Философия экзамен. 1. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения
Скачать 1.35 Mb.
|
Политическая сфера – область общественной жизни, включающая в себя политические отношения данного общества. Политическую сферу составляют взаимоотношения классов, социальных слоев и групп, наций и государств по поводу завоевания и использования власти, а также деятельность по осуществлению государственной власти. Структуру политической сферы составляют: - политические институты (государство, полит. партии, профсоюзы, различные общественные организации); - политические отношения (внутри государства – между государством и личностью, между полит. партиями и т.д., и международные); - политическая деятельность; - политическое сознание (политическая идеология и политическая психология). Основным звеном политической сферы является государство как механизм политического управления обществом. Для государства свойственны такие характеристики, как - форма правления (монархия, республика); - форма государственного устройства (унитарное, федеративное); - политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный). Государство выполняет множество функций. Внутренние функции: - сохранение общественного порядка и существующей системы социальных отношений, - экономические (регулирование производственных, имущественных отношений, планирование народного хозяйства и т.д.), - социальные (поддержка социально незащищенных слоев, организация здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.) и др. Внешние функции: оборона страны, защита ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами и др. 61.Экологическая сфера.Роль мед работников Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, высокоорганизованная материальная система, подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая. Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности. Экологическая сфера общества сформировалась во 2-й половине ХХ в. в связи с обострением экологических проблем, которые связаны с возрастающим воздействием общества на природную среду и обратным негативным влиянием измененной человеком природной среды на условия и образ жизни людей. Экологическая сфера – подсистема общества, формирующаяся на основе специализированной деятельности по охране, воспроизводству, улучшению и приумножению природных факторов человеческого бытия. Основная функция экологической сферы – в объединении людей и социальных общностей с целью сохранения и воспроизводства природной среды – необходимого условия существования и прогресса общества. Структуры Э.С.: Экологические организации. Экологическая деятельность. Экологические отношения. Воль медицинских работников в этой сфере очень высока. 62. Духовная сфера общ6ества. Основные формы и уровни. Общественная психология и идеология,их диалектическая взаимосвязь. Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, высокоорганизованная материальная система, подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая. Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности. Духовная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных представлений и идей, научных теорий, а также настроений, эмоций. Основным структурным элементом духовной сферы является духовное производство – это производство идей и взглядов, представлений и мнений. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей (потребность в нравственном совершенствовании, в познании окружающего мира, в удовлетворении чувства прекрасного и др.). Духовные потребности удовлетворяются через духовное потребление, особенностью которого является то, что духовные ценности не исчезают в процессе потребления, а преобразуются в богатство духовного мира человека. Совокупным результатом духовного производства выступает общественное сознание. Общественное сознание – сложное и многогранное явление. Его исследование связано с немалыми трудностями, которые сказываются уже в том, что духовные явления не выступают в чистом виде, - они непременно объективированы. Овладевая продуктами духовного производства, мы тем самым овладеваем и общественным сознанием. Структурными компонентами общественного сознания в социологическом аспекте являются общественная психология и идеология Общественная психология – это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия. Содержание общественной психологии многообразно. Специфика идеологии проявляется в том, что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме классовых интересов, поэтому специфику идеологии можно конкретнее представить как отражение действительности через призму интересов определенных классов, как систему идей и взглядов классов. Идеология есть теоретическое оружие, самосознание классов. В этом состоит ее главная социальная функция. В идеологических концепциях или теориях выражаются, прежде всего, самые существенные, коренные интересы классов. Не случайно поэтому классовые противоречия находят свое проявление и в идеологической борьбе. Идеология носит классовый характер. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии. Общественно историческая практика показывает, что для появления новой идеологии нужно, во-первых, наличие определённых объективных условий – к ним относятся познанные наукой и идеологом объективные закономерности природы и общества – и, во - вторых, наличие необходимой идеальной, субъективной причины – ею является некоторая устойчивая, существенная тенденция общественной психологии. Поэтому можно строго, в соответствии с общепринятым научным определением причинно - следственной связи, утверждать, что любая жизнеспособная идеология имеет своей причиной некоторую тенденцию общественной психологии. Эта причинно - следственная связь не обратима: идеология, сама по себе, не создаёт качественно новых тенденций в общественной психологии. Сформулированное положение можно назвать принципом вторичности идеологии. Итак, непосредственные причины идеологий всегда лежат в общественной психологии, и являются идеальными. Наличие объективных условий и познанных закономерностей природы и общества является необходимым, но ещё не достаточным условием для рождения жизнеспособной идеологии. 63.Религия,как форма общественного сознания. Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, высокоорганизованная материальная система, подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая. Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности Общественное сознание представляет собой отражение в духовной жизни людей общественного бытия, социальной и природной реальности в целом. Особенностью общественного сознания является то, что оно не только отражает мир, но и творит его.Основные формы общественного сознания.1)Мораль 2)Религия 3)Искусство4)Наука 5)Философия 6) Политическое сознание 7)Право 8)Экологическое сознание Религия – представления о мире, основанные на вере в сверхъестественное и отражающие мир в иллюзорной форме. Религия как ФОС проявляется в религиозной психологии, основанной на эмоциях, и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру. Объединяющим элементом этих уровней религиозного сознания служит вера. Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Роль религии в жизни современного общества: 1. Создает религиозную картину мира и способствует осмысления места человека в нем 2. Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей 3. Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность 4. Объединяет общество или какие-то большие социальные группы 5. Узаконивает некоторые общественные порядки 6. Компенсаторная 7. Регулятивная 8. Интегративная 9. Политическая 10. Культурная 11. Психотерапическая Каждый этап развития культуры имеет свой ключевой мировоззренческий принцип, который, распространяясь на все сферы бытия, обеспечивает ее единство. Центральным принципом античной культуры был космоцентризм, Болезнь же трактовалась как нарушение гармонии человека с Космосом и внутри самого человека. Центральный принцип средневековой культуры – теоцентризм. Болезнь и смерть рассматривались здесь как наказание Божие, расплата за грехи. Господство Церкви в Средние века тормозило развитие наук, в том числе медицины. Но в то же время духовенство, прежде всего при монастырях, исполняло и врачебные функции. Культура эпохи Возрождения характеризуется принципом антропоцентризма и сочетанием натурфилософской традиции с религиозностью (пантеизм). важнейшее значение приобретает понятие «жизнь». Среди центральных принципов Нового времени следует назвать, прежде всего, рационализм, стимулирующий развитие теоретической медицины; эмпиризм, заложивший основы экспериментальной науки; механицизм, который стремился исследовать не только неживую, но и живую природу, включая человека, его организм и душу, согласно законам механики. В российской науке среди наиболее выдающихся врачей-философов можно назвать:Сеченова Ивана Михайловича Павлова Ивана Петровича, Мечникова Льва Ильича, Вересаева Викентия Викентьевича В западной философии ХХ в. связь философии и медицины наиболее отчетливо выражена в психоанализе. Теория бессознательного врача- психиатра и мыслителя З Фрейда имеет огромное значение как для философии, так и для медицинской практики. В конце ХХ в. медицина как сфера научно-практической деятельности и область естественнонаучного знания становится одной из лидирующих (лидерство одной из наук среди других – это естественное состояние культурной жизни: в XVII - XVIII вв. лидирующей наукой была физическая механика, в конце XIX – начале ХХ вв. – квантовая механика, с середины ХХ в. – биология, а с конца ХХ в. идет тенденция к лидерству медицины). Феномен жизни становится самой актуальной темой естественнонаучного и философского познания. Это вызвано рядом факторов. 64.Мораль. особенности медицинской этики. Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, высокоорганизованная материальная система, подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая. Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности Общественное сознание представляет собой отражение в духовной жизни людей общественного бытия, социальной и природной реальности в целом. Особенностью общественного сознания является то, что оно не только отражает мир, но и творит его.Основные формы общественного сознания. 1)Мораль 2)Религия 3)Искусство 4)Наука 5)Философия 6)Политическое сознание 7)Право 8)Экологическое сознание Мораль – ФОС, представляющая собой совокупность норм, правил, принципов поведения и направленная на регуляцию общественных отношений. Специфика морали как способа регуляции жизнедеятельности общества заключается в том, что соблюдение моральных норм носит несанкционированный, добровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля. Одним из важнейших разделов медицинской этики является деонтология – наука о профессиональном долге врача. В ХХ в. в связи с развитием новых медицинских технологий появилась необходимость пересмотра многих принципов медицинской этики. В 70-х гг. Сформировалась новая наука – биоэтика («этика живого») – дисциплина, определяющая меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении в медицинской практике новых научных знаний и медицинский технологий. Фармацевтическая деонтология тесно связана с медицинской, поскольку деятельность врача и провизора направлена на сохранение и укрепление здоровья человека. В то же время она имеет специфические особенности, связанные с тем, что провизор не лечит больного, а лишь оказывает ему помощь путем качественного и безотказного лекарственного обеспечения. Один из главных разделов фармацевтической деонтологии рассматривает взаимоотношения аптечных работников с посетителями аптек. При общении с больными и их родственниками фармацевты (провизоры) должны следовать нескольким деонтологическим требованиям. 65. Искусство Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, высокоорганизованная материальная система, подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая. Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности Общественное сознание представляет собой отражение в духовной жизни людей общественного бытия, социальной и природной реальности в целом. Особенностью общественного сознания является то, что оно не только отражает мир, но и творит его.Основные формы общественного сознания. 1)Мораль 2)Религия 3)Искусство 4)Наука 5)Философия 6)Политическое сознание 7)Право 8)Экологическое сознание Искусство как ФОС – это средство отражения мира в форме художественных образов, оно направлено на реализацию эстетических потребностей общества. Искусство – не только ФОС, но и деятельность общества по производству художественных ценностей, и результаты этого производства – художественные образы. Специфическая функция искусства – эстетическая. 67.Культура и цивилизация. Культура – это специфическая форма человеческого бытия, включающая в себя совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, использования и передачи от поколения к поколению. Термин «цивилизация» впервые появился в трудах французских просветителей XVIII в., которые называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме, справедливости и правовых нормах. В истории философской мысли понятие цивилизации является одним из ключевых в анализе всемирно-исторического процесса. Это понятие применяется: 1)относительно к развитию человеческого общества в целом, 2) по отношению к отдельным этническим образованиям, 3) для характеристики определенных исторических этапов развития общества. Категории «культура» и «цивилизация» тесно взаимосвязаны, в то же время они отражают разные способы отношения человека к действительности. Цивилизация – способ жизнедеятельности, направленный на изменение мира; ее задача – обеспечение физического комфорта. Культура направлена на приспособление к миру; ее задача – обретение душевного, психологического комфорта. Культура и цивилизация как способы освоения человеком мира имеют разные закономерности исторического развития. Прогресс цивилизации представляет собой линейно восходящую последовательность, где каждое новое явление лучше предыдущего (*никто не станет использовать каменный нож, если есть стальной). Смысл прогресса культуры не в замене старых ценностей на новые, а в их накоплении. [Ценности цивилизации, устаревая, могут становиться ценностями культуры] Сложилось два основных подхода в понимании соотношения понятий «культура» и «цивилизация»: 1) цивилизация как совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом значении. В такой трактовке понятие «цивилизация» отождествляется с понятием «культура»; 2) под цивилизацией понимается только уровень материальных достижений человечества. При таком подходе понятия «цивилизация» и «культура» противопоставляются. Различие между этими понятиями впервые намечается у Канта, который противопоставлял материальную и духовную культуру. Наиболее яркое выражение такое понимание нашло в работе немецкого философа, представителя «философии жизни», одного из основоположников современной философии культуры Освальда Шпенглера «Закат Европы». Он прямо противопоставляет цивилизацию как совокупность технических достижений культуре как органической сфере и считает, что цивилизация является заключительным этапом развития любой культуры, наступление цивилизации означает гибель культуры. По Шпенглеру, цивилизация исключает творчество, сводит на «нет» достижения искусства и литературы и утверждает принципы «делай деньги» и «рынок всегда прав». |