Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория личности в марксистской философии.

  • 23.Этапы развития русской философии, её основные черты.

  • Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.)

  • Философия эпохи Просвещения (ХVIII в.)

  • Классическая русская философия (– начало ХХ вв.)

  • Русская философия ХХ века

  • Характерные черты русской философии. Особенности формирования и развития русской философии в контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт

  • Антропоцентризм

  • Глубокий интерес к социальной проблематике.

  • Идея патриотизма.

  • Синтез философского и литературно-художественного творчества.

  • Стремление к целостности, всеобщности

  • 24.П.Я. Чаадаев – первый русский философ. Западники и славянофилы. «Русская идея».

  • Западники и славянофилы: спор о путях развития России. Идеи Чаадаева положили начало спору западников и славянофилов. Западничество

  • Русская идея и ее современное звучание.

  • 25.Русская религиозная философия 2-й половины 19-20 веков. «философия всеединства» В.Соловьева.

  • 26.Философия русского космизма. Русский космизм

  • Философия экзамен. 1. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения
    Дата30.05.2019
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия экзамен.pdf
    ТипДокументы
    #79682
    страница5 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    Основные положения марксистской философии.
    1.Диалектический материализм в учении Маркса и Энгельса – это учение о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и человеческого сознания.
    . На основе величайших научных достижений ХIХ в. Энгельс сформулировал тезис о материальном единстве мира, выявил основные формы движения материи и их взаимосвязь. Маркс и Энгельс дали материалистическую трактовку основных законов
    диалектики, разработанных Гегелем, и применили эти законы к анализу природных, экономических, социальных, политических, а также духовных процессов.
    Маркс и Энгельс утверждали, что человек является продуктом природы, в которой происходило его развитие, а сознание и мышление – продукты человеческого мозга. Из этого следует утверждение о единстве законов природы и законов мышления.
    2.
    Одним из важнейших достижений марксизма является материалистическое
    понимание истории.
    Маркс считал, что основой развития общества являются материально-
    производственные отношения. Материально-производственная сфера является
    базисом для развития остальных видов отношений – политических, правовых, моральных, эстетических, религиозных.
    Ключевая категория марксистской теории общественного развития –
    общественно-экономическая формация, которая обозначает определенную ступень развития общества. В истории человечества Маркс выделял 5 основных общественно- экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.
    Для каждой формации характерен определенный способ производства материальных благ, структурными элементами которого являются производительные
    силы и производственные отношения. Характеризуя их диалектическую взаимосвязь, Маркс отмечает, что характер производственных отношений должен соответствовать определенному уровню развития производительных сил
    Теория личности в марксистской философии. Маркс обосновывает положение о социальной сущности человека. Нельзя правильно понять своеобразие личности без познания тех социальных условий, в которых происходит ее формирование и развитие. Ценность личностных качеств проявляется в его отношении к другим людям, к обществу в целом.
    Наиболее существенным признаком понятия «человек», согласно марксизму, является сознательная и целенаправленная трудовая деятельность. В статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Энгельс, опираясь на теорию
    Дарвина, обосновал идею о роли трудовой деятельности в формировании человека и его сознания.

    23.Этапы развития русской философии, её основные черты.
    Русская философия прошла длительный путь формирования и развития.
    Основные этапы развития русской философии совпадают с этапами развития истории
    России. Развитие русской философии неразрывно связано с социально-политическими событиями, с особенностями социально-исторического процесса в России.
    Этапы развития русской философии.
    1)
    Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.). Важнейшими событиями, определившими формирование философии в этот период, стали принятие христианства на Руси, татаро-монгольское иго, создание централизованного
    Московского государства.
    Первым философским произведением на Руси принято считать «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (ХI в.). Центральная проблема
    «Слова» – определение места Руси во всемирной истории.
    Философские идеи в религиозной и литературно-художественной форме
    2)
    Философия эпохи Просвещения (ХVIII в.). ХVIII век в России – это время преобразований в экономике и политике, стремительного развития науки и художественной культуры, формирования системы народного образования. Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую.
    Большой вклад в развитие философии в этот период внес М.В. Ломоносов. У
    Ломоносова нет философских трактатов, но для всех его трудов характерен философский уровень осмысления. Центральная тема его научных и художественных произведений – тема величия человеческого разума. На основе своих естественнонаучных исследований Ломоносов пришел к ряду важных философских идей: атомно-молекулярная картина строения материального мира, закон сохранения вещества, принцип эволюционного развития всего живого и др. Ломоносов ввел в русский язык множество научных и философских терминов.
    3)
    Классическая русская философия (– начало ХХ вв.).
    ХIХ век – «золотой» век русской культуры. Расцвет философской мысли стал одной из составных частей общего подъема русской культуры. В середине ХIХ века философия в России выделилась в самостоятельную область духовной жизни.
    Причинами этого стали:
    - необходимость систематизации философских идей, накопленных в течение многих веков;
    - влияние философской культуры Запада;
    - подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории ХIХ века: победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформой 1861 года.
    Философия ХIХ в. представляет собой неоднородное явление
    - религиозно-идеалистическое (Владимир Соловьев, Николай Федоров и др.);
    - материалистическое (Н.Чернышевский и др.),
    - литературно-художественную и естественнонаучную линии.
    4)
    Русская философия ХХ века.
    Этот период можно подразделить на 3 этапа:
    - философия «серебряного века» русской культуры. Это период расцвета религиозной философии, в центре внимания философов размышления о судьбе страны, вопросы о направленности общественного развития, обсуждалась возможность альтернативы социалистическим идеям (Н.Бердяев и др.);

    - философия русского зарубежья (большинство религиозных мыслителей завершили свой творческий путь в эмиграции),
    - философия советского периода. Советский период характеризуется развитием материалистической традиции в философии (Г.Плеханов, В.Ленин и др).
    Характерные черты русской философии.
    Особенности формирования и развития русской философии в контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт.
    1)
    Антропоцентризм. Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии.
    2)
    Нравственный аспект. Проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления.
    3)
    Глубокий интерес к социальной проблематике. Философские концепции русских религиозных мыслителей всегда были связаны с конкретной социально- политической ситуацией в стране.
    4)
    Идея патриотизма. Тема Родины, судьбы России, ее места и предназначения в мировом сообществе является одной из центральных для русской философской мысли.
    5)
    Религиозный характер. Религиозное направление в русской философии на протяжении всей истории ее развития было самым богатым и значительным в идейном отношении.
    6)
    Синтез философского и литературно-художественного творчества.
    Художественная литература играла огромную роль в выражении философских идей в
    России, была сферой философских размышлений и закрепления философских традиций. Творчество А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др. богато философскими идеями.
    7)
    Стремление к целостности, всеобщности. Русские мыслители рассматривают судьбу человека в ее неразрывной связи с обществом, а человечество – как составляющую мирового целого, Вселенной.
    8)
    «русский космизм». Задачей космологии является изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире.

    24.П.Я. Чаадаев – первый русский философ. Западники и славянофилы.
    «Русская идея».
    Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856) – философ и общественный деятель, участник войны 1812 г., друг Пушкина. Чаадаев первым в истории русской мысли создал систему философского знания. Его идеи наиболее полно выражены в
    «
    Философических письмах».
    Чаадаев развивал религиозно-философскую линию. Он утверждал, что лишь под влиянием религии человечество может исполнить свое предназначение.
    Онтология Чаадаева также носит религиозный характер. Основная идея
    гносеологии Чаадаева – объективная обусловленность сознания. Разум, познающий мир, сам подчинен законам этого мира. Главными средствами познания физического мира являются опыт, рассуждение и интуиция. законы духовного мира могут быть поняты только путем Божественного откровения.
    В области антропологии Чаадаев обосновывал концепцию родовой сущности человека. Человеческий дух есть дух рода человеческого, и в мире сознания нет ничего совершенно обособленного. Человек становится человеком только через включение в человеческую культуру. Главные темы произведений Чаадаева – судьба
    России и философия истории. Философ ищет ответы на вопросы: существуют ли общие законы развития человеческих сообществ? чем определяется единство истории человечества?
    Основным условием развития культуры Чаадаев считает религиюЗа идеи, высказанные Чаадаевым в его 1-м «Философическом письме», он был объявлен умалишенным и заключен в крепость. В своей работе «Апология сумасшедшего» он писал, что не может любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой и с закрытыми устами
    Западники и славянофилы: спор о путях развития России.
    Идеи Чаадаева положили начало спору западников и славянофилов.
    Западничество было представлено именами А.И. Герцена. Н.П. Огарева, Т.Н.
    Грановского и др.; западнических взглядов придерживались также В.Г. Белинский,
    Н.Г. Чернышевский, И.С. Тургенев.
    Западничество в целом характеризуется европейской ориентацией мысли, интересом к западноевропейской философии, стремлением перевести Россию на пути европейской цивилизации. Западники были озабочены отставанием России.
    Возможность для развития России они видели в повторении пути Европы.
    Национальные традиции они рассматривали как проявление косности, культурного регресса; идею прогресса они связывали с развитием капиталистических отношений.
    Идеал личности для западников – независимый, рационально мыслящий человек- индивидуалист.
    Славянофилы (П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) концентрировали свое внимание на национальном своеобразии русской культуры, отстаивали национально-самобытный путь России во всемирной истории. Они не были противниками развития связей с другими странами в области промышленности, торговли, но политическую культуру Запада считали для России неприемлемой.
    Духовность русского народа неотделима от религиозной веры. Источником русской веры явилось византийское православие, и, т.к. никто, кроме славян, не пошел по византийскому пути, то русский народ можно считать избранным. Основным принципом национального сознания и бытия русского народа они считали

    соборность. Идея соборности является центральной в его учении и обозначал свободное объединение людей на основе любви к Богу и друг к другу. В данной категории можно выделить социально-антропологический, гносеологический и нравственно-аксиологический аспекты..
    Между западниками и славянофилами шла острая полемика, но это был спор людей, которых объединяла любовь к России, и в то же время ее судьбу в прошлом, настоящем и будущем, пути ее развития они видели совершенно по-разному.
    Русская идея и ее современное звучание.
    В контексте русской религиозной философии сформировалось значительное для русской философии в целом идейное течение, в основе которого понятие
    «
    русская идея». Под русской идеей принято понимать комплекс проблем и представлений, связанных с определением исторической роли России в составе мирового целого, особенностями российской истории, русской культуры, народного характера и менталитета.
    Русская идея имеет глубокие корни в древнейшей истории общественной мысли России. Ее истоки восходят к «Слову о законе и благодати» митрополита
    Иллариона. Свое законченное, признанное классическим выражение она обрела в творчестве мыслителей второй половины ХIХ – начала ХХ веков. Сам термин
    «русская идея» был предложен Ф.М. Достоевским.
    В содержании русской идеи национальная индивидуальность не означает исключительности, а, напротив, свидетельствует о ценности, значимости каждого отдельного народа для человечества в целом.
    В условиях духовного кризиса современного общества, появления глобальных проблем, требующих для своего решения объединения усилий всех наций и государств, русская идея приобрела новое, современное звучание. Русская идея отличается универсальностью, многоплановостью содержания, она направлена на поиск путей развития – именно это обусловило обращение к ней как к теоретической основе преобразований во всех сферах общественной жизни. Русская идея может способствовать сплочению, единению русского народа и всего мирового сообщества на основе духовно-нравственных принципов, сложившихся в русской православной культуре.

    25.Русская религиозная философия 2-й половины 19-20 веков.
    «философия всеединства» В.Соловьева.
    Русская религиозная философия как самостоятельное явление духовной жизни сложилась в середине ХIХ века. Глубокий социально- политический кризис второй половины ХIХ века заставил мыслителей обратиться к теме о роли Церкви в жизни государства, о значении христианских ценностей в формировании общественного идеала. Перед религиозными мыслителями встала задача формировании целостного мировоззрения, в котором философский, религиозный, политический, социальный, культурный аспекты должны были образовать единую систему.
    Русская религиозная философия в своем развитии прошла несколько этапов:
    1)
    начало этого направления философии в России связывают с именами славянофилов А.С. Хомякова и И.В. Киреевского;
    2)
    период формирования русской религиозной философии как системы в трудах В. С. Соловьева;
    3)
    религиозно-философский ренессанс начала ХХ в., который связан с именами С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Е. Н. и С. Н. Трубецких,
    Н.О. Лосского, С.Л. Франка, П.А. Флоренского и других философов;
    4)
    период эмиграции, где закончили свою творческую деятельность большинство религиозных философов начала ХХ века.
    Центральной идеей русской религиозной философии выступает идея
    всеединства, которая стала основанием для формирования целого философского направления – метафизики всеединства. Философия всеединства оформилась в последней четверти ХIХ века Ее основоположником является В.С. Соловьев (1853 – 1900), который в своем философском труде «Кризис западной философии (против позитивистов)» наметил основную проблематику концепции всеединства.
    Идея всеединства имеет ряд взаимосвязанных аспектов. В
    онтологическом аспекте всеединство представляет собой единство всего мира, Космоса, а также единство Бога и сотворенного им мира. Мировой процесс, по Соловьеву, - это процесс «собирания Вселенной», восхождения к всеединству.
    В гносеологическом плане данная категория означает неразрывную связь религиозного, философского и научного познания, выражающуюся в системе «цельного знания». Каждый из этих видов познания выполняет свою функцию, ни один из них не может сам по себе давать истинного знания..
    В социально-политическом аспекте принцип всеединства реализуется в идее свободной теократии, или цельного общества, - совершенного
    общественного устройства, в котором Церковь выступает в свободном внутреннем союзе с политическими и экономическими организациями.
    В аксиологическом, нравственном аспекте всеединство проявляется в единстве абсолютных ценностей Истины, Добра и Красоты. Важнейший аспект концепции всеединства Соловьева - антропологический. Человек олицетворяет единство материального и духовного. В мировом процессе человек – не безличный элемент, он обладает творческими способностями, участвует в достижении миром гармонии. Человек – духовный центр мироздания, его великая миссия – соединение мира, от низших его ступеней до высших, с Богом. Выполняя эту миссию, человечество переходит в свое высшее состояние – оно становится Богочеловечеством. В антропологическом плане всеединство есть всечеловечество как свободное единство всех людей и всех дел человеческих и приобщение его к
    Богочеловечеству как величайшему христианскому идеалу.
    В учении Соловьева намечены пути к достижению всеединства, начиная с осознания внутренней целостности природы и заканчивая становлением идеального Богочеловечества. По В.С. Соловьеву, всеединство предполагает теснейшую связь и постоянное взаимодействие духовного бытия и материальной природы
    Еще одна важная часть учения Соловьева, имеющая прямую связь с учением о всеединстве – софиология. СофияБожественная Премудрость и «вечная женственность», «лучезарное и небесное существо». София – это высшее, надприродное начало, исходящее от Бога и являющееся посредником между Богом и человеком.

    26.Философия русского космизма.
    Русский космизм -. это уникальное направление научно-философской мысли, отличительной особенностью которого является идея активной
    эволюции – необходимости нового, сознательного этапа эволюции мира, когда направленность его развития определяется человеческим разумом.
    Идеи космизма восходят своими глубокими корнями в мифологическое творчество древних славян, получили свое философское обоснование в трудах философов конца ХIХ - начала ХХ веков, а логическое завершение - в естественнонаучных взглядах мыслителей середины ХХ столетия, прежде всего в концепции ноосферы В. И. Вернадского и в трудах основателя советской космонавтики К. Э. Циолковского.
    В нем можно выделить три течения: философско-религиозное, поэтическо-художественное и естественнонаучное.
    Основные проблемы космизма: единство человека, природы и космоса; место разума во Вселенной, развитие космонавтики, новая космическая этика и др.
    Основоположником этого направления стал Н.Ф. Федоров (1829 –
    1903). Его основной труд – «Философия общего дела».
    «Философия общего дела» представляет собой проект «регуляции природы», обращенный на преобразование мира. Регуляция природы мыслится им как принципиально новый, сознательный этап развития мира и всего космоса.
    Идеи Федорова носят глубокий нравственный смысл. Проект регуляции природы для него есть только необходимое условие исполнения высшего нравственного долга - победы над смертью. Высшим злом во вселенной он считает смерть. Поэтому первой практической задачей человечества является продление жизни, для того чтобы создать возможность более полного усвоения опыта предшествующих поколений и развития нравственности, а главной целью – выявление наследственного генетического кода всего человечества, воскрешение предков и достижение бессмертия.
    Мыслитель не только мечтает «радикально изменить» космическое пространство, но и предлагает конкретные способы «метеорической регуляции» (например, использование пороха для вызывания дождя), управления магнитными силами Земли, энергетическими процессами и т. д.
    Федоров предсказывает, что в результате человеческой деятельности будет изменен климат планеты, устранена засуха, взяты под контроль сейсмические процессы. Полезные ископаемые и энергия будут получаться из космоса, будут заселены многие планеты, а Земля будет превращена в огромный космический корабль.

    Н.Ф. Федоров говорит о необходимости активного вмешательства в природные процессы. Непреклонная вера философа в возможности человеческого разума закрыла от него обратную сторону результатов преобразовательной деятельности человека.
    Идеи, выдвинутые Федоровым, получили развитие в трудах его последователей. В работах ученых
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта