Главная страница
Навигация по странице:

  • 30. Рабочее движение в дореволюционной России. Распространение марксизма. Возникновение российской социал-демократии.

  • 32.Первая буржуазно-демократическая революция в России 1905-1907 гг. Предпосылки, характер, движущие силы, особенности.

  • ИСТОРИЯ. билеты по истории. 1. Общественный и государственный строй Киевской Руси


    Скачать 186.3 Kb.
    Название1. Общественный и государственный строй Киевской Руси
    АнкорИСТОРИЯ
    Дата09.12.2022
    Размер186.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты по истории.docx
    ТипДокументы
    #835599
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    29. Народничество революционное и либеральное.

    Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.

    Реформы, проводимые в России с начала 60-х гг. XIX в., ускорили экономические развития, раскрепостили частную инициативу. Росли города, строились железные дороги, возникло множество промышленных предприятий. Повышалась грамотность населения, открывались сотни новых учебных заведений. Либерализация системы судопроизводства. Подданные царя получили право защищать свои интересы в суде, в том числе и против производила должностных лиц. Власть цензуры была ограничена, и в 60-е гг. в России появились сотни новых газет и журналов. Существенно были облегчены правила выезда за рубеж, и тысячи русских туристов и путешественников начали ежегодно покидать Россию, многие стали получать образование в самых престижных учебных центрах Европы. Политика государства была направлена на то, чтобы постепенно превратить Россию в либеральное правовое государство.

    Родоначальником идеологии народников являлись А.И. Герцег и Н.Г. Чернышевский.

    Общественно-политические воззрения народников являл странный симбиоз христианской этики и социалистический теорий.

    Либерально-революционное (центристское) крыло в 1860-1870-е было представлено Г. З. Елисеевым (редакция журнала «Современник», 1846—1866), Н. Н. Златовратским, Л. Е. Оболенским, Н. К. Михайловским, В. Г. Короленко («Отечественные записки», 1868—1884), С. Н. Кривенко, С. Н. Южаковым, В. П. Воронцовым, Н. Ф. Даниельсоном, В. В. Лесевичем, Г. И. Успенским, А. П. Щаповым («Русское богатство», 1876—1918).

    Нелегальные и полулегальные народнические кружки начали революционную работу «в народе» еще до отмены крепостного права в 1861 г. По методам борьбы за идею эти первые кружки заметно различались: пропагандистское и заговорщицкое направления существовали уже в рамках движения «шестидесятников» (народников 1860-х).

    Пропагандистский студенческий кружок существовал в Харьковском университете (1856—1858), в 1861 кружок пропагандистов П. Э. Агриропуло и П. Г. Заичневского был создан в Москве. Члены его считали необходимым свержение монархии путём революции. Политическое устройство России представлялось ими в виде федеративного союза областей во главе с выборным национальным собранием.

    Революционное народничество В истории России мы видели революционные выступления дворян. На смену революционерам-дворянам приходят революционеры-разночинцы. Именно они поднимают на новую высоту борьбу с царизмом. Революционеры-разночинцы поставили вопрос о ликвидации самодержавия в России и провозглашали борьбу за демократическую республику и социалистическое общество. Они проводят борьбу за социалистическое общество. Герцен и Петрашевцев. Лозунг был подхвачен всеми революционными организациями от народников 70-х до большевиков и эсеров. В 70-е годы на политическую сцену России стали революционеры-демократы, народники. Народничество в своем развитии прошло несколько этапов развития, начиная с 60-х годов, переживя расцвет в 70-е и, исчерпав свои революционные силы, к 80-90-м годам сошло с политической сцены. В начале XX века существовали народнические партии: эсеры, энесы и течение эсеров-максималистов, но их мировоззрение коренным образом отличалась от идеологии народников 70-х годов 19 века. Революционеры-народники вступили в борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они отстаивали идею, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минует стадию капитализма, перейдя сразу к социализму. В 40-60 годы эти взгляды развивали Герцен, Петрашевцев, Чернышевский. Однако, капиталистическое развитие России стало уже фактом, поэтому Герцену и Чернышевскому пришлось вести борьбу с остатками феодально-крепостнического дореформенного строя, ограниченным просветительством. Таким образом, если перед революционерами-демократами 50, начала 60-х годов стоял вопрос о крепостничестве, то перед революционерами-народниками помимо вопроса о крепостничестве, встал вопрос и о капитализме, и последнее пытались решить оба этих вопроса. Двойственность задач обуславливала двойственность и противоречие практических действий и теоретических воззрений народничества.

    30. Рабочее движение в дореволюционной России. Распространение марксизма. Возникновение российской социал-демократии.

    1. Формирование рабочего движения

    Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России вступает пролетариат. Рабочее движение начинает оказывать все большее влияние на общественно-политическую жизнь страны. В 60-е гг. борьба пролетариата только начиналась, выступления рабочих мало чем отличались от крестьянских волнений: во время бунтов рабочие избивали представителей администрации, разрушали здания, ломали машины. В 70-е гг. растет число стачек, движение приобретает более организованный характер. Требования, выдвигаемые рабочими, носят экономический характер: основное требование – повышение заработной платы. В ходе стачек происходили столкновения с полицией, рабочие силой освобождали арестованных товарищей.

    Наиболее крупными стачками были стачки на Невской бумагопрядильной (1870 г.) и Кренгольмской (1872 г.) мануфактуре.

    В этот период на рабочее движение большое влияние оказывают народники. Они создают первые рабочие кружки, в которых ведется агитационная, просветительная, культурная работа.

    Важную роль в развитии рабочего движения сыграли два первых рабочих союза. В их идейных позициях были достаточно сильны народнические взгляды, но уже заметное влияние оказывали идеи I Интернационала.

    Первой рабочей организацией был «Южнороссийский союз рабочих», основанный в 1875 г. в Одессе революционером-интеллигентом Е.О.Заславским. Союз насчитывал около 250 человек из ряда городов Юга России (Одесса, Херсон, Ростов-на-Дону). Важнейшим документом Союза был Устав, в котором утверждалось, что рабочие могут достигнуть признания своих прав только «посредством насильственного переворота, который уничтожит всякие привилегии и преимущества». Союз заявлял, что труд должен стать основой личного и общественного благосостояния. Члены Союза вели пропаганду среди рабочих, участвовали в организации стачек. В декабре 1875 г. Союз в результате предательства был раскрыт и разгромлен, а 15 его участников были преданы суду и приговорены к каторге или тюремному заключению и ссылке. Е.О.Заславский был приговорен к 10 годам каторги. В 1878 г. он умер в тюрьме.

    В 1878 г. в Петербурге на основе объединения разрозненных рабочих кружков возник «Северный союз русских рабочих». Союз насчитывал свыше 200 членов. Он имел свои отделения за Невской и Нарвской заставами, на Васильевском острове, Выборгской и Петербургской сторонах, Обводном канале. Костяк Союза составляли рабочие-металлисты. Во главе стоял центральный рабочий кружок, куда входили представители районных организаций. Руководителями «Северного союза» были рабочие-революционеры – слесарь В.П.Обнорский и столяр С.Н.Халтурин. В.А.Обнорский, еще в бытность за границей, сумел познакомиться с рабочим движением Запада, с деятельностью I Интернационала, с программами социалистических партий. Он являлся автором программных документов Союза. С.Н.Халтурин хорошо знал нелегальную литературу, был связан с народническими организациями. Открыто заявил о своем существовании «Северный союз русских рабочих» в январе 1879 г., когда в нелегальной типографии была напечатана его программа «К русским рабочим», принятая на учредительном собрании членов организации. Союз заявлял, что его главная цель – «ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого». В документе определялась роль рабочего класса в России, как класса, в котором «заключаются вся сила и знание страны» и от которого зависит успех социальной революции.

    В своей деятельности на первый план Союз выдвигал задачи политической борьбы, так как «политическая свобода» обеспечивает за каждым человеком самостоятельность убеждений и действий. Непосредственными требованиями Союза были: свобода слова, печати, право собраний и сходок. Кроме того, рабочие требовали ликвидации сословных прав и преимуществ, введения обязательного и бесплатного обучения во всех учебных заведениях, ограничения рабочего времени, запрещения детского труда, отмены косвенных налогов и т.д.

    Члены «Северного союза» вели пропаганду на предприятиях Петербурга, участвовали в стачках и руководили ими, поддерживали стачечников денежными средствами, выпускали прокламации. Руководители Союза стремились наладить связи с другими городами России, ставя перед собой цель превращения организации во всероссийскую. В феврале 1880 г. Союз издал первую нелегальную рабочую газету «Рабочая заря». После выхода первого номера газеты типография была разгромлена полицией. Еще в январе 1879 г. был арестован В.А.Обнорский. Вскоре после ареста виднейших членов «Северного союза» он прекратил свою деятельность. Один из руководителей «Северного союза» Степан Халтурин стал народовольцем. 5 февраля 1880 г. он осуществил взрыв в столовой в Зимнем дворце. После этого скрывался, активно участвовал в деятельности Исполнительного комитета «Народной воли». В марте 1882 г. он был казнен за участие в убийстве одесского прокурора В.В.Стрельникова.

    Таким образом, в 70-е гг. XIX в. рабочее движение начинает играть существенную роль в общественном движении страны: определяются специфические пролетарские методы борьбы (стачечное движение), создаются первые рабочие организации, их программы. Из числа рабочих выдвигаются первые руководители: Петр Моисеенко (1852-1924), Петр Алексеев (1849-1890), Степан Халтурин (1857-1882), Виктор Обнорский (1851-1919). Однако движение 70-х гг. охватывало еще узкий крут рабочих. Пролетарская струя еще не могла выделиться из общего потока народничества.

    Дальнейшее развитие стачечного движения, которое отличалось большей организованностью и массовостью, более четким формулированием требований, происходит в 80-90-е гг.

    Главными центрами стачечного движения были Петербургский и Центральный промышленные районы, но к движению постоянно подключались и новые районы. Крупнейшим событием этого периода стала Морозовская стачка (1885 г.) на текстильной фабрике Морозова в местечке Никольском близ Орехово-Зуева Владимирской губернии. Эта стачка отличалась небывалым размахом, организованностью, стойкостью забастовщиков. Бастующие требовали ограничения штрафов,

    упорядочения расчетов с рабочими и др. Ряд требований – о контроле за заработной платой, о государственном регулировании условий найма – впервые вышли за пределы одного предприятия. Для подавления стачки были вызваны войска, суду были переданы 33 рабочих.

    Всего в течение 80-х гг. прошло около 450 стачек и волнений рабочих.

    Рост стачечного движения рабочих вызвал необходимость разработки «рабочего законодательства» – издания серии законов, регламентирующих отношения рабочих и фабрикантов. В 1882 г. были изданы законы, запрещавшие ночные работы детям до 12 лет, введена фабричная инспекция. В июне 1885 г. был принят закон о запрещении ночной работы женщин и подростков, 3 июня 1886 г. – закон о штрафах. Этот закон установил максимальный размер штрафа (1/3 заработной платы), причем указывалось, что штрафные деньги должны использоваться только на нужды рабочих, а не идти в кассу фабрикантов. Запрещалось вместо денег расплачиваться с рабочими купонами, хлебом, товарами. Рабочие получали право жаловаться на хозяина и фабричную инспекцию в специально созданные коллегиальные губернские присутствия по фабричным делам. Одновременно закон увеличил уголовную ответственность за участие в стачках и руководство ими.

    Хотя рабочее законодательство в России было весьма неразвито и законы часто не соблюдались, его принятие было свидетельством силы возникшего на экономической почве рабочего движения.

    В конце XIX - начале XX вв. в России нарастает экономический и политический кризис.

    С середины 90-х гг. в стране наблюдается усиление стачечного движения. Рабочее движение начинает играть все большую роль в общественно-политической борьбе, что дает возможность говорить о начале пролетарского этапа в освободительном движении в России.

    В 1895-1900 гг. было зарегистрировано 850 рабочих стачек, в 1900-1904 гг. – 905. В начале 1900-х гг. отмечен рост удельного веса стачек политических: в 1900-1902 гг. политические стачки составляли около 20 % их общего числа, в 1903-1904 гг. – уже более половины.

    Забастовками были охвачены преимущественно крупные промышленные районы России: Московский, Петербургский и промышленный Юг.

    Некоторые забастовки сопровождались вооруженными столкновениями рабочих с полицией и войсками (начало мая 1901 г. – «Обуховская оборона», ноябрь 1902 г. – стачка в Ростове-на-Дону).

    Особенно широкий размах приобрела всеобщая стачка на Юге России в июле – августе 1903 г., в которой участвовало около 200 тыс. рабочих.

    2. Марксизм – идеология рабочего класса

    Начало широкого распространения марксизма в России связано с именем Г.В. Плеханова и с группой «Освобождение труда». Эта группа возникла в 1883 г. в Женеве. В ее состав вошли эмигрировавшие из России народники из народнической организации «Черный передел» П.Б.Аксельрод, Л.Г.Дейч, В.И.Засулич, В.Н.Игнатов.

    Переход «чернопередельцев» к марксизму был связан с кризисом народнической доктрины. Целью группы «Освобождение труда» являлось распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык произведений К.Маркса и Ф.Энгельса, анализ русской общественной жизни с точки зрения марксизма и интересов трудящегося населения России, критика народнических теорий.

    Г.В.Плеханов и его группа перевели на русский язык многие произведения К.Маркса и Ф.Энгельса. Г.В.Плеханов первым из русских марксистов подверг критике ошибочные взгляды народников. В работах «Социализм и политическая борьба» (1883 г.), «Наши разногласия» (1885 г.) он вскрыл несостоятельность народнической идеи о непосредственном переходе к социализму через крестьянскую общину

    Г.В.Плеханов считал, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом политической власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия. Важное значение имело утверждение о том, что социалистическая революция возможна только после свершения буржуазно-демократической революции.

    Политические взгляды группы «Освобождение труда» были сформулированы в ее Программе (1884 г.), в Проекте Программы русских социал-демократов (1887 г.). Группа «Освобождение труда» много сделала для распространения и пропаганды идей марксизма в России, идеи революционного перехода к социализму путем социальной революции и диктатуры пролетариата. Благодаря ее теоретическим трудам марксизм стал важным течением русской общественной и революционной мысли конца XIX – начала XX вв. Подобные позиции, что и группа «Освобождение труда», занимали и марксистские группы и кружки в России, возникшие в 80-90-х гг. в Москве, Вильно, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове, Риге и других городах. Эти организации сыграли большую роль в борьбе с народничеством и в распространении марксистской теории революционной борьбы, но все они, как и группа «Освобождение труда», не были связаны с практическим революционным движением.

    Большой интерес представляет вопрос о роли в общественной жизни страны так называемого «легального марксизма», который получил широкое распространение в 90-е гг. XIX в.

    «Легальные марксисты» представляли собой небольшую группу интеллигентов, которые начали излагать марксистское учение в книгах и статьях в такой форме, которая позволяла обойти русскую цензуру. Целая плеяда ведущих мыслителей России в молодости испытала сильнейшее увлечение марксизмом и активно работала в рядах социал-демократии. Среди них П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Б.А.Кистяковский, С.Л.Франк и др. Практически все они полностью порвали с социал-демократией накануне революции 1905 г. Взгляды «легальных марксистов» были противоположны взглядам народников. Видимо, этим объясняется, что власти, которые в народниках видели главную революционную силу, проявляли к ним терпимость. В отличие от народников «легальные марксисты» признавали прогрессивность капитализма и считали его обязательной ступенью на пути к социализму.

    В то же время «легальные марксисты» отказались от марксистской революционной идеи. Они выступали за реформистский путь развития, против социалистической революции и диктатуры пролетариата.

    Н.А.Бердяев писал, что в данный момент капитализм непосредственно нельзя устранить, не подвергая опасности само существование общества. Он утверждал, что общественный прогресс мыслим только на основе и в рамках капитализма, что в истории «социальных катастроф и революций, строго говоря, никогда не было и не будет, бывает лишь социальная эволюция большей или меньшей интенсивности». Отстаивая идею исторической закономерности и неизбежности победы капитализма, «легальные марксисты» затушевывали его антагонистические противоречия.

    «Легальные марксисты» отвергали идеи революции и диктатуры пролетариата. Они считали, что в борьбе за изменения в политическом строе страны необходимо основываться на принципах права и законности, легальности, легитимности. «Легальные марксисты», и прежде всего П.Б.Струве, по существу раньше, чем западноевропейские социал-демократы, чем Э.Бернштейн, стали развивать ревизионистские идеи.

    Эдуард Бернштейн (1850-1932) – один из лидеров германской социал-демократии, который выступал за пересмотр (ревизию) ряда положений марксистской теории. Он отрицал марксистское учение о неизбежности краха капитализма и утверждения социализма, отвергал теорию классовой борьбы, социалистической революции и диктатуры пролетариата.

    32.Первая буржуазно-демократическая революция в России 1905-1907 гг. Предпосылки, характер, движущие силы, особенности.

    Причины. Рабочее движение- рабочие стали использовать новые формы борьбы ( политические демонстрации, всеобщие стачки. С 1900-1904 г. зарегистрировано около 1000 стачек. Выдвигались не только экономические требования (улучшения условия труда и быта), но и политические (ликвидация самодержавия, введение демократических свобод).

    Правительство решало эти вопросы тремя путями: репрессии (аресты, выселение) регулирование взаимоотношений предпринимателей и рабочих ( уменьшили рабочий день до 11,5 час., гасить причины забастовок, утвердили пенсии по потери трудоспособности на рабочем месте) и третий – создание

    легальных рабочих организаций с целью отвлечь рабочих от антиправительственной борьбы. Крестьянское

    движение – за 1900-04 г. произошло около 600 выступлений. Сначала это были требования раздела помещичьей земли, снижения налогов. Затем присоединились политические требования – против аграрной политики. Студенческое движение – студенты заявили о своей солидарности с рабочими.

    Студенческие демонстрации за демократические свободы, за отмену правил об отдаче студентов в солдаты за участие в беспорядках. В студ.среде формировались будущие революционеры. Ускорило начало революции ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса и поражение в русско-японской войне. Задача революции – свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания для установления демократического строя; ликвидация сословного неравноправия; введение свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей, сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, признание права рабочих на стачки и создание проф.союзов, достижения равноправия народов России/ Движущие силы революции- рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, средняя и мелкая буржуазия. Интеллигенция и служащие.

    Поэтому по целям и составу участников революция была общенародной и имела буржуазно-демократический характер. Политические партии. В 1903 г. в Лондоне были приняты программа и устав РСДРП (российская социал-демократическая партия). В программе предусматривалось 2 этапа революции: 1) программа-минимум - реализация буржуазно-демократических требований/ ликвидация самодержавия, введение равного избирательного права, 8-ми часовой рабочий день; возвращения крестьянам земель, отмена выкупных платежей, и др./. 2) программа-максимум – осуществление социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Однако по программным и организационным разногласиям произошел раскол на партию большевиков (сторонники Ленина) и меньшевиков (сторонники Мартова).

    Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров и стояли за диктатуру пролетариата ( установление политической власти рабочих для построения социализма и в дальнейшем создания бесклассового общества). Меньшевики выступали против диктатуры пролетариата и предполагали сотрудничество с другими партиями. Партия социалистов-революционеров (эсеры) сложилась в 1902 г. на основе объединения неонароднических кружков. Главной задачей эсеров считалось уничтожение частной собственности на землю, передачи ее крестьянам. Тактикой был террор. Своей опорой они считали крестьян, однако состав партии был преимущественно интеллигентским. Либеральное движение сформировалось в земствах и городских думах. Они стояли за конституционную монархию. Вели борьбу против крайностей “справа” (произвол правительства) и “слева” (деятельность радикалов – революционеров). В программе предусматривались умеренные политические преобразования (конституционная монархия и демократические свободы). На основе этой партии была создана партия кадетов (конституционно-демократическая партия). Их программа подразумевала модернизацию страны по западно-европейскому образцу и стала партией оппозиционной царскому правительству. Консервативно-монархические круги организовали “Союз русского народа” и “Союз Михаила Архангела” (черносотенцы) Они выступали против любых революционных и демократических выступлений , настаивали на укреплении самодержавия , целостности и неделимости России, сохранения господствующего положения русских и усиление позиций православной церкви. В январе 1905г в России началась революция. Началом её принято считать так называемое “Кровавое воскресенье” (9 января 1905), когда правительственные войска расстреляли мирное шествие рабочих к царю, в котором участвовало более 140 тыс. человек.

    Петиция к царю содержала просьбу рабочих об улучшении материального положения и политические требования – созыв Учредительного собрания и введение демократических свобод. 1- ый этап революции: январь–сентябрь 1905г. Характеризуется: массовыми забастовками по всей стране в ответ на Кровавое воскресенье под лозунгом “Долой самодержавие”, созданием в Иваново-Вознесенском нового органа власти рабочих – Совета уполномоченных депутатов; восстанием матросов на броненосце “Князь Потемкин-Таврический”; массовым движением крестьян; созданием Крестьянского союза, выступившего с политическим требованиями. Правительство пошло на уступку и обещало созвать Государственную думу. 2-ой этап: октябрь – декабрь 1905. Проведена всеобщая Всероссийская Октябрьская политическая стачка (2 млн. участников) и в результате издание Манифеста 17 октября “Об усовершенствовании государственного порядка”, в котором царь обещал ввести некоторые политические свободы ( печати, слова, собраний и союзов) и созвать законодательную Государственную думу на основании нового избирательного закона. Был опубликован указ “Об изменении положения о выборах в Гос.думу” и объявлено о подготовке к выборам, тем самым правительство снизило накал революционных страстей.

    Этот манифест внёс раскол и в революционное движение . В ноябре возникла партия декабристов. Произошло восстание военнослужащих в Севастополе под руководством лейтенанта П.П. Шмидта. 3-й этап революции: январь 1906г. – июнь 1907г. Характеризуется ослаблением борьбы, началом выборов в 1 Государственную думу (1906)– первого в истории России нового времени законосовещательного органа при императоре, активной деятельностью различных политических партий и движений. В декабре начались выборы в Думу, хотя избирательное право получили не все, (в них не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся и рабочие, занятые на мелких предприятиях). Каждое сословие имело свои нормы представительства: 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 154 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Среди ее депутатов было 34% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовики (эсеры, выражавшая интересы крестьян). Дума предложила демократизацию России. Предусматривала введение ответственности министров перед Думой, гарантию всех гражданских свобод, бесплатное образование, проведение аграрной реформы, отмену смертной казни и полную политическую амнистию. Часть трудовиков выдвинула радикальный проект – полное уничтожение частной собственности на землю. Объявление природных ресурсов и недр общенациональным достоянием. Через 72 дня после открытия Думы царь распустил ее, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти. Председателем Совета министров назначают П.А. Столыпина, который публикует программу, основные задачи которой были основаны в “успокоении” страны путём применения чрезвычайных мер, введения в ряде районов военно-полевых судов. В феврале 1907г открывается 2 Гос.дума. Но она оказалась ещё более левой, чем первая. Новая дума не смогла противостоять правительству и была разогнана 3 июня 1907 г. Государственный строй в России, продержавшийся до февраля 1917г, получил название Третьеиюньской монархии. Результат революции: верховная часть вынуждена была пойти на изменение социально-политической системы России.

    Достигнуто некоторое ограничение самодержавия, изменилось социально-политическое положение граждан, введены демократические свободы. Отменена цензура. Разрешена организация профессиональных союзов и легальных политических партий. Улучшилось материальное положение рабочих: повысилась зарплата, уменьшился раб.день до 9-10 час. Крестьяне добились отмены выкупных платежей. Расширена свобода передвижения крестьян и ограничена власть земских начальников. Началась аграрная реформа: разрушавшая общину и укреплявшая права крестьян как землевладельцев. Окончание революции привело к установлению временной внутриполитической стабилизации в России.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта