Главная страница

Философия экзамен. 1. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения


Скачать 1.35 Mb.
Название1. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения
Дата30.05.2019
Размер1.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия экзамен.pdf
ТипДокументы
#79682
страница10 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
45.
Истина как философская категория. Критерии истины.
Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение, углубление, развитие знаний.
Цель познания – достижение истины.
Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.
Проблема истины является одной из основных в гносеологии. Одно из первых определений истины, ставшее классическим, предложено Аристотелем, который признавал объективное, независимое от сознания существование вещей и утверждал, что знание истинно, когда оно соответствует вещам и их связям.
В решении вопроса о существовании объективной истины возникает разногласие, прежде всего, между материализмом и субъективным идеализмом. Представители субъективного идеализма и агностицизма отрицают возможность получения такого знания, содержание которого не зависело бы от человека. В различных направлениях неопозитивизма истина – это согласие одного знания с другим, непротиворечивость суждений. В прагматизме истина – это полезность знания, его эффективность.
В материализме отстаивается положение о том, что истина всегда объективна, она не зависит от сознания человека и общества.
Истина имеет ряд особенностей:
1.
Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию, т.е. представляет собой адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания, и субъективна по форме, по способу существования, т.к. не существует вне человека, ее носителем является человеческое сознание.
2.
Истина может быть научной и обыденной, что обусловлено наличием разных уровней знания.
Обыденное знание основано на повседневном опыте и не требует особых доказательств, научное знание основано на логичности суждений и доказательности.
3.
В истине выделяются абсолютная и относительная стороны. Абсолютная истина содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания. Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое не обладает полнотой знания и может углубляться и уточняться в процессе познания.
4.
Истина всегда конкретна. Конкретность истины определяется свойствами, закономерностями, условиями существования объекта познания, пространственно-временными отношениями. Конкретность истины означает, что знание истинно лишь при определенных условиях.
5.
Истина имеет бытийственный, аксиологический и праксиологический аспекты.
Бытийственный аспект связан с отражением в истине природного и духовного бытия. Аксиологический связан с отражением в истине нравственных и эстетических ценностей. Праксиологический подчеркивает связь истины с практической деятельностью человека.
Однако познание несвободно от заблуждений, под которыми понимается непреднамеренное несоответствие суждений действительности. Причинами заблуждений могут служить поспешные обобщения, одностороннее восприятие объекта, несовершенство познавательных средств и т.д. Заблуждение может препятствовать получению истинного знания, а с другой стороны – способствовать созданию проблемных ситуаций, которые являются импульсом для дальнейшего научного поиска, т.е. вести к получению истинного знания.
Поэтому один из центральных вопросов гносеологии – вопрос о критериях истины, т.е. способах, с помощью которых устанавливается достоверность знания, отличие истины от заблуждения.
В истории философии существовали разные взгляды на этот вопрос. Агностики считали, что нельзя найти доказательства истинности знаний. Представители эмпиризма считали таким критерием соответствие знаний чувственному опыту. Рационалисты видели критерий истины в ясности и отчетливости суждений, в выведении их из всеобщих очевидных положений. В неопозитивизме критерием истины считается непротиворечивость знаний. Основным недостатком этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом же знании.
В диалектическом материализме основным критерием истины считается практика, т.е. целенаправленная предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование материальных систем. Практика как критерий истины должна носить всеобщий характер: это деятельность не отдельного индивида, а человека как социального субъекта, вооруженного знаниями, которыми располагает общество на данном этапе своего развития.
Кроме практики, существуют другие критерии истины:
-
логический – строгое следование законам и правилам логики (*широко используется в
математике),
-
аксиологический – обращение к нравственным, эстетическим, социально-политическим ценностям
(*
используется в политике, в общественных науках, особенно когда требуется быстрая реакция).
Однако и эти критерии опосредованы практикой, которая является решающим и всеобщим критерием истины.

46.Происхождение, сущность и социальные функции науки.
Наука – исторически сложившаяся форма духовно-практического освоения мира, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Понятие «наука» имеет несколько аспектов: 1) система знаний, 2) их духовное производство, 3) практическая деятельность на их основе,4) социальный институт. Этот аспект подчеркивает социальную сущность науки: наука как социальный институт представляет собой систему взаимосвязей между научными коллективами, организациями, членами научных сообществ, а также систему норм и ценностей.
Наука прошла длительный путь становления и развития..
Зачатки научного знания возникли в Древней Греции в VI – V вв. до н.э., когда происходило освобождение сознания от мифологического мышления. В это время получил развитие ряд областей научного знания: математика
(Евклид, Пифагор, Архимед), астрономия, медицина – однако естественнонаучных теорий еще не существовало.
Родиной науки Древняя Греция считается потому, что именно здесь сложился первый образец, эталон построения научного знания: не просто сбор, накопление фактов (знания о многих из них были заимствованы греками в цивилизациях Древнего Востока), а доказательство положений и выводов, логическое выведение одного знания из другого, что придавало знаниям упорядоченность и систематичность
В античный и средневековый периоды существовали лишь предпосылки, элементы науки, а наука как
самостоятельное явление во взаимосвязи всех своих аспектов сложилась в Новое время.
В это время сложились объективные социокультурные условия для формирования науки как особой системы знаний, вида духовной деятельности и социального института:
- социально-экономические: становление и развитие буржуазных отношений, что привело к существенным изменениям в экономике, политике, социальных отношениях, важнейшим фактором которых становится наука.
Возникла потребность в применении научных знаний в производстве и социальной практике;
- духовные: ослабление господства религии, преодоление схоластического мышления, отделение науки от традиционной философии.
Формирование науки связывают с появлением в XVI – XVII вв. работ Кеплера, Галилея, Ньютона. в XVIII – начале XIX вв. наука становится основой университетского образования, т.е. становится профессиональной.
В развитии науки принято выделять несколько основных этапов:
1.
классическая наука XVII –XIX вв., которая стала основой формирования механистической картины мира.
2.
неклассическая наука 1-й половины ХХ в., которая преодолела ограниченность механистической картины мира, переосмыслила заданные классической механикой понятия пространства, времени, причинности.
3.
постнеклассическая наука (с 70-х гг. ХХ в.), в основе которой теория самоорганизации и синергетический подход.
Соответственно этапам развития менялись идеалы и принципы научности, развивались представления о науке в философской мысли С развитием науки проблемы научного познания становятся предметом философского осмысления.
В философии Нового времени центральным становится вопрос о роли научного знания в жизни общества.
Марксизм развитие науки связывает с развитием общественного производства.
В западной философии ХХ в. формируется особая отрасль знания - философия науки. Особую роль проблемы научного познания занимают в неопозитивизмеи постпозитивизме, представители которых рассматривали научное знание в его развитии и поставили задачу исследовать процесс развития и смены научных теорий.
Наука как социокультурный феномен выполняет ряд функций: мировоззренческую, гносеологическую, социально-преобразовательную (функцию непосредственной производительной силы: наука создает теоретическую основу для материально-технического, общественного и культурного прогресса), коммуникативную (передачи социального опыта), прогностическую (на основе знаний законов развития природы и общества наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности), интегрирующую (наука способствует объединению людей в социальные группы, формированию международных научных сообществ, объединению всего человечества), регуляторную, аксиологическую и др.

47.Особенности научного познания.
Наука – исторически сложившаяся форма духовно-практического освоения мира, направленная на познание и преобразование объективной действительности.
Научное познание обладают рядом специфических признаков.
1.
Целенаправленность. Цель научного познания – открытие объективных законов природы, общества, мышления, постижение сущности изучаемых явлений.
2.
Объективность – адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания.
3.
Рациональность – постоянная апелляция к доводам разума и рассудка и максимальное исключение эмоций, личных мнений, обоснованность научных положений законами и специальными методами проверки.
4.
Системность – означает структурное многообразие научного знания, между элементами которого существует совокупность устойчивых отношений и связей.
5.
Логичность – т.е. наличие непротиворечивых связей между понятиями, суждениями, умозаключениями.
6.
Доказательность, т.е. обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
7.
Опровергаемость – только то знание является научным, которое в принципе доступно опровержению (теория, неопровержимая в принципе, не может быть научной: *идея
божественного творения; *никакое количество падающих яблок не является окончательным
подтверждением истинности закона всемирного тяготения, но достаточно одного яблока,
полетевшего прочь от Земли, чтобы признать этот закон ложным).
8.
Наличие методологии познания. Отличительной чертой науки является то, что методы и приемы познания используются осознанно.
9.
Универсальность и обезличенность – означает независимость от конкретных условий
(безусловную воспроизводимость) и от личности познающего субъекта (не носит индивидуально- авторского характера).
10.
Выражается с помощью особого научного языка, характеризующегося наличием специальных понятий и категорий.
11.
Использование специального научного оборудования.
Научное познание включает в себя следующие элементы:
1.
субъект познания – это носитель познавательной деятельности. Субъект имеет социальную природу: это исследователь, научный коллектив или сообщество, усвоившие накопленный предшествующей наукой опыт, методологию познания, систему ценностных и целевых установок и т.д., т.е. это общество в целом;
2.
объект и предмет познания. Объект познания – это часть объективной реальности, на которую направлено научное исследование. Предмет познания – отдельные стороны, свойства, отношения реальных объектов, которые вовлечены в познавательный процесс (т.е. предмет конкретизирует объект);
3.
фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;
4.
система методов и приемов (см. вопрос №5);
5.
научное оборудование: аппаратура, приборы, инструменты и т.д.;
6.
научный язык: терминология и искусственные знаковые системы (знаки, символы, формулы и уравнения и т.д.;
7.
идеалы и нормы научного познания – совокупность ценностных, методологических и др. установок, свойственных науке на каждом конкретном этапе ее развития. Их основная функция – организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути и способы решения научных задач. Идеалы и нормы научности всегда формируются в конкретных социокультурных условиях и определяются спецификой изучаемых объектов;
8.
философские основания науки – философские идеи и принципы, которые дают общие ориентиры для научного познания. Философские основания науки выполняют мировоззренческую, методологическую, эвристическую (участвуют в построении новых теорий) функции;
9.
научное знание как результат познавательной деятельности.

48
.Уровни и методы научного познания.
Наука – исторически сложившаяся форма духовно-практического освоения мира, направленная на познание и преобразование объективной действительности.
В научном познании можно выделить два основных уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень основан на чувственном познании мира, здесь объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Содержанием знания на эмпирическом уровне являются научные факты. Теоретический уровень характеризуется преобладанием рационального мышления. На теоретическом уровне происходит познание внутренних свойств, связей и закономерностей явления. Содержанием теоретического уровня научного познания являются научные понятия, категории, законы.
Эти два уровня познания находятся в тесной диалектической взаимосвязи; на теоретическом уровне происходит рациональная обработка, обобщение и систематизация эмпирических данных. В то же время они существенно различаются:
- на эмпирическом уровне фиксируются внешние признаки вещей и явлений, на теоретическом – обосновываются их существенные признаки;
- на эмпирическом уровне происходит фиксация фактов (сбор, накопление и обобщение опытных данных), на теоретическом – объяснение и интерпретация фактов;
- на эмпирическом уровне объектом исследования являются природные и социальные объекты, на теоретическом – идеальные образы.
В научном познании используются разнообразные методы. Метод (греч. «путь к чему-либо») – способ достижения цели, система принципов, приемов, правил, которыми необходимо руководствоваться в познавательной деятельности. Учение о методах – методология, ее предметом является обоснование методов, исследование их эффективности особенностей применения в различных областях знания.
Методы научного анализа можно разделить на три группы:1)специальные, или частнонаучные – применяются в рамках отдельных наук. Их объективной основой являются специальные законы и теории частных наук 2)общенаучные – характеризуют ход познавательной деятельности во всех науках. Их объективная основа – общие гносеологические принципы и закономерности 3)универсальные, или
всеобщие – характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах человеческой познавательной деятельности. Их объективная основа – общефилософские закономерности понимания мира, человека, мышления . В соответствии с двумя уровнями научного познания различают эмпирические и теоретические методы.
На эмпирическом уровне выделяют следующие методы: наблюдение, описание, измерение,
сравнение, эксперимент.
Наблюдение – это целенаправленное систематическое изучение предмета, основанное на его чувственном восприятии. В ходе наблюдения исследователь получает знание о внешних свойствах предмета.
Описание является итогом наблюдения, это фиксация посредством языка или других знаковых систем данных об изучаемом объекте.
Измерение – метод, с помощью которого определяется отношение величины объекта к другой однородной величине, принятой за единицу измерения.
Сравнение – метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними.
Экспериментметод исследования, при котором исследователь активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления его свойств. Эксперимент – это наиболее сложный метод эмпирического познания, опирающийся на другие эмпирические методы.
На теоретическом уровне выделяют следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция,
абстрагирование, аналогия, моделирование, гипотеза.
Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого предмета на составные части, стороны с целью их относительно самостоятельного изучения.
Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей с целью получения знаний о целом объекте, выделения существенных связей и отношений.
Индукция – прием исследования, основанный на движении мысли от знания частного, единичного, к знанию общего, от фактов к законам. Дедукция –прием, противоположный индукции, он означает движение мысли от знания общего к знанию частного.
Абстрагирование – метод исследования, заключающийся в мысленном выделении отдельных интересующих исследователя признаков или свойств предмета
Аналогия – метод, состоящий в том, что на основе сходства объектов по некоторым свойствам выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях.
Моделирование – метод исследования, при котором исследуемый объект замещается другим объектом, подобным первому. Гипотеза-метод обоснования предположений, направленный на установление принципов, закономерностей и причин исследуемых явлений. В доказанном виде гипотеза превращается в
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта