Главная страница

античка ответы. 1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов


Скачать 137.12 Kb.
Название1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов
Анкорантичка ответы
Дата29.11.2021
Размер137.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаантичка ответы.docx
ТипДокументы
#285357
страница12 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Мифологические персонажи «сосуществуют» в поэме с реальными историческими лицами: во время посещения подземного мира Эней наблюдает тени многих деятелей римской истории. Герои зависят от воли богов. Последние, как и в гомеровских поэмах, нередко совещаются друг с другом, решают человеческие судьбы, вмешиваются в поступки людей. Немалую роль играют предсказания, вещие сны, призраки умерших и т. д.

Герои "Энеиды" выполняют предписания судьбы: одних она приводит к победам, других губит. Эней вынужден во имя долга, исполняя веления рока, отказаться от своей любви к Дидоне и покинуть Карфаген. Необходимость подчиняться року вносит в образ Энея черты отрешенности и грусти. Трагическое мировосприятие отличает "Энеиду" от светлых жизнерадостных поэм Гомера с их стихийным реализмом. Но гуманизм поэм Гомера характерен и для эпоса Вергилия. Римский поэт, преклоняясь перед законами рока, в то же время с сочувствием, теплотой и тонким пониманием раскрывает внутренний мир героев.

У Вергилия одна божественная сила- рок. Он хочет везде изобразить нечто чудесное или необычное.

Троянская война и способы ее описания в поэме Вергилия.

Песнь II посвящена рассказам Энея на пиру у Дидоны о гибели Трои. Эней подробно повествует о коварстве греков, которые не могли в течение 10 лет взять Трою и в конце концов прибегли к небывалой хитрости с деревянным конем. Троя была сожжена греческими воинами, вышедшими ночью из нутра деревянного коня (1 -199). Песнь изобилует множеством драматических эпизодов. Лаокоон, жрец Нептуна в Трое, возражавший

против допущения деревянного коня в город и сам бросивший в него копье, погиб вместе со своими двумя сыновьями от укуса двух змей, вышедших из моря (199-233). Недавно погибший Гектор является во сне Энею и просит его сопротивляться врагам. И только когда уже горел царский дворец и Пирр, сын Ахилла, зверски умертвил беззащитного старца Приама, царя Трои, около жертвенника во дворце, Эней прекращает борьбу, да и то после увещевания Венеры и после специального чудесного знамения. Вместе со своими пенатами и спутниками, вместе с женой Креусой и сыном Асканием (Креуса тут же исчезает), неся на своей спине престарелого отца Анхиса, Эней наконец выбирается из горящего города и прячется на соседней горе Иде.

2-я книга посвящена падению Трои. Тема эта не раз трактовалась в греческой поэзии, но Вергилию надлежало осветить традиционное сказание с точки зрения троянца и рассказать о событиях, как о переживаниях одного лица- Энея, которому предание не приписывало к тому же видного участия в событиях. Рассказ должен потрясти страшными и трогательными сценами «страданий Трои», снять с греков их ореол победителей и оправдать личное поведение героя поэмы. Книга начинается с повествования о деревянном коне: троянцы не побеждены в открытом бою, они гнусно обмануты. В действиях и речах грека Синона, оставленного при коне, воплощено искусство утонченной лжи, коварства и клятвопреступления. К неслыханному вероломству людей присоединяется жестокосердие богов: жрец Лаокоонт и его два сына были удавлены огромными морскими змеями, посланными Афиной. После этой божьей кары у троянцев не может оставаться сомнений: с праздничным ликованием вводят они в город рокового коня, а ночью греки уже вступают в Трою. Эпизод ночного боя окутан атмосферой трагического пафоса. Эней собирает вокруг себя маленький отряд.

Но отряд уничтожен. Вот уже погиб престарелый царь Приам в бессильной борьбе со свирепым сыном Ахилла. Повторные указания богов принуждают, наконец, Энея покинуть гибнущий город. Он выносит на плечах своего отца Анхиса, который держит пенатов Трои; к Энею присоединяются многочисленные спутники.

Вмешательство богов, демонов и умерших в жизнь живых людей не только наполняет собой всю "Энеиду", но почти всегда отличается чрезвычайно драматическим, насильственным характером. Кроме того, все эти явления богов, предсказания и знамения почти всегда имеют в "Энеиде" не какой-нибудь узкобытовой или хотя бы простой военный характер, но они всегда историчны в смысле содействия основной цели всей "Энеиды" - изобразить грядущее могущество Рима. Вступающие в сражение боги во время пожара Трои ведут себя буйно. Среди огня, дыма, среди хаоса камней и разрушения домов Нептун потрясает стены города и весь город в самом его основании. Юнона, опоясавшись мечом и занимая Скейские ворота, яростно кричит, призывая греков. Афина Паллада, озаренная нимбом и устрашая всех своей Горгоной, восседает на крепостных стенах Трои. Сам Юпитер возбуждает войска (II, 608-618). Во время пожара Трои Энею является во сне призрак незадолго до этого убитого Ахиллом Гектора. Гектор после надругательства над ним Ахилла не только печален, он черен от пыли, окровавлен, его опухшие ноги опутаны ремнями, борода его в грязи, а волосы склеились от крови, на нем зияют раны. С глубоким стенанием он велит Энею выходить из Трои, поручая ему святыни Трои (И, 270-297).

Гомеровская традиция и ее воплощение в поэме Вергилия «Энеида».

Важную роль во всем творчестве Вергилия сыграла встреча с Августом и Меценатом. Он поэт, который выполняет заказы тех, кто интересуется его творчеством. Вергилий внутренне заранее начал готовить себя к «Энеиде». Он сомневался в своих стихах, он много правил, но прекрасно понимал, что ему не превзойти Гомера.

Он сюжетно сохраняет Гомеровскую структуру. Осталось найти только материал. В качестве него он берет мифы об Энее. Он объединяет под одной обложкой «Иллиаду» и «Одиссею», только меняет их местами.

Фабульно (фактически) Вергилий идет за Гомером, и этим сходство ограничивается. Во всем остальном- все по-другому. Ситуация с бурей ярко это показывает. У Вергилия Эней боится, а у Гомера Одиссей храбр и ничего не боится.

Дедона поступает с Энеем также, как Алкиной с Одисеем. В рассказе Энея нет тех моментов, о которых говорит Одиссей. В его рассказе самое главное-это гибель Трои.

У Гомера-непосредственная передача сюжета, у Вергилия важно, что говорят окружающие и что чувствует Дедона.

Во времена Гомера нет государства, а в «Энеиде» Эней переживает и отвечает за свое государство римское.

В эпизоде, когда Одиссей спускается в царство мертвых-это архаическое начало, языческое. У Вергилия- другой вход в потусторонний мир, Севилла предваряет эпизод спускания в царство мертвых. Она вручает Энею ветвь, которая поможет ему войти. Пространство этого мира совсем другое: разделение пространства для тех, кто недостойно прожил свою жизнь и для тех, кто достоин разделить с другими надежду на возвращение.

Вергилий связан с идеей, предваряющей христианство (как раз эта пальмовая ветвь об этом свидетельствует)

Каждый поединок несет в себе нравственный оттенок. Тут появляются моменты, которых не могло быть у Гомера.

Впервые появляется самоотречение (в момент гибели друга). Важно не убить кого-то, а отдать жизнь за того, кто дорог.

Эней понимает, что ему не избежать столкновения с Турном (также как Гектор с Ахиллом), но Эней не хочет убивать Турна, он хочет победить.

У Энея погибает друг Палант (его убивает Турн). Кода Эней дерется с Турном, он видит доспехи Паланта и тогда его убивает. Но здесь нет ни капли торжества.

В поэму Гомера включен знаменитый "каталог кораблей", в котором перечисляются прибывшие под Трою греческие герои; так же поступает и Вергилий, рассказывая о многочисленных отрядах италийских племен, готовых к сражению (7-я кн.).

Во время Гомера нет давления, потому что нет государства, нет аппарата давления. У Вергилия все по-другому. Он описывает щит Энея, он сумел внести в инкрустацию щита победу Августина. Римляне воспринимали текст Вергилия как идеал.

Мотив Славы, Власти, Величия Рима в поэме Вергилия «Энеида».

Мотив Величия Рима ярко прослеживается в поэме Вергилия «Энеида». Исторической основой появления «Энеиды» был грандиозный рост Римской республики и в дальнейшем Римской империи. Но одних исторических фактов в подобных случаях бывает мало. Тут всегда на помощь приходит мифология, роль которой в том и заключается, чтобы обычную историю превращать в чудо. Таким мифологическим обоснованием всей римской истории явилась та концепция, которую использовал Вергилий в своей поэме. Он не был ее изобретателем, а только некоторого рода реформатором, а главное, ее талантливейшим выразителем.

Получалось так, что Римское государство основано представителями одного из самых почтенных народов древности, а именно троянцами, то есть фригийцами; при этом Август, как усыновленный Юлием Цезарем, восходил к Иулу, сыну Энея. А уж относительно Энея весь античный мир никогда не сомневался, что он был сыном Анхиса и самой Венеры. Так Рим обосновывал свое могущество. И мифология здесь пришлась как нельзя кстати, поскольку впечатление от грандиозной мировой империи подавляло умы и не хотело мириться с низким и, так сказать, "провинциальным" происхождением Рима.

Отсюда вытекает и весь идейный смысл "Энеиды". Вергилий хотел в самой торжественной форме прославить империю Августа; и Август действительно выходит у него наследником древних римских царей и имеет своей прародительницей Венеру.

По мысли Вергилия, Август является только самым ярким представителем и выразителем всего римского народа.

По Вергилию, Римская империя возникла в результате непреложных законов истории. Всю эту непреложность он выразил при помощи вторжения мифических сил в историю, поскольку обосновать эту непреложность каким-нибудь другим путем античный мир был вообще не в состоянии.

В полном соответствии с идеологической политикой Августа Вергилий прославляет власть, идеализируя римско-италийскую древность-ее нравы и верования. Этим обусловлен и выбор темы и характер ее трактовки. Отказавшись от эпоса современности, Вергилий дал поэму о прошлом и притом мифологическую поэму. Поэмы Гомера можно назвать «энциклопедией древности». К «Энеиде», несмотря на ее историзм такое определение не подходит. Отбор и освещение материала продиктованы стремлением создать

идеализированное изображение, каждая деталь которого находилась бы в тесной связи с актуально-политическими задачами в области религии и морали.

О прославлении говорит и стиль Вергилия. Возвышенный тон, он старательно избегает всего того, что могло бы показаться низменным.

Своеобразие образной системы в поэме Вергилия «Энеида». Образы Энея, Дидоны, Турна и т.д.

Дидона, одна из главных героинь "Энеиды", при всей своей противоположности Энею опять повторяет религиозную концепцию Вергилия. Это женщина властная и сильная, чувствующая свой долг перед покойным мужем; она ослеплена героической судьбой Энея и испытывает глубокую любовь к нему, так что уже по этому одному раздирается внутренним и притом жесточайшим конфликтом. Такого внутреннего конфликта античная литература не знала до Еврипида и Аполлония Родосского. Но Вергилий еще больше углубил и обострил этот конфликт. Любовь для Дедоны, как безумие, она не знает, что с собой делать. Когда Эней покидает Дидону, она, полная любви к нему и в то же время проклиная его, бросается в огонь и тут же пронзает себя мечом. Вергилий сочувствует переживаниям Дидоны, но как бы хочет сказать, что вот-де к чему приводит непокорность богам.

Турн - еще одно подтверждение религиозно-психологической концепции Вергилия( она заключается в том, что всем правит рок). Как вождь и воин и даже как оратор он отличается неугомонным характером. Ему назначено роком уничтожить пришедших в Италию троянцев. Он любит Лавинию и из-за нее вступает в войну. Следовательно, его личные чувства совпадают с предназначением рока. Он вызывает к себе неизменную симпатию. Но вот мы читаем о нежелании Турна бороться с троянцами и о воздействии на него фурии Аллекто (VII, 419-470). Эта фурия является к Турну в виде старой пророчицы, но скоро обнаруживает свое подлинное лицо. С грозной речью она бросает в Турна факел и пронзает ему грудь светочем, который дышит черным пламенем. Тот охвачен безмерным ужасом, обливается потом, мечется на своей постели, ищет меч и начинает гореть бешенством войны. Даже герои, преданные божествам и року, все равно испытывают с их стороны насилие.

Природная душевная мягкость заставила Вергилия найти симпатичные черты и у другого врага троянцев - старика Латина. Мягкое и человеколюбивое отношение у Вергилия одновременно к обеим борющимся сторонам. Он с большой скорбью рисует смерть Приама от руки мальчишки Пирра. Положительные и отрицательные герои (Мезенций, Синон, Дранк) представлены и с греческой, и с итальянской стороны, и все творят волю рока.

В безупречном виде изображаются Аполлон, Меркурий, Марс и Нептун. Высшие божества у Вергилия изображены более или менее возвышенно, в нарушение традиционного политеизма. Кроме того, они (в противоположность Гомеру) весьма дисциплинированны и отнюдь не действуют на свой риск и страх. Всем управляет Юпитер, и все боги разделены, так сказать, на некоторого рода сословия. У каждого своя функция и своя специальность. Им свойственна чисто римская субординация, и, например, Нептун, бог моря, негодует на то, что не он, а какое-то мелкое божество Эол должен усмирять ветры.

Идеализация древности сказывается и в методе характеристики действующих лиц поэмы. Вергилий исходит из идеала римской «доблести», как она рисовалась идеологам становящейся империи. Идеал этот, приближающийся к мудрецу, воплощен в образе главного героя; благочестие, рассудительность, милосердие, справедливость, храбрость – все эти качества налицо у Энея. Прочие персонажи индивидуализированы по преимуществу тем, что у них нет какой-либо из черт, необходимых для совершенства.

Резко отрицательных образов почти нет ( к этой категории можно отнести только совершенно эпизодические фигуры мастеров слова – Синона и Дранка).

«Энеида»-поэма идеальных героев.

У Энея гораздо менее активное отношение к жизни, чем, например, у гомеровских персонажей. Его ведет рок, и все сколько-нибудь значительное, что он предпринимает, совершается по повелению богов, а не по его личному побуждению.

25. Ранняя лирика Овидия. Любовные элегии и ранние поэмы Овидия.

Овидий. Ранняя лирика.

Публий Овидий Назон родился в 43 г. до н.э. в городе Сульмоне. Из зажиточного рода. Отец надеялся сделать его гос. чиновником. Овидий пытался, но оказался негоден для таких должностей.

Рано почувствовал в себе призвание поэта. Вошел в круг виднейших поэтов Рима того времени – Тибулла, Проперция, Горация. Посещал риторические школы в Риме, что приучило его к риторически-декламационному стилю.

Обеспечен. Свободен от гос. службы. Талант стихотворца. Легкомысленные образы. Вступил в противоречие с политикой Августа, мечтавшего возродить дервние римские добродетели. Август отсылает его из Рима. Без детей и слуг.

Сложности в новой обстановке. Сильно переживал. Непривычно. Нелюдимо. В письмах к Августу, унижаясь, просит о помиловании. Просьбы не удовлетворены. Автор умер в ссылке вдали от Родины. Пробыл там примерно 10 лет.

Первый период тв-ва, посвящен исключительно любовной элегии:

В основном, легкомысленная и безыдейная тематика.

«Песни любви» элегии в трех книгах, «Героини» состоят из 15(21) посланий мифологических героинь к своим возлюбленным и обратно,

• "Медикаменты для женского лица" (до нас дошло только начало в 50 двустиший с пропусками) - в произведении доказывается необходимость для женщины следить за косметикой лица на том основании, что внутренние свойства души устойчивы, а физическая красота неустойчива и нуждается в поддержке. Даются разные рецепты сохранения белизны лица, устранения на нем пятен и т. д.

• "Наука любви" - представляет собой стихотворный трактат по образцу многочисленных руководств эллинистического времени, посвященных игре в кости или в мяч, плаванию, приему гостей, кулинарному искусству и т. д. Первые две книги дают советы мужчинам, как привлечь женщину, третья книга - женщинам о привлечении мужчин.

• "Средства от любви"

�Произведения предполагают весьма сомнительную нравственность тех, кому адресованы эти советы. Автор обнаруживает большое знание жизни. Он разоблачает растущее нравственное падение римского общества, отсутствие в нем твердых устоев. Анализ произведений открывает склонность поэта к изображению картин природы и к использованию мифологических материалов, обнаруживает высокую технику стиха, доходящего до большой легкости.

Поздняя лирика Овидия: ее основные мотивы и образы.

Поздняя лирика Овидия.

Талант автора угасает в ссылке. Произведения периода:

"Скорбные песни" состоит из пяти книг элегических двустиший. В книгах он описывает прощальную ночь в Риме, обращается к друзьям, жене, сетует на судьбу. Вторая книга – жалобное моление к Августу о помиловании. Автобиография: узнаем о его отце, трех браках, склонности к поэтическому творчеству.

«Письма с Понта» представляющие собой элегии в четырех книгах. Однообразие тона, сетования на судьбу, просьбы о помиловании. Новостью является обращение к высокопоставленным друзьям с упоминанием их имен, чего раньше Овидий не делал, боясь навлечь гнев Августа со своих адресатов.

«Ибис», «Рыбная ловля», «Орешник» - либо незаконченные, либо малоинтересные, либо сомнительные в плане авторства.

Пушкин замечает, что в последних более истинного чувства, больше простодушия, более индивидуальности и менее холодного остроумия. Сколько яркости в описании чуждого климата и чужой земли, сколько живости в подробностях! и какая грусть о Риме, какие трогательные жалобы!.

26. Поэма «Метаморфозы». Проблематика. Философские воззрения.

Второй период тв-ва (прервые годы н.э. до ссылки поэта). Огромная роль любовной тематике. Пытается восхвалять растущую империю (Римскую).

Метаморфозы = превращения.

Около 250 превращений, вся античная мифология, по преимуществу в хронологическом порядке. Превращения человека в животных, растений, неодушевленные предметы и даже звезды.

Он то располагает сказания по циклам(аргосские, фиванские и пр.), то объединяет сюжетно близкие или контрастные повествования, то пользуется «рамочным методом», вводя одно предание внутрь другого как рассказ какого-нибудь из действующих лиц. Варьируются рассказы по величине, тону изложения, настроению, побробности.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта