Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3.1 Виды систем управления

  • 1.3.3 Программы для создания и разработки моделей

  • РАЗРАБОТКА РОБОТОТЕХНИЧЕСКОГО МАНИПУЛЯТОРА «РУКА» 2.1 Характеристики манипулятора

  • 2.2 Структура и назначение модулей манипулятора

  • 2.3 Обоснование выбора технологии проектирования для всех элементов проекта

  • 2.4 Характеристики оборудования для реализации интерактивного манипулятора

  • дипломная работа вариант второй. 1 Обзор технологий, средств и платформ создание роботов манипуляторов


    Скачать 7.1 Mb.
    Название1 Обзор технологий, средств и платформ создание роботов манипуляторов
    Дата26.03.2023
    Размер7.1 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладипломная работа вариант второй.docx
    ТипОбзор
    #1015997
    страница2 из 4
    1   2   3   4


    1.3 Обзор систем, платформ управления и разработки роботов-манипуляторов
    1.3.1 Виды систем управления


    Манипулятор может быть различных систем управления: гидравличе-ская, воздушная, электрическая. Пример гидравлических манипуляторов всем известные экскаваторы, краны и т.д. Промышленные роботы могут быть основаны на любом из выше перечисленных систем управления.

    Пример игрушка — конструктор гидравлический робот — манипуля-тор (рисунок 5).



    Рисунок 5 — Гидравлический манипулятор (Hydraulic Robot Arm)
    Этот конструктор гидравлического робота-манипулятора в виде робо-тизированной клешни, которая способна поднимать и перемещать предметы весом до 50 грамм.

    15

    Роботы манипуляторы — укладчики, используется для складирования


    • перемещение разных деталей. Пример использования перемещения ради-одеталей при создании печатных плат (рисунок 6).



    Рисунок 6 — Промышленные роботы
    Из конструктора LEGO, можно создать робот-манипулятор. Используя блок управления Mindstorm NXT (рисунок 7).



    Рисунок 7 — Роботизированная рука на базе LEGO Mindstorm NXT


    16

    Манипулятор uArm — открытый проект манипулятора под управлени-ем Arduino. Это четырех-осевой механизм робота-манипулятора с параллель-ным механизмом, вдохновленный промышленным роботом ABB PalletPack IRB460 (рисунок 8).



    Рисунок 8 — uArm манипулятора под управлением Arduino
    Всех этих роботов — манипуляторов объединяет одно, они имеют си-стему управления. Для промышленных роботов используются специальные микроконтроллеры, процессоры и компьютеры, позволяющие обрабатывать информацию для движений. Для самоделок и любительских манипуляторов и роботов в основном используется недорогие платы управления Arduino, Stm32, Raspberry Pi.

    1.3.2 Виды плат и платформ


    Существует несколько версий платформ Arduino. Последняя версия Leonardo базируется на микроконтроллере ATmega32u4. Uno, как и преды-дущая версия Duemilanove построены на микроконтроллере Atmel ATmega328. Старые версии платформы Diecimila и первая рабочая Duemilanoves были разработаны на основе Atmel ATmega168, более ранние версии использовали ATmega8. Arduino Mega2560, в свою очередь, построе-на на микроконтроллере ATmega2560.



    17

    На сегодняшний день в мире присутствует много видов плат и плат-форм разной архитектурой (Advanced Virtual RISC (AVR), STM32, Raspberry Pi, компьютеров) (рисунок 9, рисунок 10 и рисунок 11) и стоимостью. AVR
    — существует несколько трактовок данной аббревиатуры. Кто-то утвержда-ет, что это Advanced Virtual RISC, другие полагают, что не обошлось здесь без Alf Egil Bogen Vegard Wollan RISC.



    Рисунок 9 — Платы Arduino
    STM32 — семейство 32-битных микроконтроллеров производства STMicroelectronics. Чипы STM32 группируются в серии, в рамках каждой из которых используется одно и то же 32-битное ядро Advanced RISC Machine (ARM); иногда — Acorn RISC Machine (ARM) — семейство лицензируемых 32-битных и 64-битных микропроцессорных ядер разработки компании ARM Limited. например, Cortex-M7F, Cortex-M4F, Cortex-M3, Cortex-M0+ или Cortex-M0.



    Рисунок 10 — Платы STM32



    18

    Ведь даже самый слабый процессор STM32 всё равно во много раз мощнее привычных AVR (Arduino) и Programmable Interrupt Controller (PIC),


    • стоит даже дешевле. Более того, здесь есть модули CRC, аналоговые ком-параторы и контроллер сенсорных кнопок.


    Raspberry Pi — миниатюрный одноплатный компьютер в формате кре-дитной карты с возможностями большого ПК, изначально созданный для обучения базовым компьютерным наукам в школах. Может делать все, что умеет большой персональный компьютер, но помещается в 4 спичечных ко-робка.
    Для разработки и создания различных роботов, манипуляторов, умных устройств. Все они обладают разными достоинствами и недостатками начи-ная от размеров и заканчивая сложностью программирования. Также суще-ствует большое количество программ для разработки и программирования этих плат. Чтобы преобразовать исходный текст программы в файл прошив-ки микроконтроллера, применяют компиляторы.



    Рисунок 11 — Платы Raspberry Pi
    Фирма Atmel поставляет мощный компилятор ассемблера, который входит в среду разработки Atmel Studio, работающую под Windows. Наряду с компилятором, среда разработки содержит эмулятор и отладчик.
    Atmel Studio совершенно бесплатна и доступна на сайте Atmel.


    19

    • настоящее время представлено достаточно много компиляторов Си для AVR. Самым мощным из них считается компилятор фирмы IAR Systems из Стокгольма. И множество других таких как Американской фирмой Image Craft выпускается компилятор языка Си, получивший достаточно широкую популярность. JumpStart C for AVR имеет приемлемую оптимизацию кода и демократичную цену (начиная от $50 до $499 в зависимости от версии). По-истине, культовой стала интегрированная среда разработки WinAVR. Она включает мощные компиляторы Си и ассемблера, программатор AVRDUDE, отладчик, симулятор и множество других вспомогательных программ и ути-лит. WinAVR прекрасно интегрируется со средой разработки AVR Studio от


    Atmel.
    Наибольшую популярность получила среда разработки и отладки Arduino IDE. За свою простоту и неприхотливость в использовании, ещё главным достоинством является ее абсолютная бесплатность и большое ко-личество плата. Разработанных для неё и поддерживаемых этой средой раз-работки в том числе STM32.

    1.3.3 Программы для создания и разработки моделей


    3D-моделирование представляет собой процесс использования про-граммного обеспечения для создания и представления математического трехмерного объекта или формы. Созданный объект называется 3D моделью. Для этого используются различные программы. Такие трехмерные модели используются в различных отраслях. В настоящий момент представлено большое количество специализированных программ В архитектурной, строи-тельной, кинопроизводстве, телевидении, в видеоиграх, научной и медицин-ской отраслях, а также при проектировании изделий 3D модели используют-ся для визуализации и моделирования графики. 3D Max, Blender 3D, SketchUp, AutoCAD , Inventor, SolidWorks. Только с появлением современ-ных средств трехмерного параметрического моделирования возникли реаль-


    20

    ные предпосылки для построения единой интегрированной системы, в кото-рой могли бы полноценно работать как конструкторы, так и дизайнеры. САПР (Система автоматизированного проектирования) SolidWorks предлага-ет пользователю полноценные инструменты для гибридного параметрическо-го моделирования, которые в сочетании с удобным пользовательским интер-фейсом делают работу в системе творческим занятием. В SolidWorks одина-ково удачно реализованы инструменты и конструктора, и дизайнера. Объем-ные построения можно выполнять самыми разными способами, сочетая твердотельное и поверхностное моделирование, указывая точные размеры или изменяя форму объектов на глаз. Убедительным примером могут послу-жить изделия, спроектированные в системе автоматизированного проектиро-вания (САПР) SolidWorks, которые были представлены на выставках SolidWorks World и промо-роликов.
    Программа SolidWorks — для конструкторского твердотельного и по-верхностного параметрического моделирования. создание параметрической модели, генерация чертежей, создание сборок, использование стандартных библиотек элементов.


    21

    1. РАЗРАБОТКА РОБОТОТЕХНИЧЕСКОГО МАНИПУЛЯТОРА «РУКА»


    2.1 Характеристики манипулятора


    Манипулятор должен представлять вид руки человека с подвижными суставами пальцев и кисти. Выполнен из легких материалов. Быть энергоавтономным, с возможностью дистанционного управления и программирования с ПК. Быть ремонтопригодным и состоять из недорогих комплектующих.

    Дистанционное управление будет осуществляться при помощи перчатки со встроенными датчиками изгиба.

    2.2 Структура и назначение модулей манипулятора


    Интерактивный манипулятор состоит из двух блоков: собственно, сам манипулятор «Рука» (движение ладони, сгибание разгибание пальцев в за-данном диапазоне (реагирование на голосовые команды))

    .
    Целью данной работы является разработка кинематической схемы трехстепенного манипулятора и построение трёхмерной модели его кон-струкции, моделирование компьютерной динамической модели манипулято-ра, выполнить анализ движения модели робота при различных условиях, определить некоторые характеристики робота на основе моделирования, проектирование отдельных деталей и изготовление их при помощи 3D печа-ти, сборка робота, разработка системы управления манипулятором на основе Arduino. Функционал манипулятор заключается в отображение различных жестов (приветствия, прощания, отображение разжатием или сжатием названных цветов или название пальцев и показывание различных жестов, запрограммированных в микроконтроллере). Пальцы и ладонь манипулятора выполнены цветами радуги, начиная с указательного пальца; красный — ука-зательный, средний — оранжевый, безымянный — жёлтый, мизинец — зелё-ный, большой палец — голубой, ладонь — синяя, запястье — фиолетовое, корпус руки — выполнен в виде рукава костюма серого цвета (рисунок 12).



    Рисунок 12 — Рука манипулятор


    23

    Функционал интерфейс Android-приложения заключается в двух кноп-ках на экране устройства. Первая кнопка предназначена для создания соеди-нения устройства по Bluetooth с микроконтроллером манипулятора, вторая кнопка на экране устройства предназначена для ввода голосовых команд (ри-сунок 13).



    Рисунок 13 — Интерфейс Android-приложения
    Интерфейс приложение выполнен в простом классическом стиле, так как основная функция его заключается в распознавание команд. Для эргоно-мичности кнопка распознавания голосовых команд выполнена в довольно большом размере.

    2.3 Обоснование выбора технологии проектирования для всех элементов проекта
    Для создания и разработки манипулятора была выбрана программа SolidWorks.



    24

      • настоящее время существует много программ которые позволяют разрабатывать и проектировать любые модели, например, AutoCAD, SolidWorks, 3D Max, существует много онлайн программа для разработки и проектирования моделей. Выбор остановился на SolidWorks, так как она яв-ляется программа для твердотельного моделирования и позволяет сохранять модель детали в любом нужном формате подходящих для 3D печати, также в SolidWorks можно посмотреть механику движения всех частей модели и про-считать нужные элементы и взаимодействия их.

    Для изготовления манипулятора использовался самодельный 3D прин-тер, который был разработан в SolidWorks. Программное обеспечение для принтера было выбрано Repetier-Host, так как она является в первую очередь бесплатным и с открытым кодом, что очень удобно для модернизации и до-бавление нужных функции и настроек. Для обработки 3D моделей и перевода


    • формат для 3D принтера пользовалась программой слайсер simplify3d, ко-торая является платной данный момент и считается одной из лучших для слайсинга программ. За время эксплуатации она показала себя как самая кор-ректная программа для обработки 3D моделей и подготовки модели для 3D печати.


    Для создания Android-приложения использовалась программа MIT App inventor, её выбор был обоснован тем, что она является средой визуальной разработки Аndroid приложений, требующая от пользователя минимальных знаний программирования и не надо знать синтаксис языка Java для создания приложения. Любой даже ребёнок сможет создать или изменить приложение созданная для Android телефона в MIT App inventor.
    Для управления манипулятором был использован микроконтроллер Arduino nano. Его выбор был обоснован маленькими размерами и простотой программирования. Для его программировали была использована среда раз-работки Arduino IDE. Язык программирования устройств Arduino основан на C/C++. Он прост в освоении и на данный момент Arduino — это, пожалуй, самый удобный способ программирования устройств на микроконтроллерах.


    25

    • среда разработки Arduino IDE присутствует много различных библиотек, которые помогают при создании программа для программирования микро-контроллеров.


    2.4 Характеристики оборудования для реализации интерактивного манипулятора


    • проекте использовалось оборудование: понижающий модуль питания для питания микроконтроллера (рисунок 14).



    Рисунок 14 — Модуль питания, понижающий преобразователь на LM2596


    • основным характеристикам модуля питания direct current (DC) — DC (постоянный ток) понижающего преобразователя на LM2596:


    • входное напряжение 4,5–28 В;
    • выходное регулируемое напряжение 0.8–20 В;
    • выходной ток 3 А;
    • рабочая частота 1 МГц;
    • эффективность 96 %;
    • рабочая температура –40 C – +85 C;
    • размер: 22 х 17 х 4 мм.

    26

    Для питания манипулятора используются аккумуляторные батареи Sanyo NCR18650BF 3400 мАч 3.6 В (рисунок 15).




    Рисунок 15 — Аккумулятор Sanyo NCR18650BF 3400 мАч 3.6 В
    Аккумулятор Sanyo NCR18650BF 3400 мАч 3.6 В обладают следую-щими техническими характеристиками:


    • производитель Sanyo (Япония);




    • типоразмер NCR18650BF;




    • номинальная емкость 3350 мАч (при токе 0,3 C);




    • минимальная емкость 3250 мАч;




    • напряжение номинальное 3,6 В;




    • максимальное напряжение 4,2 В;




    • минимальное напряжение 2,5 В;




    • максимальный ток заряда 1,6 А;




    • максимальный ток разряда 6,8 А;




    • плата защиты присутствует;




    • размер;




    • диаметр (+–0,2 мм) 18,6 мм;




    • длина (+–0,2 мм) 69,2 мм;




    • вес: 49 гр.


    27

    Для управления сервомоторами манипулятора был выбран микро-контроллер Arduino (рисунок 16).



    Рисунок 16 — ATmega328 (Arduino Nano V3.0)
    С характеристиками:


      • микроконтроллер Atmel ATmega328;




      • рабочее напряжение (логический уровень) 5 В;




      • входное напряжение (рекомендуемое) 7–12 В;




      • входное напряжение (предельное) 6–20 В;




      • цифровые Входы/Выходы 14 (6 из которых могут использоваться как выходы Широтно-Импульсной Модуляции (ШИМ));




      • аналоговые входы 8;




      • постоянный ток через вход/выход 40 мА;




      • флеш — память 32 Кб (ATmega328) при этом 2 Кб используются для загрузчика;




      • оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) 2 Кб (AT-mega328);




      • Electrically Erasable Programmable Read-Only Memory (EEPROM)




    1. Кб (ATmega328);




      • тактовая частота 16 МГц.


    Для передачи данных от Android устройства к микроконтроллеру Arduino был выбран Bluetooth модуль (рисунок 17).


    28



    Рисунок 17 — Bluetooth модуля HC-05


    • техническими характеристиками Bluetooth модуля HC-05:


    • протокол связи bluetooth specification v2.0+edr;
    • частота GFSK (Gaussian Frequency Shift Keying);
    • мощность отправки ≤4 dBm, Class 2;
    • мощность приема ≤–84 dBm at 0.1% BER;
    • скорость асинхронная 2.1 Mbps(Max) / 160 kbps, синхронная 1 Mbps/1 Mbps;


    • безопасность Authentication and encryption;




    • профиль Bluetooth serial port;




    • питание +5VDC 50 мА;




    • рабочие температуры –20

    +75 C;




    • размеры 26.9 мм х 13 мм х 2.2 мм. Подключение Bluetooth модуля HC-05 к Arduino:







    • RXD — на этом пине модуль принимает данные (то есть в вашем скетче сюда надо отсылать данные);




    • TXD — сюда модуль отправляет данные;




    • GND — земля;




    • VCC — питание 5 В;

    29

    • EN — вкл/выкл, если подать сюда логическую единицу (или просто 5 В), то модуль выключится, если логический ноль (или просто не подклю-чать этот пин) будет работать.


    Для движения пальцев ладони руки манипулятора выбраны серводви-гатели (рисунок 18).



    Рисунок 18 — Серводвигатель SG90
    Серводвигатель SG90 analog servo — это аналоговый серводвигатель с крутящим моментом 1.8 кг. см при напряжении 4.8 В и диапазонов вращения 180°, идеально подходит для робототехники. Характеристики серводвигателя SG90:


    • диапазон вращения: 180;




    • напряжение питания: 4.8…6 В;




    • крутящий момент: 1.8 кг. см при 4.8 В;




    • скорость вращения: 60 за 0.12 сек при 4.8 В;




    • внутренний интерфейс: аналоговый;




    • направление: CCW (против часовой стрелки);




    • материал шестерней: нейлон;




    • материал корпуса: пластик;



    30

    • длина проводов: 25 см;




    • габариты: 23 × 12.2 × 29 мм;




    • вес: 9 г.


    Для съемки видео-, фото- материала и управления манипулятором с помощью мобильного приложения использовался телефон с операционной системы Android (рисунок 19).




    Рисунок 19 — Sony Xperia Z2
    Основные технические характеристики Sony Xperia Z2:


    • тип — смартфон;




    • операционная система — Android;




    • версия — 4.4.2.


    Процессор Qualcomm Snapdragon 801:


    • частота — 2300 МГц;




    • оперативная память — 3072 МБ;




    • флэш-память — 16384 МБ. Экран:

    • диагональ — 5.2;




    • разрешение — 1920 x 1080;




    • цветопередача — 16 млн. цветов;




    • цифровая камера;




    • фотокамера — 20.7 млн. пикс. Питание:




    • время в режиме работы — 13.5 ч;




    • время в режиме ожидания — 880 ч.


    31

    Компьютер с операционной системой Windows 8.1 (рисунок 20) ис-пользовался для создания 3D модели манипулятора в SolidWorks 2016. Напи-сание приложения для Android телефона и программирование микроконтрол-лера Arduino Nano. Также на компьютере производилась подготовка моделей в программе Simplify3d для печати на 3D принтере.



    Рисунок 20 — ASUS ROG G750JM
    Краткие характеристики:


    • операционная система — Microsoft Windows 8.1;




    • процессор:


    o производитель — Intel;
    o модель — Core i7-4700HQ;
    o тактовая частота (МГц) — 2400;


    • память — объем (МБ): 16384.


    Для печати 3D моделей доля руки манипулятор был использован 3D принтер, разработанный и изготовленный самостоятельно (рисунок 21).



    32



    Рисунок 21 — 3D принтер
    Технические характеристики 3D принтера PRUSA I3 GONCHAR:


    • технология печати: моделирование моделирование методом наплавления fused deposition modeling (FDM);




    • количество печатающих головок — 1;




    • диаметр сопла (мм) — 0,4;




    • область построения, мм:320x320x300;




    • толщина слоя (мм) — 0,06–0,3;




    • скорость печати — 40–60 мм/сек;




    • платформа — подогреваемая;




    • интерфейсы — Card Reader, USB;




    • дисплей — да.


    Габариты:


    • размеры (мм): 550 x 500 x 650;




    • вес (кг):15.


    33

    Расходные материалы для 3D принтера PRUSA I3 GONCHAR:


    • типы материалов — пластик;




    • материалы: акрилонитрилбутадиенстирол — Acrylonitrile butadiene styrene (ABS) — пластик, полилактид — polylactide (PLA) — пластик;




    • диаметр нити (мм) — 1,75.


    Программное обеспечение для работы 3D принтера PRUSA I3 GON-CHAR: Simplify3d, Cura Software, Slic3r, Repetier, Kisslicer.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта