Главная страница
Навигация по странице:

  • 41.Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека. Учение З. Фрейда.

  • Пиррон

  • Д.Юма

  • Диагноз как форма познавательного процесса. Диагноз

  • Объект медицинского познания

  • 43.Чувственное и рациональное познание и их формы. Роль чувственного и рационального познания в диагностическом процессе. Познание

  • Современная гносеология

  • 44. Практика: понятие, виды, роль. Клиническая практика роль. Практика

  • Философия экзамен. 1. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения
    Дата30.05.2019
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия экзамен.pdf
    ТипДокументы
    #79682
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15
    самочувствие, она формируется в раннем детстве. Далее развиваются более высокие формы:
    самонаблюдениенепосредственный подход к собственному сознанию, самоконтроль – способность контролировать свои мысли, действия, поступки, самообладание – способность совершенствовать себя и свою жизнь с помощью силы воли, самореализация – способность реализовать себя в жизни как личность,
    самопознание и самооценка – познание собственного Я в его специфике, условиях и способах реализации, в достоинствах и недостатках.
    Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается с древности.
    Сократ впервые поставил вопрос о том, что осознание окружающего мира будет неполным без параллельного процесса осознания человеком самого себя, своего внутреннего духовного мира(«Познай самого себя»). Платон отмечал, что размышление есть не пассивное восприятие мира, а деятельность души, ее внутренняя работа, носящая характер беседы с самим собой.

    41.Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека.
    Учение З. Фрейда.
    Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования
    социальной формы отражения – сознания. Сознаниеэто высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга.
    Психика человека не исчерпывается сознанием, она включает и сферу бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания.
    К бессознательным относятся автоматизм действий, сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости, инстинкты.
    Сознание и бессознательное в психике человека неразрывны. Так, человек как биологическое существо несвободен от инстинктов (*половой, пищевой инстинкты), они могут порождать у человека подсознательные желания, эмоции, однако в большинстве случаев затем они попадают в сферу сознания и контролируются ею. Автоматические действия и интуиция, наоборот, зарождаются благодаря сознанию и первоначально производятся под контролем сознания, но в результате длительных тренировок и многократного повторения приобретают бессознательный характер (*игра на музыкальных инструментах, езда на велосипеде и т.д.). Автоматизмы как бессознательные акты
    Выполняют важную для человека функцию: они уменьшают нагрузку на сознание и тем самым увеличивают творческие возможности человека.
    Бессознательное в психике человека обладает определенной активностью и в определенных случаях может определять поведение человека и воздействовать на его сознание (*в состоянии гипноза человеку можно внушить какое-либо приказание, которое он потом выполнит в сознательном состоянии, найдя для него мотивацию).
    Вопрос о соотношении сознания и бессознательного – один из интереснейших для современной науки. Одним из первых его пытался решить австрийский врач-психотерапевт и философ З. Фрейд. На основе наблюдений за пациентами, страдающими неврологическими и психическими недугами, З. Фрейд сделал вывод о решающей роли бессознательного в психике человека. Те или иные «комплексы» которые складываются под влиянием различных факторов в жизни человека, вытесняются из сознания в бессознательное и могут потом выступать причиной психических расстройств. Необходимо обнаружить этот комплекс, довести его до сознания пациента, и тогда болезнь будет излечена. Разработанный
    З. Фрейдом метод лечения был назван психоанализом.
    Учение З. Фрейда имеет не только медицинское, но и философское значение, оно стало значительным вкладом в разработку проблемы человеческой психической деятельности человека. По З. Фрейду, в психике человека можно выделить три элемента:
    «Оно» – сфера бессознательных влечений, главным для него является принцип наслаждения;
    «Я» – сфера сознательного, здесь определяющим является принцип реальности;
    «Сверх-Я» - это область социальных норм и моральных запретов.
    В своем учении Фрейд преувеличивал значение бессознательного по отношению к сознанию. Он полагал, что именно бессознательное является основным мотивом поведения человека. Социальный фактор он не считал определяющим в формировании и развитии сознания. В то же время значение его учения заключается, прежде всего, в том, что он подверг критике точку зрения, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, свойственная животным и полностью подавленная сознанием человека.

    42.
    Познание как отражение действительности.Диагноз.
    Многообразные отношения человека к миру включают в себя познавательные отношения. Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение, углубление, развитие знаний.
    Гносеология (греч. gnosis – знание и logos – учение) – теория познания, раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности, источниках и методах познания, о путях постижения и критериях истины.
    Гносеология тесно связана с онтологией, гносеологические категории и принципы имеют онтологическое обоснование. Основной вопрос философии, помимо онтологической стороны (что первично – материальное или идеальное?), имеет также гносеологическую сторону: познаваем ли мир или как относятся наши мысли об
    окружающем нас мире к самому этому миру?
    В ответе на этот вопрос сложились три основные линии: гносеологический оптимизм, скептицизм и
    агностицизм.
    Представители гносеологического оптимизма утверждают, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими получить достоверное знание об окружающем мире. объективный идеализм Гегеля, материализм французских просветителей XVIII в., в антропологическом материализме Л.Фейербаха, во взглядах русских материалистов, в марксизме. Гносеологический оптимизм имеет в своей основе принцип единства мира, единства бытия и мышления.
    Скептицизм (греч. skeptikos – критикующий) – течение в гносеологии, представители которого выражают сомнение в возможности получения истинного знания о мире. Основатель античного скептицизма Пиррон и его ученики считали, что заблуждение возникает, когда мы переходим от явления к познанию его сущности. Широко известно высказывание Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Скептицизм – необходимый элемент познания.
    Сомнение, критика направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин, а следовательно, это необходимой условие развития знания.
    Агностицизм (греч. a – отрицание и gnosis – знание) – течение в гносеологии, сторонники которого отрицают возможность достоверного познания мира, закономерностей развития природы и общества. Наиболее ярко агностицизм представлен в субъективном идеализме Д.Юма и И.Канта.
    В западной философии ХХ в. сформировалась еще одна разновидность агностицизма – конвенционализм (от лат «договор, соглашение») – философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективной действительности, а продуктом соглашения между учеными. С такими установками выступали некоторые представители аналитической философии: К Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др. Агностицизм не учитывает принципа материального единства мира и опровергается, прежде всего, материально-практической деятельностью людей.
    Диагноз как форма познавательного процесса.
    Диагноз (греч. diagnosis) – определение характера и сущности болезни на основании всестороннего исследования больного; с философской точки зрения– специфическая форма познавательного процесса.
    Диагностика – сложный процесс исследования состояния здоровья человека, в котором проявляются общие принципы и закономерности познавательной деятельности.
    В основе диагностического процесса, как и любого вида познавательной деятельности – взаимодействие субъекта и объекта. Объект медицинского познания –пациент. Субъект медицины-врач
    Врач, выступая субъектом диагностического процесса, использует свои органы чувств и мышление для исследования состояния больного. Когда речь идет о пациенте как субъекте медицинского познания, то в первую очередь имеется в виду сбор анамнеза (выявление жалоб, анамнез жизни, анамнез настоящего заболевания). Анамнез
    (греч. «воспоминание») – сообщение больного или его близких об условиях жизни, предшествовавших заболеванию, и история развития болезни.Таким образом, диагностика – это область субъективно-объективных отношений.
    Как и любой познавательный процесс, постановка диагноза включает в себя два познавательных уровня – чувственный и рациональный.
    Чувственные методы медицинского познания.
    1. На первом этапе на основании данных органов чувств собирается первичная информация в виде ощущений
    (осмотр пациента)
    2. На основании отдельных ощущений формируется восприятие, т.е. целостный чувственный образ.
    3. Как результат чувственного познания формируется представление –целостный образ, сохраненный в памяти и способный к воспроизведению в отсутствие реального объекта.
    На этом уровне познания значительную роль играют лабораторные исследования, а также применение диагностической техники и оборудования.
    Рациональное познание в диагностике, как и в любом познавательном процессе, осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.
    1. Философский термин «понятие» можно-Симптом – признак какого-л. явления (болезни). Например, к
    симптома можно отнести кашель, хрипы, одышку, повышенное артериальное давление и т.д.
    2. Понятия – симптомы - суждения – синдромов. Синдром (греч. «стечение») – сочетание признаков
    (симптомов), характерное для какой – л. болезни. Например, кашель, хрипы, одышка объединены в бронхоспастический
    синдром; увеличение АД, гипертрофия левых отделов сердца, акцент второго тона на аорте – в синдром артериальной
    гипертензии. Суждение дает возможность давать оценку через соотношение понятий, позволяет утверждать превалирование симптомов того или иного синдрома.
    3. В результате умозаключений на основании ведущего синдрома ставится диагноз. Основным критерием истинности поставленного диагноза является клиническая практика – целенаправленная деятельность, содержанием которой является лечение и предупреждение болезней, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни человека.
    В ходе медицинского познания могут возникать диагностические ошибки, причины которых могут носить
    объективный и субъективный характер. К субъективным причинам относятся недостаточная профессиональная подготовка, неспособность врача выбрать нужные методы диагностики, безответственное отношение к выполнению служебных обязанностей, психические состояния личности и др. К объективным – уровень развития медицинского знания, отсутствие материального и технического обеспечения, сложность патологии и др.

    43.Чувственное и рациональное познание и их формы. Роль чувственного и рационального познания в
    диагностическом процессе.
    Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение, углубление, развитие знаний.
    Современная гносеология рассматривает познание как диалектическое единство чувственного и рационального.
    Чувственное познание – т.е. познание с помощью органов чувств - это первая ступень познавательного процесса, источник непосредственных знаний о предметах и их свойствах, связывающий человека с окружающим миром. Природа органов чувств человека биосоциальна. Человек совершенствует познавательные возможности своих органов чувств: 1) в процессе практики (*сталевар может различать десятки оттенков красного цвета, *дегустатор
    и т.д.); 2) с помощью приборов; 3) с помощью абстрактного мышления.
    Чувственное познание происходит в трех основных формах.
    1)
    Ощущение – это простейший чувственный образ отдельных свойств и признаков предметов и явлений
    (*зрительные, слуховые, осязательные и т.д. ощущения).
    2) Вторая форма чувственного познания – восприятие – представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. Восприятия образуются на основе ощущений.
    3) Более сложной формой чувственного познания является представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления, не воздействующего на органы чувств в данный момент.
    На основе представлений формируется рациональное познание, или абстрактное мышление, которое также выражается в трех основных формах.
    1)
    Понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и явлений. Любое мышление – обыденное, научное, философское – осуществляется при помощи понятий.
    2)
    Суждение – такая форма мышления, в которой посредством связи и соотношения понятий утверждается или отрицается что-либо, дается оценка. Суждения невозможны без понятий и строятся на их основе
    3)
    Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение о предметах или явлениях мира. Умозаключения позволяют на основе ранее полученного знания приобрести новое знание, не обращаясь к чувственному опыту.
    Таким образом, процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания: 1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение),
    2) формирование целостного чувственного образа (восприятие),
    3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление),
    4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний,
    5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение),
    6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение).
    Диагноз (греч. diagnosis) – определение характера и сущности болезни на основании всестороннего исследования больного; с философской точки зрения– специфическая форма познавательного процесса.
    Как и любой познавательный процесс, постановка диагноза включает в себя два познавательных уровня – чувственный и рациональный.
    Чувственные методы медицинского познания.
    1. На первом этапе на основании данных органов чувств собирается первичная информация в виде ощущений:
    - осмотр (общего вида больного, состояния кожных покровов, слизистых оболочек и т.д.), осуществляющийся на основе зрительных ощущений;
    - пальпация, определение частоты пульса, основанные на осязании;
    - перкуссия, аускультация, измерение артериального давления – на основании слуховых ощущений.
    2. На основании отдельных ощущений формируется восприятие, т.е. целостный чувственный образ.
    3. Как результат чувственного познания формируется представление –целостный образ, сохраненный в памяти и способный к воспроизведению в отсутствие реального объекта.
    На этом уровне познания значительную роль играют лабораторные исследования, а также применение диагностической техники и оборудования.
    Рациональное познание в диагностике, как и в любом познавательном процессе, осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.
    1. Философский термин «понятие» можно соотнести с медицинским термином «симптом». Симптом – признак какого-л. явления (болезни). Например, к симптомам можно отнести кашель, хрипы, одышку, повышенное
    артериальное давление и т.д.
    2. Понятия – симптомы связываются и соотносятся друг с другом в виде суждений – синдромов. Синдром
    (греч. «стечение») – сочетание признаков (симптомов), характерное для какой – л. болезни. Например, кашель, хрипы,
    одышка объединены в бронхоспастический синдром; увеличение АД, гипертрофия левых отделов сердца, акцент
    второго тона на аорте – в синдром артериальной гипертензии. Суждение дает возможность давать оценку через соотношение понятий, позволяет утверждать превалирование симптомов того или иного синдрома.
    3. В результате умозаключений на основании ведущего синдрома ставится диагноз. Например, если основным
    синдромом является бронхоспастический, это говорит о наличии у пациента бронхиальной астмы, синдром
    артериальной гипертензии – гипертонической болезни и т.д.
    Основным критерием истинности поставленного диагноза является клиническая практика – целенаправленная деятельность, содержанием которой является лечение и предупреждение болезней, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни человека.
    В ходе медицинского познания могут возникать диагностические ошибки, причины которых могут носить
    объективный и субъективный характер. К субъективным причинам относятся недостаточная профессиональная подготовка, неспособность врача выбрать нужные методы диагностики, безответственное отношение к выполнению служебных обязанностей, психические состояния личности и др. К объективным – уровень развития медицинского знания, отсутствие материального и технического обеспечения, сложность патологии и др.

    44. Практика: понятие, виды, роль. Клиническая практика роль.
    Практика (др.-греч. πράξις «деятельность») — целесообразная и целенаправленная деятельность. Практика
    — это деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определённой, заранее поставленной цели.
    Практика имеет общественно-исторический характер и зависит от уровня развития общества, его социально-классовой структуры; цели практически действующего субъекта, в конечном счёте, всегда определяется обществом.
    Структура практики
    Объект — то, на что направлено действие.
    Субъект — тот, кто совершает действие.
    Цель — то, ради чего совершается действие.
    Результат — то, что получается по окончании действия.
    Средство — то, с помощью чего осуществляется действие.
    Виды практики
    Духовная практика: йога, исихазм, суфизм — практика индивидуального самосовершенствования.
    Религиозная практика — практика коллективного совершенствования.
    Производственная практика — практика преобразования природы.
    Социальная практика — практика поддержания общества.
    Революционная практика — практика преобразования социальной реальности.
    Военная практика — практика преобразования геополитической ситуации.
    Учебная практика — практика формирования субъектов общества.
    Медицинская практика — практика преобразования человеческой природы.
    Дизайн практика — практика преобразования и развития визуального языка для хранения и передачи информации в рамках конкретного социума либо человечества в целом.
    Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, её потребности выступают как важнейшая движущая сила познания. Так, повышенный интерес к разработке экологической проблематики в наши дни определяется в первую голову практическими потребностями преодоления экологического кризиса, а внимание к вопросам генетики – практическими потребностями увеличения производства продовольствия, борьбы с наследственными болезнями и т.д.
    В конечном счёте, как уже отмечено выше, «скачок» от эмпирии к теории есть ответ на потребности практики в проникновении в глубины сущности, в раскрытии закономерностей природы.
    Следует подчеркнуть, что, как правило, сам первый шаг практического применения теории даёт необходимый материал для её дальнейшего продвижения вперёд и порождаёт мощные стимулы к её развитию. Так было в своё время с электричеством, так сравнительно недавно обстояло дело с развитием атомной физики твёрдого тела, кибернетики.
    Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики и её влиянии на познание последнеёобладаёт относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается собственной логикой, преёмственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику. Роль практики видна и в том, что она даёт познанию инструменты и технические средства научного исследования, что особенно важно в современных условиях, в обстановке прогрессирующей индустриализации науки.
    Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности – и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую «чистую» науку, нежелание работать над решением практических задач.
    К тому же нужно видеть и учитывать неодинаковую дистанцию разных отраслей знания от практики: связь технических наук с производственной практикой самая непосредственная, фундаментальных наук – более отдалённая, опосредованная.
    Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет всё большую роль в развитии и материально- производственной и социальной сферы общественной жизни.

    Наряду с этим важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает существенное обратное влияние на практику, реализуя, в частности, информационно-отражательную функцию, формируя идеальные планы деятельности.
    Не меньшее её значение для практики имеёт проектно-конструкторская функция познания, обеспечивающая формирование таких видов деятельности, которые без науки не могли бы возникнуть.
    Иными словами, не только практика устанавливает истинность теории, но и подлинно научная теория ((5.1) выполняет роль критерия правильности практики.
    Наконец, познание, теория воздействуют на практику через предсказательную, прогнозирующую функцию, определяя не только тактику, но и стратегию практической деятельности.
    Всё это вместе взятое свидетельствует о взаимном влиянии практики и познания, практики и теории, об их органическом единстве. Анализ сущности познавательного отношения человека к миру и выявление роли практики в познании как его источника и основы подводит к решению следующей узловой проблемы – к рассмотрению механизма процесса, соотношения в нём чувственного и рационального познания.
    Философия и психиатрия соприкасаются и вступают во взаимодействие, прежде всего, как философская теория и клиническая практика. При этом философия предстает как философская теория, психиатрия одновременно и как медицинская теория, и как практика диагностики и лечения.
    При описании механизмов трансформации философской теории в ее столкновении с клинической практикой психиатрии важно учитывать несколько факторов. Во-первых, то, что эти изменения являются закономерными, что они возникают не как результат личных интеллектуальных предпочтений клиницистов, а как процесс приспособления теории к практике. Теория ведь всегда определяет практику, практика влияет на теорию. Во-вторых, клиническая практика в обязательном порядке требует не толь-ко обычного использования теории как интерпретационной схемы, но и обозначения ее непосредственной пользы для излечения больного человека. Теория поэтому в каком-то смысле здесь подчинена практике: те элементы теории, которые не способствуют эффективности лечения, и даже те, которые несут нейтральный характер, должны быть трансформированы или исключены. В-третьих, практика психиатрии — это практика столкновения с изнанкой разума, она разворачивается в том пространстве, которое в теории разум может лишь представить, но к которому, будучи «здоровым», он приблизиться никогда так и не сможет. Практика психиатрии для разума есть прямой опыта трансцендирования, в котором он видит свою границу. Поэтому практика в этом случае должна не только трансформировать философскую теорию, но и расширять ее. Эти и другие факторы и обусловливают всю сложность тех изменений, которые претерпевает теория и которые уложить в сколько-либо отчетливую схему невозможно. Философская теория очерчивает в обозначенном взаимодействии картину

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта