Главная страница
Навигация по странице:

  • 14.Эмпиризм и сенсуализм в философии Н.В. Эмпиризм

  • Томас Гоббс

  • 15.Рационализм в философии Н.В. Рене Декарт

  • 16.Субъективный идеализм в философии Н.В. (Дж.Беркли, Д.Юм). Джордж Беркли

  • 17.Философия французского Посвящения В ХVIII веке центр европейской философии переместился во Францию. Просвещение

  • Франсуа Вольтер , Жан-Жак Руссо, Жюльен Ламетри, Дени Дидро, Клод Гельвеций, Поль-Анри Гольбах

  • Основные направления философии французских просветителей

  • Философия экзамен. 1. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения
    Дата30.05.2019
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия экзамен.pdf
    ТипДокументы
    #79682
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    тема Бога и его отношения к миру.
    Он впервые ставит проблему Бога как философскую проблему. Н.Кузанский исходил из принципа единства Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление. Кузанский распространяет принцип единства противоположностей на реальный природный мир, что явилось значительным вкладом в историю развития диалектики.

    2
    Структуру мироздания Кузанский представлял следующим образом:
    Бог – это «максимальный мир»; природа – «большой мир», который является подобием максимального; человек – «малый мир», микрокосм, который является подобием большого, а следовательно, подобен максимальному миру, т.е. Богу. Человек тоже противоречив: он представляет собой единство телесного и духовного, конечного и бесконечного.
    Познание мира, по мнению Кузанского, осуществляется человеком с помощью чувств, рассудка и разума. Деятельность органов чувств и рассудка направлены на познания природы: чувственное познание накапливает эмпирический материал, а
    рассудок обладает способностью различать и упорядочивать.Разум – высшая познавательная способность человека, он представляет собой умозрительную деятельность и способен познавать всеобщее, бесконечное и абсолютное, т.е. Бога.
    Величайшим мыслителем позднего Возрождения был итальянский философ и ученый Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.). За свои философские взгляды он более семи лет провел в застенках инквизиции и был публично сожжен на костре.
    В центре внимания Бруно – натурфилософские проблемы: он считал, что цель философии заключается в познании природы. Основная идея учения Бруно – идея о
    диалектическом единстве божественного и природного, материального и идеального, телесного и духовного, космического и земного.
    Проблему соотношения природы и Бога Бруно решает с позиций пантеизма, он утверждает единство Бога и природы.
    В области космологии Бруно утверждал, что природа и вселенная бесконечны и аргументировал это положение, во-первых, с позиций теологии (бесконечный Бог не может ограничиться созданием конечных вещей), а во-вторых, с научной точки зрения.Идею о бесконечном множестве миров он дополняет предположением о их населенности различными формами чувственной и разумной жизни.

    14.Эмпиризм и сенсуализм в философии Н.В.
    Эмпиризм (греч. empeiria – опыт)(Ф.Бэкон, Т.Гоббс) важнейшим источником знаний о мире признает опытные, экспериментальные данные. Сенсуализм (лат. sensus – ощущение) (Дж.Локк), подчеркивает особую роль органов чувств в процессе познания.
    Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) – английский мыслитель и государственный деятель, основоположник философского материализма и экспериментальной науки Нового времени. Главные работы Ф.Бэкона: «Новый Органон», «Новая Атлантида» – социальная утопия, в которой раскрывается роль науки и техники для всестороннего развития общества, и др.
    Основным предметом философского осмысления Ф.Бэкон сделал научное познание, в центре его внимания вопросы о целях и методах научного познания. Задача науки – раскрывать природные закономерности, что приведет к расширению возможностей человека, усилению его власти над природой («Знание – сила»). Научное знание должно соответствовать практическим потребностям общества, служить для решения экономических и социальных проблем. Поэтому на первый план выходит вопрос о достоверности знания.
    В своих работах Бэкон развивает материалистические взгляды на природу.Он утверждает, что первопричиной мира является Бог, но в дальнейшем мир подчиняется действию естественных законов (деизм).Однако он утверждает, что на пути познания имеется множество заблуждений, препятствующих получению достоверного знания.
    Эти заблуждения («идолы») сопровождают познавательный процесс и свидетельствуют о его сложности и противоречивости. Бэкон выделяет 4 вида
    «идолов» познания:
    1) «
    идолы рода» являются следствием ограниченности человеческого ума, несовершенством органов чувств;
    2) «
    идолы пещеры» обусловлены индивидуальными особенностями человека: каждый человек имеет свой внутренний субъективный мир (свою «пещеру»), который влияет на его оценку действительности;
    3) «
    идолы рынка» возникают в процессе общения и вызваны непониманием из- за неправильного использования слов, языковых выражений;
    4) «
    идолы театра» появляются в результате влияния научных и философских авторитетов, их некритического усвоения.
    Основным средством преодоления «идолов» Бэкон считает выбор правильного метода («пути») познания. 3 пути познания:
    1)
    «
    путь паука» представляет собой попытку вывести истину чисто рациональными средствами, путем теоретических размышлений;
    2)
    «
    путь муравья» предполагает только использование эмпирических, опытных данных без их теоретического обобщения;
    3)
    «
    путь пчелы» основан на единстве чувственного и рационального познания, на движении от получения опытных данных к их теоретическому осмыслению.
    Таким образом, Бэкон обосновывает опытно-индуктивный метод научного исследования. Индукция предполагает движение от частного к общему, от отдельных фактов к общим положениям и выводам. Главное значение философии Бэкона состоит в ее эмпирической и практической направленности, в попытке разработки эффективного метода научного познания.

    Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) – английский философ, яркий представитель эмпиризма и механицизма.
    Во взглядах на природу Гоббс стоит на позициях механистического
    материализма. Окружающий мир для него – не живой организм, а совокупность материальных тел. Важнейшие свойства любого тела – протяженность и форма, движение и покой. В теории познания Гоббса сочетаются элементы эмпиризма и рационализма. Он считает, что источником и основой познания являются ощущения.
    Познавательный процесс – это сравнение, сочетание и разделение идей, которые возникают на основе чувственных ощущений. Важное место в философии Т.Гоббса занимает учение о государстве. В его работе «Левиафан» дано обоснование теории
    общественного договора. По мнению философа, человек по своей природе эгоистичен и честолюбив, поэтому естественное состояние общества – это «война всех против всех». Но природа человека порождает и стремление к самосохранению. Для обеспечения своей безопасности, для сохранения мира и реализации законов, созданных человеческим разумом, существует государство. Государство создается в результате естественного договора самими людьми, которые отдают ему часть своих прав, получая взамен гарантию безопасности и правопорядка.
    Джон Локк (1632 – 1704 гг.) – английский мыслитель, яркий представитель сенсуализма и скептицизма.
    В своей главной работе «Опыт о человеческом разуме» Локк обосновывает происхождение знаний из ощущений. Локк утверждает, что в разуме нет никаких врожденных идей, сознание человека в момент рождения – это «чистый лист». Все идеи возникают в процессе воздействия вещей, существующих независимо то нас, на наши органы чувств («Нет ничего в разуме, чего бы не было до этого в чувствах»). В качестве примера Локк приводит религиозное сознание: если бы существовали врожденные идеи (идея Бога), то не было бы неверующих народов и атеистов.
    Чувственный опыт Локк подразделяет на внешний и внутренний. Идеи внешнего опыта возникают в ходе восприятия предметов окружающего мира органами чувств: зрением, слухом, осязанием и др. – и отражают объективные качества предметов. Внутренний опыт дает человеку представление о своем психическом состоянии, о своей душе и возникает в ходе размышления, рефлексии.
    В области социальной философии Дж.Локк развивал теорию общественного договора, обосновывал идею о законе как важнейшем средстве защиты человека от произвола государства и сформулировал положение о необходимости разделения властей.

    15.Рационализм в философии Н.В.
    Рене Декарт (1596 – 1650) – французский философ и ученый.
    Декарт – основоположник рационализма в философии Нового времени. Главное в этом течении – культ человека как разумного и деятельного существа. Основным источником знаний - деятельность мышления. Декарт был убежден в безграничности возможностей человеческого разума.
    Декарт также обосновал дуалистический взгляд на мир. Дуализм
    Декарта проявляется в том, что он признавал, во-первых, существование независимого от человеческого сознания материального мира и, во-вторых, самостоятельность мышления. Эти две субстанции пересекаются и активно взаимодействуют, однако их взаимосвязь является лишь механической. В человеке материальная и духовная субстанции проявляются как тело и душа.
    Дуализм и рационализм Декарта определил его теорию познания.
    Он разработал теорию о «врожденных идеях». Все идеи человек обретает тремя способами. Одни он получает из внешнего мира посредством органов чувств; другие образуются в сознании путем переработки идей первого рода; наиболее важную роль играют
    «врожденные идеи», которые душа имеет в себе изначально – такие как, например, идея Бога, протяженности, движения, единства и др. Истинность познания, считал Декарт, основана на существовании врожденных идей, независимых от чувственного опыта.
    На первом месте в философии Декарта - проблема метода научного познания. Он разрабатывает дедуктивный метод научного познания.
    (
    Дедукция – это метод познания, основанный на движении мысли от общего к частному; от абстрактного к конкретному, выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений).
    Излагая принципы своего метода, Декарт сформулировал понятие
    «
    интеллектуальная интуиция», -это ясный и внимательный ум, свет разума, который позволяет постигать истину..
    Декарт утверждал, что Сомнение должно быть стимулом любого научного поиска (принцип методологического сомнения). Несомненно только одно - существование человеческого сознания, т.к. без него было бы невозможно само сомнение: «Я мыслю, следовательно, существую».
    Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.) – голландский философ.
    В своем основном философском труде «Этика» он критикует дуализм
    Декарта и развивает материалистическое учение о мире. По мнению
    Спинозы, не может быть двух субстанций в мире. В понятии единой
    субстанции, т.е. основы всего, всеобщей причины, Спиноза соединяет Бога и природу. Бог и природа слиты и неразделимы; природа и есть Бог,

    2 следовательно, природа является причиной самой себя. В этом проявляется
    пантеизм Спинозы.
    Спиноза называет следующие свойства единой субстанции:
    - независимое ни от чего существование;
    - вечность;
    - бесконечность;
    - является внутренней причиной самой себя и всего сущего.
    В отличие от субстанции, отдельные вещи конечны и находятся в постоянном изменении. Движение имеет свой источник в субстанции, однако проявляется только в единичных вещах (поскольку субстанция неизменна, она лишена движения). Отдельные вещи Спиноза называет
    модусами.
    Атрибуты, т.е. неизменными, неотделимыми от нее свойствами субстанции - протяженность и мышление. Т.к. мышление неотделимо от субстанции, то все порожденные ею вещи в различной степени обладают мышлением (от камня до человека), т.е. Спиноза одухотворяет природу.
    В учении о познании Спиноза стоит на позициях рационализма.
    Познание мира, по Спинозе, проходит 3 ступени:
    1)
    чувственное восприятие мира;
    2)
    рассуждения разума о полученных чувственным путем знаниях;
    3)
    интуитивное знание, независимое от чувственного опыта.
    Критерием истинности знания он считал ясность, отчетливость, очевидность мышления.
    Учение об этике Спинозы тесно связано с его теорией познания. В центре этого учения – проблема соотношения свободы и необходимости.
    Необходимость является законом этого мира, человек как часть природы должен подчиняться этим законам. Основным условием свободы человека является познание необходимости, т.е. причинно-следственных связей в природе средствами разума, следовательно, путем к свободе является образование.

    16.Субъективный идеализм в философии Н.В. (Дж.Беркли,
    Д.Юм).
    Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.) – английский философ, выступивший против материалистической философии. Беркли внес весомый вклад в теорию познания, четко поставив вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях, об объективности причинности и о видах существования.
    Беркли утверждал, что мир не существует независимо от человека, а представляет собой комплекс ощущений и восприятий. Существует только то, что можно воспринимать, следовательно, «быть» означает «быть в восприятии».
    Философия Беркли основывается на следующих основных принципах:
    1) существовать - значит быть воспринимаемым;
    2) «я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения и восприятия»;
    3
    ) мы никогда не можем воспринимать реки, горы, дома, словом предметы природы, в некоем их существовании, отличном от того, каким они предстают перед разумом;
    4) необходимо отвергнуть свойственную материалистической теории отражения мысль о том, что «идеи могут быть копиями или отражениями,
    …вещей».
    Материя, по мнению Беркли, - это «пустое и красивое слово», опора атеистов и предмет дебатов философов. Внешний мир не может быть источником ощущений, сами ощущения (идеи) – это и есть единственная реальность (*идея запаха, цвета). Идеи даются от Бога как высшей и мудрой причины и усваиваются человеческой душой. В качестве критерия истинности знания Беркли называет яркость и общепризнанность идей.
    Дэвид Юм (1711 – 1776 гг.) – английский философ, историк, психолог.
    В центр философствования Юм ставит учение о человеке, которое базируется на субъективно-идеалистической теории познания со значительной долей скептицизма и агностицизма. Задачу познания он видит не в адекватном отражении действительности, а в том, чтобы его результаты были руководством для практической ориентации. По сути дела он стремился создать философию «здравого смысла».
    Исходным пунктом рассуждений Юма являются впечатления, которые мы получаем, когда видим, слышим, чувствуем и т.д. Источником познания объявляется опыт под которым понимается совокупность ощущений. Что же является источником ощущений? Этот вопрос Юм оставляет открытым.

    По его мнению, мы не можем выйти за пределы своего собственного разума и должны говорить только о своем духовном опыте.
    По Юму, на основе впечатлений образуются идеи, которые являются копиями впечатлений. Идеи как копии могут вступать в связь друг с другом на основе трех принципов: 1) сходства, 2) смежности во времени и пространстве и 3) причинности. Особое внимание уделяется причинной связи. Согласно Юму, отношения между причиной и действием нельзя установить ни интуитивно, ни способом анализа и доказательства.
    Ядром юмовской философии человека является учение о человеческой природе. В человеческую природу он включает следующие главные признаки: 1) «Человек - существо разумное, и, как таковое, он находит себе надлежащую пищу в науке»; 2) «Человек не только разумное, но и общественное существо»; 3) «Человек, кроме того, деятельное существо, и благодаря этой наклонности, а также в силу различных потребностей человеческой жизни он должен предаваться различным делам и занятиям».
    Следуя различным способностям, человек ведет «смешанный образ жизни», избегает крайностей. Считая человека общественным по своей природе,
    Юм в то же время утверждал, что общественное рождается в трудах и муках из личного, эгоистического интереса как первичного мотива. Это происходит на основе постепенного перевоспитания эгоистичного человека и приобретения им социальных добродетелей. По Юму, именно выгода общественного устройства, приумножающего силы, умения и безопасность, способствует созданию цивилизованного общественного объединения.

    17.Философия французского Посвящения
    В ХVIII веке центр европейской философии переместился во Францию.
    Просвещение – движение прогрессивной общественной мысли в период формирования капиталистических отношений.
    В основе философии Просвещения – культ человеческого разума, восприятие его как главного орудия преобразования общества на гуманистических основаниях.
    Философия Просвещения опиралась на достижения наук: биологии, физики, медицины – которые стали естественнонаучным основанием раскрытия сущности и природы человека.
    Религия и церковь воспринимались просветителями как основные препятствия общественному прогрессу. В отношении к религии в рамках Просвещения сложилось
    2 основных идеологических направления: деизм – направление, признающее идею сотворения мира Богом, который после этого не вмешивается в процессы, происходящие в мире Вольтер, Руссо); атеизм – течение, отрицающее существование
    Бога (Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций). Французские просветители пытались с материалистических позиций ответить на вопрос о происхождении религии. Ее источники они видели в невежестве людей, их страхе перед природными стихиями, а также в корыстных интересах священнослужителей. Отсюда следовал вывод: раз незнание породило богов, наука уничтожит их.
    Просветители развивали материалистические взгляды на природу и человека.
    Человек рассматривался как существо разумное, как единство природного и социального
    Наиболее известными представителями философии французского Просвещения были Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Жюльен Ламетри, Дени Дидро, Клод
    Гельвеций, Поль-Анри Гольбах. Философские произведения этого периода создавались не в форме трактатов, а в виде энциклопедий, словарей, полемических статей, художественных произведений.
    Основные направления философии французских просветителей:- учение о природе и материальном единстве мира;- учение о человеке и проблема сознания;- теория познания;- социально-политические учения.
    Французский материализм этого времени представлен в
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта