Главная страница

античка ответы. 1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов


Скачать 137.12 Kb.
Название1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов
Анкорантичка ответы
Дата29.11.2021
Размер137.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаантичка ответы.docx
ТипДокументы
#285357
страница9 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Первым в словесный бой ввязывается Еврипид. Он укоряет Эсхила за тяжеловесность, выведения на сцену молчаливых героев. Себе в заслугу Еврипид ставит то, что он поэзию Эсхила «подсушил»; приблизил трагедию к жизни.

Однако главная тема спора – назначение поэзии, то есть драмы. В мировом плане взгляды драматургов на назначение поэзии, в сущности, близки.

Но если они исповедают общие цели, то методы воспитания граждан, ими предлагаемые, различны. Эсхил – сторонник возвышенного, героического. Его заслуга – прославление возвышенный идеалов, «воинский» подвиг, оружье, мужей. Что же касается Эврипида, то его герои по своим патологическим страстям и близости к среднему уровню не могут служить образцами для граждан. Величавости образов трагедии должны соответствовать возвышенные речи, возвышенная наружность действующих лиц, все то, от чего Эврипид сознательно отказался. Аристофан отнюдь не закрывает глаз на недостатки трагедий Эсхила, на их малую динамичность, на патетическую перегруженность стиля, но обыденность языка эврипидовских персонажей и софистические ухищрения их речей представляются ему недостойными трагедии.

В финале Дионис предлагает спорящим читать свои стихи, а потом бросить их на весы. Эсхил побеждает, и Дионис забирает его на землю.

Состязание трагических поэтов в «Лягушках», частично пародирующее софистические методы оценки литературных произведений, является для нас древнейшим памятником античной литературной критики. Разбирается стиль обоих соперников, их прологи, музыкально-лирическая сторона их драм.

«ЛИСИСТРАТА»

Лисистрата (411 г.) - комедия о женщине, которая смогла остановить войну между Спартой и Афинами хитроумным способом — с помощью женской «сексуальной забастовки». Во время создания комедии продолжалась Пелопонесская война.

Лисистрата (дословно «Разрушительница войны»), полная решимости остановить бессмысленную войну, собирает женщин со всей Греции на площади перед афинским Акрополем. Она предлагает им «пока мужчины не замирятся — не спать с ними, не даваться им, не касаться их!». С трудом и после долгих споров и препирательств женщины соглашаются. Они укрываются в Акрополе и не

допускают до себя никого. Все гражданское население делится на два лагеря: женщины и старики (все молодые мужчины на войне). Женщины переругиваются со стариками, между ними случаются потасовки, но женщины неумолимы. Через какое-то время, однако, некоторые женщины пытаются сбежать из Акрополя под самыми различными предлогами, но Лисистрата всех останавливает.

Мужчины решают примириться. Встречаются послы, и начинаются переговоры. На переговорах появляется Лисистрата. Мужчины восхищаются её умом и красотой. Они все соскучились по своим жёнам и быстро договариваются: отдают все захваченное в ходе войны друг другу. Мир заключен, счастливые мужья забирают своих жён и отправляются по домам. Аристофан обращается к тому, что объединяет всех воюющих мужчин: к их потребности в любви и сексе. Комедия содержит к себе ярый призыв к прекращению войны, миру.

№18. Древнегреческий философский диалог. Платон; «Пир».

5-4 вв до н.э. – период интенсивнейшего развития греческой философии, создания основных философских систем древности. В этот же период создается и специфическая форма художественного философского изложения — диалог: мыслитель излагает свои взгляды в форме спора какого-нибудь мудреца с противником или беседы его с учениками. Литературными предшественниками философского диалога являются такие виды фольклорной прозы, как «пиры» или «состязания» мудрецов, содержащие и самый спор и его повествовательное обрамление. Диалог как жанр философской прозы окончательно оформился лишь в школе Сократа. Ученики Сократа считали форму беседы, чередование вопросов и ответов, характерной особенностью метода своего учителя, отличавшей его от софистов. Они обычно составляли свои произведения в форме диалогов, главным действующим лицом которых являлся Сократ.

Платон (427-347) – основоположник античного идеализма. Происходя из родовитой аттической знати, он был в молодости учеником Сократа. Философское исследование связано у Платона с мистическими «прозрениями»; как «провидец» он вещает о загробной жизни души, об истинном мире вечных и неизменных «идей». Высшая «идея», «идея» блага, есть божество; назначение человека — уподобиться божеству, путь к этому — философское созерцание. Платон одновременно и мыслитель, и художник, и его произведения представляют, помимо философского, также и литературный интерес. Все они, кроме одной только «Защитительной речи Сократа», имеют форму диалога.

Как литературные произведения, диалоги Платона интересны искусством портретной характеристики. В дискуссии сталкиваются между собой не только мнения, но и их живые носители. Персонал диалогов многообразен: выступают философы, поэты, молодые люди из сократовского круга. Почти всегда это исторические лица, выведенные под их действительными именами; диалог обычно получает свое название по имени кого-либо из собеседников. Многие образы поданы сатирически, в особенности ненавистные Платону софисты.

Действующих лиц своих диалогов Платон индивидуализирует, не только указывая их позиции в философских вопросах, но и рисуя их поведение, манеру держаться; наконец, придавая каждому своеобразные стилистические черты, он имитирует и пародирует различные стили. Живой драматизм диалогов подчеркнут сценарием. наивысшим художественным достижением Платона является созданный им образ Сократа.

Античное собрание сочинений Платона было разбито на 9 сборников по 4 диалога в каждом. К числу наиболее известных диалогов относятся: «Протагор» — о возможности обучать добродетели, «Горгий» — о реторике и нравственности, «Пир» — о любви, «Федр» — в основном на ту же тему, «Федон» — о душе, «Государство» — о совершенном полисе (ср. стр. 166 — 167), «Феэтет» — о познании, «Парменид» — об идеях, «Софист» — о бытии и небытии, «Филеб» — о наслаждении, «Тимей» — о мироздании, «Законы» — о втором по совершенству полисе.

«Пир» — диалог Платона, посвященный проблеме любви. Написан в 385–380 гг до н.э. Название происходит из-за места, где происходил диалог, а именно на пиру у драматурга Агафона, где присутствовали комедиограф Аристофан, философ Сократ, политик Алкивиад и другие (Федр, Павсаний, Эриксимах).

Рассказчик: Аполлодор из Фалера. Основная тематика, краткое содержание: мудрецы-философы собрались на пиру у некого Агафона, и, будучи трезвыми (!), а еще и мудрыми, говорят друг другу речи на тему любви, главный же предмет их рассуждений - бог любви Эрот.

Содержание: 1) Аполлодор и его друг, 2) Речь Федра: древнейшее происхождение Эрота, 3) Речь Павсания: два Эрота («небесный» и «пошлый»), 4) Речь Эриксимаха: Эрот разлит по всей природе (главная идея – двойственность природы Эрота), 5) Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности (любовь – жажда целостности и стремление к ней), 6) Речь Агафона: совершенство Эрота (Эрот – самый красивый из богов, рассудительный), 7) Речь Сократа: Цель Эрота – овладение благом (Эрот – великий гений, нечто среднее между смертным и бессмертным), 8) Речь Алкивиада: панегирик Сократу, 9) Заключительная сцена.

Интресно, что на протяжении всего произведения можно было заметить множество мелких детальных характерстик Сократа, вот некоторые из них:

а) Аполлодр встретил Сократа «умытого и в сандалиях, что с ним редко случалось»

б) Сократ: «моя мудрость какая-то ненадужная, плохонькая, она похожа на сон»

в) Эриксимах говорит, что С. «способен и пить, и не пить» - он не пьянеет

г) Сократ: «не смыслю ни в чем, кроме любви»

д) Алкивиад: «с первого взгляда кажется, что Сократ любит красивых, всегда норовит побыть с ними, восхищается ими», но «на самом деле ему совершенно неважно, красив ли человек или нет, богат ли и обладает ли каким-нибудь другим преимуществом, которое превозносит толпа. (Оппозиция Сократ-толпа)». «Он всю свою жизнь морочит людям голову притворным самоуничижением». Он очень вынослив, в выносливости превосходит всех; «никто никогда не видел Сократа пьяным». В бою он отважен и смел, спас от смерти А., служил в тяжелой пехоте. «Речи его содержательны и божественны».

«Пир» поражает разнообразием жанров: литературный, риторический, художественный, философский. Речи участников «Пира» (в составе семи человек) чрезвычайно многонасыщенны. Сарказм, юмор, ирония, комическое и серьезное сквозят в застольных речах собеседников. В их речах находим лирику, вакхический пафос, драматизм, интимную исповедь и, наконец, философские рассуждения. Искуснейшие речи Сократа производили необыкновенное воздействие на слушателей. Застольные беседы о природе Эрота имеют цель - обосновать идею любви как предел ее становления. Философский пафос диалога «Пир» осознается нами после внимательного

прочтения его. Сквозь, через балаганные приемы диалог ведет нас к пониманию любви небесной, о которой нельзя говорить без пафоса. Любовь телесная, по мнению Платона, ущербна.

№19. Литература и культура эллинизма.

Битва при Херонее (338 г.), установившая в Греции македонское верховенство, и завоевание Персии Александром Македонским (334 — 330 гг.) открывают новую эпоху греческой истории, греческая культура приобретает уникальные черты. Образовался ряд новых государств, в которых власть принадлежала македонским завоевателям, опиравшимся на армию из македонских и греческих наемников. Государства эти, в которых происходило скрещение греческих и восточных элементов, принято называть эллинистическими, а весь период от Александра Македонского до установления римского владычества в Передней Азии и Египте — эпохой эллинизма. Европейская Греция переживает период экономического и политического упадка. Расцвет эллинистических государств был кратковременным. Типичной государственной формой является уже не полис, а военно-бюрократическая монархия.

Влиятельнейшие философские системы эпохи, материалистическая философия Эпикура (341 — 270) и эклектически колеблющееся между материализмом и идеализмом учение стоиков, обе — возникшие на рубеже IV и III вв., ярко отражают это наступившее изменение общественной установки.

Успехи морально-философской проповеди свидетельствуют о значительном ослаблении народной религии. Появляются все новые религии, некоторые из которых приобретают государственный характер. Велика роль религиозных культов. Рождение первых религиозных культов, связанных с монотеизмом. В восточных эллинистических монархиях религия служила опорой царской власти. Одной из важнейших характерных черт эллинистической религии является синкретизм, объединение греческих и восточных представлений. Он проявляется как в создании новых культов (таков, например, греко-египетский бог Серапис), так и в далеко идущем отожествлении греческих и восточных божеств. Тенденции к универсализму и индивидуальному обособлению как в философии, так и в религии.

Период расцвета эллинистической культуры, III в., был временем наивысшего подъема точного знания. В отличие от аттического периода, когда наука была неразрывно связана с философией, эллинистическая наука выступает самостоятельно. Наука начинает получать материальную поддержку от эллинистических властителей, и крупнейшим научным центром становится Александрия, столица греко-египетской монархии. Вся культура была фактически сосредоточена в Александрийском муссейоне. Уже при первых Птолемеях [Птолемей I Сотер (322 — 283), Птолемей II Филадельф (283 — 247)] был основан в Александрии «Музей» (т. е. «храм Муз»), нечто вроде дворца науки и литературы. Но самым замечательным учреждением при Музее была библиотека, в которой были собраны все сохранившиеся к тому времени памятники греческой литературы, притом по возможности в надежных списках. В библиотеке хранилось, согласно античным источникам, уже в III в. около полумиллиона свитков, причем наиболее значительные авторы имелись во многих экземплярах. Птолемей II Филадельф ввел должность библиотекаря, это было очень престижно (Калимах). А также закрепил использование пергамента вместо папироса.

Если рассматривать культуру и мировоззрение греческого общества эпохи эллинизма как целое, в них нельзя не заметить многочисленных симптомов упадка по сравнению с полисным периодом. Ослабление социальных чувств, раболепство перед монархами, сужение социальной и философской проблематики и рост безыдейности, распространение мистицизма — все это показатели того, что для греческого рабовладельческого общества наступил период распада. С другой стороны, необходимо суммировать и те стороны эллинизма, которые представляют собой прогресс по отношению к прошлому. Это — гуманизация семьи и быта, 'более свободное положение женщины, обогащение мира личных чувств и рост индивидуального самосознания, успехи эмпирических наук, уничтожившие ряд превратных представлений о действительности. С положительными сторонами полисной культуры исчезали и многие ее примитивные черты, отчасти унаследованные еще от родового общества.

В литературе наступает разрыв между «низовыми» жанрами, рассчитанными на массового читателя, и литературой образованных верхов, предназначенной для сравнительно узкого круга ценителей. При этом как «низовая», так и «высокая» литературы космополитичны, обращены ко всему эллинистическому миру. Нивелирование местных различий находит выражение в создании единого общегреческого языка («койнэ» — «общий язык»), в основу которого ложится аттический литературный язык с некоторой примесью ионизмов. Литература окончательно становится книжной, за исключением лишь некоторых «низовых» жанров полуфольклорного типа.

Политическая тематика, игравшая столь значительную роль в прежнее время, или совершенно устраняется или мельчает, вырождаясь в придворное прославление монархов. Это обеднение маскируется нередко пышностью, пафосом, стремлением к торжественной позе. От вопросов большого общественного захвата литература переходит к более узкой сфере, к семейным и бытовым темам, от социальных чувств к индивидуальным. Тенденция «реализма». По эллинистической литературе разлита атмосфера гуманного отношения к людям и мягкой чувствительности, но переживания не отличаются ни глубиной, ни разнообразием. Возникает «ученая» поэзия, основанная на изучении малоизвестных древних памятников, доступная лишь немногим образованным читателям, — яркий показатель отрыва литературы от народа. На первый план выходят малые формы: малый эпос (эпиллий), элегия, эпиграмма, идиллия.

Главными поэтами того времени были Каллимах, Аполлоний и Феокрит.

Александрийская поэзия. Каллимах. Аполлоний.

Вредное влияние новых условий быта сильнее всего выказалось в поэзии, в которой изображение душевной жизни было затемнено, искажено изысканностью и претензиями на ученость. Отчужденная от жизни, она стала игрушкою, но не для детей, а для взрослых; она походила на детскую забаву отсутствием серьезной мысли, но редко умела походить на нее невинною веселостью. Желание удалиться мыслями от роскошной, скованной условными формами, действительной жизни повело к развитию буколической поэзии, изображавшей своими идиллиями простой, близкий к природе, невинный быт пастухов и земледельцев; любовь к поэзии этого рода составляет исключительную принадлежность таких периодов, когда жизнь образованного общества бывает слишком искусственна; прельщенные своими утонченными наслаждениями, люди временами ищут отдыха своему утомленному светскими удовольствиями воображению, и находят его в мыслях о простой жизни. Пластицизм прежней греческой поэзии заменяется в идиллиях александрийской эпохи длинными описаниями природы, бессознательная гениальность творчества – изысканным стремлением к оригинальности содержания и формы, аффектированною простотою.

КАЛЛИМАХ

Много писали в александрийскую эпоху и всяких других поэтических произведений, но вообще они не лучше драм того периода. Сильнее всего проявляются дурные стороны тогдашнего быта в лирической поэзии, страдающей претензиями на ученость, изысканностью формы, льстивым прославлением царей и их приближенных. Эти качества той эпохи стесняли свободу душевной жизни, источник лирического вдохновения, заглушали творчество, изображающее внутренней мир человека. Мы постоянно видим у тогдашних поэтов желание выказать перед образованною публикой свою ученость, свое уменье преодолевать технические трудности; увлекаясь этими стремлениями, они то становятся темны, непонятны, то впадают в пустую игру размером стихов и поэтическими формами, то облекают одеждою поэзии непригодные для неё темы. Вообще поэтические произведения писали тогда ученые, трудившиеся и над другими отделами литературы. Между лирическими поэтами александрийского периода первое место занимает Каллимах [ок. 310–240 г.], потомок знатного киренского рода, заведовавший при Птолемее Эвергете александрийскою библиотекой и музеем. Он писал очень много: говорят, что число книг, написанных им, простиралось до 880; из них дошло до нас пять или шесть гимнов, около 60 эпиграмм и несколько мелких отрывков; все остальное погибло; погибли, например, его элегии, в которых он, как мы видим из подражаний Катулла и других римских поэтов, рассказывал страдания и радости своей жизни; погибли его написанные элегическим размером объяснения мифов (Αϊτια), открытые ему, как он говорит, в сновидении; это было нечто вроде мифической антологии, или энциклопедии греческих древностей и народных сказаний; особенно подробно передавались тут легенды о происхождении городов, богослужебных обрядов и священных игр; погибли и его ученые книги об александрийской библиотеке, ставшие основанием истории греческой литературы. «Гимны Каллимаха», говорит Бернгарди, «были священные песни, написанные для богослужения новых эллинистических культов в Египте; составленные мифологом по ремеслу, они сухи, бедны поэтическими мыслями, бедны религиозным чувством, переполнены риторическими прикрасами и книжной ученостью; лишь изредка попадаются в них картинные места, гораздо больше в них напыщенности; они имеют лишь техническое достоинство, состоящее в том, что в них попадаются удачные, смелые, или новые выражения и что повествовательные эпизоды рассказаны ловко». Религиозное назначение гимнов должно было бы заставлять автора возвышаться над мелкими житейскими расчетами; но он ловит всякий случай восхвалять династию Птолемеев и внушать народу священную обязанность повиновения власти, установленной богами. Сила у него равнозначительна праву; царь соединен теснейшим союзом с богами. Желание заслужить милость двора, приобрести почести и богатство проглядывает даже и в молитвах Каллимаха.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта