Главная страница

античка ответы. 1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов


Скачать 137.12 Kb.
Название1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов
Анкорантичка ответы
Дата29.11.2021
Размер137.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаантичка ответы.docx
ТипДокументы
#285357
страница5 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Есть в эпосе Гомера, да и любом другом эпосе, действующее лицо, о котором невозможно умолчать. Это Рок, всесильная Судьба, «могучая Участь». Уверенность в неизбежности предопределенного Судьбой пронизывает «Илиаду» и «Одиссею»: «...мне на земле от могучей судьбы не избегнуть; /Смерть придет и ко мне поутру, ввечеру или в полдень, /Быстро, лишь враг и мою на сражениях душу исторгнет, /Или копьем поразив, иль крылатой стрелою из лука».

Однако не следует думать, что у героев вовсе нет выбора. Смысл Судьбы в том, что ею намечены два пути, по одному из которых может пойти человек. Но, избрав свой путь, ты должен пройти его до самого конца, и даже боги бессильны изменить предначертание Рока. У Ахиллеса было две возможности: счастливо и долго прожить безвестным или пасть под стенами Трои, обретя бессмертие в веках. Душа Тиресия предостерегает Одиссея, чтобы тот не вздумал поднять руку на священных быков бога Гелиоса, иначе все его спутники погибнут, и сам он лишь после многочисленных испытаний сможет вернуться домой.

Следует сказать, что реалии «Одиссеи» иные, чем в «Илиаде». Если «Илиада» — это рассказ о войне, то «Одиссея» — это повесть о долгом странствии героя к своему подлинному «Я», к своему родному дому и к мудрости. Чтобы вернуться, «хитроумному» Одиссею приходится преодолевать гнев Посейдона, сына которого он ослепил. Именно Одиссей придумал знаменитого троянского коня, ведь самое сильное оружие, которым мастерски владеет царь Итаки, — хитрость. Чтобы победить в войне, он использует хитрость, и потому Данте в своей «Божественной комедии» представил Одиссея и его друга Диомеда страдающими в одном из кругов ада. Возможно, долгие скитания Одиссея — это и есть его искупление; вместо хитрости царю Итаки следует обратиться к мудрости. И одновременно можно предположить, что путь Одиссея — это путь любого человека, у которого есть цель в этой жизни, цель, к которой он стремится, несмотря на все препятствия и соблазны.

№9. «Одиссея»: стиль, композиция.

«ОДИССЕЯ» — греческая эпическая поэма, вместе с «Илиадой» приписывавшаяся Гомеру. Будучи законченной позже «Илиады», «Одиссея» примыкает к более раннему эпосу, не составляя однако непосредственного продолжения «Илиады».

Тема «Одиссеи» — странствия хитроумного Одиссея, царя Итаки, возвращавшегося из троянского похода; в отдельных упоминаниях проходят эпизоды саги, время которых приурочивалось к периоду между действием «Илиады» и действием «Одиссеи».

КОМПОЗИЦИЯ «Одиссеи» построена на весьма архаическом материале. Сюжет о муже, возвращающемся после долгих странствий неузнанным на родину и попадающем на свадьбу жены, принадлежит к числу широко распространенных фольклорных сюжетов, равно как и сюжет «сына, отправляющегося на поиски отца». Почти все эпизоды странствий Одиссея имеют многочисленные сказочные параллели. Самая форма рассказа в первом лице, примененная для повествований о странствиях Одиссея, является традиционной в этом жанре и известна из египетской лит-ры начала 2-го тысячелетия.

Техника повествования в «Одиссея» в общем близка к «Илиаде», но младший эпос отличается бо́льшим искусством в объединении разнообразного материала. Отдельные эпизоды имеют менее изолированный х�рактер и складываются в целостные группы. По композиции «Одиссея» сложнее «Илиады». Сюжет «Илиады» подан в линейной последовательности, в «Одиссее» эта последовательность сдвинута: повествование начинается со средины действия, а о предшествующих событиях слушатель узнает лишь позже, из рассказа самого Одиссея о его странствиях, т. е. одним из художественных средств является ретроспекция.

«Песенная» теория, объяснявшая возникновение больших поэм механическим «сшиванием» отдельных «песен», редко применялась поэтому к «Одиссее»; гораздо большим распространением пользуется у исследователей гипотеза Кирхгофа, что «Одиссея» является переработкой нескольких «малых эпосов» («Телемахия», «странствия», «возвращение Одиссея» и т. п.).

Недостатком этого построения является то, что оно разрывает на части сюжет «возвращения мужа», целостность которого засвидетельствована параллельными рассказами в фольклоре других народов, имеющими более примитивную форму, нежели «Одиссея»; теоретически весьма правдоподобная гипотеза одной или нескольких «праодиссей», т. е. поэм, к-рые содержали в себе сюжет полностью и легли в основу канонической «Одиссеи», наталкивается на большие трудности при попытках восстановить ход действия какой-либо «праодиссеи».

Поэма открывается, после обычного обращения к Музе, краткой характеристикой ситуации: все участники троянского похода, избегшие гибели, благополучно вернулись уже домой, один Одиссей томится в разлуке с домашними, насильно удерживаемый нимфой Калипсо. Дальнейшие подробности вложены в уста богов, обсуждающих вопрос об Одиссее на своем совете: Одиссей находится на далеком острове Огигии, и прельстительница Калипсо желает его оставить при себе, надеясь, что он забудет о родной Итаке.

Боги не подают ему помощи из-за того, что на него разгневан Посейдон, сын которого, киклоп Полифем, был в свое время ослеплен Одиссеем. Покровительствующая Одиссею Афина предлагает послать к Калипсо вестника богов Гермеса с приказом отпустить Одиссея, а сама отправляется на Итаку, к сыну Одиссея Телемаху. На Итаке в это время женихи, сватающиеся к Пенелопе, ежедневно пируют в доме Одиссея и расточают его богатства. Афина побуждает Телемаха отправиться к вернувшимся из-под Трои Нестору и Менелаю разузнать об отце и подготовиться к отмщению женихам (кн. 1).

Вторая книга дает картину народного собрания итакийцев. Телемах приносит жалобу на женихов, но народ бессилен против знатной молодежи, которая требует, чтобы Пенелопа остановила на ком-либо свой выбор. Попутно встает образ «разумной» Пенелопы, при помощи хитростей затягивающей согласие на брак. С помощью Афины Телемах снаряжает корабль и тайно уезжает из Итаки в Пилос к Нестору (кн. 2). Нестор сообщает Телемаху о возвращении ахейцев из-под Трои и о гибели Агамемнона, Спасшись, благодаря чудесному вмешательству богини Левкофеи, от бури, поднятой Посейдоном, Одиссей выплывает на берег о. Схерии, где живет счастливый народ — феаки, мореплаватели, обладающие сказочными кораблями, быстрыми, «как легкие крылья иль мысли», не нуждающимися в руле и понимающими мысли своих корабельщиков. Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей, дочерью феакийского царя Алминоя, пришедшей к морю стирать белье и играть в мяч с прислужницами, составляет содержание богатой идиллическими моментами 6-й книги. Алкиной, со своей женой Аретой, принимает странника в роскошном дворце (кн. 7) и устраивает в его честь

игры и пир, где слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея и вызывает этим слезы на глазах гостя (кн. 8). Картина счастливой жизни феаков очень любопытна. Есть основания думать, что по исконному смыслу мифа феаки — корабельщики смерти, перевозчики в царство мертвых, но этот мифологический смысл в «Одиссее» уже забыт, и корабельщики смерти заменены сказочным «веслолюбивым» народом мореплавателей, ведущих мирный и пышный образ жизни, в котором, наряду с чертами быта торговых городов Ионии VIII — VII вв., можно усмотреть и воспоминания об эпохе могущества Крита.

Наконец, Одиссей открывает феакам свое имя и рассказывает о своих злосчастных приключениях по дороге из Трои. Рассказ Одиссея занимает 9 — 12-ю книги поэмы и содержит целый ряд фольклорных сюжетов, нередко встречающихся и в сказках Нового времени. Форма рассказа в первом лице также является традиционной для повествований о сказочных приключениях мореплавателей и известна нам из египетских памятников II тысячелетия до н. э. (так наз. «рассказ потерпевшего кораблекрушение»).

Первое приключение еще вполне реалистично: Одиссей со своими спутниками грабит город киконов (во Фракии), но затем буря в течение многих дней носит его корабли по волнам, и он попадает в отдаленные, чудесные страны. Сначала это — страна мирных лотофагов, «пожирателей лотоса», чудесного сладкого цветка; вкусив его, человек забывает о родине и навсегда остается собирателем лотоса.

Потом Одиссей попадает в землю киклопов (циклопов), одноглазых чудовищ, где великан-людоед Полифем пожирает в своей пещере нескольких спутников Одиссея. Одиссей спасается тем, что опаивает и ослепляет Полифема, а затем выходит из пещеры, вместе с прочими товарищами, повиснув под брюхом длинношерстых овец. Мести со стороны других киклопов Одиссей избегает, предусмотрительно назвав себя «Никто»: киклопы спрашивают Полифема, кто его обидел, но, получив ответ — «никто», отказываются от вмешательства; однако ослепление Полифема становится источником многочисленных злоключений Одиссея, так как отныне его преследует гнев Посидона, отца Полифема (кн. 9).

Для фольклора мореплавателей характерно сказание о живущем на плавучем острове боге ветров Эоле. Эол дружелюбно вручил Одиссею мех с завязанными в нем неблагоприятными ветрами, но уже недалеко от родных берегов спутники Одиссея развязали мех, и буря снова отбросила их в море. Затем они опять оказываются в стране великанов-людоедов, лестригонов, где «сближаются пути дня и ночи» (до греков доходили, очевидно, отдаленные слухи о коротких ночах северного лета); лестригоны уничтожили все корабли Одиссея, кроме одного, который затем пристал к острову волшебницы Кирки (Цирцеи).

Кирка, как типичная фольклорная ведьма, живет в темном лесу, в доме, из которого над лесом подымается дым; она превращает спутников Одиссея в свиней, но Одиссей с помощью чудесного растения, указанного ему Гермесом, преодолевает чары и в течение года наслаждается любовью Кирки (кн. 10). Затем, по указанию Кирки, он направляется в царство мертвых, для того чтобы вопросить душу знаменитого фиванского прорицателя Тиресия.

В контексте «Одиссеи» необходимость посещения царства мертвых совершенно не мотивирована, но этот элемент сказания содержит, невидимому, в обнаженной форме основной мифологический смысл всего сюжета о «странствиях» мужа и его возвращении (смерть и воскресение; ср. стр. 19). на Итаке и путешествие Телемаха, а с 5-й книги внимание концентрируется почти исключительно вокруг Одиссея: мотив неузнаваемости возвращающегося мужа использован, как мы видели, в той же функции, что и отсутствие героя в «Илиаде», а между тем слушатель не теряет Одиссея из виду, — и это также свидетельствует о совершенствовании искусства эпического повествования.

№10. «Одиссея»: система персонажей.

Одиссей

Псевдонимы Одиссея: (Никто; сын критянина Кастора, которому Афина придала вид старика; критянин Эфон, сын Девкалиона и брат Идоменея)

Спутники Одиссея:

1. Антиф, съеден Полифемом

2. Элпенор, заснул пьяным на крыше дворца Кирки, упал и разбился

3. Перимед

4. Тримед

5. Эврилох, родственник Одиссея, погиб вместе с кораблем во время бури, насланной Зевсом по просьбе Гелиоса

Обитатели островов на пути следования Одиссея:

1. Алкиной, царь феаков

2. Антифат, царь лестригонов

3. Арета, царица феаков

4. Демодок, слепой аэд в доме Алкиноя

5. Калипсо

6. Навсикая, дочь Алкиноя

7. Полифем, циклоп

8. Кирка

Тени умерших, с которыми общается Одиссей в Аиде: Агамемнон; Антиклея, мать Одиссея; Антиопа, мать Зета и Амфиона; Эпикаста, мать и жена Эдипа; большое количество других прославленных женщин.

- Ахилл

- Аякс Теламонид

- Геракл

- Элпенор, спутник Одиссея

- Патрокл

- Тиресий

Жители Итаки: Ир, нищий; Лаэрт; Ментор; Эвмей, свинопас.

Домочадцы Одиссея: Аргус, пес Одиссея; Евринома, ключница; Меланфий, раб, козий пастух; Меланфо, рабыня, любовница Евримаха, жениха; Пенелопа, жена Одиссея; Телемах, сын Одиссея и Пенелопы; Филойтий, коровник; Эвриклея

Женихи Пенелопы: (всего 116 человек, но по имени в поэме названы далеко не все) Антиной, Евримах, Еврином, сын Антифа; Леод, предсказатель; Ктесипп. Также: Медонт, вестник; Фемий, кифаред

Боги: Афина

Люди, чей образ принимает Афина: Ментор; Мент, сын Анхиала, царь тафосцев; Ифтима, сестра Пенелопы, посещающая её в виде призрака; дочь морехода Диманта, подруга Навсикаи; девушка, несущая воду, в городе феаков; вестник царя феаков Алкиноя; пастух на Итаке).

- Гелиос

- Гермес

- Зевс

- Ино, дочь Кадма, морская богиня

- Посейдон

- Эол

Обитатели островов на пути следования Телемаха: Елена, Менелай, Нестор, Писистрат — сын Нестора; Феоклимен, прорицатель.

В «Одиссее» герои живут в мирной обстановке. В поэме описываются их повседневные занятия и заботы.

Образ Одиссея. Центральный персонаж Одиссей — настоящий герой, однако главные свои подвиги он совершает не на поле брани и не в военном совете, а среди волшебников, чудищ и врагов у себя на родине. Поэтому изворотливость и хитрость нужны ему не в меньшей степени, чем сила и отвага. Одиссея отличает прежде всего ловкость, умение найти выход из любой ситуации.

Образы олимпийских богов: Боги в «Одиссее» более величественны и умиротворенны.

Образ Пенелопы. Пенелопа — жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу. Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж.

№11. Древнегреческая лирическая поэзия VII - VI веков. Система жанров.

Термин «лирика» создался во времена александрийских филологов, заменив термин «мелика» (от melos — «песня»). Это виды песен, которые исполнялись под аккомпанемент струнного инструмента (семиструнной лиры, по мифу её изобрел Гермес).

В греческой поэзии жанры и их стили действительно были тесно связаны с определенными стихотворными размерами и с определенным музыкальным сопровождением. Возникая из культовой и обрядовой фольклорной песни, греческая лирика в течение долгого времени сохраняла тесную связь песенного содержания с традиционным ритмико-мелодическим типом песни и характером ее исполнения.

1. Элегия

2. Ямб

3. Мелика (лирика) – монодическая (исполнение отдельным певцом) и хоровая

Различия между ними:

Возникновение из разных типов фольклорной песни;

Литературное развитие в разных областях Греции + разная классовая обстановка;

По тематике, стилистическим и стиховым особенностям;

Сохранение диалекта той области, в которой он впервые литературно оформился (Ямб и Элегия – ионийский диалект, Мелика монодическая – эолийский; Мелика хоровая – дорийский).

Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой.

Элегия и ямб — важнейшие лирические жанры, созданные в Ионии. И тот и другой жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями.

ЭЛЕГИЯ

Элегия — лирическое стихотворение наставительного содержания, заключающее в себе побуждения и призывы к важному и серьезному действию, размышления, афоризмы и т. п.

Исполнение под авлОс (двойная флейта) – резкие звуки. Древнеионийская элегия не имеет обязательного скорбного характера: элегии пелись на пирах и народных сходках

Внешний признак - особый стиховой строй, регулярное чередование гексаметра (6 дактилических стоп) с пентаметром (тот же гекзаметр, но с усеченными 3 и 6 стопой – перед цензурой и в конце стиха) = строфа из двух стихов, элегический дистих (элегическое двустишие).

Самый близкий размер к эпосу. Истоки – похоронные приплакивания.

По тематике может быть: философская, любовная, политическая.

Элегический размер использовался для эпиграмм (надпись на надгробных плитах). Писчий материал – камень, глина, металл, дерево → главное требование к эпиграмме – краткость, меткость, язвительность.

Для древнегреческой элегической лирики, развившейся, согласно античной традиции, из обрядовой заплачки, причитания, характерно чередование гекзаметра и пентаметра, которое мы называем элегическим дистихом. Вот как он звучит на русском языке:

«Между дурными людьми никогда не ищи себе друга.

Гавань плохая они. Мимо свой путь направляй»

(Феогнид; пер. В. В. Вересаева).

В Древней Греции элегия не имела обязательного скорбного характера. Она могла содержать в себе просто размышление на самые разнообразные темы: мы знаем элегии военные, политические, любовные.

Но элегии VII–VI вв. до н. э. всегда имеют наставительный характер: в них заключен либо призыв к чему-то, либо протест против чего-то, либо они убеждают в чем-то лиц, к которым обращается поэт (к грекам ли вообще, к гражданам своего города или к лицам своего социального круга).

Как и все другие виды древнегреческой лирики VII–VI вв. до н. э., элегии большинства тогдашних поэтов сохранились в незначительных фрагментах. Более или менее связные отрывки дошли до нас от таких поэтов, как Тиртей (военная элегия), Мимнерм (любовная элегия), Солон (политическая элегия). Только творчество Феогнида (политическая элегия), в отличие от творчества других представителей древнегреческой элегии, представлено объемистым сборником.

ЯМБ

Ямб (народный) – насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Они исполнялись на земледельческих праздниках плодородия, для которых были характерны разгул, перебранка и сквернословие. + фольклорное средство обществен. порицания.

Крупнейшим представителем древнегреческой ямбической лирики был знаменитый поэт Архилох. Кроме него ямбические стихотворения писали Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский (VI в. до н. э.) и др.

Черты: сатирический и обличительный характер; персонально заостренная издевка.

Всё это осталось в ямбе литературном, НО:

1. он вышел за рамки фольклора;

2. ямб – «оружие» выражения личных чувств и настроений;

3. ямб – средство личной полемики по общественным и частным вопросам.

Исполняли под пастушечью свирель и под ударные.

РУГАТЕЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ

Внешний признак – особенный стих. размер – ямбами ( ͜͜ — ) или трохеями (хореями: — ͜͜ ).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта