и времени, их количественную и качественную неповторимость. В категории «общее» выражаются определенные свойства или отношения, характерные для класса предметов или явлений. Единичное и общее невозможны друг без друга. Способ и мера объединения общего и единичного в одном явлении выражается категорией «особенное». Сущность и явление. Сущность – это совокупность глубинных свойств, связей и отношений, определяющих характерные черты и тенденции развития объекта. Явление – это внешнее проявление сущности через конкретные свойства или события. Сущность – это нечто глубинное, явление – внешнее, сущность – устойчивое, явление – изменчивое Единство сущности и явления выражает единство мира и нашего знания о нем. Содержание и форма.Содержание – это структурно организованная совокупность всех элементов объекта в их в их взаимосвязи, взаимодействии и функционировании. Содержание объекта может проявляться по-разному.Форма – способ существования и проявления содержания. Различают форму внешнюю и внутреннюю Содержание и форма существуют в единстве. Содержание выполняет определяющую роль по отношению к форме: изменение формы является отражением изменения содержания; в то же время новое содержание может некоторое время существовать в старой форме, а возникновение новой формы ведет к новым изменениям в содержании (*развитие общества; *устаревшие приемы мышления отстают от процессов развития действительности, а формирование нового типа мышления является стимулом для дальнейшего развития общества). Причина и следствие. Причинно-следственные связи – один из основных видов связи, который носит универсальный (всеобщий) характер. Причина – это взаимодействие между объектами или их элементами, которое при определенных обстоятельствах вызывает изменения во взаимодействующих объектах или порождает новое явление. Эти изменения называются следствием. На понятии причинности основан философский принцип детерминизма. Детерминизм – учение о всеобщей закономерной причинной обусловленности всех явлений В противоположность ему, индетерминизм отрицает объективность и всеобщий характер причинных связей. Необходимость и случайность. Необходимость – это закономерный тип связи между явлениями и процессами, который вызван устойчивыми, внутренними, существенными причинами. Необходимость – это то, что обязательно должно произойти в данных условиях и в определенной форме. Случайность – тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Это то, что в данных условиях может произойти в той или иной форме или вообще не произойти. Необходимость и случайность находятся в диалектической взаимосвязи. Необходимость проявляется через множество случайных явлений Абсолютизация случайности привела к формированию фатализма – мировоззренческой позиции, согласно которой все в мире предопределено (судьбой, Богом или всей системой взаимодействия явлений) и от воли человека ничего не зависит. Противоположное ему направление – волюнтаризм – абсолютизирует роль случая, ничем не ограниченной свободы воли. Однако свобода воли – это способность человека принимать решения в соответствии со своими интересами, целями и идеалами, основанная на познании им объективных свойств и закономерных связей мира. В этом заключается диалектика свободы и необходимости: «Свобода – это осознанная необходимость» (Б.Спиноза). Возможность и действительность. Эти категории выражают изменчивость мира, активность материи, переход ее из одних состояний в другие. Действительность – это все то, что существует. Возможность – это то, что в соответствии с объективными законами и при определенных условиях может осуществиться, стать действительностью. Таким образом, возможность - это тенденция развития действительности, а действительность –это реализованная возможность и основа для новых возможностей. Категории возможности и действительности выражают этапы процесса развития Существуют разные виды возможностей: -реальная – закономерная тенденция развития, связанная с объективной необходимостью, -формальная – связана со случайностью. Степень возможной реализации данного события при данных условиях выражается категорией « |