Главная страница

античка ответы. 1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов


Скачать 137.12 Kb.
Название1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов
Анкорантичка ответы
Дата29.11.2021
Размер137.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаантичка ответы.docx
ТипДокументы
#285357
страница10 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

АПОЛЛОНИЙ

Поэзия александрийского времени не изображала действительной жизни, хотя походы Александра Великого и войны его преемников представляли богатый материал для эпоса; следуя духу своего времени, эпические поэты занимались давней стариной, умирающим миром мифов. Так, например, Аполлоний [род. ок. 290 г.], родившийся в Александрии, но долго живший на Родосе и потому называемый Родосским, избрал предметом своей эпопеи плавание аргонавтов; эта тема вполне удовлетворяла вкусу того времени, любившего старину и чудеса; прилежно собрав сокровища мифологическо‑антикварской учености, Аполлоний передал их образованной публике изящным языком. Его поэма «Аргонавтика» – подражание Гомеру, более отличающееся трудолюбием и ученостью, чем вкусом и талантом. Заботливо собрав материал и прилежно соединив отрывочные рассказы народных легенд в одно целое, расположенное по внимательно обдуманному плану, Аполлоний пересказывает легенды об Аргонавтах правильным языком в стройном спокойном порядке. Его стих безукоризненно верен школьным условиям правильности; он умеет наглядно передавать многочисленные приключения Аргонавтов, иногда оживляет рассказ удачными описаниями и сравнениями; но у него нет ни творческой фантазии, ни поэтического одушевления, он не увлекает читателя, не умеет и обрисовывать характеры. Он был учеником Каллимаха; но впоследствии они поссорились и писали друга, на друга желчные эпиграммы. В старости Аполлоний, как знаменитый поэт, получил выгодную и высокую должность управляющего александрийской библиотекой, в которой он был преемником великого ученого, Эратосфена.

Идиллии Феокрита.

Феокрит – наиболее значимая фигура. Неизвестно, где он родился (предположительно уроженец либо Сицилии, либо острова Кос). В 50-70-е годы 3 века жил в Александрии. Писал на дорийском диалекте (дорийцы охали). Писал эпос в малой форме. Все идиллии написаны гексаметром (в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров. В более распространенном понимании — стих из пяти дактилей или спондеев, и одного спондея или хорея в последней стопе. UUI-UUI-UUI-UUI-UUI-U.)

Феокрит – создатель жанра «идиллия». Понятие не равно современному значению. Идиллион = образок, картинка. Умел создавать проектированную реальность. Экфрасис – литературный прием; создание в повествовательном тексте рамки для вставного текста. Преимущество интоситуативности: можно одновременно отслеживать две реальности. В 11 идиллии рамка – обращение к другу – врачу, поэту. Художественность текста нарастает по мере повествования. Киклоп хочет сказать одно, а говорит одновременно другое.

Идиллии – эпические тексты, буколическая литература. Амебейное пение = диалогичное. Два принципа идиллий: 1) принцип диалогичности, 2) принцип текста в тексте. Персонаж сначала обрисовывается, затем ему дается право голоса, причем этот голос слоист.

Вся повествовательная литература вытекает из традиции Феокрита.

В идиллии есть locus amoenus (красивое место) – рамка для входа в придуманную реальность. Приметы: вода, тень, шелест листвы, птицы и/или пчелы (звук). Нимфа – постоянная обитательница этого места, сигнал к превращению.

Идиллия рассчитана на горожан, имитирует простое сельское счастье.

Человек в пейзаже задает точку зрения.

Пример дополнительной реальности – кубок Диониса (1 идиллия). Это одновременно и роман-воспитание, и роман о художнике, и любовный роман.

20. Римский театр. Творчество Плавта.

Римский театр, его отличие от греческого, организация представлений

В Риме, как и в Греции, драматические представления были связаны с культом. Они являлись одним из видов «игр», устраивавшихся во время различных празднеств. Наряду со сценическими играми, давались цирковые и гладиаторские. Регулярный характер имели ежегодные «государственные игры», число которых значительно возросло в конце III в. Почти все они включали в свой состав драматические представления.

После представления трагедий обычно давалась короткая «заключительная пьеса» - ателлана, или мим; архаическая традиция требовала, чтобы праздничный день получал веселое завершение.

На «римских» играх», «плебейских», «Аполлоновых», «Мегалезийских» (в честь Великой матери богов, в апреле) ставились трагедии и комедии; на играх Флоры давались мимические представления, допускавшиеся, впрочем, и на других играх.

Спектакли шли с раннего утра до вечера. К регулярным играм присоединялись, однако, и внеочередные, государственные или частные. Устраивались по любому поводу. Посещение игр было бесплатным и общедоступным (в Греции сначала тоже, потом за плату, но бедным давали деньги на просмотр. В Греции только 3 раза в год устраивались)

Гос игры находились в ведении магистратов. Римские сценические игры, по крайней мере во времена Плавта и Теренция, не имели характера поэтических состязаний, но отличивщаяся труппа получала от магистрата некоторую премию.

Лишь в 55 г. до н. э. Рим получил свой первый каменный театр, выстроенный известным полководцем Гнеем Помпеем. Римские театры строились по образцу греческих, но с некоторыми отклонениями. Места для зрителей возвышались рядами над орхестрой, составлявшей правильный полукруг; однако и орхестра являлась частью зрительного зала: она была отделена для сенаторов. То есть зрители разделялись по сословиям.

Как и в греческом театре эллинистического времени, актеры играли на высокой эстраде, но римская эстрада была ниже и шире греческой и соединялась боковыми лестницами с орхестрой. Во второй половине II в. в римском театре был введен по эллинистическому образцу занавес.

Театр по-прежнему оставался без крыши, но в I в. стали расстилать для защиты от солнца пурпурное полотно.

В римском театре установились свои традиции. Так, исполнение арий («кантиков») делилось между актером, ограничивавшимся пантомимой, и специальным «певцом», которому принадлежала вся вокальная часть под аккомпанемент флейт. Римские актеры первое время ограничивались гримом и только в конце II в. стали прибегать к маске греческого типа.

Женские роли трагедий и комедий исполнялись, как и у греков, мужчинами; актрисы выступали только в мимах.

Для римского гражданина актерское ремесло считалось «бесчестием»

21. Поэзия первой половины 1 века до н.э. Катулл

С конца II в. поэзия утратила то ведущее значение, которое она имела в литературном движении предшествующего периода. Аполитизм, обращенная к узкому кругу «ученость», уклон в сторону тематики частной жизни и личных чувств, культ формы, — все эти черты александрийского направления находят отныне в Риме восприимчивых ценителей. На латинском языке начинают появляться любовные эпиграммы и учено-мифологические поэмы, мимиамбы и идиллии, даже фигурные стихи. Период, когда субъективное «я» впервые становится поэтической темой.

Расцвет римского александринизма относится к 50-м гг. I в., когда сторонники этого направления вступают в литературу сплоченным кружком. Поэт и грамматик Валерий Катон, идейный глава школы, затем поэт и оратор, «аттикист» Кальв, Цинна, Катулл — наиболее видные участники новой группировки, в состав которой входило большое количество молодых поэтов, в значительной части своей уроженцев северной Италии. Неотерики (так их называли) выступили с литературной программой, повторяющей принципы Каллимаха.

Они отказались от больших форм, эпоса и драмы, и разрабатывали малые жанры — эпиллий, эпиграмму, элегию. Претендуя на «ученость», они выбирали вслед за александрийцами редкие мифы, малоизвестные варианты, насыщали свои произведения темными намеками, скрытыми цитатами и заимствованиями из других авторов. При выборе мифологических сюжетов неотерики отдавали предпочтение таким мифам, в трактовке которых можно было развернуть патетику и даже патологию любовной страсти. Огромное

значение придавалось как в легком, так и особенно в «ученом» стиле тщательной отделке формы. Неотерики обогатили римскую поэзию многими доселе неизвестными в ней стихотворными размерами.

При такой требовательности к «ученому» содержанию и к формальной отделке подготовка литературного произведения отнимала много времени.

Гай Валерий Катулл (родился в 80-х гг. I в., умер около 54 г.) у современников признавался самым талантливым представителем школы. Катулл был родом из Вероны. Та часть «цизальпинской Галлии», к которой принадлежала Верона, не входила еще в состав Италии и считалась «провинцией», но отец Катулла был состоятельный человек со связями в Риме, и сын получил доступ в знатное римское общество. Значительным событием его личной жизни была сопряженная с тяжелыми переживаниями любовь к женщине, которая фигурирует в его стихах под вымышленным именем «Лесбия». Согласно античному сообщению, под этим псевдонимом скрывается некая Клодия, и многочисленные детали позволяют отожествить героиню Катулла с одной из сестер трибуна-цезарьянца, по всей вероятности с той Клодией, которая известна из речей и писем Цицерона (стр. 337) и которую Цицерон характеризует как «всеобщую подружку» и как особу «не только знатную, но и общеизвестную». Замужем, гетера.

Литературное наследие Катулла состоит из трех частей. Это, с одной стороны, большие произведения в «ученом» стиле, с другой, — мелкие стихотворения, «шутки», распадающиеся в свою очередь на две категории, близкие по содержанию, но отличные по стилю и метрической форме — на стихотворения, составленные в элегическом дистихе (эпиграммы, элегии), и так называемые «полиметры», т. е. стихотворения разнообразной метрической структуры. Преобладающее место среди «полиметров» занимает «одиннадцатисложник» (или «фалекиев стих»). Дошедший до нас сборник произведений Катулла скомпонован таким образом, что начало его составляют «полиметры» (пестрые лирические и ямбические размеры), а конец — эпиграммы (элегические двустишия); в центре помещены большие стихотворения. Принцип – пестрота, разнообразие.

«Полиметры» Катулла отличаются резко выраженной субъективной окраской; внешний мир интересует поэта не сам по себе, а лишь как возбудитель субъективных эмоций, динамика которых и является лирической темой. Основное — это шумная вибрация чувств, физическая радость жизнеощущения.

В соответствии с античной лирической традицией «полиметры» Катулла почти всегда к кому-нибудь обращены, к друзьям или врагам, к любимой, к неодушевленному предмету, наконец к самому автору, к «Катуллу».

Мелкие стихотворения в элегическом размере, эпиграммы и короткие элегии, выдержаны в более спокойных тонах. В эпиграммах центр тяжести перенесен на длительные душевные состояния, которые поэт пассивно констатирует и о которых он может уже размышлять. Но и там и здесь Катулл остается остро субъективным поэтом с одинаковым кругом тем.

Одна из важнейших тем — любовная; это в первую очередь стихи о любви к Лесбии. В сохранившемся сборнике они помещены вперемежку с другими стихотворениями, но по существу составляют законченный цикл. Его любовь стремится подняться над уровнем простого чувственного влечения, но для этого нового и неясного еще античному человеку чувства поэт не имеет подходящих слов и образов. Он говорит о «вечном союзе дружбы» (термин, заимствованный из сферы международных отношений), о том, что любил Лесбию «не как чернь подружку, а как отец любит детей и зятьев», пытается разграничить два вида любви, «любовь» (в традиционном античном смысле, т. е. чувственное влечение) и «благорасположение». Он говорит, что не только любит ее (амо=хочу), но она ему и как друг, и как родная (впрочем, не стоит забывать, что друг – это только мужчина, а родная – мать, сестра, дочь). Лирика Катулла оказывается свободной от штампов. Характерно, что образ Лесбии дается только отдельными штрихами, не образующими целостного рисунка: поэт занят главным образом собой и своими чувствами.

Вторая основная тема лирики Катулла — насмешка, резкая и беспощадная, всегда персонально заостренная против определенных лиц, на манер древних ямбографов; он сам называет свои насмешливые стихотворения «ямбами». Вполне остается он в традиции античной ямбографии и в смысле выбора объектов для осмеяния и поругания: воровство, разврат, нечистоплотность, физические недостатки и т. п., вот те качества, которые Катулл приписывает осмеиваемым им лицам. В этом же тоне выдержаны нападки на Цезаря и в особенности на одного из агентов Цезаря, Мамурру.

Катулл чрезвычайно внимателен к форме. Полиметры стилизованы иначе, чем эпиграммы. Динамичность полиметров находит выражение в быстром темпе, с которым на протяжении немногих стихов нагнетаются вопросы, ответы, восклицания. Язык имеет интимно-фамильярную окраску: много элементов живой обыденной речи, провинциализмов, эмоциональных слов, ласкательных или непристойно-грубых. В эпиграммах все эти

моменты «непосредственного» стиля значительно ослаблены, и преобладает более логическая композиция с чрезвычайно искусным приспособлением движения мысли к ритмическому строю элегического дистиха. «Шутки» Катулла, при всей их кажущейся простоте, представляют собой результат серьезной работы над искусством малой формы. Катулл играет с формой и смыслом текста. Так, он пишет изысканные и изящные тексты про любовь (полиметры) ямбом – частушечным размером.

Более крупные произведения относятся по преимуществу к категории «ученой» поэзии, в первую очередь поэзии александрийского стиля. Самым значительным произведением Катулла в стиле высокого пафоса является эпиллий «Свадьба Пелея и Фетиды». Основное внимание уделено изображению настроений, психологическим мотивировкам, описаниям, патетическим речам. Внутри текста есть длинное отступление об Ариадне. «Рамочная» композиция.

Сочетание «ученого» стиля с приемами фольклорной песни мы находим у Катулла в эпиталамиях (свадебных гимнах).

Катулл внес в поэзию изысканность. Для своего времени он был Пушкиным: научил двусмысленно болтать на латыни о пустяках. Старательная поэзия на случай.

22. Любовные оды Горация. Особенности горацианской философии. Философские мотивы поэзии Горация.

Решающей оказалась для Горация встреча с меценатом. Гораций не верил в политическую власть, у него не было иллюзий. У него есть стихи, в которых он говорит Меценату, что для того, чтобы жить хорошо, нужно бросить Рим. Но Гораций на заказ писал стихи о Риме в дни его юбилея. В тоже время у него есть стихи, в которых он призывает народ не разрушать Рим.

1)Еще в эподах у Горация наметился путь к стихотворениям, которые он назвал "Песни" ("Carmina"). Под этим названием он издал в 23 г. сборник лирических стихотворений в трех книгах. Они были написаны между 31 и 23 гг. до н.э. Ими он хотел закончить свою поэтическую деятельность. Лирические стихотворения Горация уже в античности стали называться одами, и такое название они сохранили до нашего времени.

Восхищаясь греческой поэзией, Гораций ставит себе в заслугу, что он перенес на римскую почву греческую лирику - искусство Алкея, Сафо, Анакреонта.

Перипетии непостоянной любви поэт рисует в высокохудожественной форме диалога в стихотворении III, 9. В одах Горация проходят Лидии, Хлои, Гликеры. В таких стихотворениях Гораций выступает как повеса, который воспевает вино и чувственные наслаждения, без заботы о будущем, о завтрашнем дне. Но в любви Горация нет той силы страсти, которая отличает творчество других лирических поэтов. Любовь его неглубокая, героини малоконкретны. Можно усомниться в действительности существования их, обращения же объясняются особой литературной формой, принятой в лирике и создающей известную интимность.

Любовная лирика не выходит у Горация за пределы легких увлечений. Современники его стремились к изображению же глубокой и сильной страсти и издавали циклы стихотворений, посвященных одной возлюбленной. Совершенно иначе у Горация. В его сборнике мелькает большое количество женских фигур, почти не имеющих индивидуальных черт. Женщины упоминаются в среднем не чаще одного раза. Любовная ода Горация очень сдержанна. Сильное чувство Гораций предпочитает находить у других, а не писать о своих привязанностях. На модные темы сентиментальной любовной элегии Гораций откликается с насмешкой. Не лишено лукавой иронии прославленное любовное стихотворение (III,9)- диалогическая сценка встречи и примирения после размолвки: в трех парных строфах проходит прошлое, настоящее и будущее двух влюбленных, ищущих в любви легких перемен и волнений.

2)Интерес к вопросам этики, свойственный современникам Горация, усилился у римлян еще со времен Цицерона. Философия понималась ими как наука о нравах. Однако в этих вопросах Гораций не придерживался строго определенной философской школы. Для него характерно пестрое, непоследовательное сочетание взглядов и требований разнообразных философских систем. В эпоху Августа эклектизм был распространен, существовала даже эклектическая школа Секстин из Александрии. Последние годы республики и утверждавшегося принципата, когда образованные слои римского общества понимали эпикурейскую этику как призыв к неограниченному наслаждению, способствовали появлению у Горация взглядов, близких к эпикуреизму, от которых он до самого конца не отказывался. К этому присоединилось несомненное влияние на него поэмы Лукреция "О природе вещей", следы которого можно найти в сатире I, 5, оде I, 4, послании I, 12 и др. Это учение также пользовалось успехом. В нем отражался идеал мудреца, в

котором современники Горация, идеализировавшие прошлое, видели древнего римлянина с присущими ему добродетелями: любовью к родине, благочестием, мужеством.

3) Требование "золотой середины", которое Гораций развертывает в оде к Лицинию (II, 10), есть отражение философии умеренных стоиков. Оно отвечало духу времени как оправдание изменчивости счастья. "Хранить старайся духа спокойствие",- начинает Гораций оду 3 книги И. Это важно в горе и радости, так как "всех ждет один конец - подземное царство".

Поэт стремится писать свои сатиры изящным, непринужденным языком, близким к устной беседе образованного человека. Однако от острой политической насмешки, свойственной Луцилию, Гораций отказывается. Свое внимание он концентрирует на проблеме личного счастья, желая научить своих читателей жизненной мудрости. Разбирая и по-своему акцентируя отдельные положения эпикурейской и стоической философии, поэт выдвигает теорию довольства малым, наслаждения скромными благами жизни и умственным трудом. В условиях империи это была своего рода "защитная философия", помогавшая поэту сохранить внутреннюю независимость и известную свободу взглядов.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта